Устройство повышения защищённости легкобронированных машин от самоприцеливающихся боевых элементов Российский патент 2019 года по МПК F41H3/00 

Описание патента на изобретение RU2684208C2

Изобретение относится к области военной техники, в частности к устройствам снижения тепловой заметности легкобронированных боевых машин (далее - БМ) при работающем двигателе, с целью защиты от воздействия самоприцеливающихся боевых элементов (далее - СБЭ) высокоточного оружия (далее - ВТО).

Известно устройство повышения защищенности БМ от СБЭ, в котором защита осуществляется каталитическим тепловым имитатором, содержащим два цилиндрических стакана. В первом цилиндрическом катализаторном стакане размещены катализаторный блок и системы электрического и огневого запуска. Во втором цилиндрическом топливном стакане размещены топливный баллон с фитилем для подачи топлива в испарительную камеру внутри катализаторного блока. Цилиндрические стаканы имеют неразъемное соединение с разделительной перегородкой между собой в виде днища первого стакана с отверстием для фитиля. Система огневого запуска имеет предотвращающую отрыв пламени сетку-стабилизатор и обеспечивает горение паров пускового топлива в направленном воздушном потоке, создаваемом над катализатором разнесенными по высоте воздушными отверстиями в стенках катализаторного стакана и крышки-регулятора, (см. Патент на изобретение №2464522. Патентообладатели и авторы: Кутавин А.Н., Фёдоров А.Ю. (Открытое издание).

Известное устройство имеет увеличенную удельную мощность имитатора, отнесенную к единице поверхности катализаторного блока, обеспечивает возможность запуска имитатора использованием обычных углеводородных топлив и ремонтопригодность катализаторного блока. Однако данное устройство с большой вероятностью может быть определено системой наведения и распознавания целей СБЭ как отдельную, ложную цель.

Кроме того, известно устройство повышения защищенности БМ от СБЭ содержащее наклонно приваренный к фланцу патрубок для выпуска отработавших газов двигателя военной машины, на котором посредством ступенчатых стоек закреплены нижний, средний и верхний, с изогнутым направляющим элементом, теплозащитные щитки, при этом каждый теплозащитный щиток наклонен в сторону среза выходного сечения патрубка для обеспечения формирования эжекционного потока атмосферного воздуха, причем угол наклона каждого последующего теплозащитного щитка больше предыдущего на величину 1-5°, каждая ступенчатая стойка выполнена в виде отдельных ступеней, смещенных друг относительно друга на определенное расстояние в плоскости соответствующего теплозащитного щитка для снижения передачи тепла отработавших газов от патрубка верхнему теплозащитному щитку, при этом направляющий элемент верхнего теплозащитного щитка изогнут таким образом, что одна его часть наклонена под углом 25-30° к срезу выходного сечения патрубка для обеспечения захвата атмосферного воздуха кинетической энергией потока отработавших газов, а другая часть плавно повернута в сторону от среза выходного сечения патрубка для снижения вероятности возникновения зоны турбулентности в эжекционном потоке атмосферного воздуха и касается плоскости, являющейся продолжением верхней наружной поверхности патрубка, (см. Патент на изобретение №2485431. Патентообладатель открытое акционерное общество «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения», авторы: Макеев А.Г., Черепанова О.В. Открытое издание. Прототип).

Известное устройство позволяет при работающем двигателе БМ снизить вероятность возникновения зоны турбулентности в эжекционном потоке атмосферного воздуха, исключить возможность непосредственной передачи тепла через стойки на верхний теплозащитный щиток, таким образом понизить тепловую заметность машины с работающим двигателем и вероятность обнаружения пепловизионными средствами разведки целей противника. Однако указанное устройство не позволяет:

- полностью исключить тепловое излучение от двигателя машины;

- сместить энергетический центр прицеливания СБЭ, работающих в инфракрасном диапазоне длин волн на оптимальное удаление от корпуса машины, при этом, не имитируя отдельные ложные тепловые цели, что с большой вероятностью может быть определено системой наведения СБЭ при сканировании местности во время полета;

- снизить вероятность поражения машины данным видом высокоточного оружия, оказывающего воздействие в ее наиболее уязвимые места - верхнюю проекцию брони, где относительно тонкая броня.

Задача настоящего изобретения заключается в обеспечении смещения энергетического центра прицеливания СБЭ на оптимальное расстояние от корпуса машины, таким образом повысить ее защищенность.

Техническим результатом предложенного изобретения является уменьшение вероятности поражения БМ с работающим двигателем СБЭ.

Техническим решением предложенного изобретения является дополнительная установка над выпускным патрубком устройства для выпуска отработавших газов двигателя подвижного в параллельной и вертикальной плоскостях теплозащитного короба с теплоотражающими элементами, скрепленного с корпусом машины посредством подвижного крепления, подъемно-рычажного механизма и двух возвратных пружин.

Устройство повышения защищенности БМ от СБЭ включающее наклонно приваренный к фланцу патрубок для выпуска отработавших газов двигателя военной машины, на котором посредством ступенчатых стоек закреплены нижний, средний и верхний, с изогнутым направляющим элементом, теплозащитные щитки, при этом каждый теплозащитный щиток наклонен в сторону среза выходного сечения патрубка для обеспечения формирования эжекционного потока атмосферного воздуха, причем угол наклона каждого последующего теплозащитного щитка больше предыдущего на величину 1-5°, каждая ступенчатая стойка выполнена в виде отдельных ступеней, смещенных друг относительно друга на определенное расстояние в плоскости соответствующего теплозащитного щитка для снижения передачи тепла отработавших газов от патрубка верхнему теплозащитному щитку, при этом направляющий элемент верхнего теплозащитного щитка изогнут таким образом, что одна его часть наклонена под углом 25-30° к срезу выходного сечения патрубка для обеспечения захвата атмосферного воздуха кинетической энергией потока отработавших газов, а другая часть плавно повернута в сторону от среза выходного сечения патрубка для снижения вероятности возникновения зоны турбулентности в эжекционном потоке атмосферного воздуха и касается плоскости, являющейся продолжением верхней наружной поверхности патрубка, отличающееся тем, что дополнительно над выпускным патрубком устройства для выпуска отработавших газов двигателя, устанавливается подвижный в параллельной и вертикальной плоскостях, а также впускное и выпускное отверстия короб для выпуска отработавших газов двигателя, выполненный из металла с расположенными на его внутренней поверхности теплоотражающим, термостойким покрытием, а с наружной верхней поверхности, теплоотражающими, термостойкими щитками, разделенными одни относительно других воздушными прослойками, при этом короб скрепится к корпусу машины при помощи подвижного крепления, подъемно-рычажного механизма, с расположением входного отверстия короба непосредственно над выпускным патрубком машины, а также двух возвратных пружин таким образом, что при столкновении с препятствием, при движении машины, короб с целью исключения его механического повреждения, отклоняется в сторону машины и далее возвращается в исходное положение под действием возвратных пружин, при преодолении водных преград, короб приподнимается вверх при помощи подъемного механизма, а истечение отработавших газов при работе двигателя, происходит через имеющееся в коробе выпускное отверстие под углом к поверхности земли в 45°-50°.

Изобретение поясняется фиг. 1, фиг. 2, на которых показано устройство повышения защищенности БМ от СБЭ, где: 1 - корпус машины; 2 - подвижное крепление; 3 - выпускной патрубок; 4 - теплоотражающие, термостойкие щитки; 5 - короб; 6 - выпускное отверстие короба; 7 - теплоотражающее, термостойкое покрытие; 8 - впускное отверстие короба; 9 - возвратная пружина; 10 - подъемно-рычажный механизм.

Также на фиг.1, фиг.2 показано пунктирными стрелками движение отработавших газов двигателя, стрелками () показано направление движения короба 5 при его подъеме подъемно-рычажным механизмом 10.

Выпускной патрубок 3 является одним из элементов устройства для выпуска отработавших газов двигателя машины, из которого истекают отработавшие газы в атмосферу. Зона патрубка 3 и истечения из него отработанных газов двигателя, являются наиболее контрастными по отношению к остальной площади корпуса 1 машины и окружающей местности для приборов наблюдения и систем прицеливания, работающих в инфракрасном диапазоне длин волн. Выпускной патрубок 3 расположен, как правило, у крайнего среза корпуса 1 машины например у БМП-1, 2 - спереди справа). Данное обстоятельство значительно повышает тепловую заметность машины на поле боя. Энергетическим центром прицеливания СБЭ является именно эта область машин - зона патрубка и выпуска отработанных газов двигателя, этот центр излучения можно значительно снизить и сместить за пределы границ корпуса 1 машины используя короб 5.

Короб 5 имеет в своем составе впускное и выпускное отверстия 8 и 6 соответственно и предназначен для отвода отработанных газов двигателя от выпускного патрубка 3 за пределы корпуса 1 машины на оптимальное расстояние и имеет на внутренней поверхности теплоотражающее, термостойкое покрытие 7, а на наружной верхней поверхности, теплоотражающие, термостойкие щитки 4, разделенные воздушными прослойками один относительно другого, с целью снижения теплового излучения передающегося вверх от корпуса 1 машины. Материалом для удержания и отражения высокой температуры появляющейся при работе двигателя, может служить материал на примере асбеста или керамики. При этом впускное и выпускное отверстия 8 и 6 соответственно короба 5 предназначены для прохода отработанных газов двигателя и их беспрепятственное удаление в атмосферу. Впускное отверстие 8 короба 5 находится непосредственно около выхлопного патрубка 3. Короб 5 крепится к корпусу 1 машины посредством вращающегося в горизонтальной и вертикальной плоскостях подвижного крепления 2, а также подъемно-рычажного механизма, позволяющего приподымать короб 5 над поверхностью воды при преодолении машиной водной преграды с целью исключения попадания воды в выпускное отверстие 6, при этом две возвратные пружины 9, также крепят короб 5 на определенном удалении от подвижного крепления 2 к корпусу 1 машины и предназначены для возврата короба 5 в исходное положение при его столкновении с препятствием во время движения машины.

Пример работы устройства. При работе двигателя, отработавшие газы, выходящие из выхлопного патрубка 3, попадают во входное отверстие 8 короба 5, который крепиться к корпусу 1 машины посредством подвижного крепления 2, подъемно-рычажного механизма 10 и возвратных пружин 9, далее проходят внутри короба 5, соприкасаясь с теплоотражающим, термостойким покрытием 7 на внутренней поверхности короба 5, выходя из выпускного отверстия 6 короба 5. При этом теплоизоляция в верхней части короба 5 обеспечивается при помощи теплоотражающих, термостойких щитков 4.

Предлагаемое устройство позволяет значительно снизить тепловое излучение от двигателя машины ее тепловую заметность на земле и при преодолении водной преграды, сместить энергетический центр для прицеливания самоприцеливающихся боевых элементов в сторону от корпуса машины на оптимальное удаление от ее корпуса, таким образом, в целом повысить ее защищенность.

Литература

1. Техническое описание боевая машина десантная (БМД-1) Военное издательство МО СССР 1973 г. с. 379, 396 Открытое издание.

2. Патент на изобретение №2464522. Патентообладатели и авторы: Кутавин А.Н., Фёдоров А.Ю. Открытое издание.

Похожие патенты RU2684208C2

название год авторы номер документа
Устройство повышения защищенности бронетанкового вооружения от высокоточного оружия 2016
  • Котровский Александр Александрович
  • Каширин Никита Юрьевич
RU2683919C2
Устройство снижения тепловой заметности боевых машин 2017
  • Котровский Александр Александрович
  • Золотых Евгений Дмитриевич
  • Шелягин Игорь Анатольевич
  • Александров Юрий Анатольевич
RU2673859C1
Способ снижения тепловой заметности боевой машины при преодолении водной преграды 2017
  • Котровский Александр Александрович
RU2658198C1
УСТРОЙСТВО СНИЖЕНИЯ ТЕПЛОВОЙ И АКУСТИЧЕСКОЙ ЗАМЕТНОСТИ ЛЕГКОБРОНИРОВАННОЙ ТЕХНИКИ 2020
  • Андреев Максим Викторович
  • Табакарь Сергей Ильич
  • Гладков Роман Викторович
  • Зарайский Денис Александрович
RU2750917C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ТЕПЛОВОЙ ЗАМЕТНОСТИ ВОЕННОЙ МАШИНЫ 2011
  • Макеев Андрей Георгиевич
  • Черепанова Ольга Васильевна
RU2485431C2
УСТРОЙСТВО СНИЖЕНИЯ ТЕПЛОВОГО КОНТРАСТА ЛЕГКОБРОНИРОВАННОЙ ТЕХНИКИ С ФОНОМ 2021
  • Андреев Максим Викторович
  • Табакарь Сергей Ильич
  • Гладков Роман Викторович
  • Зарайский Денис Александрович
RU2803162C2
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПОДВИЖНОГО НАЗЕМНОГО ОБЪЕКТА ОТ ОБНАРУЖЕНИЯ И ПОРАЖЕНИЯ ВЫСОКОТОЧНЫМ ОРУЖИЕМ С ИНФРАКРАСНЫМИ ГОЛОВКАМИ САМОНАВЕДЕНИЯ И ЭКРАНИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2004
  • Шилкин Виталий Петрович
  • Поляков Валентин Дмитриевич
  • Тарасов Сергей Алексеевич
  • Дворченко Галина Юрьевна
  • Цыбизов Евгений Иванович
  • Чурыбкин Николай Николаевич
RU2285888C2
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ОТ САМОНАВОДЯЩИХСЯ СУББОЕПРИПАСОВ 2019
  • Корнилов Валентин Иванович
  • Пантюхина Наталья Дмитриевна
RU2704549C1
Устройство снижения заметности боевой машины в радиолокационном диапазоне 2016
  • Котровский Александр Александрович
  • Каширин Никита Юрьевич
  • Макарова Юлия Олеговна
  • Величко Татьяна Николаевна
RU2690499C2
Глушитель шума газового потока 1982
  • Мажоров Александр Семенович
SU1067234A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 684 208 C2

Реферат патента 2019 года Устройство повышения защищённости легкобронированных машин от самоприцеливающихся боевых элементов

Изобретение относится к области военной технике, в частности к устройствам снижения тепловой заметности легкобронированных боевых машин при работающем двигателе с целью защиты от воздействия самоприцеливающихся боевых элементов высокоточного оружия. Над выпускным патрубком (3) устройства для выпуска отработавших газов двигателя устанавливается подвижный в параллельной и вертикальной плоскостях короб (5) для выпуска отработавших газов двигателя. Короб (5) имеет впускное (8) и выпускное (6) отверстия. Короб (5) выполнен из металла с расположенными на его внутренней поверхности теплоотражающим термостойким покрытием (7), а с наружной верхней поверхности теплоотражающими термостойкими щитками (4), разделенными одни относительно других воздушными прослойками. Короб (5) крепится к корпусу машины при помощи подвижного крепления (2), подъемно-рычажного механизма (10) с расположением входного отверстия (8) короба (5) непосредственно над выпускным патрубком (3) машины, а также двух возвратных пружин таким образом, что при столкновении с препятствием, при движении машины, короб (5) с целью исключения его механического повреждения отклоняется в сторону машины и далее возвращается в исходное положение под действием возвратных пружин. При преодолении водных преград короб (5) приподнимается вверх при помощи подъемно-рычажного механизма (10). Истечение отработавших газов при работе двигателя происходит через имеющееся в коробе (5) выпускное (6) отверстие под углом к поверхности земли в 45-50°. Технический результат - уменьшение вероятности поражения легкобронированных машин с работающим двигателем самоприцеливающимися боевыми элементами. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 684 208 C2

Устройство повышения защищенности легкобронированных машин от самоприцеливающихся боевых элементов, включающее наклонно приваренный к фланцу патрубок для выпуска отработавших газов двигателя военной машины, на котором посредством ступенчатых стоек закреплены нижний, средний и верхний с изогнутым направляющим элементом теплозащитные щитки, при этом каждый теплозащитный щиток наклонен в сторону среза выходного сечения патрубка для обеспечения формирования эжекционного потока атмосферного воздуха, причем угол наклона каждого последующего теплозащитного щитка больше предыдущего на величину 1-5°, каждая ступенчатая стойка выполнена в виде отдельных ступеней, смещенных друг относительно друга на определенное расстояние в плоскости соответствующего теплозащитного щитка для снижения передачи тепла отработавших газов от патрубка верхнему теплозащитному щитку, при этом направляющий элемент верхнего теплозащитного щитка изогнут таким образом, что одна его часть наклонена под углом 25-30° к срезу выходного сечения патрубка для обеспечения захвата атмосферного воздуха кинетической энергией потока отработавших газов, а другая часть плавно повернута в сторону от среза выходного сечения патрубка для снижения вероятности возникновения зоны турбулентности в эжекционном потоке атмосферного воздуха и касается плоскости, являющейся продолжением верхней наружной поверхности патрубка, отличающееся тем, что дополнительно над выпускным патрубком устройства для выпуска отработавших газов двигателя устанавливается подвижный в параллельной и вертикальной плоскостях, а также имеющий впускное и выпускное отверстия короб для выпуска отработавших газов двигателя, выполненный из металла с расположенными на его внутренней поверхности теплоотражающим термостойким покрытием, а с наружной верхней поверхности теплоотражающими термостойкими щитками, разделенными одни относительно других воздушными прослойками, при этом короб крепится к корпусу машины при помощи подвижного крепления, подъемно-рычажного механизма с расположением входного отверстия короба непосредственно над выпускным патрубком машины, а также двух возвратных пружин таким образом, что при столкновении с препятствием, при движении машины, короб с целью исключения его механического повреждения отклоняется в сторону машины и далее возвращается в исходное положение под действием возвратных пружин, при преодолении водных преград короб приподнимается вверх при помощи подъемного механизма, а истечение отработавших газов при работе двигателя происходит через имеющееся в коробе выпускное отверстие под углом к поверхности земли в 45-50°.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2684208C2

УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ТЕПЛОВОЙ ЗАМЕТНОСТИ ВОЕННОЙ МАШИНЫ 2011
  • Макеев Андрей Георгиевич
  • Черепанова Ольга Васильевна
RU2485431C2
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ ТЕПЛОВОЙ ИМИТАТОР 2010
  • Кутавин Алексей Николаевич
  • Фёдоров Александр Юрьевич
RU2464522C2
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПОДВИЖНОГО НАЗЕМНОГО ОБЪЕКТА ОТ ОБНАРУЖЕНИЯ И ПОРАЖЕНИЯ ВЫСОКОТОЧНЫМ ОРУЖИЕМ С ИНФРАКРАСНЫМИ ГОЛОВКАМИ САМОНАВЕДЕНИЯ И ЭКРАНИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2004
  • Шилкин Виталий Петрович
  • Поляков Валентин Дмитриевич
  • Тарасов Сергей Алексеевич
  • Дворченко Галина Юрьевна
  • Цыбизов Евгений Иванович
  • Чурыбкин Николай Николаевич
RU2285888C2
СИСТЕМА ОТВОДА ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ БРОНИРОВАННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1993
  • Серков Анатолий Гаврилович
RU2096722C1
Способ хирургического лечения отслойки сетчатки 2022
  • Шкворченко Дмитрий Олегович
  • Какунина Светлана Александровна
  • Хрисанфова Елена Сергеевна
  • Полетаева Маргарита Викторовна
RU2776766C1

RU 2 684 208 C2

Авторы

Котровский Александр Александрович

Каширин Никита Юрьевич

Даты

2019-04-04Публикация

2016-11-18Подача