Изобретение относится к способам обучения детей в игровой форме. Оно предназначено для повышения эффективности обучения и оценки усвоения информационного материала детьми дошкольного возраста. Вместе с тем, оно может быть использовано и при обучении других возрастных групп, включая лиц из специальных медицинских групп. В частности, способ может быть использован с применением мультимедийных средств, формирующих звуковой ряд и визуальные образы на уроках иностранного языка на ранней стадии обучения.
Гиподинамия - одна из наиболее острых проблем в современном мире. За последние годы отмечается значительное качественное ухудшение здоровья населения, особенно это касается школьников. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний [1].
В настоящее время детские учреждения и школы сориентированы на использование разнообразных традиционных форм и видов физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни ребенка. При этом наблюдается потребность овладения современными инновационными технологиями сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики переутомления и предупреждения заболеваний детей. По мнению специалистов, особое внимание заслуживают технологии комплексного обучения детей дошкольного возраста.
Для повышения эффективности педагогического процесса при работе с детьми младшей возрастной группы важно придать обучению эмоционально-игровой характер. Игры детям доставляют удовольствие, развивают у них активность и соревновательность. Чем больше разносторонних игр и игровых упражнений применяется в детском возрасте, тем богаче становится двигательный опыт ребенка, а это немаловажно в дальнейшем при формировании профессиональных навыков взрослого человека.
Все вышесказанное коротко раскрывает проблемы и определяет актуальность создания технологий эффективного обучения и оценки знаний ребенка в гармонично развивающей среде.
Уровень техники
Известны световые интерактивные панели и интерактивный пол, на который передается изображение, способное изменяться в зависимости от перемещений человека. Использование интерактивной компьютерной графики позволяет создать на поверхности интерактивного пола большое число динамичных световых эффектов [2].
Однако такие системы не предназначены для обучения и оценки усвоения информационного материала.
Известен способ тренировки и информирования спортсменов [3], предназначенный для информирования спортсменов в ходе тренировки. В данном способе программно-аппаратный комплекс фиксирует перемещения спортсмена и формирует перед ним динамичный визуально-информационный образ. Таким образом, изменяя текстовое, символическое и мультимедийное содержание образа информируют отдельных спортсменов о режимах и параметрах тренировочного процесса.
Недостатком данного способа является отсутствие возможности обучать и оценивать знания ребенка в игровой форме.
Известен интерактивный способ обучения детей младшего возраста по патенту [4|, где обучение проводится в интерактивной среде, сформированной программно-аппаратным комплексом, которым обучаемому человеку предъявляют для распознания визуально-информационные образы. В данном способе программно-аппаратным комплексом, содержащим систему световой подсветки, видеокамеру, компьютер и систему озвучивания, формируют на игровом поле, на заданном расстоянии друг от друга, заданное количество мобильных и/или стационарных визуально-информационных образов, расположенных на заданных программой комплекса расстояниях от находящегося на игровом поле обучаемого. При этом каждый из визуально-информационных образов является правильным или неправильным вариантом ответа на соответствующий вопрос, который задается обучаемому системой озвучивания комплекса одновременно с проекцией визуально-информационных образов на игровое поле. Задача обучаемого - после прослушивания и оценки вопроса выполнить перемещения по игровому полю в площадь визуально-информационного образа, который он считает правильным ответом. Видеокамера, установленная над игровым полем, фиксирует перемещения обучаемого и передает данные о его местонахождении в программно-аппаратный комплекс для видеоанализа, автоматической обработки статистических данных и генерирования звукового или светового условного сигнала - указания правильности ответа обучаемого и/или изменения видеоконтента на игровом поле и продолжения теста. Для предъявления обучаемому дополнительной физической нагрузки задается программа комплекса, которая формирует мобильные информационно-визуальные образы, удаляющиеся от обучаемого в границах игрового поля с заданной максимальной скоростью, в зависимости от действий, направления и скорости перемещения обучаемого.
Недостатком данного способа является сложность формирования ярких контрастных образов, особенно в условиях яркого освещения игровых комнат или уличных игровых площадок.
Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности обучения ребенка и оценки усвоения им информационного материала за счет интерактивных игровых форм с техническими средствами, формирующими достаточно яркие информационные образы в условиях яркой освещенности детских площадок.
Технический результат достигается тем, что обучение проводится в интерактивной среде, сформированной программно-аппаратным комплексом, которым обучаемому человеку предъявляют для распознания визуально-информационные образы, а программно-аппаратным комплексом, содержащим систему формирования видеоконтента, видеокамеру, компьютер и систему озвучивания, формируют на игровом поле, на заданном расстоянии друг от друга, заданное количество мобильных и/или стационарных визуально-информационных образов, расположенных на заданных программой комплекса расстояниях от находящегося на игровом поле обучаемого. Каждый из визуально-информационных образов является правильным или неправильным вариантом ответа на соответствующий вопрос, который задается обучаемому системой озвучивания комплекса одновременно с формированием визуально-информационных образов. Задача обучаемого - после прослушивания и оценки вопроса выполнить перемещения по игровому полю к визуально-информационному образу, который он считает правильным ответом. Видеокамера, установленная над игровым полем, фиксирует перемещения обучаемого и передает данные о его местонахождении в программно-аппаратный комплекс для видеоанализа, автоматической обработки статистических данных и генерирования звукового или светового условного сигнала - указания правильности ответа обучаемого и/или изменения видео контента и продолжения теста. Для предъявления обучаемому дополнительной физической нагрузки задается программа комплекса, которая формирует мобильные информационно-визуальные образы, удаляющиеся от обучаемого в границах игрового поля с заданной максимальной скоростью, в зависимости от действий, направления и скорости перемещения обучаемого. Причем новым является то, что в состав программно-аппаратного комплекса входит заданное число мобильных радиоуправляемых платформ, которые содержат мониторы заданного размера, формирующие визуально-информационные образы, при этом регистрация контакта обучаемого с радиоуправляемой платформой осуществляется системой видеорегистрации и/или системой заданного количества датчиков, закрепленных на платформе.
В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.
Технический характер решения подтверждается наличием технического результата, получаемого при осуществлении данного изобретения. Предложенный способ впервые указывает путь и технические средства, при помощи которых поставленная задача может быть решена.
Предлагаемый способ осуществляется следующим образом. На игровой площадке располагают программно-аппаратный комплекс, включающий технические средства, которые позволяют осуществлять контроль за перемещениями обучаемого и за радиоуправляемыми платформами, на которых установлены мониторы заданного размера, на которых формируются визуально-информационные образы. Вокруг обучаемого, находящегося на игровой площадке, располагают несколько радиоуправляемых платформ, на мониторах которых отображаются визуально-информационные образы. Это могут быть символы, слова или изображения по теме. Одновременно с формированием видеоконтента, звуковоспроизводящая аппаратура программно-аппаратного комплекса по заданной программе озвучивает вопрос, ответом на который является один или несколько сформированных образов.
Задача обучаемого - после прослушивания и оценки вопроса осуществить свое перемещение по игровой площадке к радиоуправляемой платформе с информационно-визуальным образом, который, по его мнению, является правильным ответом, и коснуться фигуры рукой. Физическая нагрузка на ребенка регулируется программно величиной пути перемещения к образу и ограничением времени для выполнения решения. Для предъявления обучаемому дополнительной физической нагрузки задается программа комплекса, которая формирует активные мобильные радиоуправляемые фигуры-платформы, удаляющиеся от обучаемого в границах игрового поля с заданной максимальной скоростью, в зависимости от действий, направления и скорости перемещения обучаемого.
Касание обучаемого радиоуправляемой платформы и его перемещения по всей площади игрового поля фиксирует видеокамера, закрепленная на заданной высоте над игровым полем. Она фиксирует все действия и перемещения обучаемого и передает данные о его местонахождении в программно-аппаратный комплекс для видеоанализа, автоматической обработки статистических данных и генерирования звукового или светового условного сигнала - указания правильности ответа обучаемого и/или изменения видеоконтента на мониторах и продолжения игры-теста. Момент касания испытуемых радиоуправляемой фигуры может фиксироваться и при помощи сенсорных датчиков, закрепленных на каждой фигуре, которые связаны с другими системами программно-аппаратного комплекса по радиоканалу. Процесс останавливается специальным сигналом или выключением мониторов. Программно-аппаратный комплекс формирует базу данных по результатам разновременных тестов. Эти данные являются основой для анализа знаний испытуемого и корректировки его обучения.
Пример реализации данного способа. В детском саду на занятии по теме «Цвета» педагог приглашает в центр игровой площадки одного из детей и запускает соответствующую программу программно-аппаратного комплекса.
Программно-аппаратный комплекс, содержащий три радиоуправляемые платформы, формирует на их мониторах три цветных пятна: желтый, зеленый, фиолетовый, и одновременно звучит из динамика комплекса: «Давайте найдем фиолетовый цвет». После начала движения ребенка в сторону фигуры с фиолетовым монитором, комплекс, осуществляя контроль над действиями ребенка, перемещает ее по кругу, змейкой и произвольным образом с заданной скоростью до тех пор, пока ребенок не догонит ее и не коснется рукой. При первом касании фигура останавливается, дается звуковой и/или световой комментарий.
На уроке английского языка озвученным вопросом: «Where is a cat? (Где кошка?)» и одновременным формированием на мониторах изображений нескольких животных, в том числе и кошки, можно также узнать, понимает ли ребенок значение данной лексической единицы в составе речевого образца.
По количеству правильных ответов педагог оценивает качество усвоения и понимания рассматриваемого информационного материала. По мере усвоения учащимися нового материала игра усложняется и видоизменяется.
Следует отметить, что при осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические средства, для работы программно-аппаратного комплекса может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение и средства визуализации объектов. Современный уровень техники позволяет создать различные радиоуправляемые фигуры-платформы с мониторами, удобными для реализации данного изобретения. Это позволяет реализовать многовариантные режимы предлагаемого интерактивного способа обучения.
Совокупность приемов и порядок практических действий в данном изобретении обеспечивает достижение заявленного технического результата - повышение эффективности обучения ребенка и оценки усвоения им информационного материала за счет дозированного увеличения его двигательной активности и благоприятного эмоционального фона в условиях яркой освещенности игровых полей. Изобретение позволяет создать условия, которые имеют педагогическое и методическое преимущество по сравнению с известными способами обучения.
Заявляемый способ обучения позволяет придать педагогическому процессу эмоционально-игровой характер, в котором дети раскрепощены, не стесняются и проявляют инициативу, а это позволяет эффективно и быстро раскрыть их потенциал и уровень подготовленности.
Создание индивидуальных заданий со сбалансированной физической и интеллектуальной нагрузкой дает возможность эффективно сформировать и эмоционально закрепить у ребенка требуемые знания. Предлагаемый способ способствует поддержанию физической подготовленности ребенка и является эффективным средством профилактики гиподинамии. Заявляемый способ можно эффективно использовать при проведении динамических пауз во время занятий в детских садах или уроках в школах и на открытых площадках.
Данный способ расширяет арсенал средств обучения и дает возможность на качественно новом уровне организовать обучение и оценку способностей ребенка. Сравнивая результаты показателей разновременных оценок, можно эффективно оценить динамику развития ребенка.
Таким образом, заявляемый интерактивный способ обучения детей дошкольного возраста обладает новыми свойствами, обуславливающими получение положительного эффекта, он позволяет повысить эффективность обучения и оценки усвоения материала получением условий и данных, которые до этого были недоступны.
Источники информации
1. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2005. - №10.
2. Eagles Hi-Tech // Marketingpro. - 2009. - №3. - V. 52. - P. 76.
3. Патент РФ 2484873, МПК A63B 69/00. Способ тренировки и информирования спортсменов / Афоньшин В.Е., Роженцов В.В. - №2012111245/12; заявл. 23.03.2012; опубл. 20.06.2013, Бюл. №17.
4. Патент РФ 2614636, МПК G09B 19/00. Интерактивный способ обучения детей младшего возраста / Афоньшина А.В. - №2016103822; заявл. 05.02.2016; опубл. 28.03.2017, Бюл. №10.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАГАДКАМИ | 2017 |
|
RU2661470C1 |
ИНТЕРАКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА | 2016 |
|
RU2614636C1 |
СПОСОБ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ | 2016 |
|
RU2625084C1 |
ИНТЕРАКТИВНЫЙ СПОСОБ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ | 2017 |
|
RU2661474C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА | 2017 |
|
RU2657984C1 |
Комплекс для проведения интерактивной игры | 2020 |
|
RU2753819C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ПРИМЕНЕНИЯ РУЧНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ | 2019 |
|
RU2716810C1 |
Интерактивный способ логопедической коррекции и профилактики речевых нарушений | 2021 |
|
RU2788132C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2019 |
|
RU2728718C1 |
Способ подбора персонализированного обучающего контента пользователю и система для его реализации | 2022 |
|
RU2801432C1 |
Изобретение относится к способам обучения детей в игровой форме. Оно предназначено для повышения эффективности обучения и оценки усвоения информационного материала детьми младшего возраста. Вместе с тем, оно может быть использовано и при обучении других возрастных групп, включая лиц из специальных медицинских групп. Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении эффективности обучения ребенка и оценки усвоения им информационного материала за счет интерактивных игровых форм с дозированным увеличением двигательной активности и благоприятного эмоционального фона. Технический результат достигается тем, что обучение проводится в интерактивной среде, где обучаемому человеку предъявляют для распознания визуально-информационные образы, а программно-аппаратным комплексом, содержащим систему формирования видеоконтента, видеокамеру, компьютер и систему озвучивания, формируют на игровом поле, на заданном расстоянии друг от друга, заданное количество мобильных и/или стационарных визуально-информационных образов, расположенных на заданных программой комплекса расстояниях от находящегося на игровом поле обучаемого. Каждый из визуально-информационных образов является правильным или неправильным вариантом ответа на соответствующий вопрос, который задается обучаемому системой озвучивания комплекса одновременно с формированием визуально-информационных образов. Задача обучаемого - после прослушивания и оценки вопроса выполнить перемещения по игровому полю к визуально-информационному образу, который он считает правильным ответом. Для предъявления обучаемому дополнительной физической нагрузки задается программа комплекса, которая формирует мобильные информационно-визуальные образы, удаляющиеся от обучаемого в границах игрового поля с заданной максимальной скоростью, в зависимости от действий, направления и скорости перемещения обучаемого. Причем образы формируются на мобильных радиоуправляемых платформах с мониторами, формирующими видеоконтент. При этом регистрация контакта обучаемого с радиоуправляемой платформой осуществляется системой видеорегистрации и/или системой заданного количества датчиков, закрепленных на платформе.
Интерактивный способ обучения детей дошкольного возраста, в котором программно-аппаратным комплексом, содержащим систему формирования видеоконтента, видеокамеру, компьютер и систему озвучивания, формируют заданное количество мобильных и/или стационарных визуально-информационных образов, расположенных на заданных программой комплекса расстояниях от находящегося на игровом поле обучаемого,
при этом каждый из визуально-информационных образов является правильным или неправильным вариантом ответа на соответствующий вопрос, который задается обучаемому системой озвучивания комплекса одновременно с формированием визуально-информационных образов;
задача обучаемого - после прослушивания и оценки вопроса выполнить перемещения по игровому полю к визуально-информационному образу, который он считает правильным ответом,при этом видеокамера, установленная над игровым полем, фиксирует перемещения обучаемого и передает данные о его местонахождении в программно-аппаратный комплекс для видеоанализа, автоматической обработки статистических данных и генерирования звукового или светового условного сигнала - указания правильности ответа обучаемого и/или изменения видеоконтента и продолжения теста;
для предъявления обучаемому дополнительной физической нагрузкизадается программа комплекса, которая формирует мобильные информационно-визуальные образы, удаляющиеся от обучаемого в границах игрового поля с заданной максимальной скоростью, в зависимости от действий, направления и скорости перемещения обучаемого, отличающийся тем, что в состав программно-аппаратного комплекса входит заданное число мобильных радиоуправляемых платформ, которые содержат мониторы заданного размера, формирующие визуально-информационные образы, при этом регистрация контакта обучаемого с радиоуправляемой платформой осуществляется системой видеорегистрации и/или системой заданного количества датчиков, закрепленных на платформе.
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ И ИНФОРМИРОВАНИЯ СПОРТСМЕНОВ | 2012 |
|
RU2484873C1 |
ИНТЕРАКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА | 2016 |
|
RU2614636C1 |
US 5365266 A1, 15.11.1994 | |||
US 4602907 A1, 29.07.1986 | |||
US 20150312520 A1, 29.10.2015 | |||
ИНТЕРАКТИВНЫЙ СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА | 2016 |
|
RU2611328C1 |
Авторы
Даты
2018-05-15—Публикация
2017-05-23—Подача