Гидродинамический привод-генератор Российский патент 2019 года по МПК B64D35/00 F16H61/48 

Описание патента на изобретение RU2680299C1

Изобретение относится к системам электроснабжения переменного тока постоянной частоты для транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов.

Известен привод-генератор, содержащий генератор переменного тока, блок регулирования и гидродинамический преобразователь крутящего момента, использующий в качестве рабочей жидкости топливо двигателя транспортного средства и имеющий насосное колесо, кинематически связанное с валом двигателя транспортного средства и турбинное колесо, кинематически связанное с ротором генератора, и поворотные лопатки, связанные с блоком регулирования (Патент №2408503, опубл. 2009 г. ).

Особенностью указанного привода-генератора является то, что гидравлические потери, связанные с работой гидродинамического преобразователя крутящего момента, приводят к повышению температуры топлива, поступающего в двигатель, или, в случае использования перепуска части топлива, ведут к повышению температуры топлива в баках летательного аппарата, что недопустимо, особенно на длительном крейсерском режиме полета. Для устранения повышенного нагрева топлива приходится устанавливать в топливной системе летательного аппарата дополнительные топливовоздушные теплообменники, что значительно увеличивает массу летательного аппарата.

Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является уменьшение нагрева топлива от привода-генератора.

Технический результат достигается тем, что в гидродинамическом приводе-генераторе, содержащем генератор переменного тока, блок регулирования и гидродинамический преобразователь крутящего момента, сообщенный на входе с каналом подачи топлива системы топливоподачи двигателя транспортного средства, используемого в качестве рабочей жидкости, и имеющий насосное колесо, кинематически связанное с валом двигателя транспортного средства и турбинное колесо, кинематически связанное с ротором генератора, насосное колесо гидродинамического преобразователя дополнительно кинематически связано через расцепляемую муфту с турбинным колесом гидродинамического преобразователя, при этом расцепляемая муфта может быть выполнена фрикционной, содержит поршень, рабочая полость которого сообщена с каналом подачи топлива, связанным с блоком регулирования привода-генератора, и имеет на периферии отверстие, сообщающее рабочую полость поршня с внутренней полостью привода-генератора.

Включение в состав гидродинамического привода-генератора дополнительной кинематической связи, например, с помощью зубчатых колес, между насосным и турбинным колесами гидродинамического преобразователя крутящего момента с установкой в ней расцепляемой муфты позволяет отключить гидродинамический преобразователь из работы привода-генератора на длительном крейсерском режиме полета, тем самым исключив потери мощности в гидропреобразователе и, как следствие, уменьшить температуру топлива, поступающего в двигатель.

Изобретение поясняется графически, где на чертеже схематично представлен предлагаемый гидродинамический привод-генератор.

Гидродинамический привод-генератор содержит гидродинамический преобразователь крутящего момента 1, в рабочей полости которого имеется насосное колесо 2, вал которого сцеплен с приводным валом 3, связанным кинематически с валом двигателя транспортного средства, турбинное колесо 4, связанное с валом генератора 5 переменного тока, и поворотные лопатки 6, управляемые блоком регулирования 7.

Зубчатые колеса 8 и 9 связывают вал насосного колеса 2 с валом внутренней полумуфты 10 фрикционной муфты. Вал наружной полумуфты 11 фрикционной муфты связан зубчатыми колесами 12 и 13 с валом турбинного колеса 4.

В наружной полумуфте 11 размещен поршень 14, контактирующий с пакетом фрикционных дисков 15. Рабочая полость 16 поршня 14 сообщается через полый вал 17 и уплотнение 18 с каналом 19 подвода топлива системы топливоподачи двигателя, содержащим кран 20, связанный электрическим управлением с блоком регулирования 7. На периферии рабочей полости 16 поршня 14 выполнено дозирующее отверстие 21, сообщающее рабочую полость 16 с внутренней полостью привода-генератора.

Предлагаемый привод-генератор работает следующим образом.

При частоте вращения вала двигателя ниже или выше пределов заданного диапазона, охватывающего крейсерский режим полета, крутящий момент от вала двигателя передается ротору генератора 5 через гидродинамический преобразователь 1, использующий в качестве рабочей жидкости топливо. При этом под действием блока регулирования 7 путем поворота лопаток 6 обеспечивается постоянная частота вращения ротора генератора 5, а значит и постоянная частота вырабатываемого генератором переменного тока. При вхождении частоты вращения вала двигателя в пределы упомянутого заданного диапазона блок регулирования 7 по сигналу от системы автоматического управления двигателя открывает кран 20 и закрывает поворотные лопатки 6. Вследствие этого поршень 14 под действием повышения давления в его рабочей полости 16 сжимает пакет фрикционных дисков 15, что приводит к сцеплению полумуфт 10 и 11; одновременно момент, передаваемый от вала двигателя ротору генератора 5 через гидродинамический преобразователь 1, уменьшается практически до нуля, и передача крутящего момента от вала двигателя ротору генератора происходит через зубчатые колеса и замкнутую муфту, минуя гидродинамический преобразователь 1, т.е. с коэффициентом полезного действия, близким к единице. При выходе частоты вращения вала двигателя в любую сторону за пределы заданного диапазона блок регулирования 7 по соответствующему сигналу от системы автоматического управления двигателя закрывает кран 20, топливо выбрасывается из рабочей полости 16 через отверстие 21 во внутреннее пространство привода-генератора с более низким давлением, полумуфты 10 и 11 расцепляются, а блок регулирования 7 по тому же сигналу начинает снова управлять поворотными лопатками 6, поддерживая работой гидродинамического преобразователя 1 постоянную частоту вращения ротора генератора 5. Передаточные отношения зубчатых колес 8, 9, 12 и 13 таковы, что на нижней границе заданного диапазона частоты вращения вала двигателя вырабатываемая генератором 5 частота тока имеет минимально допустимое значение, а на верхней границе этого диапазона данная частота тока имеет максимально допустимое значение.

Полученная таким образом работа привода-генератора на длительном крейсерском режиме полета с отключенным гидродинамическим преобразователем исключает потери в нем мощности, уменьшая температуру топлива, поступающего в двигатель. Этим исключается необходимость установки дополнительных топливовоздушных теплообменников, что снижает массу летательного аппарата в целом.

Похожие патенты RU2680299C1

название год авторы номер документа
Предвключенный производитель сжатого воздуха системы кондиционирования воздуха летательного аппарата 2018
  • Думов Виктор Израилевич
  • Галиев Айрат Наилевич
  • Львов Николай Юрьевич
  • Родионов Сергей Викторович
  • Тучинский Виктор Лазаревич
RU2689927C1
СИСТЕМА ТОПЛИВОПОДАЧИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2002
  • Думов В.И.
  • Лебедев В.А.
  • Марчуков Е.Ю.
  • Погосян М.А.
  • Федюкин В.И.
  • Чепкин В.М.
RU2211347C1
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ СТАРТЕРНЫЙ ПРИВОД-ГЕНЕРАТОР 2014
  • Думов Виктор Израилевич
  • Стрелец Михаил Юрьевич
  • Родионов Сергей Викторович
  • Тучинский Виктор Лазаревич
  • Фаддеев Владимир Александрович
RU2571895C1
Гидродинамический привод-генератор 2018
  • Думов Виктор Израилевич
  • Галиев Айрат Наилевич
  • Львов Николай Юрьевич
  • Родионов Сергей Викторович
  • Тучинский Виктор Лазаревич
RU2690120C1
СИСТЕМА ТОПЛИВОПОДАЧИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Думов Виктор Израилевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Михайлов Юрий Николаевич
  • Родионов Виктор Петрович
  • Тучинский Виктор Лазаревич
  • Федюкин Владимир Иванович
RU2413856C1
Насосный агрегат системы топливопитания газотурбинного двигателя летательного аппарата 2020
  • Думов Виктор Израилевич
  • Львов Николай Юрьевич
RU2748107C1
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 2000
  • Родионов В.П.
  • Думов В.И.
  • Михайлов Ю.Н.
  • Слугин В.Г.
  • Белоусов Ю.С.
RU2156210C1
ПРИВОД-ГЕНЕРАТОР 2009
  • Родионов Виктор Петрович
  • Думов Виктор Израилевич
  • Панков Василий Харлампьевич
  • Попович Константин Федорович
  • Михайлов Юрий Николаевич
  • Кутузов Николай Николаевич
  • Тучинский Виктор Лазаревич
RU2408503C2
СИСТЕМА ТОПЛИВОПОДАЧИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1989
  • Думов В.И.
  • Евстафьев А.В.
  • Михайлов Ю.Н.
  • Тучинский В.Л.
SU1792127A1
СИСТЕМА ТОПЛИВОПОДАЧИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1984
  • Жуков Е.П.
  • Думов В.И.
  • Зазулов В.И.
  • Евстафьев А.В.
  • Михайлов Ю.Н.
SU1235273A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 680 299 C1

Реферат патента 2019 года Гидродинамический привод-генератор

Изобретение относится к системам электроснабжения транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов. Гидродинамический привод-генератор содержит генератор (5) переменного тока, блок регулирования (7) и гидродинамический преобразователь (1) крутящего момента, сообщенный на входе с каналом (19) подачи топлива системы топливоподачи двигателя транспортного средства, используемого в качестве рабочей жидкости. Гидродинамический преобразователь (1) имеет насосное колесо (2), кинематически связанное с валом (3) двигателя транспортного средства, и турбинное колесо (4), кинематически связанное с ротором генератора (5). Насосное колесо (2) и турбинное колесо (4) кинематически связаны между собой через расцепляемую муфту. Изобретение позволяет уменьшить нагрев топлива приводом-генератором. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 680 299 C1

1. Гидродинамический привод-генератор, содержащий генератор переменного тока, блок регулирования и гидродинамический преобразователь крутящего момента, сообщенный на входе с каналом подачи топлива системы топливоподачи двигателя транспортного средства, используемого в качестве рабочей жидкости, и имеющий насосное колесо, кинематически связанное с валом двигателя транспортного средства, и турбинное колесо, кинематически связанное с ротором генератора, отличающийся тем, что насосное колесо гидродинамического преобразователя дополнительно кинематически связано через расцепляемую муфту с турбинным колесом гидродинамического преобразователя.

2. Гидродинамический привод-генератор по п. 1, отличающийся тем, что расцепляемая муфта выполнена фрикционной, содержит поршень, рабочая полость которого сообщена с каналом подачи топлива, связанным с блоком регулирования привода-генератора, и выполнена с отверстием, сообщающим рабочую полость поршня с внутренней полостью привода-генератора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2680299C1

ПРИВОД-ГЕНЕРАТОР 2009
  • Родионов Виктор Петрович
  • Думов Виктор Израилевич
  • Панков Василий Харлампьевич
  • Попович Константин Федорович
  • Михайлов Юрий Николаевич
  • Кутузов Николай Николаевич
  • Тучинский Виктор Лазаревич
RU2408503C2
АВТОМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ БЛОКИРОВКОЙ ГИДРОТРАНСФОРМАТОРА 2006
  • Селиванов Николай Иванович
  • Кузнецов Александр Вадимович
  • Кузьмин Николай Владимирович
RU2318149C1
Гидромеханическая передача транспортного средства 1986
  • Сарибан Андрей Маркович
  • Стародубцев Вячеслав Михайлович
  • Перейра Алонсо Алехандро Мануэлевич
  • Никонов Николай Михайлович
  • Соколовский Владимир Исаакович
SU1384427A1
US 8845489 B2, 30.09.2014
US 20100038473 A1, 18.02.2010.

RU 2 680 299 C1

Авторы

Думов Виктор Израилевич

Львов Николай Юрьевич

Тучинский Виктор Лазаревич

Фаддеев Владимир Александрович

Даты

2019-02-19Публикация

2018-02-13Подача