РОТОР АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2018 года по МПК H02K1/32 H02K9/00 

Описание патента на изобретение RU2669592C2

Область техники, которой относится изобретение

Предлагаемое техническое решение относится к области электромашиностроения и касается конструкции роторов асинхронных двигателей с посадкой сердечника ротора непосредственно на вал.

Уровень техники

Известна конструкция ротора асинхронного двигателя, состоящего из сердечника с обмоткой, содержащей стержни и короткозамыкающие кольца с выполненными заодно с ними или присоединенными к ним вентиляционными лопатками, причем сердечник ротора установлен непосредственно на вал двигателя, с укрепленными на валу подшипниками качения [1], в которой тепло от ротора отводится воздушным потоком, создаваемым вентиляционными лопатками при вращении ротора.

Недостатком конструкции является невысокая эффективность охлаждения ротора и его существенный нагрев, передающийся на вал и, соответственно, на внутренние кольца установленных на валу подшипников, что приводит к тепловому увеличению их размеров, к заклиниванию подшипника и выходу двигателя из строя.

Известна также конструкция ротора асинхронного двигателя, состоящего из сердечника с обмоткой, содержащей стержни и короткозамыкающие кольца с выполненными заодно с ними или присоединенными к ним вентиляционными лопатками, причем сердечник ротора установлен непосредственно на вал двигателя, с укрепленными на нем подшипниками качения [2], в котором тепло от ротора отводится также воздушным потоком, прогоняемым через каналы, выполненные в сердечнике и расположенные параллельно оси вращения ротора. Эта конструкция повышает эффективность охлаждения ротора только при обеспечении осевого перемещения охлаждающего воздуха через каналы ротора, что для закрытых двигателей зачастую оказывается технологически трудновыполнимой задачей.

Сущность изобретения

Задачей предлагаемого технического решения является увеличения ресурса электродвигателя путем снижения нагрева вала и, соответственно, внутренних колец подшипников.

Техническим результатом заявленного технического решения является уменьшение температуры нагрева вала электродвигателя и внутренних колец подшипников.

Технический результат заявленного технического решения достигается за счет того, что ротор асинхронного электродвигателя, состоящий из сердечника с обмоткой, содержащей стержни и короткозамыкающие кольца с вентиляционными лопатками, установленного непосредственно на валу двигателя, на котором расположены подшипники качения, отличающийся тем, что в цилиндрической внутренней поверхности сердечника ротора выполнены параллельные оси вала пазы с образованием зубчатой внутренней поверхности сердечника.

В частном случае реализации заявленного технического решения соотношение ширины паза (bp) и ширины зубца (bz) зубчатой внутренней цилиндрической поверхности сердечника ротора определяется следующим выражением:

0,8 ≥ bz/bp ≤ 3,0

В частном случае реализации заявленного технического решения пазы выполнены глубиной от 0,1 мм до 5 мм;

В частном случае реализации заявленного технического решения короткозамыкающие кольца выполнены заодно с вентиляционными лопатками;

В частном случае реализации заявленного технического решения короткозамыкающие кольца с выполнены с присоединенными к ним вентиляционными лопатками.

Краткое описание чертежей

Детали, признаки, а также преимущества настоящего изобретения следуют из нижеследующего описания вариантов реализации заявленного технического решения с использованием чертежей, на которых показано:

Фиг.1 – Представлен ротор с беличьей клеткой. Стержни беличьей клетки, соединенные между собой короткозамыкающими кольцами и расположены в пазах сердечника магнитопровода, установленного непосредственно на валу. Тепло, выделяемое в стержнях через сердечник передается на вал, а от вала – на внутренние кольца установленных на валу подшипников.

Фиг.2 – Представлен ротор с сердечником магнитопровода, установленным непосредственно на валу. В сердечнике выполнены осевые каналы, через которые прогоняется охлаждающий сердечник воздух. Тепло, выделяемое в стержнях ротора частью отводится воздухом через каналы и частью передается на вал, и затем – на внутренние кольца установленных на валу подшипников.

Фиг.3 – Представлено радиальное сечение ротора с беличьей клеткой. Сердечник ротора установленный непосредственно на вал, сопрягается с ним по всей цилиндрической поверхности сердечник-вал. Большая площадь этой поверхности обеспечивает высокую ее теплопроводность и, соответственно, к высоким температурам вала, а затем и внутренних колец подшипников, что чреватые выходом последних их строя.

Фиг.4 – Представлено радиальное сечение ротора с беличьей клеткой. Сердечник ротора установленный непосредственно на вал, сопрягается с ним не по всей цилиндрической поверхности сердечник-вал, а только по зубчатой ее части. Ограниченность площади этой поверхности приводит к снижению ее теплопроводности и, соответственно, к снижению температур вала, а затем и внутренних колец подшипников, что повышает надежность работы последних.

На фигурах цифрами обозначены следующие позиции:

1 - сердечник; 2 – стержни; 3 – короткозамыкающие кольца; 4 – вентиляционные лопатки; 5 – вал двигателя; 6 – внутренние кольца подшипника качения; 7 – пазы.

Раскрытие изобретения

Ротор асинхронного двигателя, состоит из сердечника (1) с обмоткой, содержащей стержни (2) и короткозамыкающие кольца (3) с выполненными заодно с ними или присоединенными к ним вентиляционными лопатками (4).

Сердечник (1) установлен непосредственно на вал (5) двигателя. На валу (5) двигателя установлены подшипники качения, сопрягаемые с валом внутренними кольцами (6). В цилиндрической внутренней поверхности сердечника (1) ротора выполнены параллельные оси вала (5) пазы (7) с образованием зубчатой внутренней поверхности сердечника (1). Сердечник (1) ротора, установленный непосредственно на вал (5), сопрягается с ним не по всей цилиндрической поверхности сердечник-вал, а только по зубчатой ее части. Ограниченность площади этой поверхности приводит к снижению ее теплопроводности и, соответственно, к снижению температур вала, а затем и внутренних колец подшипников, что повышает надежность работы последних.

При вращении ротора тепло от него отводится воздушным потоком, создаваемым вентиляционными лопатками (4) ротора, при этом, ввиду выполнения внутренней цилиндрической поверхности сердечника зубчатой и, соответственно, уменьшения площади теплового контакта между сердечником ротора и валом, происходит снижение температуры вала и, как следствие, температуры внутреннего кольца (6) подшипников.

Соотношение ширины зубца (bz) и ширины паза (bp) зубчатой внутренней цилиндрической поверхности сердечника ротора равно bz/bp от 0,8 ÷ 3,0.

Пазы выполнены глубиной от 0,1 мм до 5 мм.

Выраженный эффект снижения температуры внутренних колец подшипников начинает проявляться, начиная с глубины паза, равной 0,1 мм и прекращает рост при 5,0 мм. При уменьшении глубины паза эффективность теплового барьера не существенна. При увеличении глубины паза сверх 5 мм увеличение эффективности теплового барьера не происходит.

Соотношение ширины зубца (bz) и ширины паза (bp) зубчатой внутренней цилиндрической поверхности сердечника ротора регламентировано тем обстоятельством, что главный магнитный поток замыкается через вал и соответственно через зубцы, выполненные на внутренней поверхности сердечника.

Чрезмерное уменьшение ширины зубцов (отношение bz/bp меньше 1,0) и соответственно их площади приводит к насыщению зубцов главным магнитным потоком и ухудшению энергетических показателей двигателя (cos φ), а также снижает силу сцепления между сердечником и валом. Увеличение ширины зубцов так, чтобы отношение bz/bp становилось больше 3,0, снижает эффект ограничения теплопередачи из сердечника ротора на вал и соответственно на внутренние кольца подшипников, приводя, таким образом, к увеличению температуры вала и внутренних колец подшипников.

Для двигателей с тепловой посадкой сердечника на вал или при посадке сердечника на вал накаткой, ограничение соотношения bz/bp определяется только силой сцепления сердечника с валом и находится в пределах 0,8 ÷ 3,0.

Для двигателей с передачей вращающего момента с сердечника на вал посредством шпонки, ограничение соотношения bz/bp определяется только эффективностью ограничения теплопередачи из сердечника ротора на вал и, соответственно, на внутренние кольца подшипников, и ограничивается «снизу» только условиями технологии, а сверху – эффективностью ограничения теплопередачи из сердечника ротора на вал и соответственно на внутренние кольца подшипников и равняется тому же числу 3,0.

Пример 1.

В изготовленном и испытанном двигателе с числом полюсов 2p = 2, мощностью 18,5 кВт серии 5А применение заявляемого технического решения позволило снизить температуру на внутренних кольцах подшипника с 80 до 58 градусов. В данном двигателе внутренняя поверхность сердечника ротора выполнена с зубчатой внутренней поверхности с соотношением bz/bp равным 1, глубина паза – 3 мм.

Пример 2.

В изготовленном и испытанном двигателе с числом полюсов 2p = 6, мощностью 11,0 кВт серии 5А применение заявляемого технического решения позволило снизить температуру на внутренних кольцах подшипника с 85 до 68 градусов. В данном двигателе внутренняя поверхность сердечника ротора выполнена с зубчатой внутренней поверхности с соотношением bz/bp, равным 0,8 глубина паза – 3 мм.

Источники информации

1. Ротор асинхронного двигателя, Патент SU 1080236, М.П.Кухарский, Ю.М.Ковалев, Я.М.Хаит.

2. Электрическая машина, Патент SU 1179483, Я.Б.Тубис, М.С.Фанарь, В.И.Радин, И.А.Воробьева, З.А.Капалина.

Похожие патенты RU2669592C2

название год авторы номер документа
РОТОР АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2017
  • Горелик Лев Вениаминович
  • Машкин Владимир Геннадьевич
  • Пославский Ярослав Дмитриевич
  • Петров Сергей Владиславович
RU2669581C2
Ротор асинхронного двигателя с литой беличьей клеткой 2017
  • Горелик Лев Вениаминович
  • Кобелев Андрей Степанович
  • Машкин Владимир Геннадьевич
  • Пославский Ярослав Дмитриевич
RU2654688C1
АСИНХРОННЫЙ ТРЕХФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2018
  • Миханошин Виктор Викторович
RU2759161C2
СИНХРОННО-АСИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2018
  • Миханошин Виктор Викторович
RU2752234C2
РОТОР ШКИЛЬКО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1991
  • Шкилько Григорий Яковлевич[Ua]
RU2045802C1
Ротор торцового асинхронного двигателя 1989
  • Встовский Алексей Львович
  • Гольдман Михаил Аронович
  • Пашков Николай Иванович
  • Саликов Михаил Петрович
SU1661917A1
Электрический двигатель для транспортных средств 2021
  • Лагутин Сергей Сергеевич
  • Головко Олег Анатольевич
  • Секлюцкий Сергей Анатольевич
RU2774121C1
Короткозамкнутый ротор асинхронного электродвигателя 2019
  • Калачиков Павел Николаевич
  • Корнеев Константин Викторович
  • Талицкий Михаил Михайлович
RU2719602C1
Ротор асинхронного электродвигателя 2016
  • Макаров Лев Николаевич
  • Денисов Валерий Николаевич
  • Курилин Сергей Павлович
  • Власенков Андрей Александрович
RU2617445C1
Ротор асинхронного электродвигателя 1991
  • Горягин Владимир Федорович
  • Невзлин Борис Исаакович
  • Загирняк Михаил Васильевич
  • Орлов Владимир Викторович
  • Захарченко Петр Иванович
  • Крейдун Евгений Григорьевич
SU1801243A3

Иллюстрации к изобретению RU 2 669 592 C2

Реферат патента 2018 года РОТОР АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к электротехнике и касается конструкции роторов асинхронных двигателей с посадкой сердечника ротора непосредственно на вал. Технический результат состоит в повышении ресурса электродвигателя за счет снижения нагрева вала и, соответственно, внутреннего кольца подшипника. Ротор асинхронного двигателя состоит из сердечника с обмоткой, содержащей стержни и короткозамыкающие кольца с вентиляционными лопатками. Сердечник установлен непосредственно на валу двигателя, на котором смонтированы подшипники качения. На цилиндрической внутренней поверхности сердечника ротора выполнены параллельные оси вала пазы с образованием зубчатой внутренней поверхности сердечника. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 669 592 C2

1. Ротор асинхронного электродвигателя, состоящий из сердечника с обмоткой, содержащей стержни и короткозамыкающие кольца с вентиляционными лопатками, установленного непосредственно на валу двигателя, на котором смонтированы подшипники качения, отличающийся тем, что в цилиндрической внутренней поверхности сердечника ротора выполнены параллельные оси вала пазы с образованием зубчатой внутренней поверхности сердечника, при этом соотношение ширины паза (bр) и ширины зубца (bz) зубчатой внутренней цилиндрической поверхности сердечника ротора составляет bz/bp от 0,8 до 3,0.

2. Ротор по п. 1, отличающийся тем, что пазы выполнены глубиной от 0,1 до 5 мм.

3. Ротор по п. 1, отличающийся тем, что короткозамыкающие кольца выполнены заодно с вентиляционными лопатками.

4. Ротор по п. 1, отличающийся тем, что короткозамыкающие кольца выполнены с присоединенными к ним вентиляционными лопатками.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2669592C2

Электрическая машина 1984
  • Тубис Яков Борисович
  • Фанарь Михаил Саулович
  • Радин Владимир Исакович
  • Воробьева Ираида Александровна
  • Капалина Злата Анатольевна
SU1179483A1
Электрическая машина 1983
  • Куцын Николай Андреевич
  • Поршнев Юрий Васильевич
  • Збарский Леонид Александрович
  • Матушевский Вацлав Цезаревич
  • Ширнин Иван Григорьевич
SU1159113A1
Электрическая машина 1979
  • Куцын Николай Андреевич
  • Поршнев Юрий Васильевич
  • Збарский Леонид Александрович
SU1138889A1
НЕЯВНОПОЛЮСНЫЙ РОТОР СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2011
  • Новосельцев Михаил Сарпионович
  • Замира Юрий Васильевич
RU2485659C2
СN 106100220 А, 09.11.2016.

RU 2 669 592 C2

Авторы

Горелик Лев Вениаминович

Машкин Владимир Геннадьевич

Пославский Ярослав Дмитриевич

Петров Сергей Владиславович

Даты

2018-10-12Публикация

2017-03-30Подача