СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА Российский патент 2018 года по МПК A63B71/00 

Описание патента на изобретение RU2661276C1

Изобретение относится к спорту и предназначено для тренировки технических действий в игровых видах спорта.

Постоянная интенсификация игровой деятельности, последних десятилетий, требует от спортсменов в игровых видах спорта умения быстро и эффективно выполнять технико-тактические приемы в условиях неожиданно меняющейся обстановки, лимита пространства и времени, противоборства со стороны соперников [1]. До настоящего времени отдельные вопросы подготовки спортсменов еще не решены, они заслуживают дальнейшего изучения и создания новых научно-методических разработок и программно-аппаратных комплексов.

Уровень техники

Известны световые интерактивные панели и интерактивный пол, на который передается изображение, способное изменяться в зависимости от перемещений человека. Использование интерактивной компьютерной графики позволяет создать на поверхности интерактивного пола большое число динамичных световых эффектов [2].

Однако такие системы не предназначены для тренировок спортсменов.

Известен способ тренировки игроков и спортсменов со спортивным снарядом на игровом поле, включающий элементы выполнения тренировки на поле с управляемой светодинамической подсветкой. При помощи светодинамической подсветки задают разрешенные зоны, в которых спортсмен должен находиться, удерживая спортивный снаряд, при этом непредсказуемо для спортсмена меняют положение, форму и площадь разрешенных зон. Изменение зон и режим тренировок могут задаваться тренером вручную или программно-аппаратным комплексом. По возможности спортсмена постоянно находиться и удерживать спортивный снаряд в разрешенной зоне судят о росте спортивного мастерства спортсмена и об эффективности тренировок [3].

Недостатком способа является низкая функциональная возможность.

По патенту [4] известен способ, где тренировки спортсменов со спортивным снарядом осуществляются при помощи программно-аппаратного комплекса, содержащего систему светодинамической подсветки. В данном способе световые зоны являются запрещенными для нахождения спортсмена, они имитируют противодействие игроков-соперников и, перемещаясь с заданной инерционностью, препятствуют передвижению спортсмена.

Спортсмен оценивает смоделированную игровую ситуацию, соизмеряет свои технические и скоростные возможности с динамикой перемещения запрещенных зон и совершает обводку запрещенных световых зон, имитирующих соперников.

Сложность системы обратной связи и высокая цена программно-аппаратного комплекса являются существенным недостатком данного способа, который ограничивает практическое использование данного изобретения.

Близким по технической сущности к предлагаемому способу является способ по патенту [5], где тренировка проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. Световыми излучателями формируют световые зоны, имитирующие соперников, которые спортсмен должен обойти заданное количество раз. Изменение световых зон и режимов тренировки задают программно-аппаратным комплексом или вручную. Заданное количество стационарных световых зон с контрастными границами, имитирующих соперников, формируется в виде одноцветного или двухцветного круга заданного размера. При этом световые зоны-соперники, освещенные двумя цветами, имеют границу между цветными половинами, которая проходит по линии, проходящей через центр зоны, и точкой старта спортсмена.

Недостатком данного способа является его низкая эффективность. Тренировки проводятся с использованием линейно расположенных стационарных световых зон.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в расширении средств тренировки в игровых видах спорта.

Технический результат достигается тем, что тренировка проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. Световыми излучателями формируют световые зоны, имитирующие соперников, которые спортсмен должен обойти заданное количество раз. Изменение световых зон и режимов тренировки задают программно-аппаратным комплексом или вручную. Заданное количество стационарных световых зон с контрастными границами, имитирующих соперников, формируется в виде одноцветного или двухцветного круга заданного размера. При этом световые зоны-соперники, освещенные двумя цветами, имеют границу между цветными половинами, которая проходит по линии, проходящей через центр зоны. Один цвет зоны задается как сигнал для запрещения передвижения спортсмена, другой - как сигнал к свободному проходу. Таким образом, посменно формируется четыре варианта действий спортсмена: остановка - передвижение запрещено, передвижение не ограничено, передвижение разрешено только справа от зоны, передвижение разрешено только слева от зоны. Для приближения условий тренировки к реальным игровым, неожиданно изменяющимся обстоятельствам освещение каждой зоны непредсказуемо для спортсмена переключается программно или вручную тренером. Спортсмен, выполняя обводку зоны, учитывает положение и динамику изменения освещенности зоны, не допускает обводки на запрещенный сигнал. Программно-аппаратный комплекс осуществляет видеорегистрацию передвижения спортсмена, регистрирует ошибки спортсмена. При отсутствии ошибок спортсмена площадь и скорость изменения зон увеличивают, пока спортсмен не сможет безошибочно совершить их обводку.

Причем новым является то, что световые зоны-соперники, освещенные двумя цветами, имеют управляемую границу между цветными половинами, формируемую программно-аппаратным комплексом, которая проходит по линии, проходящей через центр зоны и заданной точкой на теле спортсмена, при этом световые зоны располагаются на равных или не равных расстояниях между собой не на одной линии в заданных местах игрового поля, при этом маршрут перемещения спортсмена по игровому полю устанавливают произвольный или задают поочередным миганием одной из зон, которую включают в данный режим в заданный момент тренировки вручную или программно-аппаратным комплексом.

По сложности маршрута, максимальной скорости спортсмена, скорости трансформации и площади зон, при которой спортсмен, выполняя данное упражнение, не допускает ошибок, судят о технической подготовленности спортсмена и его качестве двигательных действий.

В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

Предлагаемый способ тренировки обводки в игровых видах спорта осуществляется следующим образом. Тренер или спортсмен выбирает программу, задающую режим тренировки, при котором на игровом поле формируется заданное количество стационарных световых зон - проекций, которые изменяются вручную или программно-аппаратным комплексом. Зоны имитируют игроков - соперников. В зависимости от подготовленности спортсмена задается скоростной уровень трансформации зон. Для начинающих спортсменов устанавливается минимальная скорость переключения контента. Более подготовленным спортсменам предъявляют сложные задания, имитирующие разноплановую игру с опытным соперником.

Задача спортсмена - совершить обводку или обход световых зон заданное число раз на максимальной скорости. Ошибкой признается попадание спортсмена на площадь световой зоны или выполнение обводки, обхода на запрещенный сигнал. При отсутствии ошибок спортсмена площадь и динамику изменения контента зон увеличивают до тех пор, пока спортсмен не сможет безошибочно выполнять данное упражнение.

По сложности маршрута, который формирует рваный ритм тренировки, максимальной скорости выполнения упражнения, скорости трансформации и площади зон оценивают подготовленность спортсмена.

Пример. На игровой площадке футболист с мячом располагается перед тремя световыми зонами диаметром 1,5 м, которые расположены в вершинах равнобедренного треугольника на расстоянии 5 м друг от друга. Зоны формируются трех видов: красные, или зеленые, или двухцветные зелено-красные. Они имитируют соперников, которых надо обвести по кругу 30 раз, согласно интуитивно понятных ограничений: движение разрешено только на зеленый цвет или со стороны зеленого цвета.

После команды «Старт» спортсмен на максимальной скорости перемещает спортивный снаряд в сторону ближней световой зоны, контролирует изменение контента зон и совершает обводку со стороны зеленой половины зоны. При включении на зоне только зеленого сигнала спортсмен совершает ее обход с любой удобной ему стороны. При красном свете зоны футболист останавливается, делает паузу до появления зеленого цвета. При этом тренер наблюдает за качеством и скоростью разноплановых действий игрока, подбирает оптимальный режим тренировки, предлагает ему больший объем тренировочной работы на отработку технических приемов, которые выполняются спортсменом с большим числом ошибок.

При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства, для компьютерной обработки информации и управления контентом зон может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.

Заявляемый способ позволяет тренировать и развивать технические действия в игровых видах спорта, индивидуализировать тренировочные задания, моделируя различные по сложности игровые ситуации, повышать эффективность тренировки, приближая ее условиям, близким к игровым. Сравнивая результаты показателей разновременных тренировок, можно оценить динамику развития подготовленности спортсменов и их зрительно-моторной координации.

Очевидно, что совокупность приемов и порядок практических действий в данном изобретении обеспечивает достижение заявленного технического результата.

Использование данного способа показывает эффективность и высокий потенциал данного изобретения. Общедоступными программно-аппаратными средствами созданы многоуровневые искусственные игровые условия, способствующие быстрому выявлению и повышению уровня технической подготовленности спортсмена.

Таким образом, заявляемый способ тренировки в игровых видах спорта обладает новыми свойствами, обуславливающими получение положительного эффекта.

Источники информации

1. Голомазов, С.В. Теория и методика футбола. Техника игры / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – М.: Спортакадем Пресс, 2002. - 472 с.

2. Eagles Hi-Tech // Marketingpro. - 2009. - №3. - V. 52. - P. 76.

3. Патент РФ 2444392, МПК A63B 69/00. Способ тренировки игроков и спортсменов / Афоньшин В.Е.; опубл. 10.03.12, Бюл. №7.

4. Патент РФ 2492896, МПК А63В 71/00. Способ тренировки технических действий в игровых видах спорта / Афоньшин В.Е., Роженцов В.В. - №2012111250/12; заявл. 23.03.2012; опубл. 20.09.2013, Бюл. №26.

5. Патент РФ 2626804, МПК А63В 71/00, Способ тренировки обводки в игровых видах спорта / Афоньшин В.Е. - №2016133831; заявл. 17.08.2016; опубл. 1.08.2017, Бюл. №22.

Похожие патенты RU2661276C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ОБВОДКИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 2016
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2626804C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ОБВОДКИ 2017
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2662126C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ КОМПОНЕНТОВ СПОРТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ 2017
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2660714C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ОБВОДКИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 2016
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2625083C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 2016
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2646017C2
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 2017
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2651884C1
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИГРОКОВ И СПОРТСМЕНОВ 2017
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2657993C1
СПОСОБ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ ОБВОДКИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 2017
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2660798C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕЛОВЕКА 2017
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2657991C1
ИНТЕРАКТИВНЫЙ СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 2016
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2611328C1

Реферат патента 2018 года СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

Изобретение относится к способам тренировки в игровых видах спорта. Технический результат заключается в расширении арсенала средств, используемых при тренировке спортсменов. Тренировка проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой. Изменение световых зон и режимов тренировки задают программно-аппаратным комплексом или вручную. Заданное количество стационарных световых зон с контрастными границами, имитирующих соперников, которые должны обойти спортсмены, формируется в виде одноцветного или двухцветного круга заданного размера. Особенностью является то, что световые зоны-соперники, освещенные двумя цветами, имеют управляемую границу между цветными половинами, формируемую программно-аппаратным комплексом, которая проходит по линии, проходящей через центр зоны и заданной точкой на теле спортсмена. При этом световые зоны располагаются на равных или не равных расстояниях между собой не на одной линии в заданных местах игрового поля. По сложности маршрута, максимальной скорости спортсмена, скорости трансформации и площади зон, при которой спортсмен, выполняя данное упражнение, не допускает ошибок, судят о технической подготовленности спортсмена и его качестве двигательных действий.

Формула изобретения RU 2 661 276 C1

Способ тренировки в игровых видах спорта, осуществляемый на поле со светодинамической подсветкой, где световыми излучателями формируют световые зоны, имитирующие соперников, которые спортсмен должен обойти заданное количество раз; изменение световых зон и режимов тренировки задают программно-аппаратным комплексом или вручную; заданное количество стационарных световых зон с контрастными границами, имитирующих соперников, формируется в виде одноцветного или двухцветного круга заданного размера, при этом световые зоны-соперники, освещенные двумя цветами, имеют границу между цветными половинами, которая проходит по линии, проходящей через центр зоны; один цвет зоны задается как сигнал для запрещения передвижения спортсмена, другой - как сигнал к свободному проходу; таким образом, посменно формируется четыре варианта действий спортсмена: остановка - передвижение запрещено, передвижение не ограничено, передвижение разрешено только справа от зоны, передвижение разрешено только слева от зоны; для приближения условий тренировки к реальным игровым, неожиданно изменяющимся обстоятельствам освещение каждой зоны непредсказуемо для спортсмена переключается программно или в ручном режиме; спортсмен, выполняя обводку зоны, учитывает положение и динамику изменения освещенности зоны, не допускает обводки на запрещенный сигнал; программно-аппаратный комплекс осуществляет видеорегистрацию передвижения спортсмена, регистрирует ошибки спортсмена, отличающийся тем, что световые зоны-соперники, освещенные двумя цветами, имеют управляемую границу между цветными половинами, формируемую программно-аппаратным комплексом, которая проходит по линии, проходящей через центр зоны и заданной точкой на теле спортсмена, при этом световые зоны располагаются на равных или не равных расстояниях между собой не на одной линии в заданных местах игрового поля, при этом маршрут перемещения спортсмена по игровому полю устанавливают произвольный или задают поочередным миганием одной из зон, которую включают в данный режим в заданный момент тренировки вручную или программно-аппаратным комплексом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2661276C1

СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ОБВОДКИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА 2016
  • Афоньшин Владимир Евгеньевич
RU2626804C1
Способ изготовления звуковых пластинок 1924
  • Г. Фогт
  • И. Массоле
  • И.Энгль
SU2492A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Токарный резец 1924
  • Г. Клопшток
SU2016A1
Автомобиль-сани, движущиеся на полозьях посредством устанавливающихся по высоте колес с шинами 1924
  • Ф.А. Клейн
SU2017A1

RU 2 661 276 C1

Авторы

Афоньшин Владимир Евгеньевич

Даты

2018-07-13Публикация

2017-09-04Подача