СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОГО ИЛИ ЗАНЯТОГО СОСТОЯНИЯ УЧАСТКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ НА ПЕРЕГОНАХ И СТАНЦИЯХ ДЛЯ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ Российский патент 2018 года по МПК B61L23/00 

Описание патента на изобретение RU2651534C1

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и может быть использовано для контроля свободного или занятого состояния участка железнодорожного пути на перегонах и станциях при наличии контактной сети.

Известен способ контроля свободного или занятого состояния участка железнодорожного пути на перегонах и станциях с помощью электрических рельсовых цепей, т.к. этот способ является основным, он описан практически во всех источниках по автоматике на железнодорожном транспорте. Например, в следующих источниках:

1. В.И. Сороко, В.М. Кайнов, Г.Д. Казиев. Автоматика, телемеханика и вычислительная техника на железных дорогах России: Энциклопедия: в 2 т. Т. 1 - М.: НПФ "Планета", 2006. - 736 с.

2. Учебное издание. Сапожников В.В., Кононов В.А. Электрическая централизация стрелок и светофоров. Учебное иллюстрированное пособие для вузов железнодорожного транспорта. - М.: Маршрут, 2002. - 168 с.

3. Книга-альбом. Виноградова В.Ю. Автоблокировка и переездная сигнализация. Учебное иллюстрированное пособие. - М.: Маршрут, 2003. - 20 с.

Работает этот способ следующим образом.

Автоматическая смена сигнальных показаний проходных светофоров достигается тем, что в пределах каждого блок-участка устраивают электрические рельсовые цепи, через которые поезд своей колесной парой воздействует на аппаратуру управления огнями светофора.

Блок-участок – это перегон, расположенный между двумя смежными светофорами при автоблокировке. На блок-участке может находиться только один поезд, ограждаемый светофором от входа на этот блок-участок второго поезда.

Рельсовая цепь представляет собой электрическую цепь, в которой имеется источник питания и нагрузка (путевое реле), а проводниками электрического тока служат рельсовые нити железнодорожного пути.

Недостаткам данного способа являются закорачивание стыка металлической стружкой вследствие воздействия магнитного поля, создаваемого намагниченными торцами рельсов, ненадежностью стыковых соединителей, изломов рельса, повреждения при путевых работах. При длительной сухой погоде металлическая пыль от проходящих поездов покрывает шпалы и балласт. Эта пыль, будучи смочена теплым дождем, является причиной большой утечки, что вызывает отпадание якоря путевого реле. Сильный дождь смывает пыль в глубину балласта и это уменьшает возможность правильной работы рельсовой цепи. Также к недостаткам можно отнести подверженность влиянию посторонних лиц(вандалов), которые закорачивают рельсовые цепи посторонними предметами.

Изобретение направлено на устранение этих недостатков и достижение более надежной и эффективной работы железнодорожной автоматики для контроля свободного или занятого состояния участка железнодорожного пути на перегонах и станциях, но в отличии от описанного выше способа может быть использовано только для электропоездов т.е. при наличии контактной сети.

Контактная сеть представляет собой комплекс устройств для передачи электроэнергии от тяговых подстанций к электроподвижному составу через токоприемники.

Основными элементами контактной сети являются:

- контактный провод, который является основным или единственный проводом контактной подвески, осуществляющий непосредственный контакт с токоприемниками электроподвижного состава в процессе токосъема;

- несущий трос - один из проводов контактной цепной подвески, подвешиваемый на изоляторах к консолям опор контактной сети, располагаемым на прямых участках на расстоянии 65-90 м одна от другой;

- звеньевые струны - составленные из двух и более шарнирно связанных звеньев жесткой проволоки, с помощью которого один из ее проводов (как правило, контактный) подвешивается к другому - несущему тросу;

- поперечина - служит для подвешивания проводов контактной сети, расположенных над несколькими путями;

- опоры - конструкции для закрепления поддерживающих и фиксирующих устройств контактной сети, воспринимающие нагрузку от ее проводов и других элементов;

- изоляторы - устройства для изоляции проводов контактной сети, находящихся под напряжением;

- консоль - поддерживающее устройство, закрепленное на опоре, состоящее из кронштейна и тяги;

На Фиг. 1 показаны основные элементы контактной сети: контактный провод 1, несущий трос 2, звеньевая струна 3, поперечина 4, опора 5, изоляторы 6, консоль 7.

На Фиг. 2 показана схема, реализующая работу предлагаемого способа. Под действием тока в контактном проводе 1 появляется электромагнитное поле, которое образуется вокруг контактного провода 1. В момент прохода токосъемника электропоезда по контактному проводу 1 происходит скачок тока, вызванный переходным процессом, который в свою очередь ведет к скачку по току и, соответственно к скачку магнитного поля. Если в месте начала блок-участка на высоте границы электромагнитного поля контактного провода 1 на звеньевую струну 3 установить магнитный датчик 4, то он будет фиксировать этот скачок магнитного поля и тем самым определять факт заезда электропоезда на блок-участок. Далее сигнал с магнитного датчика 4 поступает по сигнальному кабелю 5 на схему обработки сигнала 6 и далее на управление светофором.

В качестве датчиков магнитного поля можно использовать следующие:

A) использующие эффект Виганда;

Б) магниторезистивные;

B) индукционные;

Г) работающие на эффекте Холла.

Похожие патенты RU2651534C1

название год авторы номер документа
Устройство для централизованной автоблокировки с бесстыковыми рельсовыми цепями тональной частоты 2018
  • Киселева Светлана Владимировна
  • Красовицкий Дмитрий Михайлович
  • Куваев Сергей Иванович
  • Марков Алексей Валерьевич
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Фомин Сергей Александрович
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2693992C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЙ НА НЕОХРАНЯЕМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ 2017
  • Нигай Руслан Михайлович
  • Шиян Владислав Иванович
RU2656807C1
ВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ НА УСКОРЕННО ВОССТАНАВЛИВАЕМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕГОНАХ 2019
  • Зорин Василий Иванович
  • Лагунов Сергей Александрович
RU2732636C1
Устройство для централизованной автоблокировки с бесстыковыми рельсовыми цепями тональной частоты 2019
  • Кисельгоф Геннадий Карпович
  • Кравец Игорь Михайлович
  • Куваев Сергей Иванович
  • Марков Алексей Валерьевич
  • Миронов Владимир Сергеевич
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Шулейкин Алексей Владимирович
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2698591C1
СПОСОБ ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ НА ПЕРЕГОНЕ С АВТОБЛОКИРОВКОЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Воронин Владимир Альбертович
  • Марков Алексей Валерьевич
  • Мурин Сергей Анатольевич
  • Племяшов Сергей Игоревич
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2491198C1
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПЕРЕГОННЫХ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ ТОНАЛЬНОЙ ЧАСТОТЫ 2009
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Зорин Василий Иванович
  • Воронин Владимир Альбертович
  • Шухина Елена Евгеньевна
  • Казиев Гурам Дмитриевич
  • Гордон Борис Моисеевич
  • Кайнов Виталий Михайлович
RU2392154C1
СИСТЕМА ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ НА ПЕРЕГОНЕ 2013
  • Красовицкий Дмитрий Михайлович
  • Юдин Сергей Сергеевич
RU2536299C1
СИСТЕМА ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ПОЕЗДОВ НА ПЕРЕГОНЕ 2012
  • Боклажков Руслан Владиславович
  • Гордон Борис Моисеевич
  • Киселева Светлана Владимировна
  • Коровин Александр Сергеевич
  • Красовицкий Дмитрий Михайлович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Свешников Владимир Иванович
  • Шустов Дмитрий Васильевич
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2511748C1
Централизованная система контроля перегонных рельсовых цепей тональной частоты для высокоскоростного движения 2017
  • Боклажков Руслан Владиславович
  • Кисельгоф Геннадий Карпович
  • Куваев Сергей Иванович
  • Марков Алексей Валерьевич
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Раков Виктор Викторович
  • Розенберг Игорь Наумович
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2657118C1
СИСТЕМА ДЛЯ ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ НА ПЕРЕГОНАХ 2014
  • Боклажков Руслан Владиславович
  • Воронин Владимир Альбертович
  • Вериго Александр Михайлович
  • Марков Алексей Валерьевич
  • Раков Виктор Викторович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2583397C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 651 534 C1

Реферат патента 2018 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ СВОБОДНОГО ИЛИ ЗАНЯТОГО СОСТОЯНИЯ УЧАСТКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ НА ПЕРЕГОНАХ И СТАНЦИЯХ ДЛЯ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте для контроля состояния занятости участка железнодорожного пути. В способе контроля свободного или занятого состояния участка железнодорожного пути на перегонах и станциях в качестве информации о заезде электропоезда на блок-участок используют сигнал, снятый с магнитного датчика при прохождении токосъемника электропоезда, расположенного около контактного провода питающей контактной сети в начале блок-участка. Достигается повышение надежности контроля состояния занятости/свободности пути. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 651 534 C1

Способ контроля свободного или занятого состояния участка железнодорожного пути на перегонах и станциях, характеризующийся тем, что используют в качестве информации о заезде электропоезда на блок-участок сигнал, снятый с магнитного датчика при прохождении токосъемника электропоезда, расположенного около контактного провода питающей контактной сети в начале блок-участка.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2651534C1

Устройство блокировки занятости блок-участков электрифицированных линий 1977
  • Кордаков Валерий Николаевич
  • Пантелеев Андрей Сергеевич
  • Лакота Ольга Борисовна
  • Рышкова Маргарита Константиновна
SU653160A1
Фазочувствительная рельсоваяцЕпь 1979
  • Карачевцев Виктор Васильевич
SU812629A1
RU 2008150328 A, 27.06.2010
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СВОБОДНОСТИ СТАНЦИОННЫХ УЧАСТКОВ ПУТИ 2008
  • Щиголев Сергей Александрович
  • Шевцов Владимир Алексеевич
  • Зайцев Валерий Юрьевич
  • Папшев Сергей Александрович
RU2362697C1

RU 2 651 534 C1

Авторы

Нигай Руслан Михайлович

Нигай Анастасия Руслановна

Нигай Евгений Русланович

Даты

2018-04-19Публикация

2016-11-11Подача