Гребной винт пропульсивных систем Российский патент 2018 года по МПК B63H1/26 

Описание патента на изобретение RU2652333C1

Изобретение относится к судостроению, а именно к гребным винтам пропульсивных систем судов.

Известны конструкции гребных винтов, у которых повышение эффективности (КПД, тяги) обеспечивается за счет всевозможных изменений геометрии лопастей, нанесения на поверхности лопастей различных рельефов в виде выступов и углублений (патенты РФ №№: 2524511, 2523720, 2510357, 2469906, 2438917, 2412082, 2385255,2313469, 2279992, 2228878, 2198818, 2127208, 2108265, 2482011, 2452653, 2438917, 2390463, 2228878, 2222469, 2108265, 2073346, 2031051).

Недостатком таких устройств является их малое тяговое усилие.

Частично указанного недостатка лишена конструкция гребного винта для судов с винтовой рабочей поверхностью, имеющей отверстия (патент SU № 19475, МПК B63H 1/18, 1931г.), и гребной судовой винт (патент РФ № 2094304, МПК В63H 1/26, B63H 1/18, 1997г.), выбранный в качестве прототипа, у которого перпендикулярно средней линии сечения профиля лопасти выполнены сквозные отверстия.

Недостатком винта, выбранного в качестве прототипа, является малая эффективность, связанная с тем, что конструкция, решая задачу снижения кавитации, не увеличивает, а лишь сохраняет его пропульсивные качества – тяговое усилие.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение эффективности гребных винтов пропульсивных систем – величины тягового усилия.

Это достигается тем, что в каждой из лопастей параллельно средней линии лопасти в её цилиндрическом сечении выполнены сквозные пазы под углом оси паза в поперечном сечении к нормали к хорде профиля лопасти меньше 90 градусов в направлении вектора окружной линейной скорости вращения винта.

Это позволяет получить дополнительное тяговое усилие за счет эффекта «подъёмной силы крыла» при протекании потока жидкости через сквозные пазы.

На фиг. 1 и фиг. 2 изображен гребной винт, состоящий из ступицы 1 и лопастей 2 с нагнетательной поверхностью 3 и всасывающей поверхностью 4, в которых параллельно средней линии 5 лопасти в её цилиндрическом сечении 6 выполнены сквозные пазы 7 под углом 8, между осью паза 9 в его поперечном сечении и нормалью 10 к хорде 11 профиля лопасти, меньшим 90 градусов, в направлении вектора окружной линейной скорости 12 вращения винта.

Устройство работает следующим образом. При вращении винта на нагнетательной поверхности лопасти винта образуется повышенное давление жидкости, а на всасывающей поверхности – пониженное. За счет разности перепада этих давлений часть жидкости из нагнетательной области будет перетекать через сквозные пазы во всасывающую область. За счет этого перетекания скорость обтекающего лопасть потока жидкости в нагнетательной области снизится, а во всасывающей возрастет. Это вызовет увеличение давления жидкости на лопасть в нагнетательной области и снизит его во всасывающей области. Благодаря этому произойдет дополнительное увеличение разности давлений между нагнетательной и всасывающей областями лопасти, что, в свою очередь, приведет к увеличению тягового усилия пропульсивной системы.

Доказательством достижения поставленной цели являются сравнительные результаты моделирования процессов обтекания жидкостью профилей прототипа и винта предлагаемой конструкции при значении угла оси паза в поперечном сечении к нормали к хорде профиля лопасти меньше 90 градусов. Полученные численным моделированием результаты представлены на фиг. 3 – фиг. 6.

На фиг. 3 и фиг. 4 представлены распределения жидкости на всасывающую поверхность профиля гребного винта без сквозного паза (фиг. 3) и со сквозным пазом (фиг. 4). Из представленных рисунков видно, что среднее давление жидкости на всасывающую поверхность гребного винта со сквозным пазом ниже, чем без паза.

На фиг. 5 и фиг. 6 представлены распределения жидкости на нагнетательную поверхность профиля гребного винта без сквозного паза (фиг.5) и с пазом (фиг. 6). Из представленных чертежей видно, что среднее давление жидкости на нагнетательную поверхность гребного винта со сквозным пазом выше, чем без паза.

Таким образом, проведенное математическое моделирование показывает, что разница средних давлений на нагнетательную и всасывающую поверхности у гребных винтов со сквозным пазом выше, чем у винтов без паза. Указанное обстоятельство ведет к увеличению тягового усилия гребного винта при оснащении его сквозными пазами.

Предлагаемое техническое решение является новым. Отличие от прототипа - применение наклонных по отношению к средней линии профиля сквозных пазов. Достоинством такой конструкции является то, что она позволяет увеличить тяговое усилие пропульсивных систем.

Похожие патенты RU2652333C1

название год авторы номер документа
ПЕТЛЕВИДНЫЙ ГРЕБНОЙ ВИНТ 2022
  • Месропян Арсен Владимирович
  • Шабельник Юлия Андреевна
RU2780771C1
ПУСТОТЕЛАЯ ЛОПАСТЬ СУДОВОГО ГРЕБНОГО ВИНТА 2008
  • Вексляр Валерий Яковлевич
  • Морозкин Геннадий Дмитриевич
  • Виноградов Валентин Павлович
  • Ванюхин Валентин Иванович
RU2368534C1
ГРЕБНОЙ ВИНТ 2013
  • Славгородская Александра Владимировна
  • Лапшин Андрей Викторович
  • Богаевский Андрей Игоревич
  • Китаев Максим Владимирович
  • Молоков Константин Александрович
  • Немкин Дмитрий Викторович
RU2539870C1
Гребной винт в кольцевой насадке 2022
  • Абуев Валентин Лермонтович
  • Ермоленко Анатолий Николаевич
  • Магилат Игорь Александрович
  • Месропян Арсен Владимирович
  • Платонов Евгений Александрович
RU2774200C1
ГРЕБНОЙ СУДОВОЙ ВИНТ 1994
  • Рубинов Владимир Юльевич
RU2094304C1
СУДОВАЯ ПРОПУЛЬСИВНАЯ ВЕТРОУСТАНОВКА 1990
  • Викторук Василий Андреевич
RU2031052C1
ПРОПУЛЬСИВНЫЙ КОМПЛЕКС ТОРПЕДЫ, СПОСОБ РАБОТЫ И ВАРИАНТЫ ДВИЖИТЕЛЯ 2020
  • Палецких Владимир Михайлович
RU2757339C1
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС 2000
  • Кеслер А.А.
RU2175297C1
АМОРТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО СТУПИЦЫ ГРЕБНОГО ВИНТА 2011
  • Власов Игорь Борисович
  • Славгородская Александра Владимировна
RU2470826C1
ВИНТОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2000
  • Дюриш-Иовина Елена Николаевна
  • Иовин Н.В.
RU2200113C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 652 333 C1

Реферат патента 2018 года Гребной винт пропульсивных систем

Изобретение относится к судостроению, а именно к гребным винтам пропульсивных систем судов. Гребной винт пропульсивных систем содержит ступицу с лопастями, в каждой из которых параллельно средней линии лопасти в её цилиндрическом сечении выполнены сквозные пазы под углом оси паза в поперечном сечении к нормали и к хорде профиля меньше 90° в направлении вектора окружной линейной скорости вращения винта. Достигается повышение эффективности гребного винта и увеличение тягового усилия. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 652 333 C1

Гребной винт пропульсивных систем, содержащий ступицу с лопастями, в каждой из которых выполнены сквозные пазы, отличающийся тем, что сквозные пазы выполнены параллельно средней линии лопасти в её цилиндрическом сечении под углом оси паза в поперечном сечении к нормали к хорде профиля лопасти меньше 90° в направлении вектора окружной линейной скорости вращения винта.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2652333C1

ГРЕБНОЙ СУДОВОЙ ВИНТ 1994
  • Рубинов Владимир Юльевич
RU2094304C1
Пятиходовой пробковый кран для вибрационно-прессовой машины 1959
  • Алексеев Б.И.
SU129079A1
EA 199900930 A1, 26.06.2000
SE 9004030 L, 18.06.1992.

RU 2 652 333 C1

Авторы

Мюллер Оскар Давыдович

Малыгин Владимир Иванович

Кремлева Людмила Викторовна

Лобанов Николай Владимирович

Даты

2018-04-25Публикация

2017-01-20Подача