Изобретение относится к области строительства технологических дорог лесного комплекса.
Современные технологии не способствуют улучшению водно-теплового режима дорожной конструкции, а решают задачу отвода внешних осадков, что требует сооружения боковых резервов, наличие которых приводит к увеличению полосы отвода под дорогу и изъятию земляного фонда из хозяйственного использования.
Наиболее близким к заявленному способу является способ строительства участка технологической лесовозной дороги с использованием древесных элементов и последующей их засыпкой, при этом древесные элементы плотно укладываются горизонтально в две вырытые траншеи по длине равные длине участка [RU 2539473, МПК Е01С 9/02, опуб. 20.01.2015].
Недостатком является то, что хотя данный способ и обеспечивает отвод внешних осадков, но в то же время уровень грунтовых вод остается на прежней отметке. Грунтовые воды оказывают негативное влияние на основание гравийной дорожной одежды.
Задачей предлагаемого способа является повышение надежности дорожной конструкции, за счет понижения уровня грунтовых вод и отвода внешних осадков вдоль дренажей на подъемах и спусках, сокращение полосы отвода под дорогу.
Технический результат заключается в повышении прочности дорожной конструкции за счет улучшения водно-теплового режима, понижения уровня грунтовых вод, отвода внешних осадков вдоль дренажей на подъемах и спусках, перераспределения нагрузки от подвижного состава на наклонные внешние и внутренние откосы траншей и на поверхность дренажей.
Указанный технический результат достигается тем, что в способе строительства участка технологической лесовозной дороги включающем сооружение дренажей, выполненных в виде поперечных настилов разделенных боковыми продольными лежнями диаметром 15-20 см из древесных элементов один над другим, изготовленных из низкокачественной древесины и порубочных остатков, укладываемых в две вырытые траншеи, по длине равные длине участка технологической лесовозной дороги, засыпку дренажей хорошо дренирующим материалом с созданием фильтрующего слоя, на котором сооружается основание из дренирующего материала с последующим сооружением гравийной дорожной одежды, отличающийся тем, что дренажи представляют собой конструкцию из нижнего и верхнего поперечных настилов, между которыми уложены боковые продольные фиксирующие лежни, причем верхний и нижний поперечные настилы выполняют из неплотно уложенных в щети древесных элементов длиной 0,8-1,0 м, а после создания дренажей формируют внешние и внутренние боковые откосы в траншеях, которым придают призматоидальную форму.
Сооружение дренажей из древесных элементов в виде пространственных конструкций с живым сечением прямоугольной формы внутри, позволяет понизить уровень грунтовых вод и обеспечить горизонтальное и вертикальное дренирование, что, в свою очередь, повысит несущую способность грунта.
;Повышение прочности дорожной конструкции достигается за счет перераспределения нагрузки от подвижного состава на внешние и внутренние откосы траншей и на поверхность дренажей. Пропускная способность фильтрующего слоя позволяет обеспечить движение влаги вдоль и поперек. Сооруженные дренажи имеют прямоугольные сечения, которые позволяют улучшить водно-тепловой режим за счет вертикального и горизонтального дренирования.
В качестве древесного основания для дренажей может быть использована низкокачественная древесина и порубочные остатки, оставшиеся после прорубки просеки под дорогу.
На фиг. 1 изображен поперечный профиль участка технологической лесовозной дороги, где: 1 - дренажный слой, состоящий из нижнего поперечного настила 2, продольных лежней 3, верхнего поперечного настила 4; 5 - фильтрующий слой; 6 - дренирующий материал; 7 - гравийная дорожная одежда; В - ширина дорожной одежды поверху; вдр - ширина дренажа; hдр - высота дренажа; hдрн - толщина дренирующего материала; hдо - толщина дорожной одежды; hфс - толщина фильтрующего слоя; m - коэффициент крутизны откосов дорожной одежды; k - коэффициент крутизны внешних и внутренних откосов грунтового основания; iп - поперечный уклон дорожной одежды.
Сооружение дренажей из древесных элементов в траншеях параллельных оси дороги позволяет снизить расход древесных материалов.
Водно-тепловой режим технологической дороги улучшается путем использования в качестве основания дороги дренажей из короткомерных отрезков низкокачественной древесины и порубочных остатков от прорубки просеки под будущую дорогу. Смонтированные дренажи имеют прямоугольные живые сечения, что обеспечивает вертикальное и горизонтальное дренирование влаги.
Сущность предлагаемого способа поясняется следующим примером. На участке технологической лесовозной дороги экскаватором выкапывают две траншеи, равные длине строящегося участка технологической дороги, протяженность которых равна 100,0 м, ширина 1,0 м и глубина 1,0 м. Низкокачественную древесину и порубочные остатки от прорубки просеки раскряжевывают на отрезки длиной вдр=0,8-1,0 м, непосредственно у места укладки. Затем их укладывают в траншеи перпендикулярно оси дороги в щети из древесных элементов диаметром 15-20 см, на нее укладываются также раскряжеванные боковые продольные фиксирующие древесные элементы (лежни) диаметром 15-20 см, поверху которых также перпендикулярно оси дороги укладывается верхние щети из горизонтальных древесных элементов. Сооруженные в траншеях конструкции будут являться дренажным слоем технологической дороги. С помощью проходов бульдозера, оборудованным отвалом, формируются внешние и внутренние боковые откосы траншей, которым придают призматоидальную форму. Поверху дренажей отсыпаются гравийные фильтрующие слои, на которые укладывается дренирующий материал, уплотняемый пневмокатком, формируя общее основание, на поверхности которого сооружают однослойную гравийную дорожную одежду с заданными поперечными уклонами поверхности in.
Для строительства участка технологической лесовозной дороги с глубиной траншей 1,0 м и шириной 1,0 м на один метр участка потребуется 0,96 м низкокачественной древесины и порубочных остатков, а земляные работы по выкапыванию траншей составят 3,16 м3.
После окончания вывозки заготовленной древесины построенный участок дороги можно использовать для общехозяйственных нужд.
Способ позволяет улучшить водно-тепловой режим лесовозной дороги за счет использования в качестве дренажей пространственных конструкций из древесных короткомерных отрезков низкокачественной древесины и порубочных остатков от прорубки просеки под будущую дорогу, увеличить срок службы лесовозной дороги, сократить полосу отвода под строящуюся дорогу, повысить прочность дорожной конструкции, провести утилизацию остатков лесозаготовительной деятельности при прорубке просеки и использовать построенный участок дороги для проведения лесозаготовительных и лесохозяйственных работ, а также для рекреационной деятельности.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА УЧАСТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕСОВОЗНОЙ ДОРОГИ | 2017 |
|
RU2654930C1 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА УЧАСТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕСОВОЗНОЙ ДОРОГИ | 2013 |
|
RU2539473C1 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА НАСЫПЕЙ ДОРОГ НА ПЕРЕУВЛАЖНЕННЫХ И ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ОСНОВАНИЯХ | 2022 |
|
RU2785985C1 |
Технологическая лесовозная дорога | 2018 |
|
RU2690243C1 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕСОВОЗНОЙ ДОРОГИ | 2015 |
|
RU2593680C1 |
Технологическая лесовозная дорога | 2019 |
|
RU2726709C1 |
Технологическая лесовозная дорога | 2020 |
|
RU2749004C1 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА УЧАСТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕСОВОЗНОЙ ДОРОГИ | 2011 |
|
RU2459899C1 |
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕЗДА ВДОЛЬ ТРАССЫ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА (ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2221953C1 |
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 2012 |
|
RU2516603C1 |
Изобретение относится к области строительства технологических дорог лесного комплекса. Способ включает укладку дренажного слоя в две вырытые траншеи, по длине равные длине участка технологической лесовозной дороги, причем дренажный слой выполнен из нижнего и верхнего поперечных настилов диаметром 15-20 см, между которыми уложены боковые продольные фиксирующие элементы диаметром 15-20 см, из неплотно уложенных в щети древесных элементов длиной 0,8-1,0 м, заготовленных из низкокачественной древесины и порубочных остатков; формирование внешних и внутренних боковых откосов в траншеях, которым придают призматоидальную форму; засыпку дренажного слоя хорошо дренирующим материалом с созданием фильтрующего слоя и нанесение гравийной дорожной одежды. Технический результат - улучшение водно-теплового режима лесовозной дороги, понижение уровня грунтовых вод, обеспечение отвода внешних осадков вдоль траншей на подъемах и спусках за счет живого сечения дренажей прямоугольной формы и повышение прочности дорожной конструкции за счет перераспределения нагрузки от подвижного состава на внешние и внутренние откосы траншей и на поверхность дренажей. 1 ил.
Способ строительства участка технологической лесовозной дороги, включающий укладку дренажного слоя, выполненного в виде поперечного настила из древесных элементов диаметром 15-20 см, заготовленных из низкокачественной древесины и порубочных остатков, укладываемых в две вырытые траншеи, по длине равные длине участка технологической лесовозной дороги, засыпку дренажного слоя хорошо дренирующим материалом с созданием фильтрующего слоя и нанесение гравийной дорожной одежды, отличающийся тем, что дренажный слой выполнен из нижнего и верхнего поперечных настилов, между которыми уложены боковые продольные фиксирующие элементы, причем верхний и нижний поперечные настилы выполняют из неплотно уложенных в щети древесных элементов длиной 0,8-1,0 м, а после создания дренажного слоя формируют внешние и внутренние боковые откосы в траншеях, которым придают призматоидальную форму.
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА УЧАСТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕСОВОЗНОЙ ДОРОГИ | 2017 |
|
RU2654930C1 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА УЧАСТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕСОВОЗНОЙ ДОРОГИ | 2013 |
|
RU2539473C1 |
Дорожная конструкция | 1983 |
|
SU1097743A1 |
US 4566821 A1, 28.01.1986 | |||
Дорога на переувлажненных участках местности | 1988 |
|
SU1587100A1 |
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПРОВОДОВ | 1928 |
|
SU13500A1 |
Авторы
Даты
2019-05-29—Публикация
2018-07-16—Подача