Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при калибровке датчиков массового расхода воздуха (ДМРВ) автомобилей, оборудованных микропроцессорной системой управления двигателем внутреннего сгорания (ДВС).
Известен способ диагностирования ДМРВ с использованием цифрового мультиметра (A. Tranter. Руководство по электрическому оборудованию автомобилей. Санкт-Петербург, ЗАО «Алфамер Паблишинг», 1998), при реализации которого осуществляют измерение напряжения, тока, сопротивления на выводах разъема работающего датчика массового расхода воздуха.
Существенными недостатками способа являются низкая достоверность и точность измерения, ограниченность проверки ДМРВ на разных режимах.
Известен способ проверки мотор-тестером МТ-4 с приставкой KRP-4M (Программа диагностическая мотор-тестер МТ-4. Приставка KRP-4M. Руководство пользователя. Самара: НПП «Новые технологические системы», 2002), при реализации которого к разъему диагностики автомобиля подсоединяют диагностический разъем и программно по кодам неисправностей, а также по изменениям сигналов с датчика, определяют его техническое состояние.
Недостатками способа являются дороговизна стенда, сложность локализации отдельных неисправностей.
Известен способ проверки прибором DST-2 (Автомобили ГАЗ с двигателем ЗМ3-4062.10 Руководство по техническому обслуживанию системы управления двигателем МИКАС 5.4 М. «Легион Автодата», 1999), заключающийся в том, что на автомобиле к ДМРВ подсоединяют разъем прибора DST-2. Заводят двигатель, создают диагностические режимы и по изменению параметров напряжения судят о массовом расходе воздуха, на основании чего оценивают техническое состояние ДМРВ.
Недостатками данного способа являются дороговизна прибора, невозможность локализации отдельных неисправностей, ограниченность проверки ДМРВ на разных режимах.
Принятый в качестве прототипа способ (Технические условия ДМРВ: ТУ 37.473.017-99) используют при проверке технического состояния ДМРВ. Способ заключается в контроле технического состояния ДМРВ на специальном стенде. Одновременно устанавливают эталонный и проверяемый ДМРВ, включают вентилятор, создают поток воздуха, который проходит через датчики последовательно. Меняют скорость потока при помощи дроссельной заслонки. Проверку электрических параметров датчика проводят при температуре (23±5) °С на стенде. Измеряют выходное напряжение датчика при контрольных значениях массового расхода воздуха, указанных в таблице. Датчик считается выдержавшим испытание, если его электрические параметры соответствуют техническим требованиям.
Способ имеет ряд недостатков: наличие только одного вольтметра не дает возможности достоверной и точной оценки технического состояния ДМРВ, причем точность проверки значительно зависит от температуры окружающей среды, а заданную температуру не всегда возможно обеспечить, в целом при использовании данного стенда оценка технического состояния ДМРВ требует больших затрат времени.
Целью изобретения является автоматизация процесса калибровки и сокращение продолжительности времени испытания датчиков массового расхода воздуха.
Эта цель достигается тем, что в предлагаемом способе калибровки датчиков массового расхода воздуха автомобилей, заключающемся в одновременной установке эталонного и проверяемого датчиков на стенде, подаче потока воздуха вентилятором через датчики последовательно, при этом сигналы с датчиков поступают в компьютер, осуществляют относительную оценку напряжений с эталонного и испытуемого датчиков, обеспечивая автоматическое изменение скорости и температуры воздушного потока, получают нормировочную функцию, которую записывают в память контроллера испытуемого датчика.
Способ калибровки ДМРВ осуществляется следующим образом. Вначале производится калибровка покупного ДМРВ, принимаемого в дальнейшем в качестве эталонного датчика. Для этого покупной расходомер воздуха, например, типа Bosch HFM5, устанавливается на стенд и с помощью приборов метрологического класса, например, термоанемометра ТТМ-2-02 и цифрового манометра атмосферного давления Keller LEX 1, производится калибровка, а именно определение зависимости выходного сигнала эталонного датчика от массового расхода воздуха. Расход и температура воздуха изменяются дискретно. При этом массовый расход воздуха (в кг/час) вычисляется по формуле:
G = ρ·S0·w·3600,
где: S0 – площадь живого сечения потока, м2;
w – средняя скорость потока, измеренная термоанемометром, м/с;
ρ – массовая плотность воздуха, кгс·с2/м4.
При изменении давления и температуры изменяется плотность воздуха. Массовая плотность воздуха непосредственно не измеряется, а определяется по формуле:
ρ = 0,0473·В/Т,
где: В – барометрическое давление, измеренное манометром атмосферного давления, мм рт. ст.;
Т – температура воздуха, измеренная термоанемометром, К.
Значения зависимости выходного напряжения эталонного датчика от массового расхода и температуры воздуха записываются в память компьютера.
Затем производится калибровка проверяемого датчика по эталонному.
Для калибровки проверяемого ДМРВ на стенд устанавливаются оба датчика. Сигнал с проверяемого датчика снимается непосредственно с первичного преобразователя массового расхода. Как и в предыдущем случае, расход и температура воздуха изменяются дискретно. В каждой точке после окончания переходных процессов снимаются показания эталонного и испытуемого датчиков. Полученные значения записываются в память компьютера.
После прогона датчиков во всем диапазоне расхода воздуха и температуры составляются массивы данных эталонного и испытуемого ДМРВ и осуществляется обработка результатов измерений. Для каждого значения массового расхода воздуха вычисляется нормировочный коэффициент как отношение показаний испытуемого ДМРВ и эталонного ДМРВ. Полученная совокупность точек аппроксимируется полиномом, в результате чего получаем нормировочную функцию. Это дает возможность получать калиброванные показания испытуемого ДМРВ для любого произвольного значения расхода воздуха, а не только тех значений, которые были установлены в ходе испытаний. Нормировочная функция записывается в память микроконтроллера испытуемого датчика. Указанные действия выполняются для каждого значения температуры воздуха.
Таким образом, технический результат описанного способа заключается в сокращении продолжительности калибровки и испытаний проверяемых датчиков.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ И КАЛИБРОВКИ ДАТЧИКОВ МАССОВОГО РАСХОДА ВОЗДУХА АВТОМОБИЛЕЙ | 2018 |
|
RU2705324C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДАТЧИКОВ МАССОВОГО РАСХОДА ВОЗДУХА АВТОМОБИЛЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2474792C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДАТЧИКОВ МАССОВОГО РАСХОДА ВОЗДУХА НА АВТОМОБИЛЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2476848C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ПОТОКА ФЛЮИДА В СКВАЖИНЕ И АВТОНОМНЫЙ СКВАЖИННЫЙ ТЕРМОАНЕМОМЕТР ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2015 |
|
RU2599740C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И СПОСОБ РАБОТЫ БОРТОВОГО КОМПЬЮТЕРА АВТОМОБИЛЯ | 2009 |
|
RU2422787C1 |
СПОСОБ КАЛИБРОВКИ МУЛЬТИФАЗНЫХ РАСХОДОМЕРОВ В РАБОЧИХ УСЛОВИЯХ | 2013 |
|
RU2532489C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ КАЛИБРОВКИ СЧЕТЧИКОВ ГАЗА В ЗАМКНУТОМ КОНТУРЕ ПОД ВЫСОКИМ ДАВЛЕНИЕМ | 2017 |
|
RU2713105C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНЫХ ИСПЫТАНИЙ УНИФИЦИРОВАННЫХ СИСТЕМ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МИКРОМЕХАНИЧЕСКИХ АКСЕЛЕРОМЕТРОВ И ГИРОСКОПОВ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ СТЕНД ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2008 |
|
RU2381511C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2006 |
|
RU2336513C2 |
СПОСОБ УЧЕТА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ И КОЛИЧЕСТВА ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ В ОТКРЫТЫХ ВОДЯНЫХ СИСТЕМАХ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2310820C1 |
Изобретение относится к области эксплуатации машин и может быть использовано при калибровке датчиков массового расхода воздуха автомобилей, оборудованных микропроцессорной системой управления двигателем внутреннего сгорания. Калибровку осуществляют следующим образом: эталонный и проверяемый датчики устанавливают на стенде последовательно, подают поток воздуха вентилятором через оба датчика. Осуществляют относительную оценку сигналов с эталонного и проверяемого датчиков, обеспечивая дискретное регулирование скорости потока воздуха при помощи регулятора вентилятора и температуры воздуха. Получают разность сигналов эталонного и проверяемого датчиков. По полученной разности калибруют проверяемый датчик. Технический результат: автоматизация процесса и сокращение продолжительности калибровки проверяемых датчиков. Технический результат – сокращение продолжительности калибровки и испытаний и обеспечение точности калибровки.
Способ калибровки датчиков массового расхода воздуха автомобилей, заключающийся в одновременной установке эталонного и проверяемого датчиков на стенде, подаче потока воздуха вентилятором через датчики последовательно, изменении скорости потока, отличающийся тем, что обеспечивается автоматическое изменение скорости и температуры воздушного потока, сигналы с датчиков поступают в компьютер, где осуществляется относительная оценка напряжений с выходов эталонного и испытуемого датчиков, получают нормировочную функцию, которую записывают в память контроллера испытуемого датчика.
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДАТЧИКОВ МАССОВОГО РАСХОДА ВОЗДУХА НА АВТОМОБИЛЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2476848C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДАТЧИКОВ МАССОВОГО РАСХОДА ВОЗДУХА АВТОМОБИЛЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2474792C1 |
ИСПЫТАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ РАСХОДОМЕРОВ-СЧЕТЧИКОВ ГАЗА | 2014 |
|
RU2571303C1 |
СПОСОБ ПОВЕРКИ И КАЛИБРОВКИ ГАЗОВЫХ СЧЕТЧИКОВ | 2015 |
|
RU2628657C2 |
US 20170188486 A1, 29.06.2017 | |||
US 20100139360 A1, 10.06.2010. |
Авторы
Даты
2019-05-31—Публикация
2018-09-19—Подача