ДВИГАТЕЛЬ С УПРАВЛЯЕМОЙ СИСТЕМОЙ ТУРБОНАДДУВА Российский патент 2018 года по МПК F02B37/24 F02D23/00 

Описание патента на изобретение RU2667205C1

Изобретение относится к машиностроению, в частности двигателестроению, а именно к системам наддува дизелей.

Наиболее близким аналогом по отношению к заявленному изобретению является двигатель внутреннего сгорания с высокой ограничительной характеристикой и высокой скоростью приема нагрузки (патент Российской Федерации №2383756), в котором управление турбонаддувом осуществляется с помощью регистровой системы турбонаддува, состоящей из двух и более турбокомпрессоров, каждый из которых может отключаться либо подключаться дистанционной системой управления в зависимости от режима работы двигателя, а также с помощью дополнительно установленных камер сгорания, установленных перед турбокомпрессорами.

Недостатком такой системы является релейное изменение общего проходного сечения системы турбокомпрессоров, в результате чего при включении или отключении одной или нескольких турбин внешняя ограничительная характеристика двигателя имеет излом, как показано на фиг. 2.

Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение мощности и экономичности двигателей, работающих в широком диапазоне частоты вращения и нагрузок с обеспечением ограничительной характеристики без излома. Указанный технический результат достигается за счет того, что на известный двигатель устанавливаются один или более турбокомпрессоров с управляемыми сопловыми направляющими аппаратами турбин, угловое положение лопаток которых обеспечивается исполнительными устройствами, приводимыми в действие с помощью управляющих сигналов от электронной управляющей системы на базе специализированного компьютера, программа которого содержит заданную матрицу режимов работы двигателя, в которую заложены оптимальные взаимосвязанные параметры частот вращения коленчатого вала, мощностей, температур отработавших газов, давлений наддувочного воздуха, частот вращения роторов турбокомпрессоров и угловых положений лопаток направляющих сопловых аппаратов турбин.

На фиг. 1 показаны основные элементы двигателя. Двигатель (1) внутреннего сгорания V-образный, Содержит два турбокомпрессора (2) и (3), подвод газов к каждому осуществляется из выпускных коллекторов (4) и (5), расположенных с двух сторон двигателя (1). Воздух, нагнетаемый компрессорами турбокомпрессоров (2) и (3), проходя через общий охладитель наддувочного воздуха (7), поступает в общий воздушный ресивер (6) в цилиндры (19). Турбины турбокомпрессоров (2) и (3) оборудованы регулируемыми направляющими сопловыми аппаратами, которые управляются исполнительными устройствами (8) и (9), одновременно являющимися датчиками углового положения лопаток направляющего соплового аппарата турбин (2) и (3).

Электронная управляющая система (10) выполнена в виде отдельного модуля.

На выходном валу установлен датчик крутящего момента (16).

На выпускных коллекторах установлены датчики (11) и (12) температур отработавших газов, в воздушном ресивере установлен датчик (13) давления воздуха. Со стороны компрессорных частей турбокомпрессоров (2) и (3) установлены датчики (15) и (14) частоты вращения роторов турбокомпрессоров.

Датчик (17) частоты вращения коленчатого вала двигателя (1) установлен на приводе регулятора (18).

Двигатель работает следующим образом.

В электронную управляющую систему установлена программа в виде матрицы рабочих режимов двигателя, задающая значения частот вращения двигателя в зависимости от крутящего момента на его выходном валу. Для каждого сочетания частоты вращения и крутящего момента заданы давления наддувочного воздуха, являющиеся функцией частоты вращения роторов турбокомпрессоров.

Частота вращения роторов турбокомпрессоров является функцией температуры отработавших газов, массового расхода этих газов и проходного сечения направляющего соплового аппарата, которое в свою очередь определяется угловым положением лопаток направляющего соплового аппарата турбин.

Информация о состоянии двигателя как источника энергии поступает в электронную управляющую систему от исполнительных устройств (8) и (9), изменяющих положение лопаток сопловых аппаратов турбин, а также от датчиков (11), (12), (13), (14), (15), (16), (17). Заданная частота вращения коленчатого вала двигателя обеспечивается изменением цикловой подачи топлива, осуществляемым регулятором частоты вращения (18) под действием управляющего сигнала от электронной управляющей системы (10).

В зависимости от результатов сравнения параметров заданных в матрице режимов и реальных показателей, полученных от датчиков, электронная управляющая система с заданным темпом увеличивает или уменьшает сечения сопловых направляющих аппаратов турбин, обеспечивая оптимальное давление наддува. В случае выхода за заданные пределы параметров температур, частот вращения (при необходимости и других параметров) электронная управляющая система переводит работу двигателя на приемлемый режим.

Предлагаемое техническое решение использовано на головном образце двигателя 12ЛДГ500 (12ЧН26, 5/31) Коломенского завода. Результаты испытаний подтвердили заявленный технический результат.

Похожие патенты RU2667205C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ТУРБОНАДДУВА ТЕПЛОВОЗНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Перов Константин Юрьевич
  • Добашин Сергей Анатольевич
  • Крючков Павел Алексеевич
RU2449139C1
Силовая установка 1979
  • Тернопол Владимир Петрович
  • Зайончковский Валентин Николаевич
  • Заславский Ефим Григорьевич
  • Малютин Евгений Владимирович
  • Соболь Валентин Николаевич
SU922303A1
ГАЗОПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ С ТУРБОНАДДУВОМ (ВАРИАНТЫ) 2013
  • Сазонов Игорь Валентинович
  • Гусев Вадим Юрьевич
  • Никольский Николай Константинович
  • Фролов Геннадий Владимирович
  • Троицкий Анатолий Пантелеевич
RU2541624C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БАЙПАСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБИНЫ И РЕЦИРКУЛЯЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ В ДИЗЕЛЕ С ТУРБОНАДДУВОМ 1999
  • Петухов Е.В.
  • Лазарев Е.А.
  • Лаврик А.Н.
  • Павлов А.Н.
  • Мицын Г.П.
  • Редько И.Я.
RU2159340C1
СИСТЕМА ТУРБОНАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Жуков Владимир Анатольевич
  • Курин Максим Сергеевич
RU2472950C2
УСТРОЙСТВО УЛУЧШЕНИЯ ПРИЕМИСТОСТИ ТАНКА 2023
  • Шудыкин Александр Сергеевич
  • Шабалин Денис Викторович
RU2820102C1
СИСТЕМА ТУРБОНАДДУВА ТЕПЛОВОЗНОГО ДВС С ДВУМЯ СТЕПЕНЯМИ РЕГУЛИРУЕМОГО НАДДУВА 2014
  • Семенов Александр Алексеевич
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Тарасов Владимир Викторович
  • Алимов Игорь Владимирович
RU2594836C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ВЫСОКОЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ И ВЫСОКОЙ СКОРОСТЬЮ ПРИЕМА НАГРУЗКИ 2008
  • Рыжов Валерий Александрович
  • Перов Константин Юрьевич
  • Колесников Михаил Александрович
  • Гальченко Вячеслав Петрович
  • Зайцев Андрей Александрович
RU2383756C1
СНИЖЕНИЕ НАГРУЗКИ ОТ ОСЕВОГО УСИЛИЯ В ТУРБОКОМПРЕССОРЕ 2016
  • Сан Гарольд Хуэйминь
  • Ху Леон
  • Ханна Дейв Р
  • И Джеймс Джеймс
  • Кёртис Эрик Уоррен
RU2718397C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СГОРАНИЕМ В ДВС С ТУРБОКОМПРЕССОРОМ 2018
  • Хрипач Николай Анатольевич
  • Лежнев Лев Юрьевич
  • Шустров Федор Андреевич
  • Татарников Алексей Павлович
  • Папкин Борис Аркадьевич
  • Неверов Всеволод Анатольевич
RU2715305C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 667 205 C1

Реферат патента 2018 года ДВИГАТЕЛЬ С УПРАВЛЯЕМОЙ СИСТЕМОЙ ТУРБОНАДДУВА

Изобретение может быть использовано в системах наддува дизельных двигателей. Судовой двигатель (1) снабжен управляемой системой турбонаддува с изменением положения лопаток направляющего соплового аппарата турбины. Двигатель (1) содержит турбокомпрессоры (2), (3), системы воздухоснабжения, газовыхлопа, топливоподачи, электронную управляющую систему (10). Электронная управляющая система (10) получает информацию о крутящем моменте на валу двигателя (1), частотах вращения коленчатого вала и роторов турбокомпрессоров (2), (3), температуры отработавших газов перед турбинами, и исполнительных устройств (8), (9), изменяющих положение лопаток сопловых аппаратов турбин. Исполнительные устройства (8), (9), изменяющие положение лопаток сопловых аппаратов турбин, являются одновременно датчиками, отображающими фактическое угловое положение лопаток направляющих сопловых аппаратов турбин. Сигнал с исполнительных устройств (8), (9) поступает в электронную управляющую систему (10) параллельно сигналам от датчиков (11)-(17) крутящего момента двигателя, температуры отработавших газов, частот вращения коленчатого вала и роторов турбокомпрессоров. Совокупность этих сигналов после обработки в управляющей электронной системе (10) и сравнения с заданными их величинами в виде матрицы рабочих режимов обеспечивает генерирование управляющих электрических сигналов на исполнительные устройства (8), (9), реализующие необходимое положение лопаток сопловых аппаратов турбин, соответствующее режимам работы двигателя, обеспечивая оптимальное согласование гидравлических характеристик дизельного двигателя и компрессорной части двигателя за счет изменения частоты вращения роторов турбокомпрессоров. Технический результат заключается в согласовании гидравлических характеристик двигателя и компрессорной части двигателя за счет изменения частоты вращения роторов турбокомпрессоров. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 667 205 C1

Судовой двигатель с управляемой системой турбонаддува путем изменения положения лопаток направляющего соплового аппарата турбины, состоящий из дизельного двигателя, одного или более турбокомпрессоров, систем воздухоснабжения, газовыхлопа, топливоподачи, электронной управляющей системы, получающей информацию о крутящем моменте на валу двигателя, частотах вращения коленчатого вала и роторов турбокомпрессоров, температуре отработавших газов перед турбинами, и исполнительных устройств, изменяющих положение лопаток сопловых аппаратов турбин, отличающийся тем, что исполнительные устройства, изменяющие положение лопаток сопловых аппаратов турбин, являются одновременно датчиками, отображающими фактическое угловое положение лопаток направляющих сопловых аппаратов турбин, сигнал с которых поступает в электронную управляющую систему параллельно сигналам от датчиков крутящего момента двигателя, температуры отработавших газов, частот вращения коленчатого вала и роторов турбокомпрессоров, а совокупность этих сигналов после обработки в управляющей электронной системе и сравнения с заданными их величинами в виде матрицы рабочих режимов обеспечивает генерирование управляющих электрических сигналов на исполнительные устройства, реализующие необходимое положение лопаток сопловых аппаратов турбин, соответствующее режимам работы двигателя, обеспечивая оптимальное согласование гидравлических характеристик дизельного двигателя и компрессорной части двигателя за счет изменения частоты вращения роторов турбокомпрессоров.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2667205C1

Токарный резец 1924
  • Г. Клопшток
SU2016A1
EP 2933458 A1, 21.10.2015
US 8146358 B2, 03.04.2012
US 9291116 B2, 22.03.2016
ДВИГАТЕЛЬ 2009
  • Кавабе Такао
  • Миямото Такаси
  • Укаи Сатоми
  • Накагава Рейко
  • Сакаки Тецуо
  • Кавасима Исаму
RU2451197C1

RU 2 667 205 C1

Авторы

Рыжов Валерий Александрович

Даты

2018-09-17Публикация

2017-04-18Подача