СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДА И СИСТЕМЫ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ Российский патент 2019 года по МПК B60M3/00 B60L3/12 G01R21/133 

Описание патента на изобретение RU2690126C1

Изобретение относится к системам электроснабжения, а именно к системе тягового электроснабжения железнодорожного транспорта, в частности к способу определения энергетических показателей движения поезда и системы тягового электроснабжения (СТЭ).

В настоящее время известен целый ряд методов расчета энергетических показателей системы тягового электроснабжения: по заданному расположению поездов; по сечениям графика движения поездов; по заданным размерам движения поездов и др.

Прототипом способа определения энергетических показателей движения поезда и СТЭ является способ, основанный на перерасчете напряжения на токоприемнике электроподвижного состава (ЭПС) при следовании по межподстанционным зонам на этапе выполнения тяговых расчетов и далее -электрических расчетов СТЭ [1].

Недостатком данного способа является то, что он не может быть использован для имитационного моделирования СТЭ с накопителями электроэнергии, поскольку не учитывает особенности работы указанных устройств.

Целью изобретения является определение энергетических показателей движения поезда и СТЭ в условиях применения на тяговых подстанциях и линейных устройствах СТЭ накопителей электроэнергии.

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в повышении точности определения энергетических показателей движения поезда и СТЭ в границах анализируемого участка в условиях применения накопителей электроэнергии на тяговых подстанциях и линейных устройствах СТЭ.

Сравнение заявленного способа определения энергетических показателей движения поезда и СТЭ с прототипом показывает, что пошаговый учет изменяющегося напряжения на токоприемнике ЭПС с пересчетом характеристик ЭПС в различных режимах ведения поезда, в том числе в режиме рекуперативного торможения, возможность которого определяется на основе баланса мощностей и учитывает предельно допустимый уровень напряжения на токоприемнике и условия перехода из рекуперативного торможения в пневматическое или совмещения обоих видов торможения с учетом работы накопителей электроэнергии на тяговых подстанциях и линейных устройствах ни в области электроснабжения, ни в других областях техники не использовался.

Отличием от ранее известного способа определения энергетических показателей движения поезда и СТЭ являются: расчет энергетических показателей и объема электропотребления в различных режимах работы накопителя электроэнергии с учетом энергоемкости.

Определение энергетических показателей накопителя электроэнергии в СТЭ осуществляется в следующем порядке.

В СТЭ выбираются места размещения накопителей электроэнергии. Задается сопротивление устройства, определяющее внешнюю характеристику в режимах заряда и разряда соответственно - R3 и Rp.Устанавливаются напряжения, соответствующие переходу накопителя электроэнергии в режим заряда при повышении напряжения выше уровня Uзap и режим разряда при понижении напряжения ниже уровня Uразр.

На каждом шаге выполнения тяговых и электрических расчетов для накопителя электроэнергии определяются:

1) режим и эпизод работы;

2) напряжение на шинах накопителя и ток нагрузки;

3) объем электропотребления в режимах заряда и разряда с учетом эпизодичности работы и энергоемкости.

В качестве эпизода возврата и приема принимаются непрерывные случаи передачи энергии по направлениям из контактной сети на шины ПС и с шин ПС в контактную сеть, определяемые по направлению тока (фиг. 1).

Для каждого эпизода работы определяется текущий объем электроэнергии в накопителе электроэнергии Wнээ тек. На первом шаге расчетов принимается величина объем электроэнергии в накопителе электроэнергии Wнээ тек.

Текущий объем электроэнергии в накопителе на i-м шаге расчетов определяется по выражению:

Изменение объема энергии в накопителе ΔWнээi:

где uш i - напряжение на шинах тяговой подстанции или линейного устройства на i-м шаге расчетов;

iнээ i - ток накопителя на i-м шаге расчетов с учетом направления в режиме заряда или разряда;

Δt - шаг расчетов.

Расчет энергетических показателей накопителя выполняется до тех пор, пока объем электроэнергии для режима заряда не превысит максимальное значение:

для режима разряда будет выше нулевого значения:

где Wнээ макс - максимальная величина объема электроэнергии в накопителе.

При несоблюдении условия (3) в режиме заряда или условия (4) в режиме разряда ток в накопителе принимается для расчетов равным нулевому значению.

Сущность предлагаемого способа расчета проиллюстрирована на следующем примере его реализации. На фиг. 2 представлен порядок расчета энергетических показателей движения поезда и СТЭ.

На начальном этапе расчетов (блок 0) задается начальное значение объема электроэнергии в накопителе (блок 1). Далее выполняются тяговые и электрические расчеты (блок 2). В блоке 3 выполняется проверка направления тока в накопителе. Если направление тока является отрицательным (разряд), то в блоке 4 выполняется проверка достаточности объема электроэнергии. Если объем электроэнергии в накопителе равен нулю или принимает отрицательное значение, в блоке 6 принимается ток накопителя на i-м шаге расчетов равным нулю. Если направление тока является положительным (заряд), то выполняется проверка достаточности заряда (блок 5). В случае, если объем электроэнергии равен или больше максимального, значение тока накопителя принимается равным нулю (блок 6). Если объем электроэнергии ниже максимального значения, в блоке 7 выполняется расчет объема электроэнергии с учетом направления тока. Далее выполняется расчет энергетических показателей СТЭ, накопителя и количества эпизодов заряда и разряда. Окончание расчетов (блок 9) завершает порядок определения энергетических показателей.

Предложенный способ определения энергетических показателей движения поезда и СТЭ в условиях применения накопителей электроэнергии на тяговых подстанциях и линейных устройствах позволяет определять энергетические показатели работы СТЭ, в том числе режимы и эпизоды работы накопителя электроэнергии с учетом энергоемкости устройства. Предложенный способ позволяет выполнять моделирование СТЭ при рассмотрении различных схем питания и секционирования и вариантов усиления СТЭ, а также для оценки эффективности применения накопителей электроэнергии.

Список использованных источников

1. Способ определения энергетических показателей движения поезда и системы тягового электроснабжения. Пат. на изобретение 2016 119647/11, МПК G01K 21/133 (2006.01), B60L 3/00 (2006.01). Способ определения энергетических показателей движения поезда и системы тягового электроснабжения / А. С. Вильгельм, А. А. Комяков, В. Л. Незевак, М. М. Никифоров, В. Т. Черемисин. (РФ) - 2016 119647/11. Заявл. 20.05.2016. Опубл. 23.11.2017. Бюл. №33.

Похожие патенты RU2690126C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДА И СИСТЕМЫ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ 2016
  • Вильгельм Александр Сергеевич
  • Комяков Александр Анатольевич
  • Незевак Владислав Леонидович
  • Никифоров Михаил Михайлович
  • Черемисин Василий Титович
RU2641537C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В ТЯГОВОЙ СЕТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2014
  • Каштанов Алексей Леонидович
  • Незевак Владислав Леонидович
  • Никифоров Михаил Михайлович
  • Ушаков Сергей Юрьевич
  • Черемисин Василий Титович
RU2572797C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ 2020
  • Незевак Владислав Леонидович
  • Черемисин Василий Титович
  • Плотников Юрий Викторович
RU2735158C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕКУПЕРАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ НА РЕЛЬСОВОМ ТРАНСПОРТЕ НА НАКОПИТЕЛЬНУЮ УСТАНОВКУ (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Анисов Андрей Николаевич
  • Криштафович Геннадий Илларионович
  • Пахомов Виктор Яковлевич
RU2384427C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ 2022
  • Незевак Владислав Леонидович
  • Сидоров Олег Алексеевич
RU2787898C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА ТЯГУ НА ТЯГОВЫХ ПОДСТАНЦИЯХ ПОСТОЯННОГО ТОКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2014
  • Каштанов Алексей Леонидович
  • Незевак Владислав Леонидович
  • Никифоров Михаил Михайлович
  • Ушаков Сергей Юрьевич
  • Черемисин Василий Титович
RU2573098C2
Система для контроля и регулирования мощности и энергии, расходуемой транспортной системой 2016
  • Вербицкий Владимир Андреевич
  • Кисельгоф Геннадий Карпович
  • Набойченко Игорь Олегович
  • Раков Виктор Викторович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Розенберг Игорь Наумович
  • Шурдак Андрей Владимирович
RU2629622C1
Способ управления электроподвижным составом и системой тягового электроснабжения 2021
  • Третьяков Евгений Александрович
  • Пономарев Евгений Владимирович
  • Денисов Илья Николаевич
  • Авдиенко Егор Геннадьевич
  • Шатохин Андрей Петрович
  • Истомин Станислав Геннадьевич
  • Доманов Кирилл Иванович
  • Богунов Кирилл Вадимович
RU2778164C1
СИСТЕМА ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1990
  • Пупынин В.Н.
  • Никитин В.А.
RU2009053C1
Система для контроля и регулирования мощности и энергии, расходуемой транспортной системой 2023
  • Гургенидзе Инна Романовна
  • Долгий Александр Игоревич
  • Калинин Алексей Владимирович
  • Калинин Сергей Владимирович
  • Козловский Алексей Петрович
  • Ольшанский Алексей Михайлович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Степанов Анатолий Вячеславович
  • Эрлих Антон Владимирович
RU2811608C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 690 126 C1

Реферат патента 2019 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДА И СИСТЕМЫ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ

Изобретение относится к системам электроснабжения. Способ определения энергетических показателей движения поезда и системы тягового электроснабжения заключается в следующем. Определяют напряжения на токоприемнике электроподвижного состава при проведении тяговых и электрических расчетов и проверке условий применения рекуперативного торможения. Производят расчет энергетических показателей с учетом режимов работы накопителя электроэнергии на тяговых подстанциях или линейных устройствах путем определения режимов и эпизодов работы, напряжения и тока в режимах заряда и разряда с учетом эпизодичности работы и энергоемкости накопителей электроэнергии на каждом шаге тяговых и электрических расчетов. Технический результат заключается в повышении точности определения энергетических показателей движения поезда и системы тягового электроснабжения. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 690 126 C1

Способ определения энергетических показателей движения поезда и системы тягового электроснабжения, заключающийся в определении напряжения на токоприемнике электроподвижного состава при проведении тяговых и электрических расчетов и проверки условий применения рекуперативного торможения, отличающийся тем, что расчет энергетических показателей производится с учетом режимов работы накопителя электроэнергии на тяговых подстанциях или линейных устройствах путем определения режимов и эпизодов работы, напряжения и тока в режимах заряда и разряда с учетом эпизодичности работы и энергоемкости накопителей электроэнергии на каждом шаге тяговых и электрических расчетов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2690126C1

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДА И СИСТЕМЫ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ 2016
  • Вильгельм Александр Сергеевич
  • Комяков Александр Анатольевич
  • Незевак Владислав Леонидович
  • Никифоров Михаил Михайлович
  • Черемисин Василий Титович
RU2641537C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА ТЯГУ НА ТЯГОВЫХ ПОДСТАНЦИЯХ ПОСТОЯННОГО ТОКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2014
  • Каштанов Алексей Леонидович
  • Незевак Владислав Леонидович
  • Никифоров Михаил Михайлович
  • Ушаков Сергей Юрьевич
  • Черемисин Василий Титович
RU2573098C2
ТЯГОВАЯ ПОДСТАНЦИЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА С ЕМКОСТНЫМИ НАКОПИТЕЛЯМИ ЭНЕРГИИ 2008
  • Алексеев Евгений Николаевич
  • Добровольскис Теодорос Пранцишкович
RU2365017C1
JP 2010058733 A, 18.03.2010.

RU 2 690 126 C1

Авторы

Незевак Владислав Леонидович

Черемисин Василий Титович

Шатохин Андрей Петрович

Даты

2019-05-30Публикация

2018-07-23Подача