УСТРОЙСТВО СНИЖЕНИЯ ТЕПЛОВОГО КОНТРАСТА ЛЕГКОБРОНИРОВАННОЙ ТЕХНИКИ С ФОНОМ Российский патент 2023 года по МПК F41H3/00 

Описание патента на изобретение RU2803162C2

Изобретение относится к области военной техники, в частности к устройствам тепловой маскировки легкобронированной техники (ЛБТ), с целью снижения вероятности обнаружения техническими средствами разведки (TCP).

Главное направление тепловой маскировки - уменьшение теплового контраста с фоном. Причиной теплового контраста ЛБТ с фоном является нагрев моторно-трансмиссионного отделения (МТО) при работе двигателя [1].

Одним из способов, позволяющего снизить вероятность обнаружения ЛБТ с работающим двигателем TCP в инфракрасном (ИК) диапазоне длин волн, является увеличение площади теплового поля путем отражения раскаленных газов на оптимальное расстояние от корпуса машины.

Известно устройство снижения тепловой заметности боевых машин [2]. Устройство представляет подвижный металлический короб, имеющий одну степень свободы в параллельной плоскости и установленный над выпускным патрубком отработавших газов. На его внутренней поверхности расположено теплоотражающее термостойкое покрытие. На его наружной поверхности расположены теплоотражающие термостойкие щитки, разделенные относительно друг друга воздушными прослойками. Короб крепиться к корпусу машины при помощи подвижного крепления с расположением входного отверстия короба непосредственно над выпускным патрубком машины. Гидромеханический доводчик короба крепится таким образом, что при столкновении с препятствием в движении, короб, с целью исключения его механического повреждения, отклоняется под действием препятствия в сторону машины и далее возвращается в исходное положение под действием создающего усилия гидромеханическим доводчиком. Истечение отработавших газов при работе двигателя происходит через впускное и выпускное отверстия.

Также известно мобильное экранирующее устройство для защиты легкобронированных боевых машин, содержащее плоские внутренние и боковые стенки, выполненные в виде металлического козырька-направляющей двугранной формы с углом между гранями, составляющим от 120°С до 150°С, фиксирующие стопорные тяги, козырек на выпускное окно с углом наклона от 10°С до 15°С, систему выпуска отработанных газов, неподвижные кронштейны, металлические грани, выполняющие роль уголкового отражателя [3].

Основным недостатком известных устройств является, прежде всего то, что они не обеспечивают снижение температурного контраста объекта с фоном в процессе его функционирования.

Известна система воздушно-жидкостной очистки защитных стекол приборов наблюдения на БМД-4М [4], выбранная в качестве прототипа. Система очистки приборов наблюдения механика-водителя предназначена для очистки верхней призмы среднего прибора наблюдения и состоит из следующих основных узлов: бачок для жидкости с заборным штуцером, кран-эжектор, соединенный с заборным штуцером и распылитель. Система очистки приводится в действие установкой рукоятки на панели пневмооборудования в положение «ОЧИСТ» и поворотом рукоятки крана-эжектора в положение «ОЧИСТКА ТНПО». При этом сжатый воздух по трубопроводу поступает в кран-эжектор. Выходя через сопло, воздух создает разрежение в полости корпуса эжектора. Под действием этого разрежения вода из бачка поступает в кран-эжектор, где создается воздушно-водяная смесь, которая поступает в распылитель, и, выйдя из него, очищает окно прибора.

Основным недостатком устройства является, прежде всего, то, что оно не предназначено в качестве средства маскировки.

Таким образом, вышерассмотренные известные устройства по своему конструктивному решению не отвечают современным требованиям маскировки в результате их применении в качестве технических средств скрытия от средств разведки для снижения заметности маскируемого наземного подвижно объекта в ИК диапазоне спектра длин электромагнитных волн.

Технический результат предлагаемого устройства направлен на снижение температурного контраста объекта и фона, за счет уменьшения нагрева МТО при работе двигателя.

Поставленная задача заявленного изобретения - снижение вероятности обнаружения ЛБТ с работающим двигателем TCP в инфракрасном (ИК) диапазоне длин волн достигается за счет поглощения ИК-излучения каплями воды, содержащихся в воздушно-жидкостной смеси, распыленной над МТО, а также испарения влаги в результате попадания воды на нагретую поверхность броневого листа.

Техническим решением является включение в систему очистки приборов наблюдения механика-водителя дополнительного оборудования, включающего: трубопровод, бачки для жидкости с заправочными горловинами, электроклапаны, распылители и датчик температурного контраста.

Устройство поясняется чертежом фиг. 1, где показан общий вид.

Распылители (13, 16) на корпусе ЛБТ устанавливаются таким образом, чтобы распыление воздушно-жидкостной смеси производилось над МТО. Распылитель представляет собой трубку, имеющую вдоль образующей ряд отверстий (сопел), запаянную с одного конца. Дополнительные бачки для жидкости с заправочными горловинами (11, 15) крепятся сверху на корпусе машины и соединяются с трубопроводом через кран-эжектор (12, 17), которые предназначены для образования воздушно-жидкостной смеси и подачи ее к распылителям (13, 16). Электроклапан (8) встроен в трубопровод (7) и предназначен для подачи сжатого воздуха от баллонов, при закрытых баллонах непосредственно от компрессора, к электроклапанам (9, 19). Электроклапаны (8, 9, 19) состоят из электромагнита и клапана, размещенных в корпусе.

Датчик температурного контраста (14) располагается на МТО и соединен с бортовой сетью объекта и электромагнитами электроклапанов. Он предназначен для измерения разницы температур броневого листа и подстилающего фона и открытия электроклапанов при регистрации заданного температурного контраста.

При работе двигателя вырабатываемый компрессором (10) сжатый воздух по трубопроводу (6) через влагомаслоотделитель (18) поступает в баллоны (1) и панель пневмооборудования (5). При установке рукоятки на панели пневмооборудования в положение «ОЧИСТ», трубопровод (7) до электроклапана (8) из баллонов (1), при закрытых баллонах непосредственно от компрессора, наполняется сжатым воздухом.

Для очистки прибора наблюдения механика-водителя рукоятка крана-эжектора (3) переводится в положение «ОЧИСТКА ТНПО». При этом сжатый воздух по трубопроводу поступает в кран-эжектор. Выходя через сопло, воздух создает разрежение в полости корпуса эжектора. Под действием этого разрежения жидкость из бачка (2) поступает в кран-эжектор (3), где создается воздушно-жидкостная смесь, которая поступает в распылитель (4), и, выйдя из него, очищает окно прибора.

В случае регистрации на датчике температурного контраста (14) разницы температур броневого листа МТО и подстилающего фона местности, на которой расположен наземный подвижный объект, более 10°С открываются электроклапаны (8, 9, 19). При этом сжатый воздух, проходя через кран-эжектор (12, 17) создает разрежение в его полости. Под действием этого разрежения жидкость из бачка (11, 15) поступает в полость кран-эжектора, где создается воздушно-жидкостная смесь, которая поступает в распылитель (13, 16), и, выйдя из него, распыляется над МТО.

Применение предлагаемого технического решения позволяет решить следующие задачи:

- уменьшить нагрев МТО при работе двигателя;

- повысить уровень тепловой маскировки ЛБТ.

Сравнение заявленного технического решения с другими аналогами позволяет выявить в них признаки, отличающие заявленное решение от прототипа и дающие указанный выше технический результат.

Оборудование устройством снижения теплового контраста ЛБТ с фоном позволит снизить видовые демаскирующие признаки объекта вооружения и военной техники в ИК-диапазоне, что обеспечивает скрытность ЛБТ на поле боя.

Литература

1. Маскировка подвижных наземных объектов в современных условиях / В.П. Смирнов, Н.М. Калашникова, С.И. Смолин. - М.: ИП РадиоСофт, 2015. - 80 с.

2. Патент на изобретение RU 2673859 Российская Федерация, МПК F41H 3/00. Устройство снижения тепловой заметности боевых машин [Текст] // Котровский А.А., Золотых Е.Д., Шелягин И.А., Александров Ю.А.; заявитель и патентообладатель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации»», заявл. 18.09.2017; опубл. 30.11.2018. - Ил.

3. Патент на полезную модель RU 197659 Российская Федерация, МПК F41H 3/00. Мобильное экранирующее устройство для защиты легкобронированных боевых машин [Текст] // Зарайский Д.А., Елистратов В.В., Андреев М.В., Изергин Н.Д., Кушнарев А.В, Алешина В.Ю., Климакова О.А.; заявитель и патентообладатель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное ордена Суворова дважды Краснознаменное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова Министерства обороны Российской Федерации», заявл. 21.10.2019; опубл. 20.05.2020. - Ил.

4. Модернизированная боевая машина десанта 960М - сб 1. Руководство по эксплуатации. Часть I. Техническое описание 960М - сб 1РЭ.

Похожие патенты RU2803162C2

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО СНИЖЕНИЯ ТЕПЛОВОЙ И АКУСТИЧЕСКОЙ ЗАМЕТНОСТИ ЛЕГКОБРОНИРОВАННОЙ ТЕХНИКИ 2020
  • Андреев Максим Викторович
  • Табакарь Сергей Ильич
  • Гладков Роман Викторович
  • Зарайский Денис Александрович
RU2750917C1
Газожидкостная установка для генерирования водовоздушной и твердеющей полимерной пены с адаптивной системой управления физическими параметрами пенного маскировочного покрытия 2016
  • Герасименя Валерий Павлович
  • Баранов Андрей Александрович
  • Комаровский Николай Михайлович
  • Селезнев Владимир Ильич
RU2708341C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВПРЫСКА ЖИДКОСТИ В ЦИЛИНДРЫ ДВИГАТЕЛЯ 1998
  • Герман В.К.
  • Ситник В.И.
  • Алешечкин Н.Д.
RU2136916C1
УСТРОЙСТВО РАСПЫЛА ЖИДКОСТИ В ЦИЛИНДРАХ ДВИГАТЕЛЯ 1998
  • Герман В.К.
RU2136915C1
УСТРОЙСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2023
  • Шудыкин Александр Сергеевич
RU2807835C1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА С УЛУЧШЕННЫМИ ПРОЦЕССАМИ ОТВЕДЕНИЯ КАРТЕРНЫХ ГАЗОВ, ВЫПУСКА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ И ПЫЛЕУДАЛЕНИЯ, СНИЖАЮЩАЯ ИНФРАКРАСНУЮ ЗАМЕТНОСТЬ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2023
  • Репин Дмитрий Николаевич
RU2802967C1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ТОРМОЗОВ КОЛЕС ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2010
  • Копылов Геннадий Алексеевич
  • Ковалёв Вячеслав Данилович
RU2438050C1
УСТРОЙСТВО ПОЖАРОТУШЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1990
  • Рощупкин В.В.
  • Глебов А.Н.
RU2008046C1
СПОСОБ МАСКИРОВКИ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ, ГРАЖДАНСКИХ И ВОЕННЫХ ОБЪЕКТОВ МАСКИРУЮЩИМИ ПЕННЫМИ ПОКРЫТИЯМИ, СТАНЦИЯ И УСТРОЙСТВА ИЗ ЕЕ СОСТАВА, А ТАКЖЕ РАСТВОРЫ ПЕНООБРАЗУЮЩИХ РЕЦЕПТУР ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБА МАСКИРОВКИ 2012
  • Архипов Сергей Григорьевич
  • Борисов Юрий Вячеславович
  • Куляпин Владимир Павлович
  • Шахворостов Николай Гавриилович
  • Шутенков Виктор Васильевич
  • Хаджиева Яха Яхъяевна
RU2492404C1
СИСТЕМА ГИДРОПНЕВМООЧИСТКИ ПРИБОРА НАБЛЮДЕНИЯ МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ 2020
  • Корнилов Валентин Иванович
RU2750856C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 803 162 C2

Реферат патента 2023 года УСТРОЙСТВО СНИЖЕНИЯ ТЕПЛОВОГО КОНТРАСТА ЛЕГКОБРОНИРОВАННОЙ ТЕХНИКИ С ФОНОМ

Устройство снижения теплового контраста легкобронированной техники (ЛБТ) с подстилающим фоном включает расположенные в корпусе ЛБТ баллоны со сжатым воздухом, связанные с компрессором двигателя ЛБТ через масловлагоотделитель и с трубопроводами для подачи сжатого воздуха, бак для жидкости с заправочной горловиной, связанный с трубопроводом подачи сжатого воздуха через кран-эжектор, и с распылителем для подачи воздушно-жидкостной смеси на окно прибора наблюдения механика-водителя. Устройство также снабжено дополнительными бачками для жидкости с заправочными горловинами, прикрепленными сверху на корпусе машины и связанными трубопроводами для подачи сжатого воздуха через размещенные на них электроклапаны, с возможностью подачи воздушно-жидкостной смеси в распылители, расположенные на корпусе ЛБТ над моторно-трансмиссионным отделением (МТО). Электроклапаны связаны с датчиком температурного контраста разницы температур броневого листа МТО и подстилающего фона местности, на которой расположена ЛБТ, через бортовую сеть ЛБТ. Обеспечивается возможность снижения температурного контраста объекта и фона за счет уменьшения нагрева МТО при работе двигателя. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 803 162 C2

Устройство снижения теплового контраста легкобронированной техники (ЛБТ) с подстилающим фоном, включающее расположенные в корпусе ЛБТ баллоны со сжатым воздухом, связанные с компрессором двигателя ЛБТ через масловлагоотделитель и с трубопроводами для подачи сжатого воздуха, бак для жидкости с заправочной горловиной, связанный с трубопроводом подачи сжатого воздуха через кран-эжектор, и с распылителем для подачи воздушно-жидкостной смеси на окно прибора наблюдения механика-водителя, отличающееся тем, что устройство снабжено дополнительными бачками для жидкости с заправочными горловинами, прикрепленными сверху на корпусе машины, и связанными трубопроводами для подачи сжатого воздуха через размещенные на них электроклапаны, с возможностью подачи воздушно-жидкостной смеси в распылители, расположенные на корпусе ЛБТ над моторно-трансмиссионным отделением (МТО), причем электроклапаны связаны с датчиком температурного контраста разницы температур броневого листа МТО и подстилающего фона местности, на которой расположена ЛБТ, через бортовую сеть ЛБТ.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2023 года RU2803162C2

МАШИНА ДЛЯ СТЫКОВОЙ ХОЛОДНОЙ СВАРКИ 0
  • И. Н. Кондартенко, Ю. А. Воробьев И. М. Строима Ьхсю
SU183038A1
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТА 1996
  • Александров А.В.
  • Ковалев В.П.
  • Салтан В.И.
  • Старостин М.М.
  • Ткаченко В.И.
  • Ткаченко Е.В.
  • Здрок С.А.
RU2107250C1
CN 104085283 A, 08.10.2014
US 4732181 A, 22.03.1988
0
SU193769A1

RU 2 803 162 C2

Авторы

Андреев Максим Викторович

Табакарь Сергей Ильич

Гладков Роман Викторович

Зарайский Денис Александрович

Даты

2023-09-07Публикация

2021-08-02Подача