Изобретение относится к средствам спасения людей с высоких зданий.
Известны подобные устройства, например, патенты России №2200813, 2319525, 2435620 (прототип). Первые два устройства представляют собой лестницы различных конструкций, а последнее - канатный конвейер для спуска людей с высоты. Однако все они обладают двумя существенными недостатками - они маломобильны и дороги.
Задача и технический результат изобретения - повышение мобильности спасательного устройства и снижении его стоимости.
ВАРИАНТ 1. Для этого устройство выполнено легким и маленьким, монтируется на мотоцикле, который может значительно быстрее добрать по уличным пробкам к месту пожара, а также может подъехать к любому месту здания, подъезды к которому часто бывают заставлены автомобилями. Данный вариант устройства представляет собой стреляющее устройство и выстреливаемый «якорь-кошку», на стержне якоря имеется кольцо с ушком, и еще одно ушко имеется в передней части якоря, причем к ним привязан гибкий трос так, что кольцо не может сойти со стержня, причем трос намотан на торцевой барабан (как шпуля на безинерционной спиннинговой катушке), а на трос имеется возможность установить передвижное устройство.
В качестве стреляющего приспособления может использоваться нечто вроде охотничьего ружья 12-го калибра с утолщенными стенками ствола, установленное на кронштейне на транспортном средстве (на мотоцикле) или на треноге и снабженное оптическим прицелом. Установка на мотоцикле или на треноге нужна потому, что отдача может оказаться слишком сильно для стрельбы с плеча. Кроме того, так выше точность прицеливания.
Чтобы при стрельбе в окно якорь-кошка (далее «якорь») не отскакивал от косяка или рамы окна, его лапы должны иметь с его стержнем угол не более 45 градусов. В этом случае при задевании рамы якорь все-таки залетит в окно.
Чтобы кольцо на стрежне якоря не могло сдвинуться обратно к передней части якоря, на стержне имеется подпружиненная защелка, не выступающая за диаметр стержня (чтобы не мешала вставлять якорь в ствол).
Якорь для данного варианта показан на фиг. 1, где 1 - стержень, 2 - лапы (4 или 5 штук), 3 - кольцо с ушком на стержне, 4 трос лучше из арамидного волокна, например, из вектрана (оно более прочное и термостойкое). При стрельбе в окно, в котором уже есть языки пламени, верхний участок троса может быть заменен цепью из жаропрочной стали. Из такой же стали должен быть сделан и якорь.
Работает это устройство так: экипаж из двух человек подъезжает на мотоцикле к месту, где требуется спасать людей из окон, или с балкона, или с крыши здания. Мотоцикл ставится на подножку, причем в конструкции мотоцикла желательно предусмотреть две широко раздвигаемые задние подножки. С установленного на мотоцикле кронштейна из стреляющего устройства выстреливается якорь. Причем во вставленном в ствол положении кольцо на якоре сдвигается как можно ближе к лапам (чтобы стержень якоря глубоко вошел в ствол).
При выстреле якорь вылетает из ствола стреляющего устройства, кольцо под действием инерции и тяги троса сдвигается к заднему концу якоря, встает на защелку, и летящий якорь витками снимает трос с торцевого барабана. Якорь влетает в окно, расположенное выше того окна, из которого надо спасать людей (если есть такая возможность). Если окно на последнем этаже, то якорь забрасывается на крышу.
Затем на трос устанавливается передвижное устройство, состоящее из коробки, в которой под открывающейся крышкой находятся 4 или более обрезиненных шкива, соединенных общей приводной цепью с редуктором-электродвигателем, причем к корпусу прикреплены один-два спасательных захвата для руки человека по пат. России №2643084.
Чтобы ролики имели достаточное трение с тросом, его нижний конец надо немного натягивать, или же передвижное устройство должно иметь подпружиненный ролик, прижимающий трос к нижнему по ходу троса обрезиненному шкиву.
На фиг. 3 показано это устройство, в коробке 5 находятся четыре обрезиненных шкива 6, все вместе вращаемые одной цепь (не показана, может быть от двигателя «Жигулей»), нижний по ходу троса шкив имеет подпружиненный прижимающий ролик 7 (показан условно). Один из роликов вращается редуктором-электродвигателем 8, сконструированным на грани самоторможения. Вокруг шкивов обвит гибкий трос 9.
Трос после выстреливания якоря вставляется через откинутую крышку коробки, и крышка закрывается.
К коробке подходит электрокабель 10, и к коробке прикреплены короткими тросами 11 два захвата для рук по пат. России №2643084 (не показаны).
Работает передвижное устройство так: оно надевается на трос и по слегка натянутому снизу тросу за счет работы электродвигателя 8 поднимается до уровня нужного окна. За спасательный захват берется один или два человека, и электродвигатель включается в обратную сторону. Люди плавно опускаются на землю. Затем передвижное устройство опять поднимется за следующим людьми.
ВАРИАНТ 2. Из стреляющего устройства нелегко попасть в окно, находящееся на 14 этаже и выше. Требуются поправки на дальность, на угол наклона (мотоциклу следует подъезжать так, чтобы угол прицеливания составлял всегда около 60 градусов к горизонту), на ветер и даже на температуру порохового заряда. А начиная с 20-го этажа практически невозможно. Поэтому якорь может быть выстрелен в окно с радиоуправляемого коптера, снабженного ослабленным стреляющим устройством.
В остальном этот вариант аналогичен варианту 1 и работает так же: коптер поднимает до нужного окна, и несильно выстреливает в него якорь.
ВАРИАНТ 3. Коптер может не выстреливать якорь в окно, а просо занести, но для этого он должен иметь специальную форму из нескольких винтов в кольцах - несколько винтов, каждый из которых имеет диаметр, меньший размера стекла окна, расположены в ряд, с одной стороны расположены два винта поперек этого ряда, а на другом конце имеется острие, снабженное твердосплавным наконечником.
Для взаимокомпенсации реактивных моментов винтов их всегда должно быть четное число.
Для защиты от повреждений винтов осколками стекла, винты коптера могут быть сверху и/или снизу закрыты прочными сетками или жалюзями.
Данный коптер показан на фиг.2. Он имеет четыре винта 12 в кольцах, расположенные в линию, и еще два винта 13 в кольцах, расположенные с одного конца поперек этой линии. За счет поперечных винтов, перераспределяя их тягу, коптер может управляться по крену вбок от упомянутой линии. А за счет перераспределения тяги между условно передним (где острие 14) и условно предпоследним (перед двумя поперечными) винтами коптер может управляться по тангажу.
Работает коптер так: он поднимается до нужного окна, с разгону разбивает его острием, и влетает до упора в поперечные кольца винтов. Якорь, закрепленный в центре тяжести коптера управляемым креплением сбрасывается и зацепляется за подоконник. Коптер при этом резко облегчается, и может резко подняться, удариться об откос окна, и повредиться. Чтобы этого не произошло, система управления коптером должна после сброса якоря автоматически вносить поправку в подъемную силу, снижая ее в нужной степени.
Примечание: формула не содержит ограничительной части, так как изобретение не имеет релевантных аналогов. Такой вид формулы допускается Правилами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГРЯЗЕЗАЩИЩЕННОЕ ОРУЖИЕ (ВАРИАНТЫ) | 2013 |
|
RU2597631C2 |
Граната для гранатомёта | 2017 |
|
RU2659434C1 |
Антизасадное оружие | 2015 |
|
RU2623617C2 |
КОМПЛЕКС ВЫСОКОТОЧНОГО ОРУЖИЯ /ВАРИАНТЫ/ | 2014 |
|
RU2557873C1 |
МИНОМЕТ-ГРАНАТОМЕТ ПОД СТАНДАРТНЫЕ РУЧНЫЕ ГРАНАТЫ (ВАРИАНТЫ) И ВЗРЫВАТЕЛЬ ДЛЯ ГРАНАТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ЭТИХ ГРАНАТОМЕТАХ (ВАРИАНТЫ) | 2017 |
|
RU2648536C1 |
НАДУВНАЯ ЛОДКА (ВАРИАНТЫ) | 2009 |
|
RU2419573C1 |
Спасательный захват /варианты/ | 2016 |
|
RU2643084C1 |
Гранатометный комплекс бокового поражения (варианты) | 2017 |
|
RU2657138C1 |
ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ (ВАРИАНТЫ) | 2013 |
|
RU2557121C2 |
ПАРАШЮТНАЯ СИСТЕМА /ВАРИАНТЫ/ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЕЮ /ВАРИАНТЫ/ | 2013 |
|
RU2561182C2 |
Изобретение относится к средствам спасения людей с высоких зданий. Пожарное спасательное устройство представляет собой стреляющее устройство и выстреливаемый «якорь-кошку», на стержне якоря имеется кольцо с ушком и еще одно ушко имеется в передней части якоря, причем к ним привязан гибкий трос так, что кольцо не может сойти со стержня, причем трос намотан на торцевой барабан, а на трос имеется возможность установить передвижное устройство. Передвижное устройство состоит из коробки, в которой под открывающейся крышкой находятся 4 или более обрезиненных шкива, соединенных общей приводной цепью с редуктором-электродвигателем, причем к корпусу прикреплены один-два спасательных захвата для руки человека. Якорь в окно может выстреливаться с радиоуправляемого коптера или заноситься коптером непосредственно в окно. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
1. Пожарное спасательное устройство, представляющее собой размещенный на радиоуправляемом коптере управляемым креплением «якорь-кошку», причем многовинтовой коптер имеет следующую форму - несколько винтов в кольцах, каждый из которых имеет диаметр, меньший размера стекла окна, расположены в ряд, с одной стороны расположены два винта поперек этого ряда, а на другом конце имеется острие, снабженное твердосплавным наконечником.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что винты коптера могут быть сверху и/или снизу закрыты прочными сетками или жалюзи.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что система управления коптером после сброса якоря автоматически имеет возможность вносить поправку в подъемную силу, снижая ее в нужной степени.
4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что на трос крепится передвижное устройство, состоящее из коробки, в которой под открывающейся крышкой находятся 4 или более обрезиненных шкива, соединенных общей приводной цепью с редуктором-электродвигателем, причем к корпусу прикреплены один-два спасательных захвата для руки человека, причем устройство имеет подпружиненный ролик, прижимающий трос к нижнему по ходу троса обрезиненному шкиву.
СПОСОБ ЭВАКУАЦИИ ИЗ МНОГОЭТАЖНЫХ ЗДАНИЙ | 1994 |
|
RU2071666C1 |
ЛИНЕМЁТ | 2011 |
|
RU2481231C1 |
САПЁРНЫЙ ЛИНЕМЁТ | 2016 |
|
RU2612335C1 |
0 |
|
SU162490A1 | |
МОБИЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СИСТЕМА (ВАРИАНТЫ) | 2016 |
|
RU2623128C1 |
ВЫСОКОТОЧНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ТАКТИЧЕСКАЯ РАКЕТНАЯ УСТАНОВКА БЛИЖНЕГО ДЕЙСТВИЯ | 2015 |
|
RU2642019C2 |
УСТРОЙСТВО АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2008 |
|
RU2378139C1 |
Спасательный захват /варианты/ | 2016 |
|
RU2643084C1 |
Авторы
Даты
2019-02-26—Публикация
2018-04-09—Подача