БЕЗОПАСНОЕ СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО ПАССАЖИРСКОГО СРЕДСТВА Российский патент 2019 года по МПК B60N2/427 B60N2/68 

Описание патента на изобретение RU2689053C2

Изобретение относится к устройствам сиденьям пассажирских транспортных средств.

Известны сиденья, содержащие устройства, предназначенные для обеспечения безопасности пассажиров, - амортизаторы, ремни безопасности, а также устройства, которые содержат элементы, предназначенные для изменения положения спинки сиденья относительно точек его крепления в автомобиле при воздействии на спинку сиденья сидящего сзади пассажира в случае резкого торможения автомобиля, например при возникновении аварийной ситуации или столкновения с препятствием, причем изменение положения спинки ограничивается известной наперед заданной величиной.

Устройства приводятся в действие либо от вспомогательного устройства, не являющегося частью сиденья, либо от разрушения или деформации конструкционных элементов, входящих в состав жесткого силового каркаса сиденья и частей вспомогательных элементов, закрепляемых на каркасе кузова автомобиля.

Недостатками подобных устройств является ограничение области применения указанного выше способа изменения положения спинки сиденья в случае их размещения в многорядном салоне пассажирского транспортного средства, сложность конструкции, а также зависимость (реализуемой известным способом изменения положения сиденья) конструкции от типа или модели транспортного средства (каждое из которых отличается по форме внутреннего пространства и по прочностным свойствам конструкции).

Наиболее близким известным прототипом такого сиденья можно считать решение по патенту RU №2581282 (заявка №2014144609/11 от 05.11.2014 г.)

Недостатком данного устройства является то, что оно предполагает наличие дополнительных элементов, которые не являются частями непосредственно конструкции сиденья, что, как следствие, приводит к усложнению всей конструкции, требует внесение изменений в конструкцию непосредственно автомобиля, не позволяет использовать сиденье как законченный компонент автомобиля, не связанный с конкретным типом или маркой транспортного средства.

Целью данного изобретения является создание универсальной конструкции сиденья независимо от типа транспортного средства, позволяющей с целью безопасности пассажира изменять положение спинки при воздействии ударной или инерционной нагрузки.

Предлагаемое техническое решение предусматривает встраивание в конструкцию силового каркаса сиденья деформируемых и ограничивающих деформацию элементов.

Силовой каркас сиденья выполнен в форме горизонтальной опорной и наклонной относительно ее горизонтали вверх для установки мягких элементов спинки сиденья частей, соединенных с пластиной по ее контуру в зоне перегиба. Элементы для крепления каркаса на транспортном средстве расположены в передней и задней сторонах горизонтальной опорной части, причем передний элемент крепления выполнен деформирующимся, что допускает смещение каркаса сиденья относительно плоскости крепления на транспортном средстве в аварийной ситуации, а опорная часть каркаса в задней его части допускает поворот (наклон) каркаса сиденья при деформации элемента в его передней части.

При возникновении аварийной ситуации и последующего столкновения пассажира со спинкой впереди расположенного сиденья в течение ограниченного времени происходит удерживание с заданным сопротивлением сзади сидящего пассажира за счет смещения спинки впереди стоящего сиденья в направлении удара.

Указанные деформируемые и ограничительные элементы обеспечивают смещение спинки условно жесткого каркаса сиденья относительно его исходного положения таким образом, чтобы задние части каркаса сиденья смещались в направлении удара при воздействии заданного усилия на расстояние, обеспечивающее безопасную величину замедления сзади сидящего пассажира, определяемую суммарной величиной механического энергопоглощения.

Встраиваемые в конструкцию каркаса сиденья элементы ограниченной прочности деформируются под воздействием усилия, создаваемого в момент аварийного столкновения. Так же работают и элементы, ограничивающие в заданных пределах деформацию элементов ограниченной прочности.

Предлагаемые конструктивные элементы каркаса сиденья, обеспечивающие изменение положения сиденья транспортного средства под воздействием удара, устраняют недостатки ранее известных устройств, связанные с созданием дополнительных помимо сиденья устройств, выполняющих аналогичную функцию.

Реализация предлагаемого способа показана на примере конструкции каркаса сиденья, в которую встроены деформирующийся и ограничительный элементы, показана на фиг. 1 и 2.

Конструкция каркаса сиденья включает в себя силовой каркас 1, состоящий по пространственному расположению из вертикальной спинки 19 с дополнительным усилителем вдоль нее в зоне перегиба и горизонтальной части 2 крепления сиденья, соединенных с каркасом 1 кронштейном 7 и планкой 8 с боковыми элементами 9 и 21 (фиг. 2). Отверстия под болты 11 и 12 предназначены для крепления каркаса к основанию 3, относящемуся к конструкции транспортного средства и состоящего из стойки 26, соединенной с планкой 14 и двумя поперечинами 4 и 5, которые соединены с боковым кронштейном 6. Основание 3 крепится к кузову автомобиля болтами с использованием отверстий 13, 14 и 15.

Конструкция каркаса сиденья функционирует в аварийной ситуации следующим образом.

Боковые элементы 9 и 21 планки 8 (фиг. 2) выполняют функцию деформирующихся элементов, а передняя поперечина 4 основания 3, отстоящая от горизонтальной части 2 каркаса 1 на расстоянии «а», выполняет функцию ограничительного элемента.

При воздействии удара (усилия) «А» на заднюю сторону 18 спинки 19 (фиг. 3) относительно точки заднего крепления 12 возникает момент силы, который уравновешивается силой реакции «В», возникающей на переднем конце 20 горизонтальной части 2 каркаса 1 со стороны бокового элемента 21 планки 8.

Под действием момента силы и реакции «В» боковые элементы 21 и 9 деформируются, что приводит к опусканию конца 20 горизонтальной части 2 каркаса на заданную величину «а» (фиг. 2) в момент соприкосновения переднего конца 20 с поперечиной 4 основания 3 (фиг. 4).

Жесткий каркас 1 cпинки сиденья поворачивается вокруг точки заднего крепления 12 и задняя поверхность 18 с каркасом 19 спинки смещается на расстояние «с», в ходе которого гасится энергия удара пассажира о заднюю часть 18 спинки сиденья.

Данное изобретение представляет собой универсальную конструкцию сиденья, которое может быть использовано независимо от типа транспортного средства, и обеспечивает безопасность пассажира за счет изменения положения спинки при воздействии ударной или инерционной нагрузки.

Похожие патенты RU2689053C2

название год авторы номер документа
СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К БЕЗОПАСНОСТИ ПАССАЖИРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2021
  • Живчиков Роман Георгиевич
RU2779779C1
Сиденье транспортного средства и способ обеспечения безопасности пользователя сиденья транспортного средства 2020
  • Живчиков Роман Георгиевич
RU2745892C1
Сиденье санитарного транспортного средства 2023
  • Живчиков Роман Георгиевич
RU2811478C1
ВЕЗДЕХОД 2018
  • Писцов Роман Юрьевич
RU2678943C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ СИСТЕМА ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ 2011
  • Семёнов Александр Георгиевич
RU2480356C2
СИСТЕМА ПАССИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ СИДЕНЬЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Белый Давид Михайлович
RU2570122C1
БЕЗОПАСНОЕ СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Белый Давид Михайлович
RU2596007C1
СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, В ЧАСТНОСТИ ПАССАЖИРСКОЕ СИДЕНЬЕ ДЛЯ АВТОБУСА 2014
  • Шерелло Михаэль
  • Бурмайстер Ахим
RU2664855C2
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ СИДЕНЬЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Белый Давид Михайлович
RU2569880C1
САЛОН ПАССАЖИРСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Белый Давид Михайлович
  • Мордвинов Владимир Петрович
RU2585188C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 689 053 C2

Реферат патента 2019 года БЕЗОПАСНОЕ СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО ПАССАЖИРСКОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к сиденьям пассажирских транспортных средств. Сиденье пассажирского транспортного средства содержит силовой каркас, выполненный в форме горизонтальной опорной и наклонной от горизонтали вверх для установки мягких элементов спинки сиденья частей, соединенных с пластиной по ее контуру, установленной в вертикальной плоскости в месте перегиба каркаса. Передний элемент крепления универсальной конструкции, крепящий силовой каркас к конструкциям транспортного средства, независимо от его типа, выполнен деформирующимся. При этом при ударе в сиденье сзади конструкция силового каркаса допускает поворот горизонтальной опорной части каркаса относительно плоскости крепления на транспортном средстве за счет деформации переднего элемента крепления сиденья. Повышается безопасность при эксплуатации. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 689 053 C2

1. Сиденье пассажирского транспортного средства с силовым каркасом, выполненным в форме горизонтальной опорной и наклонной от горизонтали вверх для установки мягких элементов спинки сиденья частей, соединенных с пластиной по ее контуру, установленной в вертикальной плоскости в месте перегиба каркаса, отличающееся тем, что передний элемент крепления универсальной конструкции, крепящий силовой каркас к конструкциям транспортного средства, независимо от его типа, выполнен деформирующимся, при этом при ударе в сиденье сзади конструкция силового каркаса допускает поворот горизонтальной опорной части каркаса относительно плоскости крепления на транспортном средстве за счет деформации переднего элемента крепления сиденья.

2. Сиденье пассажирского транспортного средства с силовым каркасом по п. 1, отличающееся тем, что передний элемент крепления сиденья универсальной конструкции независимо от типа его выполнен деформирующимся и допускает смещение каркаса относительно плоскости крепления на транспортном средстве, а опорная часть каркаса в задней его части допускает поворот (наклон) каркаса при деформации элемента в его передней части.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2689053C2

US 6554356 В1, 29.04.2003;
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗОНЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ АВАРИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И КОНСТРУКЦИЯ СИДЕНЬЯ, РЕАЛИЗУЮЩЕГО УКАЗАННЫЙ СПОСОБ 1997
  • Бломделл Петер
  • Агерберт Рольф
RU2193982C2
0
SU158696A1

RU 2 689 053 C2

Авторы

Живчиков Роман Георгиевич

Даты

2019-05-23Публикация

2017-02-07Подача