Изобретение относится к области строительства технологических автомобильных дорог лесного комплекса.
При разработке лесных массивов, удаленных от существующих дорог, используемых для общехозяйственных нужд, предприятиям лесного комплекса для вывозки заготовленной древесины приходится строить технологические дороги. В процессе строительства попадаются участки с низкой несущей способностью грунтов, использование которых в строительстве дороги ограничено, чаще всего невозможно совсем, а привозить грунт экономически невыгодно. На таких участках технологических дорог предлагаем использовать наш способ строительства.
Известен способ строительства с использованием древесины: цельные хлысты укладывают вразнокомелицу на шпалы-поперечины. [Сухопутный транспорт леса. Учебник для вузов. Б.А. Ильин, И.Ф. Алышев, Б.И. Кувалдин, Б.А. Куклинов, Я.Г. Меншуткин. - М: Лесная промышленность, 1973, 384 с].
Недостатком способа является трудоемкость и большой расход деловой древесины.
Известен способ строительства с использованием деревянных щитов, заключающийся в том, что готовые деревянные щиты укладывают на участок технологической дороги. [Сухопутный транспорт леса. Учебник для вузов / В.И. Алябьев, Б.А. Ильин, И.Ф. Алышев, Б.И. Кувалдин, Г.Ф. Грехов. - М.: Лесная промышленность, 1990, - 416 с].
Основным недостатком способа является необходимость изготавливать щиты в определенных условиях и их дальнейшая транспортировка к месту строительства.
Наиболее близким к заявляемому является способ строительства дорог с вертикально установленными деревянными элементами, выполняющими функции колейной части технологической автомобильной дороги [RU 2459899, МПК E01C 9/02, опуб. 27.08.2012].
Недостатком данного способа является потребность большого количества низкокачественной древесины и большая трудоемкость строительства.
Задачей предлагаемого способа является увеличение срока службы лесовозной дороги, предотвращение гниения, использование порубочных остатков при прорубке просеки, возможность строительства участка технологической лесовозной дороги в местах с низкой несущей способностью грунтов, где строительство дорог общего пользования нецелесообразно.
Решение задачи достигается тем, что в дорожную конструкцию в качестве капилляропрерывающей прокладки вводятся короткомерные отрезки низкокачественной древесины и порубочные остатки, оставшиеся после прорубки просеки, уложенные в траншеи горизонтально.
Технический результат заключается в увеличении срока службы лесовозной дороги, предотвращении гниения и улучшении водно-теплового режима лесовозной дороги путем использования в качестве капилляропрерывающей прокладки короткомерных отрезков низкокачественной древесины и порубочных остатков от прорубки просеки под будущую дорогу, повышении прочности дороги, утилизации остатков лесозаготовительной деятельности и использовании их для проведения лесохозяйственных, лесозаготовительных, лесовосстановительных работ; проведении противопожарных и рекреационных мероприятий.
Указанный технический результат достигается тем, что в способе строительства участка технологической лесовозной дороги путем укладки в две вырытые траншеи, по длине равные длине участка технологической лесовозной дороги, шириной колейной части 1,0-1,1 м и глубиной 1.0-1.5 м, расстоянием между траншеями 0,8 -1,0 м деревянных элементов в виде порубочных остатков, оставшихся после прорубки просеки, с последующей их засыпкой, в качестве капилляропрерывающей прокладки используют отрезки низкокачественной древесины, которые вместе с порубочными остатками укладывают в траншеи горизонтально толщиной 20-30 см перпендикулярно оси дороги в виде поперечного настила.
Такой способ строительства дороги позволяет понизить уровень грунтовых вод, так как траншеи выполняют роль дренажа. Засыпка хорошо дренируемым материалом предварительно уплотняется с созданием общего для двух траншей основания и последующего сооружения гравийной дорожной одежды. Эффект достигается за счет улучшения водно-теплового режима, при этом повышается прочность и достигается большая экономия дорожно-строительных материалов. Долговечность конструкции обуславливается тем, что древесные элементы находятся под воздействием влаги без доступа воздуха и без резкого перепада температур, то есть древесина становится мореной.
На фиг.1 изображено поперечное сечение участка технологической дороги, где: 1 - траншея; 2 - деревянные элементы, уложенные в траншею горизонтально; 3 - песок; 4 - гравийная дорожная одежда, in - поперечный уклон сливной призмы; a - ширина колеи; b - расстояние между траншеями; В-ширина проезжей части.
Способ строительства участка технологической лесовозной дороги заключается в следующем. Выкапывают две траншеи длиной, равной длине участка технологической лесовозной дороги, шириной колейной части от 1,0 до 1,1 метра и глубиной от 1,0 до 1,5 метра. Расстояние между траншеями от 0,8 до 1,0 метра. Короткомерные отрезки низкокачественной древесины и порубочные остатки от прорубки просеки плотно укладывают в траншеи горизонтально высотой 20-30 см перпендикулярно оси дороги в виде поперечного настила, после чего траншеи засыпают песком. Формируют уклоны откосов и поперечные уклоны сливной призмы. Пространство между траншеями и откосы отсыпаются хорошо дренирующим материалом (песок, гравий, щебень и др.). Засыпка хорошо дренируемым материалом предварительно уплотняется с созданием общего для двух траншей основания и последующего сооружения гравийной дорожной одежды.
Траншеи с плотно уложенными горизонтально деревянными элементами будут выполнять функции колейной части технологической автомобильной дороги. Ширина колейной части и расстояние между траншеями, т.е. межосевое расстояние строящейся дороги зависит от грузоподъемности и типа парка машин, запланированного на вывозку заготовленной древесины. Деревянные элементы в траншее засыпают дренирующим материалом, что препятствует преждевременному гниению уложенной древесины.
Закладка деревянных элементов в траншеи горизонтально позволяет понизить уровень грунтовых вод (канавы выполняют роль дренажа), что в свою очередь повышает несущую способность грунта и устойчивость дороги.
Пример. На участке технологической лесовозной дороги выкапывают две траншеи, длина которых равна 1000 м и равна длине участка технологической дороги, шириной 1 м и глубиной 1 м, расстоянием между траншеями 1 м. Низкокачественную древесину и порубочные остатки, оставшиеся после прорубки просеки, плотно укладывают горизонтально в вырытые траншеи толщиной 20 см перпендикулярно оси дороги в виде поперечного настила. Затем сверху их засыпают песком, уплотняют, формируя общее основание, уклоны откосов и поперечные уклоны под гравийную дорожную одежду.
Для строительства участка технологической лесовозной дороги с траншеей глубиной 1 м и шириной 1,0 м на один метр участка потребуется 0,2 м3 низкокачественной древесины и порубочных остатков, и земляные работы по выкапыванию составят 2 м3.
После окончания вывозки заготовленной древесины построенный участок дороги можно использовать для общехозяйственных нужд.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА УЧАСТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕСОВОЗНОЙ ДОРОГИ | 2017 |
|
RU2654930C1 |
Способ строительства участка технологической лесовозной дороги | 2018 |
|
RU2689963C1 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕСОВОЗНОЙ ДОРОГИ | 2015 |
|
RU2593680C1 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА УЧАСТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕСОВОЗНОЙ ДОРОГИ | 2011 |
|
RU2459899C1 |
Технологическая лесовозная дорога | 2018 |
|
RU2690243C1 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА НАСЫПЕЙ ДОРОГ НА ПЕРЕУВЛАЖНЕННЫХ И ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ОСНОВАНИЯХ | 2022 |
|
RU2785985C1 |
Технологическая лесовозная дорога | 2020 |
|
RU2749004C1 |
Технологическая лесовозная дорога | 2019 |
|
RU2726709C1 |
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕЗДА ВДОЛЬ ТРАССЫ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА (ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2221953C1 |
СОТОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА | 2008 |
|
RU2360062C1 |
Изобретение относится к области строительства технологических автомобильных дорог лесного комплекса. Технический результат заключается в улучшении водно-теплового режима лесовозной дороги путем использования в качестве капилляропрерывающей прокладки короткомерных отрезков низкокачественной древесины и порубочных остатков прорубки просеки, увеличении срока службы дорог. Деревянные элементы плотно укладывают горизонтально, перпендикулярно оси дороги в виде поперечного настила в вырытые траншеи, по длине равные ширине колеи технологической лесовозной дороги, глубиной 1,0-1,5 м, расстояние между траншеями равно 0,8-1,0 м, которые засыпаются дренированным материалом (песком), в качестве деревянных элементов используют низкокачественную древесину и порубочные остатки, оставшиеся после прорубки просеки. 1 ил.
Способ строительства участка технологической лесовозной дороги путем укладки в две вырытые траншеи, по длине равные длине участка технологической лесовозной дороги, шириной колейной части 1,0-1,1 м и глубиной 1,0-1,5 м, расстоянием между траншеями 0,8-1,0 м деревянных элементов в виде порубочных остатков, оставшихся после прорубки просеки, с последующей их засыпкой, отличающийся тем, что в качестве капилляропрерывающей прокладки используют отрезки низкокачественной древесины, которые вместе с порубочными остатками укладывают в траншеи горизонтально толщиной 20-30 см перпендикулярно оси дороги в виде поперечного настила.
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА УЧАСТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕСОВОЗНОЙ ДОРОГИ | 2011 |
|
RU2459899C1 |
Способ изготовления бумаги-шелковки типа японской | 1939 |
|
SU61297A1 |
КОНСТРУКЦИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА | 2004 |
|
RU2288986C2 |
Дорога на переувлажненных участках местности | 1988 |
|
SU1587100A1 |
Авторы
Даты
2015-01-20—Публикация
2013-07-09—Подача