СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ Российский патент 2008 года по МПК C10G11/00 C10G47/00 C10G65/12 

Описание патента на изобретение RU2321613C1

Изобретение относится к области нефтеререработки, конкретно к способу переработки нефти с получением моторных топлив.

Важной задачей на современном этапе развития нефтяной отрасли является повышение глубины переработки нефти за счет процессов деструктивной переработки нефтяных остатков с получением ценных топлив и других нефтяных продуктов. К таким деструктивным процессам относятся термические, каталитические и гидрогенизационные технологии переработки вакуумных дистиллатов, мазутов, гудронов.

Известен способ переработки нефти, заключающийся в ее перегонке с выделением вакуумного дистиллата и гудрона и последующем коксовании полученного гудрона. Для получения дополнительного количества светлых нефтепродуктов газойлевые фракции коксования смешивают с вакуумным дистиллатом и подвергают их совместной гидроочистке, а затем каталитическому крекингу. Способ позволяет получить около 50 мас.% компонента автомобильного бензина и 15-20 мас.% легкого газойля (дизельный дистиллат). (Э.Ф.Каминский, В.А.Хавкин. Глубокая переработка нефти: технологический и экологический аспекты, М., 2001, с.334).

К недостаткам способа следует отнести невозможность увеличения выхода дизельного дистиллата свыше 20 мас.% на сырье каталитического крекинга, а также низкое качество этого дистиллата (по содержанию серы, цетановому числу и др.), что не позволяет вырабатывать дизельное топливо в соответствии с современными стандартами (ГОСТ Р 52368-2005).

Наиболее близким к заявляемому является способ переработки нефти, заключающийся в атмосферной перегонке исходной нефти с выделением топливных фракций и остатка (мазута), который направляют на вакуумную установку с выделением прямогонного вакуумного дистиллата и гудрона. Гудрон направляют на установку коксования, с которой выводят бензиновую фракцию, фракцию легкого газойля коксования и кокс, а фракцию тяжелого газойля коксования в смеси с прямогонным вакуумным дистиллатом подвергают гидрокрекингу при высоком давлении водорода. С установки гидрокрекинга выводят газ, бензиновую фракцию, газойлевые фракции и остаток (малосернистый мазут). Особенностью способа является то, что соотношение между компонентами сырья гидрокрекинга: прямогонным вакуумным дистиллатом и фракцией тяжелого газойля коксования составляет 5 об.:1 об. (Проспект фирмы Эксон-Мобил «Переработка нефтяных остатков», М., 2004).

Недостатками способа являются следующие:

1. Низкое качество бензиновых фракций процессов гидрокрекинга и коксования (эти фракции являются низкооктановыми).

2. Низкое качество газойлевых фракций коксования (высокое содержание серы, низкое цетановое число), не позволяющее использовать их непосредственно как компоненты товарного дизельного топлива.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка способа переработки нефти, позволяющего вырабатывать дополнительные количества высококачественных моторных топлив (дизельного топлива и компонентов автомобильного бензина), соответствующих современным требованиям, используя повышение глубины переработки нефти.

Для решения поставленной задачи предлагается способ переработки нефти, включающий атмосферную перегонку исходной нефти с получением топливных фракций и мазута, вакуумную перегонку мазута с выделением прямогонного вакуумного дистиллата и гудрона, коксование гудрона с последующим разделением продуктов коксования на бензиновую фракцию, легкую и тяжелую газойлевые фракции коксования и кокс, гидрокрекинг смеси прямогонного вакуумного дистиллата и тяжелой газойлевой фракции коксования с последующим разделением продуктов гидрокрекинга на газ, бензиновую фракцию, газойлевые фракции и остаток. Способ отличается тем, что тяжелую газойлевую фракцию коксования разделяют на два потока, один из которых в смеси с легкой газойлевой фракцией коксования и прямогонным вакуумным дистиллатом направляют на гидрокрекинг, а второй поток предварительно подвергают гидроочистке и затем направляют на каталитический крекинг в смеси с остатком гидрокрекинга, причем эти потоки разделяют в соотношении 35-80 мас.% и 20-65 мас.%.

В заявляемом способе могут быть использованы различные виды коксования гудрона, преимущественно замедленное коксование.

Заявленный способ позволяет вырабатывать дополнительные количества высококачественных моторных топлив, соответствующих современным требованиям, за счет повышения глубины переработки нефти при использовании процессов гидрокрекинга и каталитического крекинга, причем в качестве сырья этих процессов используют определенные потоки, выделенные при реализации способа, в заявленном соотношении, позволяющие максимально повысить выход светлых нефтепродуктов. Так, в процессе гидрокрекинга в качестве сырья используют часть тяжелой газойлевой фракции коксования (от 35 до 80 мас.%), легкую газойлевую фракцию коксования и прямогонный вакуумный дистиллат, полученный в результате вакуумной перегонки мазута, а в процессе каталитического крекинга - оставшуюся часть (от 65 до 20 мас.%) тяжелой газойлевой фракции коксования, которую предварительно подвергают гидроочистке, и остаток, полученный в результате разделения продуктов гидрокрекинга (>350°С).

Способ иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1.

Атмосферной перегонке подвергают тяжелую сернистую нефть с выделением топливных фракций (бензиновой и дизельной) с выходом 35 мас.% на нефть и мазута, который подвергают вакуумной перегонке с выделением вакуумного дистиллата - фракции 350-540°С (38 мас.% на нефть) и гудрона (остаток >540°С с выходом 27 мас.% на нефть). Указанный гудрон (плотность 1025 кг/м3, коксуемость по Конрадсону 21 мас.%, содержание: серы - 4,5 мас.%, ванадия - 0,011 мас.%, никеля - 0,004 мас.%, железа - 0,0049 мас.%) направляют на установку замедленного коксования, проводимого при температуре 500°С. В результате процесса коксования получают (мас.% на сырье коксования):

Углеводородный газ + фракция С567,9Бензиновая фракция (30-180°С)12,6Легкая газойлевая фракция (180-350°С)25,0Тяжелая газойлевая фракция (350-540°С)25,8Кокс28,7

Тяжелую газойлевую фракцию коксования разделяют на два потока в соотношении соответственно 35 и 65 мас.%. Первый поток (35 мас.%) тяжелой газойлевой фракции коксования смешивают с легкой газойлевой фракцией коксования и с прямогонным вакуумным дистиллатом.

Качество вакуумного дистиллата (фракции 350-540°С): плотность - 930 кг/м3, коксуемость по Конрадсону - 0,25 мас.%, содержание серы - 2,6 мас.%, ванадия 0,0003 мас.%, никеля - 0,0002 мас.%.

Указанную сырьевую смесь подвергают гидрокрекингу при следующих условиях: давление - 15 МПа, температура - 400°С, объемная скорость подачи сырья 0,7 час-1, соотношение водородсодержащий газ/сырье 1500 н.об./об. В результате получают следующий выход продуктов, мас.%:

Углеводородный газ + сероводород10,2Бензиновая фракция (30-180°С)13,8Дизельный фракция (180-350°С)42,3Остаток (>350°С)33,7

Дизельный фракция характеризуется содержанием серы менее 0,001 мас.%, цетановым числом - 51-52 и по остальным показателям также соответствует требованиям ГОСТ Р 52368-2005 (EH 590:2004).

Остаток (>350°С) от стадии гидрокрекинга, содержащий менее 0,05 мас.% серы и менее 0,0001 мас.% суммарно никеля и ванадия, направляют на стадию каталитического крекинга, где указанный продукт перерабатывают в смеси со вторым потоком (65 мас.%) тяжелой газойлевой фракции коксования, которую предварительно подвергают гидроочистке. Качество тяжелой газойлевой фракции после гидроочистки: содержание серы - менее 0,1 мас.%, суммарное содержание никеля и ванадия - менее 0,0001 мас.%.

В результате осуществления процесса каталитического крекинга получают следующий выход продуктов, мас.%:

Фракция С12 + сероводород1,06Фракция С3415,4Фракция С5-205°С (бензиновая фракция)53,2Фракция 205-350°С (фракция легкого газойля)15,4Фракция >350°С (фракция тяжелого газойля)13,3Кокс1,45

Процесс каталитического крекинга проводят при температуре 500°С. Полученная фракция углеводородов С34 содержит в своем составе пропилены и бутилены и является ценным нефтехимическим сырьем. Фракция С5-205°С (бензиновая фракция) характеризуется октановым числом 82/93,5 (М.М./И.М.) и используется как компонент товарного автобензина.

Пример 2.

Атмосферной перегонке подвергают тяжелую сернистую нефть с выделением топливных фракций (бензиновой и дизельной) с выходом 48 мас.% на нефть и мазута, который подвергают вакуумной перегонке с выделением вакуумного дистиллата - фракции 350-560°С (27 мас.% на нефть) и гудрона (остаток >560°С с выходом 25 мас.% на нефть). Указанный гудрон (плотность 1011 кг/м3, коксуемость по Конрадсону 18 мас.%, содержание: серы - 4,1 мас.%, ванадия - 0,009 мас.%, никеля - 0,003 мас.%, железа - 0,003 мас.%) направляют на установку замедленного коксования, проводимого при температуре 510°С. В результате процесса коксования получают (мас.% на сырье коксования):

Углеводородный газ + фракция C568,2Бензиновая фракция (30-180°С)15,8Легкая газойлевая фракция (180-350°С)29,0Тяжелая газойлевая фракция (350-560°С)21,0Кокс26,0

Тяжелую газойлевую фракцию коксования разделяют на два потока в соотношении соответственно 80 и 20 мас.%. Первый поток (80 мас.%) тяжелой газойлевой фракции коксования смешивают с легкой газойлевой фракцией коксования и с прямогонным вакуумным дистиллатом.

Качество вакуумного дистиллата (фракции 350-560°С): плотность - 918 кг/м3, коксуемость по Конрадсону - 0,2 мас.%, содержание серы - 1,8 мас.%, ванадия 0,00025 мас.%, никеля - 0,00015 мас.%.

Указанную сырьевую смесь подвергают гидрокрекингу при следующих условиях: давление - 13 МПа, температура - 390°С, объемная скорость подачи сырья 1,0 час-1, соотношение водородсодержащий газ/сырье 1200 н.об./об. В результате получают следующий выход продуктов, мас.%:

Углеводородный газ + сероводород8,9Бензиновая фракция (30-180°С)12,8Дизельный фракция (180-350°С)42,3Остаток (>350°С)31,0

Дизельный фракция характеризуется содержанием серы менее 0,001 мас.%, цетановым числом - 53 и по остальным показателям также соответствует требованиям ГОСТ Р 52368-2005 (EH 590:2004).

Остаток (>350°С) от стадии гидрокрекинга, содержащий менее 0,05 мас.% серы и менее 0,0001 мас.% суммарно никеля и ванадия, направляют на стадию каталитического крекинга, где указанный продукт перерабатывают в смеси со вторым потоком (20 мас.%) тяжелой газойлевой фракции коксования, которую предварительно подвергают гидроочистке. Качество тяжелой газойлевой фракции после гидроочистки: содержание серы - менее 0,15 мас.%, суммарное содержание никеля и ванадия - менее 0,0001 мас.%.

В результате осуществления процесса каталитического крекинга получают следующий выход продуктов, мас.%:

Фракция С1-C2 + сероводород1,1Фракция С3414,7Фракция С5-205°С (бензиновая фракция)51,0Фракция 205-350°С (фракция легкого газойля)17,0Фракция >350°С (фракция тяжелого газойля)15,0Кокс1,2

Процесс каталитического крекинга проводят при температуре 495°С.

Полученная фракция углеводородов С34 содержит в своем составе пропилены и бутилены и является ценным нефтехимическим сырьем. Фракция С5-205°С (бензиновая фракция) характеризуется октановым числом 82,5/94 (М.М./И.М.) и используется как компонент товарного автобензина.

Пример 3.

Атмосферной перегонке подвергают тяжелую сернистую нефть с выделением топливных фракций (бензиновой и дизельной) с выходом 40 мас.% на нефть и мазута, который подвергают вакуумной перегонке с выделением вакуумного дистиллата - фракции 350-550°С (37 мас.% на нефть) и гудрона (остаток >550°С с выходом 23 мас.% на нефть). Указанный гудрон (плотность 1030 кг/м3, коксуемость по Конрадсону 22 мас.%, содержание: серы - 4,7 мас.%, ванадия - 0,012 мас.%, никеля - 0,005 мас.%, железа - 0,005 мас.%) направляют на установку замедленного коксования, проводимого при температуре 500°С. В результате процесса коксования получают (мас.% на сырье коксования):

Углеводородный газ + фракция С568,2Бензиновая фракция (30-180°С)12,8Легкая газойлевая фракция (180-350°С)30,0Тяжелая газойлевая фракция (350-540°С)25,0Кокс24,0

Тяжелую газойлевую фракцию коксования разделяют на два потока в соотношении соответственно 50 и 50 мас.%. Первый поток (50 мас.%) тяжелой газойлевой фракции коксования, смешивают с легкой газойлевой фракцией коксования и с прямогонным вакуумным дистиллатом.

Качество вакуумного дистиллата (фракции 350-550°С): плотность - 935 кг/м3, коксуемость по Конрадсону - 0,26 мас.%, содержание серы - 2,8 мас.%, ванадия 0,0004 мас.%, никеля -0,0003 мас.%.

Указанную сырьевую смесь подвергают гидрокрекингу при следующих условиях: давление - 17 МПа, температура - 410°С, объемная скорость подачи сырья 1,2 час-1, соотношение водородсодержащий газ/сырье 1500 н.об./об. В результате получают следующий выход продуктов, мас.%:

Углеводородный газ + сероводород10,5Бензиновая фракция (30-180°С)12,0Дизельный фракция (180-350°С)42,0Остаток (>350°С)35,5

Дизельный фракция характеризуется содержанием серы менее 0,001 мас.%, цетановым числом - 51-52 и по остальным показателям также соответствует требованиям ГОСТ Р 52368-2005 (EH 590:2004).

Остаток (>350°С) от стадии гидрокрекинга, содержащий менее 0,05 мас.% серы и менее 0,0001 мас.% суммарно никеля и ванадия, направляют на стадию каталитического крекинга, где указанный продукт перерабатывают в смеси со вторым потоком (50 мас.%) тяжелой газойлевой фракции коксования, которую предварительно подвергают гидроочистке. Качество тяжелой газойлевой фракции после гидроочистки: содержание серы - менее 0,20 мас.%, суммарное содержание никеля и ванадия - менее 0,0001 мас.%.

В результате осуществления процесса каталитического крекинга получают следующий выход продуктов, мас.%:

Фракция С12 + сероводород1,1Фракция С3414,1Фракция С5-205°С (бензиновая фракция)50,1Фракция 205-350°С (фракция легкого газойля)19,0Фракция >350°С (фракция тяжелого газойля)14,1Кокс1,6

Процесс каталитического крекинга проводят при температуре 500°С. Полученная фракция углеводородов С34 содержит в своем составе пропилены и бутилены и является ценным нефтехимическим сырьем. Фракция С5-205°С (бензиновая фракция) характеризуется октановым числом 82,5/93 (М.М./И.М.) и используется как компонент товарного автобензина.

Таким образом, предлагаемый способ переработки нефти позволяет вырабатывать дополнительные количества дизельного топлива, соответствующего современным требованиям ГОСТ Р 52368-2005 (ЕВ 590:2004), и высокооктановых компонентов автомобильного бензина за счет повышения глубины переработки нефти при максимальном и рациональном использовании нефтяных остатков в процессах гидрокрекинга и каталитического крекинга.

Похожие патенты RU2321613C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ИЗ ОСТАТОЧНОГО НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ 2009
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Галиев Ринат Галиевич
  • Капустин Владимир Михайлович
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Забелинская Елена Николаевна
  • Пресняков Владимир Васильевич
  • Тульчинский Эдуард Авраамович
  • Бабынин Александр Александрович
  • Чернышева Елена Александровна
RU2404228C2
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ 2017
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Овчинников Кирилл Александрович
  • Никульшин Павел Анатольевич
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Виноградова Наталья Яковлевна
  • Битиев Георгий Владимирович
  • Митусова Тамара Никитовна
  • Лобашова Марина Михайловна
  • Красильникова Людмила Александровна
  • Юсовский Алексей Вячеславович
RU2671640C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ 2019
  • Виноградова Наталья Яковлевна
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Красильникова Людмила Александровна
  • Битиев Георгий Владимирович
  • Минаев Артем Константинович
  • Никульшин Павел Анатольевич
RU2747259C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ 2021
  • Карпов Николай Владимирович
  • Вахромов Николай Николаевич
  • Дутлов Эдуард Валентинович
  • Гудкевич Игорь Владимирович
  • Бубнов Максим Александрович
  • Борисанов Дмитрий Владимирович
RU2774177C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ 2016
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Виноградова Наталья Яковлевна
  • Шмелькова Ольга Ивановна
  • Капустин Владимир Михайлович
  • Царев Антон Вячеславович
  • Чернышева Елена Александровна
  • Зуйков Александр Владимирович
  • Махин Дмитрий Юрьевич
RU2613634C1
СПОСОБ УТИЛИЗАЦИИ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ 2021
  • Карпов Николай Владимирович
  • Вахромов Николай Николаевич
  • Дутлов Эдуард Валентинович
  • Гудкевич Игорь Владимирович
  • Бубнов Максим Александрович
  • Борисанов Дмитрий Владимирович
RU2771842C1
СПОСОБ ГИДРОГЕНИЗАЦИОННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ 2005
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Школьников Виктор Маркович
  • Капустин Владимир Михайлович
  • Маненков Владимир Алексеевич
  • Забелинская Елена Николаевна
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Бычкова Дина Моисеевна
  • Лощенкова Ирина Николаевна
RU2284344C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2002
  • Хавкин В.А.
  • Каминский Э.Ф.
  • Гуляева Л.А.
  • Кастерин В.Н.
  • Киселев В.А.
  • А.И.
  • Моисеев В.М.
  • Сидоров И.Е.
  • Томин В.П.
  • Зеленцов Ю.Н.
  • Левина Л.А.
  • Кращук С.Г.
RU2232183C1
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ ОСТАТКОВ 2006
  • Галиев Ринат Галиевич
  • Хавкин Всеволод Артурович
  • Школьников Виктор Маркович
  • Гуляева Людмила Алексеевна
  • Капустин Владимир Михайлович
  • Пресняков Владимир Васильевич
  • Бабынин Александр Александрович
  • Шуверов Владимир Михайлович
  • Забелинская Елена Николаевна
RU2309974C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ 2015
  • Попов Юрий Валентинович
  • Белов Олег Александрович
  • Товышев Павел Александрович
RU2569686C1

Реферат патента 2008 года СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано при получении моторных топлив. Способ включает атмосферную перегонку исходной нефти с получением топливных фракций и мазута, вакуумную перегонку мазута с выделением прямогонного вакуумного дистиллата и гудрона, коксование гудрона с последующим разделением продуктов коксования на бензиновую фракцию, легкую и тяжелую газойлевые фракции коксования и кокс. Тяжелую газойлевую фракцию коксования разделяют на два потока, один из которых в смеси с легкой газойлевой фракцией коксования и прямогонным вакуумным дистиллатом направляют на гидрокрекинг, а второй поток предварительно подвергают гидроочистке и затем направляют на каталитический крекинг в смеси с остатком гидрокрекинга, причем эти потоки разделяют в соотношении 35-80 мас.% и 20-65 мас.%. Технический результат - повышение глубины переработки нефти с выработкой дополнительного количества высокооктановых компонентов автомобильного бензина и дизельного топлива, соответствующих современным требованиям. 1 з.п.ф-лы.

Формула изобретения RU 2 321 613 C1

1. Способ переработки нефти, включающий атмосферную перегонку исходной нефти с получением топливных фракций и мазута, вакуумную перегонку мазута с выделением прямогонного вакуумного дистиллата и гудрона, коксование гудрона с последующим разделением продуктов коксования на бензиновую фракцию, легкую и тяжелую газойлевые фракции коксования и кокс, гидрокрекинг смеси прямогонного вакуумного дистиллата и тяжелой газойлевой фракции коксования с последующим разделением продуктов гидрокрекинга на газ, бензиновую фракцию, газойлевые фракции и остаток, отличающийся тем, что тяжелую газойлевую фракцию коксования разделяют на два потока, один из которых в смеси с легкой газойлевой фракцией коксования и прямогонным вакуумным дистиллатом направляют на гидрокрекинг, а второй поток предварительно подвергают гидроочистке и затем направляют на каталитический крекинг в смеси с остатком гидрокрекинга.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что тяжелую газойлевую фракцию коксования разделяют на два потока в соотношении 35-80 мас.% и 20-65 мас.%.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2321613C1

Переработка нефтяных остатков
Проспект фирмы Эксон-Мобил
- М., 2004
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ 2001
  • Гарифзянова Г.Г.
  • Тухватуллин А.М.
  • Гарифзянов Г.Г.
  • Яруллин М.Р.
  • Ечевский Г.В.
  • Климов О.В.
  • Кихтянин О.В.
  • Коденев Е.Г.
  • Дударев С.В.
  • Кильдяшев С.П.
RU2208626C2
СПОСОБ ГИДРООБРАБОТКИ НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ И УСТАНОВКА ГИДРОКОНВЕРСИИ 1995
  • Майкл Гленн Хантер
RU2134712C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА 2001
  • Курочкин А.К.
  • Хайбуллин А.А.
RU2194737C1

RU 2 321 613 C1

Авторы

Галиев Ринат Галиевич

Хавкин Всеволод Артурович

Школьников Виктор Маркович

Булатников Владимир Валентинович

Гуляева Людмила Алексеевна

Капустин Владимир Михайлович

Шуверов Владимир Михайлович

Багманов Хамза Азалович

Гильманов Фарид Салахутдинович

Даты

2008-04-10Публикация

2007-01-18Подача