УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ С НЕПОДВИЖНЫМИ ПОДУШКАМИ Российский патент 2015 года по МПК F16C17/08 F16C25/04 

Описание патента на изобретение RU2538494C1

Изобретение относится к области компрессоростроения и может быть использовано в центробежных и винтовых компрессорных машинах, работающих в сложных переходных режимах, при которых происходит изменение знака осевого усилия.

Из уровня техники известны самоустанавливающиеся подшипники на сферических опорах, которые применяют при недостаточно жестких валах и корпусах. Опорные сферические поверхности подшипника и корпуса изготавливают из материалов, образующих антифрикционную пару. При установке в стальной корпус подшипник выполняют из бронзы или заливают его поверхность свинцовистой бронзой, к опорной рабочей поверхности обязателен подвод масла, желательно под давлением, для чего на поверхности сферы проделывают масляные каналы, обеспечивающие определенный гидростатический эффект, облегчающий самоустановку сферы, (см. П.И. Орлов, Основы конструирования, том 2, М., Машиностроение, 1988, стр.372-373, 385-387, 399-404). В простейших конструкциях гидравлических опор скольжения путем упора в сферу с центром по оси вращения вала, подпитка масляной подушки осуществляется посредством игольчатого клапана, управляемого валом, (см. там же, стр.386-397). Недостатком гидравлических подпятников является высокое давление масла, относительно большая мощность, расходуемая на создание масляной подушки и недостаточно точная фиксация вала в осевом направлении.

Наиболее близкой к предложенной является конструкция упорного подшипника скольжения, содержащая сепаратор с пазами, в которых расположены упорные сегменты, имеющие ребра для самоустановки, упорные сегменты своими ребрами опираются на установленные в прорезях, выполненных в сепараторе, пластинчатые пружины, при этом упорный подшипник содержит несущее кольцо, установленное в сепараторе и имеющее радиальные пазы, обеспечивающие возможность прогиба пластинчатых пружин (см. описание изобретения к авторскому свидетельству SU №507715, опубликовано 25.03.1976 г.).

Недостатком является сложная конструкция из-за большого количества малогабаритных деталей сложной формы и совмещения с опорным подшипником в едином корпусе, наличие горизонтального разъема, необходимость точного выполнения пазов для размещения упругих и неподвижных элементов, низкая надежность, большое влияние динамических нагрузок на подшипник и низкое демпфирование. Самоустанавливающиеся подушки имеют более большие потери мощности на трение и более высокую температуру смазочного слоя по сравнению с подшипниками с неподвижными подушками. К недостаткам самоустанавливающихся подушек следует отнести также сложность повышения жесткости их смазочного слоя уменьшением толщины смазочного слоя.

Техническим результатом изобретения является повышение демпфирующих свойств подшипника, снижение влияния динамических нагрузок на подшипник, повышение технологичности, работоспособности, надежности и долговечности упорного подшипника скольжения в условиях работы при резких переходных режимах работы компрессорных машин, в том числе при помпаже центробежного компрессора.

Технический результат достигается за счет того, что упорный подшипник скольжения содержит соосно установленные несущее кольцо, сепаратор и упорный элемент, сепаратор имеет пазы, в которых установлены упругие элементы, несущее кольцо связано с сепаратором и имеет пазы, каждый из которых обращен к соответствующему упругому элементу и перекрыт им, а упорный элемент установлен внутри сепаратора с возможностью осевого перемещения относительно несущего кольца, при этом упорный элемент выполнен в виде подпятника, одна сторона которого имеет ребра, опирающиеся на упругие элементы, а на другой стороне выполнены неподвижные подушки, предназначенные для контакта с упорным гребнем вала, причем несущее кольцо имеет радиальные отверстия, сообщенные с полостью между несущим кольцом и подпятником.

Кроме того, одни радиальные отверстия несущего кольца могут быть выполнены в зоне его пазов, а другие - в зоне между упругими элементами и подпятником.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 (а, б) показан предлагаемый упорный подшипник скольжения (осевой разрез) и упругий элемент; на фиг.2 (а, б) показаны рабочая и тыльная стороны подпятника; на фиг.3 показан сепаратор; на фиг.4 показано несущее кольцо.

Упорный подшипник скольжения с неподвижными подушками содержит соосно установленные несущее кольцо 1, сепаратор 2 и упорный элемент в виде подпятника 3. Несущее кольцо 1 связано с сепаратором 2 посредством, например, винтов 5 (или любых других соединительных элементов) (фиг.1а), при этом несущее кольцо 1 имеет на своей плоской поверхности, обращенной к сепаратору 2, радиально направленные пазы 6 (фиг.1а, 4). Сепаратор 2 имеет пазы 7 (фиг.3), равномерно образованные на внутренней кольцевой поверхности со стороны несущего кольца 1, при этом количество пазов 7 сепаратора 1 равно количеству пазов 6 несущего кольца 1.

В каждом пазе 7 сепаратора 2 установлен упругий элемент 8 (фиг.1), выполненный в виде стальной пластины, представляющей собой пластинчатую пружину. Пазы 7 позволяют фиксировать упругие элементы 8 от окружного и радиального перемещений, а каждый упругий элемент 8 перекрывает своими длинными боковыми краями соответствующий паз 6 несущего кольца 1, при этом ширина L упругого элемента 8 больше ширины l паза 6 несущего кольца 1. Внутри сепаратора 2 на кольцевом выступе 9 несущего кольца 1 установлен подпятник 3, при этом подпятник 3 зафиксирован от проворота относительно сепаратора посредством штифта 10, размещенного в осевом пазе 11 сепаратора 2 (фиг.3). Подпятник 3 в свободном состоянии имеет осевой ход и со стороны упорного гребня 4 ограничен сепаратором 2.

Подпятник 3 на рабочей стороне (со стороны упорного гребня 4) имеет неподвижные подушки 12, а с тыльной (опорной) стороны, обращенной к несущему кольцу 1, имеет радиальные ребра 13, которые расположены по центру относительно неподвижных подушек 12 и опираются на соответствующие упругие элементы 8, которые имеют прямоугольную форму для равномерного прогиба под действием осевой нагрузки. Число радиальных ребер 13 равно числу подушек 12 подпятника 3, а также числу упругих элементов 8.

Осевой ход подпятника 3 обеспечивается за счет наличия небольшого зазора между подпятником 3 с его рабочей стороны (фиг.2а) и сепаратором 2, а также за счет прогиба упругих элементов 8 в радиально направленных пазах несущего кольца 1 под действием радиальных ребер 13 тыльной стороны подпятника 3 (фиг.2б). Также имеется небольшой зазор между несущим кольцом 1 и подпятником 3 как со стороны внешнего, так и со стороны внутреннего диаметров подпятника 3. Такие зазоры необходимы для взаимной самоустановки сопрягаемых поверхностей А между подпятником 3 и упорным гребнем 4, уменьшая биение и обеспечивая общее перемещение упорного гребня 4.

Несущее кольцо 1 имеет со стороны вала 14 на кольцевом выступе 9 радиальные отверстия 15, одни из которых образованы в зоне пазов 6, а другие в зоне между упругими элементами 3 и подпятником 7. Таким образом, отверстия 15 сообщены с полостью между несущим кольцом 1 и подпятником 3, т.е. с полостью, образованной самими пазами 6 несущего кольца 1 и перекрываемыми их упругими элементами 8, и полостью между упругими элементами 8 и тыльной поверхностью подпятника 3 с радиальными ребрами 13.

Предлагаемая конструкция упорного подшипника скольжения с неподвижными подушками представляет собой упорный пакет, стягиваемый винтами 5, который устанавливается в корпусе 16 компрессорной машины.

При сборке упорного подшипника скольжения с неподвижными подушками вначале в сепаратор 2 вставляется подпятник 3 со штифтом 10 неподвижными подушками 12 рабочей поверхности во внешнюю сторону. Затем вставляются упругие элементы 8 (пластины) в пазы 7 сепаратора 2 и укладываются на радиальные ребра 13 подпятника 3. Вся конструкция скрепляется несущим кольцом 1 винтами 5 к сепаратору 2, вставляется в корпус 16 компрессорной машины.

Образованная полость между несущим кольцом 1 и подпятником 3 заполняется маслом с давлением подачи. Диаметры отверстий 15 и их количество определяют демпфирующие свойства подшипника и являются расчетной величиной. Отверстия 15 представляют собой дроссели. Расход через дроссели определяет сечение отверстий 15.

Расход, пропускаемый дросселем, определяется по зависимости:

Q д р = μ S д р 2 ρ Δ P ,

где µ - коэффициент расхода дросселя, зависящий от свойств масла, формы проходных сечений и ряда других факторов (обычно принимают равным 0,62…0,65); ΔP=Pkпод - перепад давления на дросселе; Pk - давление в камере между несущим кольцом и подпятником; Рпод - давление подачи масла; ρ - плотность масла; Sдр=nS - суммарная площадь дросселя; n - выбранное количество отверстий; S = π d о т в 2 / 4 - площадь одного отверстия, dотв - диаметр отверстия.

P k = F / π 4 ( D 2 d 2 ) ,

где F - осевая сила; D и d - внешний и внутренний диаметры с тыльной стороны подпятника.

Соответственно, S д р = Q д р μ 2 ρ Δ P .

Неподвижные подушки 12 на своей поверхности имеют плоскую площадку и сужающийся клиновой скос по направлению движения упорного гребня 4, за счет которого создается гидродинамическое давление масла. Неподвижные подушки 12 создают гидродинамическое давление масла между рабочей поверхностью упорного гребня 4 и поверхностью самих неподвижных подушек 12, за счет которого отодвигается упорный гребень 4 от поверхности упорного подшипника и не происходит их взаимного касания, т.е. упорный подшипник работает в режиме жидкостного трения. При работе упорного подшипника скольжения между неподвижными подушками 12 и поверхностью упорного гребня 4 за счет гидродинамического давления создается стабильная масляная пленка (масляный слой) и не происходит касания между поверхностями (жидкостной режим трения).

При работе такого подшипника в момент возникновения резких динамических нагрузок подпятник 3 способен перемещаться на величину прогиба пластинчатой пружины (упругого элемента 8), уменьшая передачу ударной нагрузки с роторной части на статорную через упорный гребень 4 и уменьшая амплитуду динамической нагрузки на подшипник. Наличие масла в полости между подпятником 3 и несущим кольцом 1 обеспечивает демпфирующие свойства подшипника, сглаживая осевые перемещения упорного гребня 4. Таким образом, конструкция обеспечивает более долговечную работу подшипника в момент возникновения резких переходных режимов работы компрессорной машины, в том числе при помпаже центробежного компрессора.

Похожие патенты RU2538494C1

название год авторы номер документа
Упорный подшипник скольжения с выравнивающим устройством 1986
  • Балашов Борис Алексеевич
  • Подольский Марлен Елизарович
  • Пугачев Леонид Константинович
  • Цыганков Александр Васильевич
SU1432292A1
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2012
  • Баткис Григорий Семенович
  • Новиков Евгений Александрович
  • Хайсанов Владимир Константинович
  • Лившиц Наум Михайлович
  • Соколов Николай Викторович
RU2505719C1
ПОДУШКА ОПОРНОГО ПОДШИПНИКА ДЛЯ ТУРБИНЫ 2013
  • Бюген Арно
  • Мизера Жак
RU2550112C2
ОПОРНЫЙ УЗЕЛ ПОДШИПНИКОВОГО УСТРОЙСТВА 2000
  • Арон А.В.
  • Шишкин Ю.П.
  • Соболенко А.Н.
  • Кукушкин И.Н.
RU2199682C2
Упорный подшипник скольжения двухстороннего действия 1988
  • Богданов Александр Николаевич
  • Никишев Владимир Николаевич
  • Туркин Игорь Иванович
  • Медведев Вадим Владимирович
  • Тимахович Нина Георгиевна
SU1550241A1
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК 2005
  • Кошелев Сергей Алексеевич
  • Бакурадзе Михаил Викторович
  • Гудков Николай Николаевич
  • Ермолаев Владимир Владимирович
RU2287697C1
Упорный подшипниковый узел 1978
  • Боярко Николай Никитович
  • Вальчук Владимир Ксенофонтович
SU796502A1
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2000
  • Яловега Н.В.
  • Яловега С.Н.
  • Родин С.В.
RU2162171C1
Упорный подшипник скольжения 2018
  • Паранин Юрий Александрович
  • Паранина Ольга Юрьевна
RU2676204C1
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК ТУРБОМАШИНЫ 2008
  • Жуков Виктор Сергеевич
  • Иванов Сергей Николаевич
  • Жуков Сергей Викторович
RU2368819C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 538 494 C1

Реферат патента 2015 года УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ С НЕПОДВИЖНЫМИ ПОДУШКАМИ

Изобретение относится к области компрессоростроения и может быть использовано в центробежных и винтовых компрессорных машинах, работающих в сложных переходных режимах, при которых происходит изменение знака осевого усилия. Упорный подшипник скольжения содержит соосно установленные несущее кольцо (1), сепаратор (2) и упорный элемент в виде подпятника (3). Сепаратор (2) имеет пазы, в которых установлены упругие элементы (8). Несущее кольцо (1) связано с сепаратором (2) и имеет пазы (6), каждый из которых обращен к соответствующему упругому элементу (8) и перекрыт им. Подпятник (3) установлен внутри сепаратора (2) с возможностью осевого перемещения относительно несущего кольца (1). Одна сторона подпятника (3) имеет ребра, опирающиеся на упругие элементы (8), а на другой стороне выполнены неподвижные подушки, предназначенные для контакта с упорным гребнем (4) вала (14). Несущее кольцо (1) имеет радиальные отверстия (15), сообщенные с полостью между несущим кольцом (1) и подпятником (3). Технический результат: повышение демпфирующих свойств подшипника, снижение влияния динамических нагрузок на подшипник, повышение технологичности, работоспособности, надежности и долговечности упорного подшипника скольжения в условиях работы при резких переходных режимах работы компрессорных машин, в том числе при помпаже центробежного компрессора. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 538 494 C1

1. Упорный подшипник скольжения, содержащий соосно установленные несущее кольцо, сепаратор и упорный элемент, сепаратор имеет пазы, в которых установлены упругие элементы, несущее кольцо связано с сепаратором и имеет пазы, каждый из которых обращен к соответствующему упругому элементу и перекрыт им, а упорный элемент установлен внутри сепаратора с возможностью осевого перемещения относительно несущего кольца, отличающийся тем, что упорный элемент выполнен в виде подпятника, одна сторона которого имеет ребра, опирающиеся на упругие элементы, а на другой стороне выполнены неподвижные подушки, предназначенные для контакта с упорным гребнем вала, при этом несущее кольцо имеет радиальные отверстия, сообщенные с полостью между несущим кольцом и подпятником.

2. Подшипник по п.1, отличающийся тем, что одни радиальные отверстия несущего кольца выполнены в зоне его пазов, а другие - в зоне между упругими элементами и подпятником.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2538494C1

Упорный подшипник скольжения 1974
  • Баткис Григорий Семенович
  • Сидоров Владимир Павлович
  • Петросян Григорий Григорьевич
SU507715A1
Способ направленного бурения скважин 1947
  • Сидоренко В.А.
SU122719A1
Аппарат для введения кислорода в организм животных 1956
  • Макоев Д.М.
  • Нехто Т.И.
SU107299A1
US 4639146 A, 27.01.1987

RU 2 538 494 C1

Авторы

Новиков Евгений Александрович

Соколов Николай Викторович

Хадиев Муллагали Бариевич

Хайсанов Владимир Константинович

Даты

2015-01-10Публикация

2013-07-29Подача