УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ НА СКОРОСТНОМ ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ ПРИ ЕГО ТОРМОЖЕНИИ Российский патент 2018 года по МПК B60L8/00 B61H11/10 B61H9/06 B60T1/16 

Описание патента на изобретение RU2649278C2

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к устройствам для получения электрической энергии на транспортном средстве при его торможении.

Известны технические решения для выработки электрической энергии на высокоскоростном электропоезде с диффузионными устройствами в виде сеток с окнами для снижения давления воздуха и преобразования ветровой энергии в электрическую (патент РФ №2505426 по кл. B60L 8/00 от 27.01.2014 г. и патент патент РФ №2574304 по кл. В61С 3/02 от 10.02.2016 г.)

Недостатком данных устройств является относительно низкая эксплуатационная надежность высокоскоростного поезда, заключающаяся, в частности, в том, что при торможении электропоезда имеет место большая нагрузка на тормозную систему колес, приводящая к значительному износу тормозных элементов и дополнительным энергозатратам при их работе.

С другой стороны, размещение ветрового турбогенератора на крыше вагона электропоезда повышает лобовое сопротивление при движении электропоезда, что также приводит к дополнительным энергозатратам.

Известно транспортное устройство, в котором для снижения нагрузки на колесные тормоза используются аэродинамические тормоза, выполненные в виде управляемых обтекателей, размещенных на крыше транспортного средства (патент ФРГ №2851983 по кл. В60Т 1/16 от 1980 г.).

При создании высокоскоростных средств со скоростями от 200 километров в час и выше решается задача построения обтекаемых форм корпуса с минимальным количеством элементов, выходящих за пределы заданных форм корпуса.

С другой стороны решается задача создания устройств колесного торможения транспортного средства для остановки его и иногда для притормаживания транспортного средства при движении его по линии железной дороги

Для решения такой задачи используются аэродинамические тормоза в виде управляемых обтекателей.

И третья задача, которая ставится при создании скоростного транспортного средства - это минимизация затрачиваемой электрической энергии для требуемого функционирования элементов узлов транспортного средства.

Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, заключается в создании устройства для получения электрической энергии на скоростном транспортном средстве при его торможении, повышения эксплуатационной стойкости тормозной системы транспортного средства и сокращения тормозного пути.

Поставленная задача решается за счет того, что в устройстве для получения электрической энергии на скоростном транспортном средстве при его торможении, содержащем размещенные на корпусе транспортного средства аэродинамические тормоза в виде поворотных элементов, каждый из которых выполнен в виде двух створок, расположенных эквидистантно относительно продольной оси корпуса, под створками в корпусе выполнена полость для размещения ветрового генератора электрической энергии, при этом полость образована отверстием в корпусе с вертикальными стенками по контуру отверстия.

На фиг. 1, 2, 3 представлена схема устройства для получения электрической энергии на скоростном транспортном средстве при его торможении.

Фиг. 1 - вид сверху устройства скоростного транспортного средства, фиг. 2 - вид спереди и фиг. 3 - общий вид скоростного транспортного средства с устройством для получения электрической энергии.

Представленная схема заявленного устройства для получения электрической энергии на скоростном транспортном средстве при его торможении содержит корпус транспортного средства 1 с обтекателем 2, содержащим две створки 3, расположенные эквидистантно относительно продольной оси корпуса, цилиндрическую полость 4, внутри которой расположен турбовентилятор 5, механически связанный с маховиком 6 и генератором 7, который, в свою очередь, электрически связан с потребителем или накопителем электрической энергии 8 (аккумуляторы и другие потребители), каналы 9 и окна 10 служат для выхода воздуха.

Заявленное устройство для получения электрической энергии на скоростном транспортном средстве при его торможении работает следующим образом.

При движении скоростного транспортного средства 1 створки 3 обтекателя корпуса 2 транспортного средства сведены. При торможении одновременно с подачей сигнала на тормозную систему транспортного средства подается сигнал и на систему открывания створок 3. В начальный момент створки 3 открываются принудительно механизмом открывания на определенный угол, после чего дальнейшее открывание створок происходит за счет воздушного потока.

Воздушный поток, сформировавшийся при открытии створок, направляется на расположенный в цилиндрической полости 4 турбовентилятор 5. Для более полного использования энергии воздушного потока имеется маховик 6, механически связанный с турбовентилятором 5 и генератором 7, который, в свою очередь, электрически связан с потребителем или накопителем энергии 8 (аккумуляторы или другие потребители энергии). Воздушный поток, пройдя через турбовентилятор 5, направляется по каналам 9 на выходные окна 10 транспортного средства.

Раскрытие в момент торможения скоростного транспортного средства створок обтекателя приводит, помимо получения электрической энергии, к созданию высокоэффективного аэродинамического тормоза, способствующего сокращению тормозного пути скоростного транспортного средства, а также продлению ресурса тормозной системы транспортного средства за счет снижения нагрузок на тормозную систему. В случае необходимости включение аэродинамического тормоза в работу может осуществляться независимо от основной тормозной системы.

По окончании процесса торможения створки возвращаются в исходное положение.

Похожие патенты RU2649278C2

название год авторы номер документа
Кузов вагона 1990
  • Варава Владимир Иванович
  • Левит Георгий Михайлович
  • Хрипунов Виктор Николаевич
  • Огурцовский Геннадий Петрович
SU1752615A1
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ТОРМОЗ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2014
  • Ким Константин Константинович
  • Титова Тамила Семеновна
RU2571841C1
МНОГОРАЗОВЫЙ РАКЕТНО-АВИАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ И СПОСОБ ЕГО ВОЗВРАЩЕНИЯ НА КОСМОДРОМ 2010
  • Рябуха Николай Николаевич
RU2442727C1
ПЛАНИРУЮЩИЙ КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ (ВАРИАНТЫ) СО СТВОРЧАТЫМ ГОЛОВНЫМ ОБТЕКАТЕЛЕМ И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЕГО ВОЗВРАЩЕНИЕМ НА АЭРОДРОМ 2011
  • Рябуха Николай Николаевич
RU2479469C1
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ТОРМОЗ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1998
  • Вейтцель О.О.
RU2138413C1
ТЕПЛОЛЕТ 2003
  • Тимошин В.К.
  • Тимошин В.В.
RU2242399C2
Устройство управления тормозом железнодорожного транспортного средства 1981
  • Смелов Владимир Николаевич
  • Козюлин Лев Васильевич
  • Беляков Николай Иванович
  • Перов Николай Николаевич
SU1031823A1
РЕАКТИВНЫЙ ЛОКОМОТИВ 2005
  • Фишбейн Борис Давидович
RU2290333C1
ВОЗВРАЩАЕМАЯ ВЕРХНЯЯ СТУПЕНЬ ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЁ ПОСАДКИ 2023
  • Петрищев Владимир Фёдорович
RU2818924C1
ЭЛЕКТРОПОЕЗД ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ, ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЙ, ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ ДЛЯ ЛЮДЕЙ 2013
  • Сердечный Александр Семенович
  • Сердечный Алексей Александрович
RU2544440C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 649 278 C2

Реферат патента 2018 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ НА СКОРОСТНОМ ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ ПРИ ЕГО ТОРМОЖЕНИИ

Изобретение относится к электрическим тяговым системам транспортных средств с питанием от ветрового генератора. Устройство для получения электрической энергии на скоростном транспортном средстве при его торможении содержит размещенные на корпусе транспортного средства аэродинамические тормоза. Аэродинамические тормоза выполнены в виде поворотных элементов, каждый из которых выполнен в виде двух створок, расположенных эквидистантно относительно продольной оси корпуса. Под створками в корпусе выполнена полость для размещения ветрового генератора. При этом полость образована отверстием в корпусе и вертикальными стенками по контуру отверстия. Технический результат изобретения заключается в повышении эксплуатационных характеристик тормозной системы. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 649 278 C2

Устройство для получения электрической энергии на скоростном транспортном средстве при его торможении, содержащее размещенные на корпусе транспортного средства аэродинамические тормоза, отличающееся тем, что аэродинамические тормоза выполнены в виде поворотных элементов, представляющих собой две створки, расположенные эквидистантно относительно продольной оси корпуса, под створками в корпусе выполнена полость для размещения ветрового генератора электрической энергии, при этом полость образована отверстием в корпусе и вертикальными стенками по контуру отверстия.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2649278C2

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ТОРМОЗ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2014
  • Ким Константин Константинович
  • Титова Тамила Семеновна
RU2571841C1
WO 2007073273 A1, 28.06.2007
ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2010
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2420425C1
ЭЛЕКТРОПОЕЗД ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ, ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЙ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЧИСТЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ ДЛЯ ЛЮДЕЙ 2012
  • Сердечный Александр Семенович
  • Сердечный Алексей Александрович
RU2507087C2

RU 2 649 278 C2

Авторы

Шаталов Лев Николаевич

Дронова Елена Александровна

Шитова Лидия Ивановна

Даты

2018-03-30Публикация

2016-07-12Подача