Упорный подшипник скольжения Российский патент 2018 года по МПК F16C17/04 

Описание патента на изобретение RU2676204C1

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к упорным подшипникам скольжения.

Известен классический гидродинамический (за счет вращения пяты) упорный подшипник скольжения, содержащий пяту, кольцевой подпятник с неподвижными подушками, имеющими клиновидный профиль, образующими с пятой клиновые зазоры, сужающиеся радиальные каналы для подвода смазочной жидкости к неподвижным подушкам. Подпятник упирается на поверхность корпуса. [Двухроторные винтовые и прямозубые компрессоры. Теория, расчет и проектирование И.Г. Хисамеев, В.А. Максимов. Издательство «ФЭН», Казань», 2000. - С. 468-473].

Недостатком известного упорного подшипника является его низкая несущая способность.

Известен гибридный упорный подшипник скольжения, содержащий пяту, кольцевой подпятник с неподвижными подушками, имеющими клиновидный профиль, образующими с пятой клиновые зазоры, между которыми выполнены гидростатические карманы, сообщенные с внешним источником давления жидкости. Подпятник упирается на поверхность корпуса. [Основы триботехники и герметологии: учебник, В.А. Максимов, Г.С. Баткис. Издательство «Титул-Казань», 2007. - С.220-222, С. 234-236].

Гибридный подшипник имеет наибольшую несущую способность в результате гидродинамического (за счет вращения пяты) и гидростатического (за счет внешнего источника давления) эффектов.

Недостатком известного технического решения является необходимость наличия внешнего источника давления жидкости, что не всегда возможно реализовать.

Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является увеличение несущей способности упорного подшипника скольжения.

Технический результат достигается тем, что в упорном подшипнике скольжения, содержащем пяту, кольцевой подпятник с неподвижными подушками, имеющими клиновидный профиль, образующими с пятой клиновые зазоры, корпус, сужающиеся радиальные каналы для подвода смазочной жидкости к неподвижным подушкам и гидростатическими карманами, согласно изобретению кольцевой подпятник выполнен с кольцевым каналом, сообщенным с клиновыми зазорами отводящими отверстиями и с гидростатическими карманами подводящими отверстиями, при этом отводящие отверстия выполнены с большим диаметром, чем диаметр подводящих отверстий.

Кроме того, гидростатические карманы могут быть расположены на кольцевом подпятнике со стороны пяты, между неподвижными подушками, или могут располагаться на кольцевом подпятнике со стороны корпуса подшипника, при этом гидростатические карманы могут быть снабжены уплотнительными элементами.

Кольцевой подпятник может быть сопряжен с корпусом по сферической поверхности.

Сущность изобретения поясняется графически, где:

на фиг. 1 представлено продольное сечение подшипника скольжения с гидростатическими карманами, расположенными со стороны пяты между неподвижными подушками, по неподвижным подушкам и гидростатическим карманам;

на фиг. 2 - поперечное сечение А-А фиг. 1;

на фиг. 3 - продольное сечение подшипника В-В фиг. 2;

на фиг. 4 - развернутое сечение Г-Г фиг. 2;

на фиг. 5 - выносной элемент I фиг. 1;

на фиг. 6 представлено продольное сечение подшипника с гидростатическими карманами, расположенными со стороны корпуса;

на фиг. 7 - поперечное сечение Д-Д фиг. 6;

на фиг. 8 -; поперечное сечение Ж-Ж фиг. 6;

на фиг. 9 - выносной элемент II фиг. 6;

на фиг. 10 - представлено продольное сечение упорного подшипника с гидростатическими карманами, расположенными со стороны пяты, с сопряжением кольцевого подпятника и корпуса по сферической поверхности;

на фиг. 11 представлено продольное сечение упорного подшипника с гидростатическими карманами, расположенными со стороны корпуса, с сопряжением кольцевого подпятника и корпуса по сферической поверхности.

Упорный подшипник скольжения содержит пяту 1, кольцевой подпятник 2 с неподвижными подушками 3, корпус 4, сужающиеся радиальные каналы 5 для подвода смазочной жидкости к неподвижным подушкам 3 и гидростатические карманы 6. Неподвижные подушки 3 имеют клиновидный профиль и образуют с пятой клиновые зазоры 7 (фиг. 4). Кольцевой подпятник 2 выполнен с внутренним кольцевым каналом 8, сообщенным отводящими отверстиями 9 с клиновым зазором 7 и подводящими отверстиям 10 к гидростатическим карманам 6. Отводящие отверстия 9 выполнены с большим диаметром, чем подводящие отверстия 10. Пята 1 на роторе фиксируется гайкой 11 и шпонкой 12, кольцевой подпятник 2 фиксируется относительно корпуса 4 штифтом 13. Кольцевой канал 8 выполнен расточкой кольцевого подпятника с последующей установкой втулки 14 по герметичной посадке. С целью быстрого набора давления в гидростатических карманах 6 объем кольцевого канала 8 должен быть небольшим, по этой же причине отводящие отверстия 9 выполнены большего диаметра в сравнении с подводящими отверстиями 10. Несущая способность гидростатических карманов 6 (Rc) обеспечивается их площадью (F) и статическим давлением в карманах (рс), которое определяется диаметром подводящих отверстий 10. Подвод смазочной жидкости к неподвижным подушкам 3 и клиновым зазорам 7 осуществляется по радиальным каналам 5 (фиг. 3), которые сужаются от центра к периферии для обеспечения снижения расхода смазочной жидкости.

Гидростатические карманы 6 упорного подшипника скольжения могут быть расположены на кольцевом подпятнике 2 со стороны пяты 1, между неподвижными подушками 3 (фиг. 1-5), либо на кольцевом подпятнике 2, со стороны корпуса 4 (фиг. 6-10) При последнем расположении упорный подшипник имеет более высокую несущую способность, т.к. можно расположить гидростатические карманы 7 большей площади (F) (фиг. 8).

Гидростатические карманы 7 снабжены уплотнительными элементами 15 (фиг. 5, 9), работающими на трение, например различные графитовые композиции, что позволят снизить расход смазочной жидкости до минимального.

Кольцевой подпятник 2 в сопряжении с корпусом 4 может быть выполнен по сферической поверхности 16 (фиг. 10, 11). Такая конструкция применяется при больших перекосах пяты 1, установленной на роторе, относительно корпуса 4.

Упорный подшипник скольжения работает следующим образом.

По каналам 5 подается смазочная жидкость (на фиг. 3, стрелками показаны направления движения смазочной жидкости), далее запускается в работу сам механизм. При вращении ротора механизма возникает осевая сила Р (фиг. 1), в то же время при вращении пяты 1, установленной на роторе, смазочная жидкость из канала 5 увлекается в клиновые зазоры 7, (на фиг. 4 стрелкой показано направление движения смазочной жидкости). В результате в зазорах 7 повышается давление (может достигать 10МПа и более) и за счет возникновения гидродинамического эффекта появляется несущая способность подшипника. Далее через отводящие отверстия 9, соединяющие клиновые зазоры 7 и кольцевой канал 8, смазочная жидкость, под давлением поступает в гидростатические карманы 6 через отверстия 10, при этом возникает дополнительная несущая способность подшипника за счет гидростатического эффекта, описываемая уравнением: Rc=n × F × рс, где n - количество гидростатических карманов, F - площадь гидростатических карманов, рс - давление в гидростатических карманах. В результате создается несущая способность подшипника R (фиг. 1), как за счет возникновения гидродинамического эффекта, так и за счет возникновения гидростатического эффекта.

Таким образом, предлагаемое техническое решение, за счет усовершенствования конструкции упорного подшипника, позволяет повысить несущую способность упорного подшипника скольжения без применения внешних источников давления смазочной жидкости.

Похожие патенты RU2676204C1

название год авторы номер документа
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2012
  • Баткис Григорий Семенович
  • Новиков Евгений Александрович
  • Хайсанов Владимир Константинович
  • Лившиц Наум Михайлович
  • Соколов Николай Викторович
RU2505719C1
СПОСОБ ВЫРАВНИВАНИЯ ОСЕВЫХ НАГРУЗОК ПО НЕСУЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ УПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ И УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2014
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Сутормина Виктория Николаевна
  • Носова Оксана Анатольевна
RU2578938C2
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ С НЕПОДВИЖНЫМИ ПОДУШКАМИ 2013
  • Новиков Евгений Александрович
  • Соколов Николай Викторович
  • Хадиев Муллагали Бариевич
  • Хайсанов Владимир Константинович
RU2538494C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ И БЫСТРОХОДНОСТИ АВТОНОМНОГО ОПОРНО-УПОРНОГО ПОДШИПНИКА ЖИДКОСТНОГО ТРЕНИЯ 2009
  • Альпин Александр Яковлевич
  • Альпин Вадим Викторович
RU2442033C2
ГИДРОСТАТИЧЕСКАЯ ОПОРА 2011
  • Шатохин Сергей Станиславович
  • Ереско Сергей Павлович
  • Ереско Татьяна Трофимовна
  • Шатохин Станислав Николаевич
  • Шатохина Лариса Владимировна
RU2484322C1
Гидростатическая опора 1983
  • Владимиров Порфирий Сергеевич
SU1231294A1
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 1996
  • Альпин А.Я.
RU2166136C2
ГИДРОСТАТИЧЕСКАЯ ОПОРА 2011
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Сабиров Фан Сагирович
  • Козочкин Михаил Павлович
  • Шестернинов Александр Владимирович
  • Шестернинов Владимир Александрович
  • Стареева Мария Олеговна
RU2471095C1
ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 2017
  • Шатохин Станислав Николаевич
  • Головин Антон Олегович
RU2654453C1
Лепестковый газостатический подшипник и способ изготовления лепесткового газостатического подшипника 2018
  • Бесчастных Владимир Николаевич
  • Косой Анатолий Александрович
  • Монин Сергей Викторович
RU2696144C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 676 204 C1

Реферат патента 2018 года Упорный подшипник скольжения

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к упорным подшипникам скольжения. Упорный подшипник скольжения содержит пяту, кольцевой подпятник (2) с неподвижными подушками (3), имеющими клиновидный профиль, образующими с пятой клиновые зазоры (7), корпус (4), сужающиеся радиальные каналы (5) для подвода смазочной жидкости к неподвижным подушкам (3) и гидростатические карманы (6). Кольцевой подпятник (2) выполнен с внутренним кольцевым каналом (8), сообщенным отводящими отверстиями (9) с клиновыми зазорами (7) и подводящими отверстиями (10) с гидростатическими карманами (6). Отводящие отверстия (9) выполнены с большим диаметром, чем диаметр подводящих отверстий (10). Технический результат: увеличение несущей способности упорного подшипника скольжения. 4 з.п. ф-лы, 11 ил.

Формула изобретения RU 2 676 204 C1

1. Упорный подшипник скольжения, содержащий пяту, кольцевой подпятник с неподвижными подушками, имеющими клиновидный профиль, образующими с пятой клиновые зазоры, корпус, сужающиеся радиальные каналы для подвода смазочной жидкости к неподвижным подушкам, и гидростатические карманы, отличающийся тем, что кольцевой подпятник выполнен с кольцевым каналом, сообщенным с клиновыми зазорами отводящими отверстиями и с гидростатическими карманами подводящими отверстиями, при этом отводящие отверстия выполнены с большим диаметром, чем диаметр подводящих отверстий.

2. Упорный подшипник скольжения по п. 1, отличающийся тем, что гидростатические карманы расположены на кольцевом подпятнике со стороны пяты, между неподвижными подушками.

3. Упорный подшипник скольжения по п. 1, отличающийся тем, что гидростатические карманы расположены на кольцевом подпятнике со стороны корпуса подшипника.

4. Упорный подшипник скольжения по п. 1, отличающийся тем, что гидростатические карманы снабжены уплотнительными элементами.

5. Упорный подшипник скольжения по п. 1, отличающийся тем, что кольцевой подпятник сопряжен с корпусом по сферической поверхности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2676204C1

УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК 2014
  • Михайлов Александр Николаевич
RU2558406C1
Подпятник скольжения 1959
  • Трифонов Е.В.
SU147070A1
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2012
  • Баткис Григорий Семенович
  • Новиков Евгений Александрович
  • Хайсанов Владимир Константинович
  • Лившиц Наум Михайлович
  • Соколов Николай Викторович
RU2505719C1
Аппарат для введения кислорода в организм животных 1956
  • Макоев Д.М.
  • Нехто Т.И.
SU107299A1
US 6565257 B1, 20.05.2003.

RU 2 676 204 C1

Авторы

Паранин Юрий Александрович

Паранина Ольга Юрьевна

Даты

2018-12-26Публикация

2018-04-11Подача