Изобретение относится к области медицины, в частности к логопедии, и может быть использовано для немедикаментозной коррекции и профилактики речевых нарушений, и может быть использовано в образовательных организациях.
В логопедической практике коррекцию речевых нарушений принято осуществлять с помощью комплекса психолого-медико-педагогических мероприятий, таких, как медикаментозное лечение, физиотерапия, гипноз, психотерапия, лечебная оздоровительная физкультура, общий классический массаж, массаж артикуляционного аппарата, логопедический массаж шейно-воротниковой зоны и лица, зондовый массаж языка, коррекционные занятия.
Известен способ логопедической коррекции (RU 2640392, МКA61H 39/00, опубл. 28.12.2017), согласно которому коррекцию нарушений устной разговорной речи проводят в виде четырех лечебно-корректирующих этапов логопедических занятий в подгрупповой или индивидуальной форме в течение 5-7 мин ежедневно и/или проводят логопедические занятия в течение 10-30 мин 2-3 раза в неделю. Также осуществляют дыхательную, голосовую и артикуляционную гимнастику с массажем и автоматизацией проговаривания звуков; автоматизация звуков в слогах, словах и фразах.
Известен способ коррекции речевых нарушений (RU 2723221, МПК A61H 7/00, опубл. 09.06.2020, прототип), который содержит этапы: массаж грудного региона, шейного региона, лицевого региона; внешний и интраоральный массаж артикуляционного аппарата; массаж артикуляционного аппарата с постановкой звуков; дыхательная, голосовая и артикуляционная гимнастика с массажем и автоматизацией проговаривания звуков; автоматизация звуков в слогах, словах и фразах.
Общим недостатком указанных известных способов является их узкая направленность, ограниченные функциональные возможности, длительность их проведения, что зачастую может приводить в процессе коррекции к регрессу достигнутых результатов, ограниченность речевых нарушений, которые могут быть исправлены подобным образом и сильную зависимость достигаемых результатов от индивидуальных особенностей пациента.
Техническая задача направлена на ускорение положительной динамики и повышение стабильности результата, уменьшение сроков нормализации состояния обучающегося, расширение области речевых нарушений для которых способ коррекции дает положительные результаты.
Технический результат – повышение эффективности логопедической коррекции и профилактики речевых нарушений за счет расширения функциональных возможностей с использованием интерактивных средств коррекции и профилактики.
Технический результат достигается тем, что интерактивный способ логопедической коррекции и профилактики характеризуется тем, проводят первоначальную диагностику обучающегося, далее проводят логопедические занятия в подгрупповой и/или индивидуальной форме, которые включают дыхательную, голосовую и артикуляционную гимнастику, проработку до автоматизации проговаривания звуков, автоматизации звуков в слогах, словах и фразах, согласно изобретению, логопедические занятия осуществляют с применением визуально-информационных образов в интерактивной среде, сформированной интерактивным программно-аппаратным комплексом с предустановленными программными средствами, содержащим интерактивный дисплей с видеокамерой, системой записи и воспроизведения аудио и видео, при помощи которого осуществляют предварительное формирование персонального занятия для обучающегося, проводят логопедическое занятие, включающее этапы дыхательной и/или артикуляционной гимнастики, и/или постановки звуков, и/или автоматизации звуков, и/или дифференциации звуков путем вывода на интерактивный дисплей анимационных картинок, а также путем видеозаписи обучающегося и аудио записи произнесенных обучающимся звуков, слогов, слов, их распознавания и воспроизведения в анимационном виде на интерактивном дисплее, по завершении логопедического занятия составляется автоматический отчет, аудио и видеозапись домашнего задания обучающемуся.
При этом, в частном случае выполнения способа, при проведении логопедического занятия, используя видеозапись обучающегося, осуществляют распознавание мимики.
При этом, в частном случае выполнения способа, при проведении логопедического занятия, используя видеозапись обучающегося, осуществляют распознавание движения глазных зрачков обучающегося.
При этом, в частном случае выполнения способа, по крайней мере, на одном из этапов логопедического занятия проводят упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.
При этом, в частном случае выполнения способа, по крайней мере, на одном из этапов логопедического занятия проводят интерактивные упражнения пальчиковой гимнастики путем считывания, распознавания движений рук с помощью видеокамеры программно-аппаратного комплекса и одновременной визуализацией на дисплее.
При этом, в частном случае выполнения способа, по крайней мере, на одном из этапов логопедического занятия проводят упражнения с использованием набора цветных кубиков с одновременным захватом изображения с помощью видеокамеры программно-аппаратного комплекса и визуализацией его на дисплее.
Расширение функциональных возможней достигается за счет наличия программно-аппаратного комплекса, с помощью которого проводят первоначальную диагностику обучающегося, записывая все данные тестирования. Во время логопедического занятия с помощью комплекса осуществляют показ визуально-информационных, анимационных образов – картинок, осуществляют аудио и видеозапись обучающегося и отображение обучающегося на интерактивном дисплее. Данный способ позволяет завлечь обучающегося в процесс коррекционного воздействия, а так, как правило, обучающиеся – это дети, то у них возникает интерес к интерактивным занятиям, соответственно улучшается весь процесс коррекции – формирование полноценных произносительных навыков; развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза; развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении; обогащение словаря детей привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально – оценочному значению слов; воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем сложное предложение; употреблять конструкции предложений в самостоятельной речи; развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем; формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия. Таким образом, технический результат также достигается тем, что включая в процесс профилактики интерактивный программно-аппаратный комплекс, например, «Умное зеркало ArtikMe», появляется возможность пропедевтически повлиять на развитие речи ребенка.
Процесс профилактики – одно из важных направлений развития логопедической (коррекционной) помощи, направленной на предупреждение речевых нарушений. Формирование речевой функции должно осуществляться параллельно с изучением окружающей среды. Правильное восприятие предметов, накопление представлений и знаний о них происходит благодаря теснейшему взаимодействию речевого и сенсорного развития. В целях профилактики речевых нарушений осуществляют работу по следующим направлениям: развитие понимания речи; развитие артикуляционной моторики; развитие правильного речевого дыхания; развитие общей и мелкой моторики; развитие чувства ритма; развитие слухового внимания и памяти, фонематического слуха; обогащение лексического запаса; формирование правильного грамотного связного высказывания; навыков составления описательного рассказа по картине и по серии сюжетных картинок.
При использовании интерактивного программно-аппаратного комплекса, например «Умное зеркало ArtikMe», педагог/логопед осуществляет работу по всем направлениям профилактической работы.
Например, развитие артикуляционной моторики. Известно, что причиной нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста становятся несовершенство движений артикуляционного аппарата. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений речи – работа по подготовке артикуляционного аппарата. В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать универсальные пропедевтические комплексы артикуляционных упражнений. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводя артикуляционную гимнастику ежедневно, с помощью интерактивного программно-аппаратного комплекса, например «Умное зеркало ArtikMe», педагог/логопед доводит до автоматизации двигательные навыки, совершенствуя их.
Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме под счет и повторяется 6-8 раз, соблюдается последовательность от простых к сложным. Начинаем с 2-3 упражнений. Взрослый постоянно контролирует выполнение упражнений. Артикуляционная гимнастика выполняется вместе/за анимационным персонажем интерактивного программно-аппаратного комплекса, например «Умное зеркало ArtikMe», что побуждает интерес ребенка и удерживает его внимание. Упражнения бывают динамические и статические. Статические упражнения выполняется по 10-15 секунд.
Далее осуществляют профилактическую работу над речевым дыханием. Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения. Наиболее правильным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершается при участии диафрагмы и межреберных мышц. Речевое дыхание происходит на выдохе и через рот (полость рта работает как усилитель голоса). Научиться регулировать дыхание - это в первую очередь научиться правильно расходовать воздух и мягко, неслышно добирать его во время паузы. Дыхание должно быть легким, естественным. Нельзя делать выдох до полного «выдыхания» и нельзя допускать перебор воздуха.
Профилактическая работа над речевым дыханием осуществляется следующим образом. Первоначально осуществляют работу над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы не поднимались плечи, излишне не перенапрягались мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным.
Интерактивный программно-аппаратный комплекс, например «Умное зеркало ArtikMe», предлагает набор игр на формирование и развитие воздушной струи посредством выполнения различных упражнений:
а) погаси свечу – ребенку необходимо выдохнуть в микрофон резко и при этом продолжительно.
б) одуванчик – ребенку необходимо длительно, не прерывая дыхания, дуть в микрофон длинной воздушной струей.
После того, как сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения:
а) паровоз – ребенку необходимо глубоко вдохнуть и на выдохе произнести в микрофон звук «у-у-у».
б) мишка – ребенку необходимо глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно дуть в микрофон, произнося звук «э-э-э».
Закрепление правильного дыхания в процессе речи. С целью развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе предлагаются специальные речевые упражнения:
а) цветы - в вазе букет знакомых цветов, которые ребенок называет. Затем, по очереди называя цветы, на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: Роза. Хорошо пахнет. Роза хорошо пахнет. Роза очень хорошо пахнет.
б) мыльные пузыри. Можно использовать для отработки длительного и плавного выдоха. А также отрабатывая речевые упражнения, произнося на одном выдохе заданную фразу.
Например: Пузырь. Пузыри. Летят пузыри. Летят и лопаются пузыри.
Для логопедической коррекции или профилактики с помощью интерактивного программно-аппаратного комплекса педагог осуществляет предварительное формирование персонального занятия для обучающегося (с помощью конструктора картинок подбирает необходимый материал, использует подходящий поставленной задаче фон, может выстроить последовательность выполняемых заданий и упражнений) и сохранить, а далее, согласно сформированной программе проведения занятий, выгружает файлы.
В зависимости от первоначальной диагностики обучающегося и сформированного персонального занятия педагог-логопед приступает к занятию/ коррекционному процессу, который может состоять из различного набора этапов: дыхательной и/или артикуляционной гимнастики, и/или постановки звуков, и/или автоматизации звуков, и/или дифференциации звуков. Данные занятия педагог осуществляет путем вывода на интерактивный дисплей анимационных картинок, а также путем видеозаписи обучающегося и аудио записи произнесенных обучающимся звуков, слогов, слов и их воспроизведения в анимационном виде на интерактивном дисплее.
С помощью интерактивного программно-аппаратного комплекса, например, «Умное зеркало ArtikMe», педагог может использовать в работе задания с распознаванием звуков речи. Например, ребёнку предлагается помочь персонажу - Тигрёнку найти свою маму. Для этого необходимо произнести изолированный звук Р-Р-Р в микрофон, и персонаж-Тигрёнок начнет двигаться в поисках мамы. Также задание на разных этапах работы можно усложнить, произнося открытые и закрытые слоги со звуком Р или слова с утрированным произнесением данного звука в слове.
На одном из этапов логопедического занятия, осуществляют распознавание мимики, используя видеозапись обучающегося. Мимическая гимнастика – неотъемлемая составляющая занятий по постановке или коррекции произношения. Особенно она показана детям с недоразвитием или задержкой речевого развития, заиканием, дизартрией и другими проблемами звуковоспроизведения. Применяют ее вместе с артикуляционными упражнениями. Мимическая гимнастика подготавливает мышцы и нервные окончания, способствует четкой дикции, оттачивает артикуляцию, расслабляет мышцы лица, развивает владение мышцами артикуляционных органов (языка, губ, щек).
При выполнении артикуляционной гимнастики педагог записывает выполнение определенных артикуляционных укладов (при открытии плашки с артикуляционной гимнастикой перед логопедом появляются все упражнения комплекса, из которых можно выбрать и поместить их в план занятий, зажав правой кнопкой мыши и перетащив иконку упражнения) – основной комплекс артикуляционной гимнастики, артикуляционной гимнастики для свистящих/шипящих/сонорных звуков и аффрикатов, уточнить их выполнение, и используя видеозапись обучающего, взаимодействует с родителями и другими педагогами (выполнение артикуляционной гимнастики дома с родителями перед зеркалом, выполнение/закрепление артикуляционной гимнастики с другими педагогами в свободное от образовательного процесса время).
На одном из этапов логопедического занятия, логопед использует приставку с видеокамерой интерактивного программно-аппаратного комплекса, которая позволяет считывать и распознавать изображения и положение предметов перед зеркалом на столе (набор деревянных кубиков, игральные кубики, кубики Никитина, счётные палочки, плашки с буквами) и визуализировать их на дисплее. Например, перед ребёнком на столе находятся цветные деревянные кубики, и ему предлагается выполнить задание с манипулированием кубиков по отношению друг к другу на отработку предлогов. Использование игрального кубика предполагает закрепление навыков согласования существительных с числительными - две совы, пять сов; три стола, шесть столов.
Во время логопедического занятия может также применяться распознавание движения глазных зрачков, используя видеозапись обучающегося. Это необходимо для включения ребенка в процесс игры/обучения/выполнения поставленной задачи.
Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, проводятся как на каждом занятии, как его часть, так и выделяя как основную составляющую этого занятия. Выполняя какое-либо задание логопеда, педагога, ребенок концентрируется на выполнении действий руками (выложи узор, выложи дорожку и проговори, нарисуй на песке), при этом его внимание на проговаривании снижается, то есть речь/автоматизируемый звук проговаривается ребенком как дополнительное действие, так автоматизированный звук закрепляется в речи, «оттачивается».
Упражнения пальчиковой гимнастики проводят, как элемент заинтересованности ребенка в процессе обучения и воспитания. Включаясь в процесс, ребенок выполняет манипулятивные движения руками, сопровождая это речью. Ребёнок выполняет движения пальцами рук и одновременно на дисплее это сопровождается картинным материалом. Например, ребёнок выполняет упражнение зайчик, складывая пальчики в определенный уклад, и на дисплее появляется анимированная картинка зайчика.
Упражнения пальчиковой гимнастики направлены на отработку/закрепление в свободной речи поставленного и автоматизируемого звука, на отработку лексической темы, на отработку грамматического строя речи, на обогащение словарного запаса.
На одном из этапов логопедического занятия, педагог проводит работу по формированию и развитие фонематического слуха и восприятия. При выполнении заданий этого блока ребёнок может самостоятельно контролировать процесс выполнения инструкции. Например, игра «Рыбалка». Педагогу предлагается воспользоваться настройками и выбрать звук для работы, затем предлагается выбрать этап работы: звук, слог, слово и место звука: в начале, в середине в конце. Перед ребенком на экране появляется анимированный персонаж. Для выполнения задания ребёнку необходимо прослушать задание и выбрать подходящее инструкции слово и произнести его. Если слово произнесено верно, персонаж ловит рыбку с этим словом и продолжает движение. Если нет - персонаж продолжает движение без улова.
Особенностью способа также является то, что по завершении логопедического занятия педагог составляет и автоматически записывается отчет всего занятия, а также аудио и видеозапись домашнего задания обучающемуся. Аудио и видеозапись каждого занятия позволяет педагогу-логопеду проследить динамику обучающегося. Также аудио и видеозапись занятия и домашнего задания передается, например, родителям обучающегося, которые также смогут сделать повторы упражнений для закрепления и уточнения приобретенных/имеющихся навыков.
Сущность предлагаемого способа поясняется клинико-педагогическими примерами из логопедической практики.
Пример. Логопат Света В., возраст – четыре года. Поступила в логопедическую группу с диагнозом - тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие второго уровня развития. У девочки неврологические нарушения: негативизм, утомляемость психических процессов, периодически повторяющиеся истерики, избирательное отношение ко взрослым, синдром дефицита внимания (СДВГ).
Были выделены этапы коррекционной работы: диагностический: определяется состояние звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи, особенности развития психических процессов; подготовительный: формирование артикуляционной базы, развитие фонематических и психических процессов; коррекционный: постановка, автоматизация, дифференциация и введение звуков в самостоятельную речь, усвоение и совершенствование лексико-грамматических категорий, привитие навыков коммуникации.
Диагностический этап коррекционной работы был проведен с помощью интерактивного оборудования, например, интерактивный программно-аппаратный комплекс «Умное зеркало ArtikMe»: знакомство с персонажами (игры на определение коммуникативных способностей), исследование слухового восприятия (узнавание неречевых звуков, воспроизведение ритмов хлопками), исследование зрительного восприятия (соотнесение цветов, узнавание геометрических фигур), пространственные представления (понимание пространственных отношений между предметами, моторика пальцев и кистей рук), состояние артикуляционного аппарата, понимание речи (понимание существительных, прилагательных, глаголов единственного и в роде, числе и падеже, понимание отдельных предложений, определение последовательности), активная речь (употребление обобщающих понятий, название предметов по памяти, название частей предметов, один – много, детёныши животных, цвет предметов), звукопроизношение, фонематический слух, связная речь.
По результатам диагностики выявили следующие параметры. У Светы В. бедный словарный запас, связная речь значительно ниже возрастной нормы, значительные нарушения слоговой структуры, грамматического строя речи, грубые нарушения звукопроизношения (пропуски, замены, перестановки), полиморфное нарушение звукопроизношения, нарушение координации тонких движений пальчиков, вялость мышц всего тела.
Для Светы В. был выбран индивидуальный маршрут по комплексной коррекции имеющихся нарушений.
В начале коррекционной работы с ребенком происходит знакомство с, например, интерактивным программно-аппаратным комплексом «Умное зеркало ArtikMe» и его персонажами, с последовательностью работы. Так, на одном из первых занятий логопед начинает работу с вовлечение ребенка в коррекционный процесс с упражнений на развитие воздушной струи с использованием дыхательных упражнений по методике Стрельниковой для общего оздоровления организма и развития речевого дыхания (педагог проговаривает инструкцию к действию или включает инструкцию к заданию на дисплее и может показать пример выполнения задания, используя микрофон). При выполнении упражнения необходимо воспользоваться настройками (практически каждый игровой комплекс предлагает выбор настроек для выполнения данного упражнения – например, настроить силу выдоха и продолжительность выдоха) – каждый ребенок индивидуален. В настройках предлагаемого упражнения выбираем силу выдоха и время выдоха и предлагаем выполнить самостоятельно. Ребенок заинтересован, и процесс обучения воспринимается как элемент игры. Свету заинтересовал процесс обучения, и она готова приступить к выполнению следующих заданий. Далее было знакомство с артикуляционным аппаратом и выполнением нескольких артикуляционных укладов. Во время выполнения упражнений перед интерактивным программно-аппаратным комплексом «Умное зеркало ArtikMe» была включена видео и аудиозапись занятия/индивидуальной коррекционной работы, что в дальнейшем позволит логопеду просмотреть и скоординировать процесс обучения, просмотреть динамику и есть возможность отправить это видео родителям для выполнения артикуляционной гимнастики дома перед зеркалом. В соответствии с коррекционным маршрутом обучения и воспитания был включен в процесс следующий блок – пальчиковая гимнастика. Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Света включилась в процесс выполнения с полной заинтересованностью, что позволило снизить негативизм, утомляемость психических процессов, периодически повторяющиеся истерики. В процессе коррекционной работы с ребенком проговаривались положительные утверждения для настроя на успешное занятие и достижение положительного результата по методике Л. Хей, для повышения самооценки и уверенности в себе. Также на занятиях первого корректирующего этапа вместе с логопедом Света пела гласные звуки, четко артикулируя губами перед интерактивным программно-аппаратным комплексом «Умное зеркало ArtikMe», придерживаясь алгоритма произношения гласных. Далее в коррекционной работе уделялось внимание постановке и отработке шипящих звуков, используя звуковой маршрут. Света познакомилась и подружилась с Шушей (анимационным персонажем интерактивного комплекса), которая помогала правильно произносить поставленный звук. Также используя звуковой маршрут и полюбившегося героя Светы, змею Шушу мы работали над пространственным восприятием и отработкой приставочных глаголов – Шуша подползла, Шуша уползла, Шуша обползла, Шуша доползла. На занятиях данного этапа используются пособия с буквенными обозначениями в виде ладошек, цветов мозаики, конструкторов и т.д. Данные упражнения поддерживали интерес у Светы к занятиям. Через 2-3 недели занятий первого корректирующего этапа Света хорошо запомнила алгоритм произношения гласных и поставленных согласных звуков в сочетании с манипуляциями движениями.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ | 2016 |
|
RU2640392C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧЕ- И ГОЛОСООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ | 1994 |
|
RU2126240C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ | 2019 |
|
RU2723221C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ | 2023 |
|
RU2822549C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ | 2004 |
|
RU2287190C2 |
СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2023 |
|
RU2822659C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ | 2000 |
|
RU2168772C1 |
Способ обучения детей с расстройствами аутистического спектра разной степени выраженности с помощью модели полисенсорного виртуально-реального учебного пространства | 2019 |
|
RU2722673C1 |
Способ восстановления речевой функции у больных раком полости рта и ротоглотки после органосохраняющих операций | 2019 |
|
RU2694516C1 |
Изобретение относится к области медицины, в частности к логопедии, и может быть использовано для коррекции и профилактики речевых нарушений у детей. Проводят первоначальную диагностику обучающегося. Осуществляют предварительное формирование персонального занятия для обучающегося. Проводят логопедические занятия в подгрупповой или индивидуальной форме, которые включают дыхательную и/или артикуляционную гимнастику, и/или постановку звуков, и/или автоматизацию звуков, и/или дифференциацию звуков. Логопедические занятия осуществляют с применением визуально-информационных образов в интерактивной среде, сформированной интерактивным программно-аппаратным комплексом с предустановленными программными средствами, содержащим интерактивный дисплей с видеокамерой, системой записи и воспроизведения аудио и видео. Способ обеспечивает повышение эффективности логопедической коррекции и профилактики речевых нарушений за счет расширения функциональных возможностей с использованием интерактивных средств коррекции и профилактики. 5 з.п. ф-лы, 1 пр.
1. Интерактивный способ логопедической коррекции и профилактики речевых нарушений, характеризующийся тем, что проводят первоначальную диагностику обучающегося, далее проводят логопедические занятия в подгрупповой или индивидуальной форме, отличающийся тем, что логопедические занятия осуществляют с применением визуально-информационных образов в интерактивной среде, сформированной интерактивным программно-аппаратным комплексом с предустановленными программными средствами, содержащим интерактивный дисплей с видеокамерой, системой записи и воспроизведения аудио и видео, при помощи которых осуществляют предварительное формирование персонального занятия для обучающегося с помощью интерактивного комплекса, далее проводят логопедическое занятие, включающее этапы дыхательной и/или артикуляционной гимнастики, и/или постановки звуков, и/или автоматизации звуков, и/или дифференциации звуков путем вывода на интерактивный дисплей анимационных картинок, а также путем видеозаписи обучающегося и аудиозаписи произнесенных обучающимся звуков, слогов, слов, их распознавания и воспроизведения в анимационном виде на интерактивном дисплее, по завершении логопедического занятия составляется автоматический отчет, аудио- и видеозапись домашнего задания обучающемуся.
2. Интерактивный способ логопедической коррекции и профилактики по п. 1, отличающийся тем, что при проведении логопедического занятия, используя видеозапись обучающегося, осуществляют распознавание мимики.
3. Интерактивный способ логопедической коррекции и профилактики по п. 1, отличающийся тем, что при проведении логопедического занятия, используя видеозапись обучающегося, осуществляют распознавание движения глазных зрачков обучающегося.
4. Интерактивный способ логопедической коррекции и профилактики по п. 1, отличающийся тем, что по крайней мере на одном из этапов логопедического занятия проводят упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.
5. Интерактивный способ логопедической коррекции и профилактики по п. 1, отличающийся тем, что по крайней мере на одном из этапов логопедического занятия проводят интерактивные упражнения пальчиковой гимнастики путем считывания, распознавания движений рук с помощью видеокамеры программно-аппаратного комплекса и одновременной визуализацией на дисплее.
6. Интерактивный способ логопедической коррекции и профилактики по п. 1, отличающийся тем, что по крайней мере на одном из этапов логопедического занятия проводят упражнения с использованием набора цветных кубиков с одновременным захватом изображения с помощью видеокамеры программно-аппаратного комплекса и визуализацией его на дисплее.
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ | 2019 |
|
RU2723221C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ | 2016 |
|
RU2640392C1 |
Способ коррекции речевых и миофункциональных нарушений у детей и взрослых и набор зондов для его осуществления | 2017 |
|
RU2652951C1 |
WO 2012101093 A2, 02.08.2012 | |||
Умное зеркало ARTIKME | |||
Профилактика и коррекция дефектов речи у детей | |||
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Авторы
Даты
2023-01-17—Публикация
2021-11-02—Подача