УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ НА БОРТУ ВОЗДУШНОГО СУДНА Российский патент 2022 года по МПК B64D45/00 G01R31/36 H01M10/48 

Описание патента на изобретение RU2779463C1

Изобретение относится к устройствам контроля состояния аккумуляторных батарей на борту воздушных (морских) судов и обеспечения безопасности полетов.

Предназначено для контроля состояния аккумуляторных батарей, визуального и речевого оповещения экипажа о начале развития теплового разгона и автоматического отключения аккумуляторной батареи от источника заряда при возникновении теплового разгона.

В настоящее время в качестве аварийного источника питания широко применяются никель-кадмиевые и литий-ионные аккумуляторы и аккумуляторные батареи. Основным недостатком данных аккумуляторных батарей является подверженность явлению, получившему название «Тепловой разгон». В большей степени явлению теплового разгона подвержены батареи с длительными сроками эксплуатации.

Основной причиной теплового разгона в никель-кадмиевых и литий-ионных аккумуляторах, которые применяются в качестве аварийных источников питания, является изменение в процессе эксплуатации физико-химических свойств сепараторов и электродов (разрушение сепараторов, сближение активных масс электродов). Это приводит к уменьшению омического сопротивления в месте прорастания дендрита и, следовательно, к значительному возрастанию тока в этом месте, что в свою очередь приведет к повышению температуры, еще более сильному падению сопротивления в этом месте и развитию теплового разгона, что может привести к тяжелым последствиям. Например, 01 июля 2019 г. в Баренцевом море произошел пожар на атомной глубоководной станции АС-31 «Лошарик». Причина происшествия: тепловой разгон и взрыв литий-ионной аккумуляторной батареи. В борьбе за живучесть корабля погибли четырнадцать старших офицеров. 07 сентября 2010 г. самолет Ту-154М Мирнинского авиационного предприятия «АЛРОСА» произвел вынужденную посадку на площадку подобранную с воздуха в районе села Ижма. Причина АП: полное обесточивание бортовой сети постоянного тока вследствие «теплового разгона» аккумуляторной батареи 20НКБН-25 и ручного объединения бортов без отключения неисправной батареи (ошибочные действия экипажа - человеческий фактор). Для своевременного обнаружения развития теплового разгона аккумуляторных батарей и исключения ошибочных действий экипажа необходимы устройства контроля состояния аккумуляторных батарей, обеспечивающие автоматическое обнаружение и предотвращение теплового разгона.

Известен наиболее близкий к заявляемому изобретению способ предотвращения теплового разгона никель-кадмиевой аккумуляторной батареи на борту воздушного судна [Патент RU 2729338 C1, B64D 45/00, опубл. 06.08.2020.03] на основании которого возможно создание устройства контроля состояния аккумуляторных батарей. Способ заключается в измерении значения температуры и тока заряда аккумуляторной батареи, записи их в бортовое устройство регистрации, сравнении измеренных значений с заданными критическими значениями температуры и тока заряда, при достижении текущих значений тока и температуры критических значений команды записываются в бортовое устройство регистрации, при одновременном превышении температуры и тока заряда критических значений аккумуляторную батарею отключают от источника заряда, оповещают экипаж воздушного судна, выдают сигнал «Тепловой разгон» в бортовое устройство регистрации.

Недостатком описанного способа является отсутствие управляемого исполнительного блока осуществляющего отключение аккумуляторной батареи от источника подзаряда при возникновении теплового разгона.

Технический результат достигается тем, что дополнительно вводится управляемый исполнительный блок, отключающий аккумуляторную батарею от источника подзаряда при возникновении теплового разгона.

Сущность изобретения заключается в том, что сигнал, сформированный при возникновении теплового разгона, подается на управляемый исполнительный блок, который размыкает цепь заряда аккумуляторной батареи от бортового источника постоянного тока предотвращая тем самым развитие теплового разгона аккумуляторной батареи и обеспечивает безопасность полета.

В качестве управляемого исполнительного блока, например, может быть использован электронный коммутутор управляющий контактором типа ТКД511ДОД.

В соответствии с требованиями Авиационных Правил АП-25 «Нормы летной годности самолетов транспортной категории», каждая никель-кадмиевая аккумуляторная батарея, предназначенная для запуска двигателя или вспомогательной силовой установки, должна иметь средства, предотвращающие любое опасное воздействие на конструкцию или системы, которое может быть вызвано максимальным тепловыделением при коротком замыкании аккумуляторной батареи или ее отдельных аккумуляторов.

Структурная схема устройства приведена на фигуре 1, где: 1 - блок сравнения текущего значения температуры аккумуляторной батареи ТАБ с заданным критическим значением ТАБ кр, 2 - блок сравнения текущего значения тока заряда Iзар с заданным критическим значением Iзар кр, 3 - блок принятия решения. реализующий логический блок «И», 4 – блок, реализующий оповещение экипажа, 5 - управляемый исполнительный блок.

Работа устройства описывается последовательностью действий:

1. Измерение текущих значений температуры аккумуляторной батареи ТАБ и тока заряда Iзар осуществляется датчиками тока и температуры.

2. Сравнение текущих значений температуры ТАБ и тока заряда Iзар, с заданными критическими значениями тока заряда Iзар кр и температуры ТАБ кр блоками сравнения 1 и 2 и при выполнении условий Iзар ≥ Iзар кр, ТАБ ≥ ТАБ кр сигналы поступают в блок принятия решения 3 реализации логического блока «И».

3. При одновременном выполнении условия ТАБ ≥ ТАБ кр и Iзар ≥ Iзар⋅кр, блок 3 формирует команду «Тепловой разгон», которая подается в блок 4, реализующий оповещение экипажа и на управляемый исполнительный блок 5 осуществляющий отключение аккумуляторной батареи от бортовой сети.

Предлагаемое устройство контроля состояния аккумуляторной батареи на борту воздушного судна является новым, поскольку из общедоступных сведений не известны устройства контроля состояния аккумуляторных батарей на борту воздушного судна, обеспечивающие автоматическое отключение аккумуляторных батарей от источника заряда при возникновении теплового разгона в целях обеспечения безопасности полетов.

Датчики температуры устанавливаются непосредственно на аккумуляторную батарею, а датчики тока заряда включаются в цепь заряда аккумуляторной батареи. Устройство контроля состояния аккумуляторной батареи может быть реализовано, например, с помощью современных датчиков тока и температуры с применением микроконтроллера.

Предлагаемое техническое решение имеет изобретательский уровень, поскольку известные технические решения не обеспечивают контроль состояния аккумуляторной батареи в полете, влияния человеческого фактора в процессе выявления и предотвращения развития теплового разгона, не обеспечивают автоматизацию этого процесса.

Таким образом, предложенное устройство позволяет контролировать состояние аккумуляторной батареи, определить начало развития теплового разгона, автоматически отключить неисправную аккумуляторную батарею от бортовой сети, оповестить экипаж и исключить ошибки в действиях экипажа (человеческий фактор), что позволит обеспечить безопасность полетов.

Похожие патенты RU2779463C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ НА БОРТУ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2019
  • Речкин Алексей Гаврилович
  • Ипполитов Сергей Викторович
  • Крайников Вячеслав Арктикович
  • Речкин Илья Алексеевич
  • Речкин Алексей Алексеевич
  • Семенякина Александра Андреевна
RU2729338C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ТЕПЛОВОГО РАЗГОНА НИКЕЛЬ-КАДМИЕВОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ НА БОРТУ ВОЗДУШНОГО СУДНА ПО ТЕМПЕРАТУРЕ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ 2018
  • Речкин Алексей Гаврилович
  • Ипполитов Сергей Викторович
  • Крайников Вячеслав Арктикович
  • Речкин Илья Алексеевич
  • Речкин Алексей Алексеевич
  • Репин Роман Васильевич
  • Санников Дмитрий Петрович
  • Абросимов Иван Петрович
RU2682894C1
СПОСОБ БЫСТРОГО ЗАРЯДА ЩЕЛОЧНЫХ ГЕРМЕТИЧНЫХ АККУМУЛЯТОРОВ И АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ И СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ГЕРМЕТИЧНОГО АККУМУЛЯТОРА 2010
  • Белицкий Алексей Володарович
RU2420834C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАРЯДКИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ПОДВОДНОГО ОБЪЕКТА 2015
  • Герасимов Владимир Александрович
  • Филоженко Алексей Юрьевич
RU2602078C1
СИСТЕМА ОХРАНЫ, ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ ДЛЯ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2015
  • Кривошеев Антон Владимирович
  • Кузнецова Кристина Александровна
  • Аминодов Михаил Григорьевич
  • Емельянов Сергей Михайлович
  • Никитин Дмитрий Анатольевич
RU2610391C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ АВТОНОМНОЙ СИСТЕМОЙ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2014
  • Коротких Виктор Владимирович
  • Нестеришин Михаил Владленович
  • Опенько Сергей Иванович
  • Стадухин Николай Васильевич
RU2574922C2
Способ заряда литий-ионной аккумуляторной батареи из "n" последовательно соединенных аккумуляторов 2015
  • Коротких Виктор Владимирович
  • Нестеришин Михаил Владленович
  • Опенько Сергей Иванович
RU2614514C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАРЯДКИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ПОДВОДНОГО ОБЪЕКТА 2013
  • Герасимов Владимир Александрович
  • Филоженко Алексей Юрьевич
  • Чепурин Павел Игоревич
RU2543507C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2018
  • Сторож Александр Дмитриевич
  • Пушкин Валерий Иванович
  • Миненко Сергей Иванович
  • Фомакин Виктор Николаевич
  • Пильгаев Сергей Николаевич
  • Черняев Игорь Владимирович
  • Демидова Ирина Игоревна
  • Калинкина Юлия Александровна
  • Данов Евгений Андреевич
RU2682725C1
Система автоматического запуска-остановки дизеля тепловоза (САЗДТ) и способ для его осуществления 2023
  • Кащенко Анатолий Анатольевич
  • Абрамов Олег Валерьевич
  • Райдугин Дмитрий Константинович
RU2812151C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 779 463 C1

Реферат патента 2022 года УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ НА БОРТУ ВОЗДУШНОГО СУДНА

Устройство контроля состояния аккумуляторных батарей на борту воздушного судна содержит датчик температуры, два блока сравнения, блок принятия решения, блок оповещения экипажа, управляемый исполнительный блок, соединенные определенным образом. Обеспечивается повышение безопасности полета путем автоматического отключения аккумуляторных батарей от источника заряда. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 779 463 C1

Устройство контроля состояния аккумуляторных батарей на борту воздушного судна, состоящее из последовательно соединенных датчика температуры, первого блока сравнения и первого входа блока принятия решения, последовательно соединенных датчика тока и второго блока сравнения, выход которого соединен с вторым входом блока принятия решения, при этом вторые входы первого и второго блоков сравнения являются технологическими, а также блока информации, отличающееся тем, что дополнительно введен управляемый исполнительный элемент, вход и выход которого являются технологическими, при этом выход блока принятия решения соединен с объединенными управляющим входом исполнительного элемента и блоком информации.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2022 года RU2779463C1

СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ТЕПЛОВОГО РАЗГОНА НИКЕЛЬ-КАДМИЕВОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ НА БОРТУ ВОЗДУШНОГО СУДНА ПО ТЕМПЕРАТУРЕ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ 2018
  • Речкин Алексей Гаврилович
  • Ипполитов Сергей Викторович
  • Крайников Вячеслав Арктикович
  • Речкин Илья Алексеевич
  • Речкин Алексей Алексеевич
  • Репин Роман Васильевич
  • Санников Дмитрий Петрович
  • Абросимов Иван Петрович
RU2682894C1
СПОСОБ АНАЛИЗА НИКЕЛЬ-КАДМИЕВОГО АККУМУЛЯТОРА НА ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К ТЕПЛОВОМУ РАЗГОНУ 2005
  • Галушкина Наталья Николаевна
  • Галушкин Дмитрий Николаевич
  • Галушкина Инна Александровна
RU2310953C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ НА БОРТУ ВОЗДУШНОГО СУДНА 2019
  • Речкин Алексей Гаврилович
  • Ипполитов Сергей Викторович
  • Крайников Вячеслав Арктикович
  • Речкин Илья Алексеевич
  • Речкин Алексей Алексеевич
  • Семенякина Александра Андреевна
RU2729338C1
УСТРОЙСТВО АНАЛИЗА ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ НИКЕЛЬ-КАДМИЕВОГО АККУМУЛЯТОРА К ТЕПЛОВОМУ РАЗГОНУ 2009
  • Галушкин Дмитрий Николаевич
  • Язвинская Наталья Николаевна
  • Галушкин Николай Ефимович
RU2390886C1
DE 102014211797 A1, 24.12.2015.

RU 2 779 463 C1

Авторы

Речкин Алексей Гаврилович

Ипполитов Сергей Викторович

Крайников Вячеслав Арктикович

Речкин Алексей Алексеевич

Голубев Дмитрий Александрович

Антонов Григорий Анатольевич

Семенякина Александра Андреевна

Даты

2022-09-07Публикация

2022-01-31Подача