Технологическая лесовозная дорога Российский патент 2019 года по МПК E01C9/08 

Описание патента на изобретение RU2690243C1

Изобретение относится к области строительства технологических дорог лесного комплекса.

На сегодняшний день назрела необходимость улучшить водно-тепловой режим местности, повысить надежность дорожной конструкции путем понижения уровня грунтовых вод и отвода внешних осадков вдоль дороги на подъемах и спусках.

Известна дорога на переувлажненных участках лесного комплекса, на земляном основании которой уложен лежневой настил, образованный из поочередно уложенных бревен большего и меньшего диаметра, причем бревна меньшего диаметра имеют радиальные сучья, нижние из которых утоплены в земляное основание, а между их боковыми сучьями врасклинку размещены бревна большего диаметра, затем на лежневой настил отсыпан грунта и дорожная одежда [RU 1587100 А1, МПК Е01С 3/00, опуб. 23.08.1990].

Недостатком известной дороги является высокая трудоемкость и большой расход древесины, кроме того она не обеспечивает вертикальное дренирование, поэтому при выпадении внешних осадков увлажняется грунтовое основание дороги и она теряет несущую способность.

Технической проблемой является недостаточная прочность дорожной конструкции.

Технический результат заключается в повышении прочности дорожной конструкции за счет сооружения гибкого древесного основания.

Указанный технический результат достигается тем, что в технологической лесовозной дороге, состоящей из земляной основы, на которую на всю ширину и длину участка дороги уложен деревянный настил, отсыпаны слои дренирующего материала и гравийной дорожной одежды, согласно изобретению деревянный настил выполнен в виде гибкого основания, стянутого вдоль и поперек канатом и собранного из вертикально стоящих элементов длиной 0,4 м, разделенных между собой с помощью горизонтальных шайб-ограничителей длиной 0,2 м, изготовленных из низкокачественной древесины и порубочных остатков.

Вертикально стоящие древесные элементы и древесные горизонтальные шайбы-ограничители, стянутые канатом вдоль и поперек, создают непрерывное гибкое основание из древесных элементов на всю ширину и длину участка технологической дороги, причем горизонтальные шайбы-ограничители создают в гибком основании пустоты, которые при заполнении дренирующим материалом, обеспечивают движение влаги в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Сооружение гибкого основания из древесных элементов позволяет увеличить расстояние от основания дорожной одежды до уровня грунтовых вод, а это улучшит водно-тепловой режим дорожной конструкции, и обеспечит за счет пустот в гибком основании горизонтальное и вертикальное дренирование, что, в свою очередь, повысит устойчивость дорожной конструкции и несущую способность грунта. Кроме того, понижение уровня грунтовых вод и отвод внешних осадков вдоль дороги на подъемах и спусках достигается за счет проницаемости дренирующего материала и гибкого основания из древесных элементов, имеющего пустоты.

Повышение прочности дорожной конструкции достигается за счет стягивания короткомерных древесных отрезков в непрерывное гибкое основание канатом вдоль и поперек, позволяя перераспределять нагрузку от подвижного состава на дно основания и создания распорного усилия в гибком основании за счет уплотнения дренирующего материала в пустотах. Пропускная способность слоя из дренирующего материала позволяет обеспечить движение влаги вдоль и поперек.

В качестве гибкого древесного основания может быть использована низкокачественная древесина и порубочные остатки, оставшиеся после прорубки просеки под дорогу.

На фиг. 1 изображено поперечное сечение технологической лесовозной дороги. На фиг. 2 показан разрез дороги по А-А.

Лесовозная дорога содержит: земляной грунт 1; гибкое основание 2, выполненное из вертикальных древесных элементов 3, чередующихся с горизонтальными древесными элементами (шайбы-ограничители) 4, стянутыми между собой канатом 5; подстилающий слой из дренирующего материала 6; гравийная одежда 7. На чертеже обозначены: В - ширина проезжей части; in - поперечный уклон дорожной одежды; m - коэффициент крутизны откоса дорожной одежды; Н д.э - высота вертикальных древесных элементов; d в.д.э - диаметр вертикальных древесных элементов; - длина шайбы-ограничителя; d ш.о - диаметр шайбы-ограничителя; Нос - глубина осадки.

Сооружение гибкого основания по всей ширине и длине дороги из древесных элементов, дает экономию древесных материалов, которых не так много на прорубаемой просеке.

Водно-тепловой режим технологической дороги улучшается за счет соединения вертикальных древесных элементов и горизонтальных шайб-ограничителей, образовывающих пустоты для дренирующего материала, что позволяет обеспечить вертикальное и горизонтальное дренирование.

Гибкое основание из древесных элементов на всю ширину и длину дороги засыпают дренирующим материалом, что интенсифицирует отвод влаги в продольном направлении. Пропускная способность отсыпаемого подстилающего слоя позволяет обеспечить движение влаги вертикально и горизонтально.

Предлагаемая дорога строится следующим образом. С помощью валочно-трелевочной машины прорубают просеку на всю длину и ширину строящегося участка технологической лесовозной дороги. Бульдозером на вырубленном участке снимают растительный слой. Низкокачественную древесину и порубочные остатки от прорубки просеки раскряжевывают на отрезки длиной Н д.э = 0,4 м для заготовки вертикальных древесных элементов и древесных шайб-ограничителей длиной до Затем ручным электроинструментом производят сверление двух отверстий в вертикальных древесных элементах в их середине во взаимоперпендикулярных плоскостях, а в шайбах-ограничителях просверливают одно отверстие вдоль оси. Заготовленные древесные элементы доставляют к месту укладки, затем собирают, стягивая канатом, в непрерывное гибкое древесное основание. Поверху гибкого древесного основания отсыпают подстилающий слой из дренирующего материала, который уплотняют пневмокатком. По поверхности уплотненного дренирующего материала сооружают однослойную гравийную дорожную одежду с поперечным уклоном.

Для строительства участка технологической лесовозной дороги на один метр участка потребуется 0,51 м3 низкокачественной древесины и порубочных остатков, а для улучшения водно-теплового режима потребное количества дренирующего материала на один метр участка составит 1,74 м3.

После окончания вывозки заготовленной древесины построенный участок дороги можно использовать для общехозяйственных нужд.

Способ позволяет увеличить срок службы лесовозной дороги, сократить полосу отвода под строящуюся дорогу, улучшить водно-тепловой режим лесовозной дороги за счет соединения вертикальных древесных элементов и горизонтальных шайб-ограничителей, которые создают пустоты в гибком основании для дренирующего материала и увеличивают расстояние от основания дорожной одежды уровня грунтовых вод, повысить прочность дорожной конструкции, провести утилизацию остатков лесозаготовительной деятельности при прорубке просеки и использовать построенный участок дороги для проведения лесозаготовительных и лесохозяйственных работ, а также использовать ее в рекреационных целях.

Похожие патенты RU2690243C1

название год авторы номер документа
Способ строительства участка технологической лесовозной дороги 2018
  • Баранов Александр Николаевич
  • Киселев Аким Евгеньевич
  • Буршина Марина Петровна
RU2689963C1
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА УЧАСТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕСОВОЗНОЙ ДОРОГИ 2017
  • Баранов Александр Николаевич
  • Киселев Аким Евгеньевич
  • Буршина Марина Петровна
RU2654930C1
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА УЧАСТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕСОВОЗНОЙ ДОРОГИ 2013
  • Баранов Александр Николаевич
  • Пляскин Алексей Валерьевич
RU2539473C1
Технологическая лесовозная дорога 2019
  • Баранов Александр Николаевич
  • Еналеева-Бандура Ирина Михайловна
  • Филиппов Никита Андреевич
RU2726709C1
Технологическая лесовозная дорога 2020
  • Баранов Александр Николаевич
  • Еналеева-Бандура Ирина Михайловна
RU2749004C1
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕСОВОЗНОЙ ДОРОГИ 2015
  • Баранов Александр Николаевич
  • Зыкова Елена Владимировна
RU2593680C1
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА НАСЫПЕЙ ДОРОГ НА ПЕРЕУВЛАЖНЕННЫХ И ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ОСНОВАНИЯХ 2022
  • Долматов Сергей Николаевич
  • Колесников Павел Геннадьевич
  • Михайлов Иван Рамильевич
  • Абрамов Никита Александрович
RU2785985C1
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА УЧАСТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕСОВОЗНОЙ ДОРОГИ 2011
  • Баранов Александр Николаевич
  • Чумаков Владислав Федорович
  • Ясинский Роман Александрович
RU2459899C1
Лежневой материал для строительства дорог 2018
  • Оснач Василий Мотелевич
RU2735404C2
ПОКРЫТИЕ ДЕРЕВЯННОГО МОСТА 2023
  • Баранов Александр Николаевич
  • Еналеева-Бандура Ирина Михайловна
  • Васильев Максим Алексеевич
RU2806081C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 690 243 C1

Реферат патента 2019 года Технологическая лесовозная дорога

Изобретение относится к области строительства технологических дорог лесного комплекса. Технологическая лесовозная дорога состоит из земляной основы, на которую на всю ширину и длину участка технологической лесовозной дороги уложен деревянный настил в виде гибкого основания, стянутого канатом вдоль и поперек и собранного из вертикальных элементов длиной 0,4 м, разделенных между собой с помощью горизонтальных шайб-ограничителей длиной 0,2 м, изготовленных из низкокачественной древесины и порубочных остатков. На гибкое основание отсыпаны слои дренирующего материала и гравийной дорожной одежды. Технический результат - повышение прочности дорожной конструкции, увеличение срока службы дороги. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 690 243 C1

Технологическая лесовозная дорога, состоящая из земляной основы, на которую на всю ширину и длину участка технологической лесовозной дороги уложен деревянный настил с отсыпанными на нем слоями дренирующего материала и гравийной дорожной одежды, отличающаяся тем, что деревянный настил выполнен в виде гибкого основания, стянутого канатом вдоль и поперек и собранного из вертикально стоящих элементов длиной 0,4 м, разделенных между собой с помощью горизонтальных шайб-ограничителей длиной 0,2 м, изготовленных из низкокачественной древесины и порубочных остатков.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2690243C1

Дорога на переувлажненных участках местности 1988
  • Возный Всеволод Павлович
  • Кожевников Петр Александрович
  • Баранов Александр Николаевич
  • Пилипяк Богдан Андреевич
  • Новиков Александр Афанасьевич
  • Данилов Александр Григорьевич
  • Чернышова Анастасия Семеновна
SU1587100A1
Предохранительное приспособление к ленточным тормозам 1928
  • Сазонов П.М.
SU10850A1
EA 200201029 A1, 27.02.2003
Покрытие автомобильных дорог 1978
  • Леонович Иван Иосифович
  • Мытько Леонид Романович
SU751883A1
US 5118542 A1, 02.06.1992
US 4566821 A1, 28.01.1986.

RU 2 690 243 C1

Авторы

Баранов Александр Николаевич

Киселев Аким Евгеньевич

Филиппов Никита Андреевич

Даты

2019-05-31Публикация

2018-07-16Подача