РОТОР АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2018 года по МПК H02K1/32 H02K9/00 

Описание патента на изобретение RU2669581C2

Область техники, которой относится изобретение

Изобретение относится к области электромашиностроения и касается конструкции роторов асинхронных двигателей с посадкой сердечника ротора непосредственно на вал.

Уровень техники

Известна конструкция ротора асинхронного двигателя, состоящего из сердечника с обмоткой, содержащей стержни и короткозамыкающие кольца с выполненными заодно с ними или присоединенными к ним вентиляционными лопатками, причем сердечник ротора установлен непосредственно на вал двигателя, с укрепленными на валу подшипниками качения [1], в которой тепло от ротора отводится воздушным потоком, создаваемым вентиляционными лопатками при вращении ротора.

Недостатком конструкции является невысокая эффективность охлаждения ротора и его существенный нагрев, передающийся на вал и, соответственно, на внутренние кольца установленных на валу подшипников, что приводит к тепловому увеличению их размеров, к заклиниванию подшипника и выходу двигателя из строя.

Известна также конструкция ротора асинхронного двигателя, состоящего из сердечника с обмоткой, содержащей стержни и короткозамыкающие кольца с выполненными заодно с ними или присоединенными к ним вентиляционными лопатками, причем сердечник ротора установлен непосредственно на вал двигателя, с укрепленными на нем подшипниками качения [2], в котором тепло от ротора отводится также воздушным потоком, прогоняемым через каналы, выполненные в сердечнике и расположенные параллельно оси вращения ротора. Эта конструкция повышает эффективность охлаждения ротора только при обеспечении осевого перемещения охлаждающего воздуха через каналы ротора, что для закрытых двигателей зачастую оказывается технологически трудновыполнимой задачей.

Сущность изобретения

Задачей предлагаемого технического решения является увеличения ресурса электродвигателя путем снижения нагрева вала и, соответственно, внутренних колец подшипников.

Техническим результатом заявленного технического решения является уменьшение температуры нагрева вала электродвигателя и внутренних колец подшипников.

Технический результат заявленного технического решения достигается за счет того, что ротор асинхронного электродвигателя, состоящий из сердечника с обмоткой, содержащей стержни и короткозамыкающие кольца с вентиляционными лопатками, установленного непосредственно на валу двигателя, на котором расположены подшипники качения, отличающийся тем, что на внешней цилиндрической поверхности вала выполнены параллельные оси вала пазы с образованием зубчатой внешней поверхности вала.

В частном случае реализации заявленного технического решения соотношение ширины паза (bp) и ширины зубца (bz) зубчатой внешней цилиндрической поверхности вала определяется следующим выражением:

0,8 ≥ bz/bp ≤ 3,0

В частном случае реализации заявленного технического решения пазы выполнены глубиной от 0,1 мм до 5 мм;

В частном случае реализации заявленного технического решения короткозамыкающие кольца выполнены заодно с вентиляционными лопатками;

В частном случае реализации заявленного технического решения короткозамыкающие кольца с выполнены с присоединенными к ним вентиляционными лопатками.

Краткое описание чертежей

Детали, признаки, а также преимущества настоящего изобретения следуют из нижеследующего описания вариантов реализации заявленного технического решения с использованием чертежей, на которых показано:

Фиг.1 – ротор с беличьей клеткой. Стержни беличьей клетки, соединенные между собой короткозамыкающими кольцами и расположены в пазах сердечника магнитопровода, установленного непосредственно на валу. Тепло, выделяемое в стержнях через сердечник передается на вал, а от вала – на внутренние кольца установленных на валу подшипников.

Фиг.2 – ротор с сердечником магнитопровода, установленным непосредственно на валу. В сердечнике выполнены осевые каналы, через которые прогоняется охлаждающий сердечник воздух. Тепло, выделяемое в стержнях ротора, частью отводится воздухом через каналы и частью передается на вал, и затем – на внутренние кольца установленных на валу подшипников.

Фиг.3 – радиальное сечение ротора с беличьей клеткой. Сердечник ротора установленный непосредственно на вал, сопрягается с ним по всей цилиндрической поверхности сердечник-вал. Большая площадь этой поверхности обеспечивает высокую ее теплопроводность и, соответственно, к высоким температурам вала, а затем и внутренних колец подшипников, что чреватые выходом последних их строя.

Фиг.4 – радиальное сечение ротора с беличьей клеткой. Сердечник ротора установленный непосредственно на вал, сопрягается с ним не по всей цилиндрической поверхности сердечник-вал, а только по зубчатой ее части. Ограниченность площади этой поверхности приводит к снижению ее теплопроводности и, соответственно, к снижению температур вала, а затем и внутренних колец подшипников, что повышает надежность работы последних.

На чертежах цифрами обозначены следующие позиции:

1 - сердечник; 2 – стержни; 3 – короткозамыкающие кольца; 4 – вентиляционные лопатки; 5 – вал двигателя; 6 – внутренние кольца подшипника качения; 7 – пазы.

Раскрытие изобретения

Ротор асинхронного двигателя, состоит из сердечника (1) с обмоткой, содержащей стержни (2) и короткозамыкающие кольца (3) с выполненными заодно с ними или присоединенными к ним вентиляционными лопатками (4).

Сердечник (1) установлен непосредственно на вал (5) двигателя. На валу (5) двигателя установлены подшипники качения, сопрягаемые с валом внутренними кольцами (6). В цилиндрической внешней поверхности вала (5) выполнены параллельные оси вала (5) пазы (7) с образованием зубчатой внешней поверхности вала (5). Сердечник (1) ротора, установленный непосредственно на вал (5), сопрягается с ним не по всей цилиндрической поверхности сердечник-вал, а только по зубчатой ее части. Ограниченность площади этой поверхности приводит к снижению ее теплопроводности и, соответственно, к снижению температур вала, а затем и внутренних колец подшипников, что повышает надежность работы последних.

При вращении ротора тепло от него отводится воздушным потоком, создаваемым вентиляционными лопатками (4) ротора, при этом, ввиду выполнения внешней цилиндрической поверхности вала зубчатой и, соответственно, уменьшения площади теплового контакта между сердечником ротора и валом, происходит снижение температуры вала и, как следствие, температуры внутреннего кольца (6) подшипников.

Соотношение ширины зубца (bz) и ширины паза (bp) зубчатой внешней цилиндрической поверхности вала равно bz/bp от 0,8 ÷ 3,0.

Пазы выполнены глубиной от 0,1 мм до 5 мм.

Выраженный эффект снижения температуры внутренних колец подшипников начинает проявляться, начиная с глубины паза, равной 0,1 мм и прекращает рост при 5,0 мм. При уменьшении глубины паза эффективность теплового барьера не существенна. При увеличении глубины паза сверх 5 мм увеличение эффективности теплового барьера не происходит.

Соотношение ширины зубца (bz) и ширины паза (bp) зубчатой внешней цилиндрической поверхности вала регламентировано тем обстоятельством, что главный магнитный поток замыкается через вал и соответственно через зубцы, выполненные на внутренней поверхности сердечника.

Чрезмерное уменьшение ширины зубцов (отношение bz/bp меньше 1,0) и соответственно их площади приводит к насыщению зубцов главным магнитным потоком и ухудшению энергетических показателей двигателя (cos φ), а также снижает силу сцепления между сердечником и валом. Увеличение ширины зубцов так, чтобы отношение bz/bp становилось больше 3,0, снижает эффект ограничения теплопередачи из сердечника ротора на вал и соответственно на внутренние кольца подшипников, приводя, таким образом, к увеличению температуры вала и внутренних колец подшипников.

Для двигателей с тепловой посадкой сердечника на вал или при посадке сердечника на вал накаткой, ограничение соотношения bz/bp определяется только силой сцепления сердечника с валом и находится в пределах 0,8 ÷ 3,0.

Для двигателей с передачей вращающего момента с сердечника на вал посредством шпонки, ограничение соотношения bz/bp определяется только эффективностью ограничения теплопередачи из сердечника ротора на вал и, соответственно, на внутренние кольца подшипников, и ограничивается «снизу» только условиями технологии, а сверху – эффективностью ограничения теплопередачи из сердечника ротора на вал и соответственно на внутренние кольца подшипников и равняется тому же числу 3,0.

Пример 1

В изготовленном и испытанном двигателе с числом полюсов 2p = 2, мощностью 18,5 кВт серии 5А применение заявляемого технического решения позволило снизить температуру на внутренних кольцах подшипника с 80 до 58 градусов. В данном двигателе внутренняя поверхность сердечника ротора выполнена с зубчатой внутренней поверхности с соотношением bz/bp равным 1, глубина паза – 3 мм.

Пример 2

В изготовленном и испытанном двигателе с числом полюсов 2p = 6, мощностью 11,0 кВт серии 5А применение заявляемого технического решения позволило снизить температуру на внутренних кольцах подшипника с 85 до 68 градусов. В данном двигателе внутренняя поверхность сердечника ротора выполнена с зубчатой внутренней поверхности с соотношением bz/bp равным 0,8 глубина паза – 3 мм.

Источники информации

1. Ротор асинхронного двигателя, Патент SU 1080236, М.П.Кухарский, Ю.М.Ковалев, Я.М.Хаит.

2. Электрическая машина, Патент SU 1179483, Я.Б.Тубис, М.С.Фанарь, В.И.Радин, И.А.Воробьева, З.А.Капалина.

Похожие патенты RU2669581C2

название год авторы номер документа
РОТОР АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2017
  • Горелик Лев Вениаминович
  • Машкин Владимир Геннадьевич
  • Пославский Ярослав Дмитриевич
  • Петров Сергей Владиславович
RU2669592C2
АСИНХРОННЫЙ ТРЕХФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2018
  • Миханошин Виктор Викторович
RU2759161C2
Ротор асинхронного двигателя с литой беличьей клеткой 2017
  • Горелик Лев Вениаминович
  • Кобелев Андрей Степанович
  • Машкин Владимир Геннадьевич
  • Пославский Ярослав Дмитриевич
RU2654688C1
СИНХРОННО-АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2018
  • Миханошин Виктор Викторович
RU2752234C2
РОТОР ШКИЛЬКО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1991
  • Шкилько Григорий Яковлевич[Ua]
RU2045802C1
Ротор асинхронного электродвигателя 2016
  • Макаров Лев Николаевич
  • Денисов Валерий Николаевич
  • Курилин Сергей Павлович
  • Власенков Андрей Александрович
RU2617445C1
Электрический двигатель для транспортных средств 2021
  • Лагутин Сергей Сергеевич
  • Головко Олег Анатольевич
  • Секлюцкий Сергей Анатольевич
RU2774121C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ 1998
  • Селиванов Н.П.
  • Александров Е.П.
  • Киселев В.В.
  • Дремова В.И.
  • Челдышев А.М.
RU2130681C1
РОТОР КОРОТКОЗАМКНУТОГО ТОРЦОВОГО ДВИГАТЕЛЯ 1994
  • Дмитриев В.Н.
RU2088021C1
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ОБРАЩЁННАЯ АСИНХРОННАЯ МАШИНА 2018
  • Дуюнов Дмитрий Александрович
  • Дуюнов Евгений Дмитриевич
  • Тихонова Алина Сергеевна
  • Яковлев Василий Игоревич
  • Журавлёв Виктор Геннадьевич
  • Теплова Яна Олеговна
RU2707585C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 669 581 C2

Реферат патента 2018 года РОТОР АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к электротехнике и касается конструкции роторов асинхронных двигателей с посадкой сердечника ротора непосредственно на вал. Технический результат состоит в повышении ресурса электродвигателя за счет снижения нагрева вала и, соответственно, внутреннего кольца подшипника. Ротор асинхронного двигателя состоит из сердечника с обмоткой, содержащей стержни и короткозамыкающие кольца с вентиляционными лопатками. Сердечник установлен непосредственно на валу двигателя, на котором смонтированы подшипники качения. На внешней цилиндрической поверхности вала выполнены параллельные оси вала пазы с образованием зубчатой внутренней поверхности вала. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 669 581 C2

1. Ротор асинхронного электродвигателя, состоящий из сердечника с обмоткой, содержащей стержни и короткозамыкающие кольца с вентиляционными лопатками, установленного непосредственно на валу двигателя, на котором расположены подшипники качения, отличающийся тем, что на внешней цилиндрической поверхности вала выполнены параллельные оси вала пазы с образованием зубчатой внешней поверхности вала, при этом соотношение ширины паза (bp) и ширины зубца (bz) зубчатой внешней поверхности вала составляет: bz/bp от 0,8 до 3,0.

2. Ротор по п. 1, отличающийся тем, что пазы выполнены глубиной от 0,1 мм до 5 мм.

3. Ротор по п. 1, отличающийся тем, что короткозамыкающие кольца выполнены заодно с вентиляционными лопатками.

4. Ротор по п. 1, отличающийся тем, что короткозамыкающие кольца выполнены с присоединенными к ним вентиляционными лопатками.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2669581C2

Электрическая машина 1984
  • Тубис Яков Борисович
  • Фанарь Михаил Саулович
  • Радин Владимир Исакович
  • Воробьева Ираида Александровна
  • Капалина Злата Анатольевна
SU1179483A1
Ротор электрической машины с газовым охлаждением 1987
  • Гринберг Борис Ильич
SU1515262A1
Ротор бесщеточного возбудителя 1991
  • Шалаев Владимир Григорьевич
  • Новгородских Виктор Григорьевич
SU1791920A1
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2000
  • Иванов-Смоленский А.В.
  • Глазков В.П.
RU2167481C1
CN 106100220 A, 09.11.2016.

RU 2 669 581 C2

Авторы

Горелик Лев Вениаминович

Машкин Владимир Геннадьевич

Пославский Ярослав Дмитриевич

Петров Сергей Владиславович

Даты

2018-10-12Публикация

2017-03-30Подача