СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ТЕПЛОВОГО РАЗГОНА НИКЕЛЬ-КАДМИЕВОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ НА БОРТУ ВОЗДУШНОГО СУДНА ПО ТЕМПЕРАТУРЕ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ Российский патент 2019 года по МПК B64D45/00 H02H7/18 H01M10/44 

Описание патента на изобретение RU2682894C1

Изобретение относится к области обеспечения безопасности полетов и предназначено для автоматического предотвращения теплового разгона никель-кадмиевой аккумуляторной батареи на борту воздушного судна по температуре аккумуляторной батареи.

Известен наиболее близкий к заявляемому изобретению способ предотвращения теплового разгона никель-кадмиевой аккумуляторной батареи во время эксплуатации в режиме подзаряда на борту воздушного судна, основанный на измерении температуры аккумуляторной батареи (см. «Руководство по технической эксплуатации вертолета МИ-28Н. Книга шестая. Раздел 294.000.00.». Стр. 2., «Руководство по летной эксплуатации вертолета Ми-28Н. Книга вторая»., Издание второе). Для контроля технического состояния никель-кадмиевой аккумуляторной батареи 20НКБН-40 вертолета Ми-28Н, в ней установлены два термодатчика ТД-70-2 на межэлементных соединениях между 8, 9, и 18, 19 аккумуляторами. Сигнал от термодатчиков поступает в систему сигнализации. Термодатчики формируют сигнал о критическом состоянии батареи (перегрев) при повышении температуры межэлементных соединений до плюс 60-70°С путем замыкания электрической цепи. Если произошел перегрев батареи, то летчик вручную отключает батарею от источника подзаряда.

Данный способ позволяет:

- выявить начало развития теплового разгона аккумуляторной батареи на борту воздушного судна;

- оповестить экипаж о неисправности аккумуляторной батареи посредством визуальной информации.

Данному способу присущи следующие недостатки:

- не исключает человеческий фактор в предотвращении развития теплового разгона (в условиях сложной воздушной обстановки визуальная информация может быть не замечена);

- не обеспечена автоматизация процесса отключения неисправной батареи от источника заряда и предотвращения развития опасных последствий теплового разгона.

- не фиксируется информация бортовым устройством регистрации о значении температуры аккумуляторной батареи для проведения оперативного контроля и своевременного выявления предрасположенности батареи к тепловому разгону.

В условиях большой загрузки экипажа необходимы дополнительные средства контроля температуры аккумуляторных батарей. Для обеспечения условий безопасности полета необходимо устанавливать устройства постоянного контроля состояния аккумуляторных батарей и оповещения экипажа о начале процесса теплового разгона аккумуляторной батареи и отключения ее от источника заряда. Также необходимо предусматривать способ регистрации процесса теплового разгона аккумуляторной батареи бортовыми средствами регистрации полетной информации.

Технической задачей изобретения является мониторинг состояния аккумуляторной батареи, своевременное автоматическое обнаружение и предотвращение теплового разгона никель-кадмиевой аккумуляторной батареи на борту воздушного судна в полете, что обеспечит исключение человеческого фактора и повысит безопасность полетов.

Технический результат достигается тем, что в известном способе предотвращения теплового разгона, основанном на измерении значения температуры аккумуляторной батареи, сравнении его с заданным значением критической температуры, при котором возможно возникновение теплового разгона и если выполняется условие Таб≥Таб кp где Таб - текущее значение температуры аккумуляторной батареи Taб кр - критическое значение температуры аккумуляторной батареи, то формируют команду отключение аккумуляторной батареи от источника заряда, дополнительно производят запись текущего значения температуры аккумуляторной батареи в бортовое устройство регистрации для анализа технического состояния аккумуляторной батареи и, при превышении температуры аккумуляторной батареи критического значения, автоматически отключают аккумуляторную батарею от источника заряда, оповещают экипаж воздушного судна, выдают сигнал «Тепловой разгон» в бортовое устройство регистрации.

Сущность изобретения заключается в проведении постоянного мониторинга температуры аккумуляторной батареи с записью в бортовое устройство регистрации для анализа технического состояния аккумуляторной батареи и, при превышении температуры аккумуляторной батареи критического значения, автоматическом отключении аккумуляторной батареи, оповещении экипажа воздушного судна, выдаче сигнала «Тепловой разгон» в бортовое устройство регистрации.

В соответствии с требованиями Авиационных Правил АП-25 «Нормы летной годности самолетов транспортной категории», каждая никель-кадмиевая аккумуляторная батарея, предназначенная для запуска двигателя или вспомогательной силовой установки, должна иметь средства, предотвращающие любое опасное воздействие на конструкцию или системы, которое может быть вызвано максимальным тепловыделением при коротком замыкании аккумуляторной батареи или ее отдельных аккумуляторов.

Зарядный ток и напряжение заряда аккумуляторной батареи связаны соотношением:

где IЗ(АБ) - зарядный ток; UЗ(AБ) - напряжение заряда аккумуляторной батареи; ЕАБ - ЭДС аккумулятора; rвн - внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи; rпр - сопротивление проводов.

Внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи rвн зависит от сопротивления электродов и сопротивления электролита аккумуляторной батареи. Сопротивление аккумуляторной батареи зависит от температуры.

где: rэл - сопротивление электролита аккумуляторной батареи; rCd - сопротивление кадмиевого электрода, rNi - сопротивление никелевого электрода.

При увеличении температуры электролита его сопротивление уменьшается rэл=f(Тэл), соответственно уменьшается внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи и увеличивается зарядный ток IЗ(АБ).

Повышенная температура аккумуляторной батареи при эксплуатации может привести к разрушению сепарационных материалов, структурному изменению активных масс электродов, снижению уровня электролита аккумуляторной батареи, прогоранию сепаратора и возникновению внутриэлементного замыкания в отдельном аккумуляторе. Наличие в батарее аккумулятора с внутриэлементным коротким замыканием ведет к уменьшению внутреннего сопротивления rвн аккумуляторной батареи и как следствие к увеличению тока заряда батареи. IЗ(АБ), что при эксплуатации неизбежно приведет к явлению «теплового разгона».

Поэтому увеличение температуры аккумуляторной батареи аккумуляторной батареи работающей в буфере с генератором постоянного тока является критерием позволяющим определить начало теплового разгона.

Способ обнаружения и предотвращения теплового разгона никель-кадмиевой аккумуляторной батареи, с использованием в качестве критерия начала развития теплового разгона температуру аккумуляторной батареи может быть реализован, например, с помощью современных полупроводниковых, или пьезорезонансных датчиков температуры с применением микроконтроллера, алгоритм работы устройства с использованием предлагаемого способа, показан на фигуре 1.

Алгоритм предупреждения о начале развития теплового разгона по температуре аккумуляторной батареи представляется в виде последовательного выполнения следующих действий:

1. Ввод данных о значениях текущих значений температуры аккумуляторной батареи Таб, критическом значении температуры аккумуляторной батареи Таб кр.

2. Регистрация текущего значения температуры аккумуляторной батареи Таб бортовым устройством регистрации.

3. Сравнения значения текущего значения температуры аккумуляторной батареи Таб с критическим значением температуры аккумуляторной батареи Таб кр.

4. При выполнении условия Таб < Таб кр - система энергоснабжения постоянным током работает в нормальном режиме.

5. При выполнении условия Таб ≥ Таб - начало развития теплового разгона.

6. По команде «Тепловой разгон» выполняется:

- автоматическое отключение аккумуляторной батареи от источника заряда;

- визуальное информирование и выдача речевого сообщения летчику о тепловом разгоне аккумуляторной батареи и ее отключении от бортовой сети;

- регистрация события «Тепловой разгон» бортовым устройством регистрации параметров полета.

Предлагаемый способ автоматического предотвращения теплового разгона никель-кадмиевой аккумуляторной батареи на борту воздушного судна по температуре аккумуляторной батареи, является новым, поскольку из общедоступных сведений неизвестен способ автоматического обнаружения и предотвращения теплового разгона никель-кадмиевых аккумуляторных батарей по температуре аккумуляторной батареи с регистрацией параметров температуры бортовым устройством регистрации параметров полета.

Предлагаемое техническое решение имеет изобретательский уровень, поскольку известные технические решения не исключают влияния человеческого фактора в процессе выявления и предотвращения развития теплового разгона, не обеспечивают автоматизацию этого процесса, не обеспечивают регистрацию температуры аккумуляторной батареи бортовыми устройствами регистрации параметров полета.

Таким образом, предложенный способ позволяет автоматически отключить неисправную аккумуляторную батарею от бортовой сети, исключить вероятность ошибочных действий экипажа, предупредить экипаж о возникновении особого случая в полете, подать сигнал в бортовое устройство регистрации, что позволит при анализе материалов объективного контроля своевременно выявить склонность аккумуляторной батареи к тепловому разгону.

Похожие патенты RU2682894C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ НА БОРТУ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2019
  • Речкин Алексей Гаврилович
  • Ипполитов Сергей Викторович
  • Крайников Вячеслав Арктикович
  • Речкин Илья Алексеевич
  • Речкин Алексей Алексеевич
  • Семенякина Александра Андреевна
RU2729338C1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ НА БОРТУ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2022
  • Речкин Алексей Гаврилович
  • Ипполитов Сергей Викторович
  • Крайников Вячеслав Арктикович
  • Речкин Алексей Алексеевич
  • Голубев Дмитрий Александрович
  • Антонов Григорий Анатольевич
  • Семенякина Александра Андреевна
RU2779463C1
АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ 2005
  • Горбунов Владимир Евгеньевич
  • Лепетан Владимир Васильевич
  • Романов Николай Алексеевич
  • Яковлев Юрий Александрович
RU2313159C2
СПОСОБ БЫСТРОГО ЗАРЯДА ЩЕЛОЧНЫХ ГЕРМЕТИЧНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ И АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ И СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ГЕРМЕТИЧНОГО АККУМУЛЯТОРА 2010
  • Белицкий Алексей Володарович
RU2420834C2
Способ увеличения срока эксплуатации аккумуляторных батарей на космических аппаратах 2018
  • Глухов Виталий Иванович
  • Сеник Николай Александрович
  • Тарабанов Алексей Анатольевич
  • Туманов Михаил Владимирович
RU2689887C1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ НИКЕЛЬ-ВОДОРОДНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ 2006
  • Попугаев Антон Михайлович
  • Коротких Виктор Владимирович
  • Эвенов Геннадий Дмитриевич
RU2314602C1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ НИКЕЛЬ-ВОДОРОДНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В СОСТАВЕ ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ 2009
  • Коротких Виктор Владимирович
  • Кочура Сергей Григорьевич
  • Нестеришин Михаил Владленович
RU2401487C1
Способ заряда аккумуляторной батареи 1980
  • Марченко Григорий Петрович
  • Антоненко Петр Аркадьевич
  • Сагоян Леник Николаевич
SU877657A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГЕНЕРАЦИИ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ СТАБИЛИЗИРОВАННЫМ АСИММЕТРИЧНЫМ ТОКОМ 1994
  • Омельченко Вадим Васильевич
  • Шведюк Игорь Петрович
RU2076422C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЕМКОСТИ ГЕРМЕТИЧНЫХ НИКЕЛЬ-КАДМИЕВЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ 2014
  • Вергелис Николай Иванович
  • Морозов Алексей Николаевич
  • Левин Анатолий Тимофеевич
  • Слепов Сергей Николаевич
RU2539876C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 682 894 C1

Реферат патента 2019 года СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ТЕПЛОВОГО РАЗГОНА НИКЕЛЬ-КАДМИЕВОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ НА БОРТУ ВОЗДУШНОГО СУДНА ПО ТЕМПЕРАТУРЕ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Изобретение относится к способу автоматического предотвращения теплового разгона никель-кадмиевой аккумуляторной батареи на борту воздушного судна. Для этого измеряют значение температуры аккумуляторной батареи, записывают его в бортовое устройство регистрации, сравнивают его с заданным значением критической температуры, при превышении формируют команду на отключение аккумуляторной батареи от источника заряда, формируют предупредительный сигнал и оповещают экипаж воздушного судна. Обеспечивается мониторинг состояния аккумуляторной батареи для повышения безопасности полетов. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 682 894 C1

Способ автоматического предотвращения теплового разгона никель-кадмиевой аккумуляторной батареи на борту воздушного судна по температуре аккумуляторной батареи, основанный на измерении значения температуры аккумуляторной батареи, сравнении его с заданным значением критической температуры, при котором возможно возникновение теплового разгона, и если выполняется условие Таб≥Таб кр, где Таб - текущее значение температуры аккумуляторной батареи, Таб кр - критическое значение температуры аккумуляторной батареи, то формируют команду отключение аккумуляторной батареи от источника заряда, отличающийся тем, что производят запись текущего значения температуры аккумуляторной батареи в бортовое устройство регистрации для анализа технического состояния аккумуляторной батареи и при превышении температуры аккумуляторной батареи критического значения автоматически отключают аккумуляторную батарею от источника заряда, оповещают экипаж воздушного судна, выдают сигнал «Тепловой разгон» в бортовое устройство регистрации.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2682894C1

Способ получения обменивающих катионы смол 1949
  • Ваншейдт А.А.
  • Васильев А.А.
SU114227A1
Способ получения сульфополистирольных катионообменных смол 1952
  • Ваншейдт А.А.
  • Васильев А.А.
SU114226A1
Способ изготовления противоглистного средства "Феликсан" 1953
  • Гелбахиани П.Г.
SU98641A1
US 20090174368 A1, 09.07.2009
US 20120312562 A1, 13.12.2012.

RU 2 682 894 C1

Авторы

Речкин Алексей Гаврилович

Ипполитов Сергей Викторович

Крайников Вячеслав Арктикович

Речкин Илья Алексеевич

Речкин Алексей Алексеевич

Репин Роман Васильевич

Санников Дмитрий Петрович

Абросимов Иван Петрович

Даты

2019-03-22Публикация

2018-03-20Подача