Тоннель для высокоскоростного подвижного состава Российский патент 2019 года по МПК E21D9/14 E21D11/20 

Описание патента на изобретение RU2683841C1

Изобретение относится к области высокоскоростных транспортных систем и может быть использовано при сооружении железнодорожных тоннелей на высокоскоростных магистралях.

Известен тоннель для высокоскоростных поездов, содержащий путепровод замкнутого поперечного сечения для перемещения внутри него высокоскоростного подвижного состава, при этом полость путепровода сообщена с устройством для создания разрежения внутри путепровода перед движущимся составом (GB 1338121, B7L, 18.05.1972).

Недостатком данного изобретения является большое аэродинамическое сопротивление движению высокоскоростного подвижного состава, а также расположение устройств для разрежения воздуха как в конструкции тоннеля, так и непосредственно на самом поезде и, как следствие, невозможность применения в тоннелях на высокоскоростных магистралях с целью уменьшения аэродинамических воздействий на скорость подвижного состава и внутренние объекты тоннельной инфраструктуры.

Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению является тоннель для скоростного электроподвижного состава, снабженный устройствами для создания разрежения, закрытыми камерами, расположенными в плане симметрично относительно продольной оси путепровода с боковых его сторон, при этом указанные устройства представляют собой вентиляторы, каждый из которых расположен в указанной камере, полость которой сообщена с полостью путепровода посредством входного и выходного трубопроводов, расположенных под углом к продольной оси путепровода (RU 2042550, В61В 13/00, 27.08.1995).

Недостатком данной конструкции является необходимость в создании дополнительных выработок значительного объема - закрытых камер для размещения в них устройств для создания разрежения, представляющих собой вентиляторы, и, как следствие, высокие материалоемкость и энергозатраты.

Задачей изобретения является создание конструкции тоннеля, использование которой позволит снизить влияние аэродинамических факторов на уменьшение скорости высокоскоростного подвижного состава и внутренние объекты тоннельной инфраструктуры в железнодорожных тоннелях на высокоскоростных магистралях при меньших материальных и энергозатратах.

Технический результат - снижение влияния аэродинамических факторов на уменьшение скорости высокоскоростного подвижного состава и внутренние объекты тоннельной инфраструктуры в железнодорожных тоннелях на высокоскоростных магистралях, снижение материалоемкости и энергозатрат.

Технический результат достигается тем, что тоннель для высокоскоростного подвижного состава содержит систему для создания разрежения воздуха перед движущимся подвижным составом, выполненную в виде сквозных каналов, расположенных в сборных железобетонных блоках обделки тоннеля перпендикулярно поперечным граням блоков и соосно друг другу, внутри которых установлены воздуховодные трубки, выполненные из композитного материала. При этом отверстия каналов расположены равномерно на внутренней стороне сборных железобетонных блоков обделки тоннеля по всему сечению тоннеля в поперечном направлении и в шахматном порядке в продольном направлении вдоль оси тоннеля, начиная от уровня головки рельса и до замкового блока обделки.

Указанная новая совокупность существенных признаков необходима и достаточна для достижения указанного технического результата, что позволяет применять данный тип тоннеля на высокоскоростных магистралях.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены:

Фиг. 1 - вид тоннеля в аксонометрии

Фиг. 2 - вид сборной обделки тоннеля с воздуховодами в аксонометрии

Фиг. 3 - поперечное сечение тоннеля

Фиг. 4 - продольное сечение участка тоннеля

Фиг. 5 - вид тоннеля сверху

Фиг. 6 - продольный разрез блока со сквозными каналами

Фиг. 7 - поперечный разрез блока со сквозными каналами

Фиг. 8 - продольный разрез блока со сквозным каналом и каналом с отверстием

Фиг. 9 - поперечный разрез блока со сквозным каналом и каналом с отверстием

Фиг. 10 - продольный разрез блока с двумя каналами с отверстием.

Фиг. 11 - поперечный разрез блока с двумя каналами с отверстием.

Тоннель для высокоскоростного подвижного состава содержит систему для создания разрежения воздуха перед движущимся подвижным составом, выполненную в виде сквозных каналов 1, которые расположены в сборных железобетонных блоках обделки тоннеля 2, внутри которых установлены воздуховодные трубки 3, выполненные из композитного материала (полиуретан, полиэтилен низкого давления (ПНД), стекло-, углепластик).

Отверстия 4 расположены на внутренней стороне сборной железобетонной блочной обделки 2 равномерно по всему сечению тоннеля в поперечном направлении, и в шахматном порядке в продольном направлении параллельно оси тоннеля, начиная от уровня головки рельса и до замкового блока обделки 5. Внутри сборной железобетонной блочной обделки 2 сквозные каналы 1 расположены таким образом, чтобы их оси были перпендикулярны поперечным граням блоков обделки 2, а также были соосны друг другу, образуя при монтаже сборных блоков обделки 2 единую конструкцию сквозного канала 1, состоящую из воздуховодных трубок 3.

Отверстия 4 сквозных каналов 1, а также поперечные сечения самих каналов 1 располагаются в сборной железобетонной блочной обделке 2 таким образом, чтобы при необходимости имелась конструктивная возможность для устройства перевязки швов тоннельной обделки по ее длине.

Сквозные каналы 1 устраивают в процессе формования сборных железобетонных блоков тоннеля 2 в заводских условиях, устанавливая воздуховодные трубки 3 в окончательное положение. Материал воздуховодных трубок 3 должен быть подобран с учетом условий их работы и предусматривается композитным.

Данный тип тоннеля для высокоскоростного подвижного состава работает следующим образом: во время движения высокоскоростного подвижного состава по тоннелю перед составом образуется зона повышенного давления, в носовой части - область низкого давления, и формируется волна сжатия. Сквозные каналы 1 внутри сборной железобетонной блочной обделки 2 содержат воздух нормального давления, потоки которого при прохождении поезда ускоряются, и внутри сквозных каналов 1 создается область пониженного давления. Потоки воздуха перед составом, между составом и сборной блочной обделкой 2 тоннеля засасываются через отверстия 4 в воздуховодные трубки 3, а за счет последующего равномерного перераспределения избыточных потоков воздуха, перенесенных через воздуховодные трубки 3 и устремленных через отверстия 4 во встречном направлении движению поезда, компенсируется повышенное давление в тоннеле, создается защитная воздушная подушка на контакте с внутренней поверхностью сборной блочной обделки 2 тоннеля и зона разрежения перед движущимся подвижным составом. Таким образом, снижается вредное аэродинамическое влияние на уменьшение скорости движения высокоскоростного подвижного состава и внутренние объекты тоннельной инфраструктуры в тоннелях на высокоскоростных железнодорожных магистралях, и по сравнению с прототипом снижаются материалоемкость и энергозатраты за счет отсутствия дополнительных выработок значительного объема - закрытых камер и устройств в виде вентиляторов.

Похожие патенты RU2683841C1

название год авторы номер документа
ТОННЕЛЬ ДЛЯ СКОРОСТНОГО ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1991
  • Вейтцель Олег Олегович
RU2042550C1
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОДОЛЬНОЙ ЖЕСТКОСТИ ПОДЗЕМНОГО СООРУЖЕНИЯ ИЗ СБОРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ 1997
  • Репников Л.Н.
  • Мороз А.И.
RU2148716C1
УЧАСТОК ВНУТРИГОРОДСКОЙ КОЛЬЦЕВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1999
  • Архипкин Н.И.
  • Зелигер И.А.
  • Кудряшов В.И.
  • Кузьмин А.В.
  • Куракин П.П.
  • Муравин Г.И.
  • Романов П.С.
  • Самсонов А.В.
  • Свирский С.И.
  • Селиванов Н.П.
  • Ткаченко С.С.
  • Угринович С.В.
  • Шварцман В.Л.
RU2152482C1
КОЛЬЦЕВАЯ МАГИСТРАЛЬ МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КОЛЬЦЕВОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1998
  • Кобзев Г.Н.
  • Монов Б.Н.
  • Никифоров А.С.
  • Полишук Н.А.
  • Постовой Ю.В.
  • Селиванов Н.П.
  • Телегин В.М.
  • Шварцман В.Л.
  • Шмидт В.И.
  • Юмашев В.М.
RU2136802C1
Устройство для измерения аэродинамического давления на тоннельные сооружения 2016
  • Кавказский Владимир Николаевич
  • Сокорнов Антон Александрович
RU2624786C1
Односводчатая станция метрополитена глубокого заложения с опорными тоннелями, сооружаемая закрытым способом производства работ 2022
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
RU2785300C1
Способ реконструкции железнодорожного тоннеля 2023
  • Мукмагомедов Шамиль Муслимович
  • Кавказский Владимир Николаевич
RU2810978C1
ВНУТРИГОРОДСКАЯ СКОРОСТНАЯ КОЛЬЦЕВАЯ АВТОМАГИСТРАЛЬ МЕГАПОЛИСА 1999
RU2175364C2
КОЛЬЦЕВАЯ МАГИСТРАЛЬ МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КОЛЬЦЕВОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1998
  • Абашин Д.Д.
  • Капранов В.Н.
  • Конных А.А.
  • Кудряшов В.И.
  • Куракин П.П.
  • Назарова Р.П.
  • Платонов А.С.
  • Попов О.А.
  • Решетников В.Г.
  • Селиванов Н.П.
RU2136803C1
ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗГРУЗКИ ПАССАЖИРСКИХ, ГРУЗОПАССАЖИРСКИХ И ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА МЕГАПОЛИСА 1998
  • Бельская Р.И.
  • Жаров В.А.
  • Истомин В.С.
  • Каверин В.А.
  • Каспаров В.А.
  • Коротков Ю.В.
  • Корсак А.Б.
  • Кузьмин А.В.
  • Лукьянов Н.В.
  • Муравин Г.И.
  • Павлов Н.В.
  • Панкина С.Ф.
  • Пешков А.С.
  • Паламарчук Г.А.
  • Росляк Ю.В.
  • Самохвалова О.И.
  • Самсонов А.В.
  • Селиванов Н.П.
  • Чуверина С.Г.
RU2140480C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 683 841 C1

Реферат патента 2019 года Тоннель для высокоскоростного подвижного состава

Изобретение относится к области высокоскоростных транспортных систем и может быть использовано при сооружении железнодорожных тоннелей на высокоскоростных магистралях. Техническим результатом является снижение вредного аэродинамического влияния на уменьшение скорости высокоскоростного подвижного состава и внутренние объекты тоннельной инфраструктуры в железнодорожных тоннелях на высокоскоростных магистралях. Тоннель содержит систему для создания разрежения воздуха перед движущимся подвижным составом, выполненную в виде сквозных каналов, расположенных в сборных железобетонных блоках обделки тоннеля перпендикулярно поперечным граням блоков и соосно друг другу, внутри которых установлены воздуховодные трубки, выполненные из композитного материала. При этом отверстия каналов расположены равномерно на внутренней стороне сборных железобетонных блоков обделки тоннеля по всему сечению тоннеля в поперечном направлении и в шахматном порядке в продольном направлении вдоль оси тоннеля, начиная от уровня головки рельса и до замкового блока обделки. 11 ил.

Формула изобретения RU 2 683 841 C1

Тоннель для высокоскоростного подвижного состава, содержащий систему для создания разрежения воздуха перед движущимся подвижным составом, отличающийся тем, что система для создания разрежения воздуха перед движущимся подвижным составом выполнена в виде сквозных каналов, расположенных в сборных железобетонных блоках обделки тоннеля перпендикулярно поперечным граням блоков и соосно друг другу, внутри которых установлены воздуховодные трубки из композитного материала, причем отверстия каналов расположены равномерно на внутренней стороне сборных железобетонных блоков обделки тоннеля по всему сечению тоннеля в поперечном направлении и в шахматном порядке в продольном направлении вдоль оси тоннеля, начиная от уровня головки рельса и до замкового блока обделки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2683841C1

WO 2009057852 A1, 07.05.2009
ТОННЕЛЬ ДЛЯ СКОРОСТНОГО ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1991
  • Вейтцель Олег Олегович
RU2042550C1
ПОРТАЛ ТОННЕЛЯ ДЛЯ СКОРОСТНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1993
  • Вейтцель Олег Олегович
RU2044884C1
ОБДЕЛКА ПОДЗЕМНОГО СООРУЖЕНИЯ 2010
  • Козин Евгений Германович
RU2457332C1
CN 104727827 A, 24.06.2015
EP 2863009 B1, 25.10.2017.

RU 2 683 841 C1

Авторы

Кавказский Владимир Николаевич

Шелгунов Олег Олегович

Даты

2019-04-02Публикация

2018-05-31Подача