Конструкция дороги Российский патент 2019 года по МПК E01C3/04 

Описание патента на изобретение RU2690593C1

Изобретение относится к области строительства и может быть использована при возведении земляного полотна железных, автомобильных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов в районах вечной мерзлоты, характеризующихся глубоким сезонным промерзанием грунтов и высоким уровнем залегания грунтовых вод.

Известна конструкция дороги (RU 2035536, Е01С 3/06, 20.05.1995), включающая дорожную одежду, дренирующий слой и земляное полотно, верхняя часть которого заключена в гидроизоляционную обойму.

Недостатками конструкции является относительно низкая прочность и морозоустойчивость грунтов земляного полотна, которая вступает в противоречие с их непомерно завышенной влажностью при неравномерном распределении этой влажности по ширине дорожных слоев. В районах вечной мерзлоты это вызывает трещины и провалы земляного полотна в периоды таяния снега и льдогрунтов.

Наиболее близкой к предлагаемому техническому решению является конструкция дороги (RU 2573892, Е01С 3/04, 27.01.2016), включающая земляное полотно, балластную призму с подстилающим слоем, выполненным в форме треугольного жесткого ядра из прочных легко уплотняемых зернистых материалов, обладающих дренирующими свойствами, обочины, дренаж, заполненный щебнем с фракциями 20-40 мм и расположенный в теле земляного полотна вдоль оси дороги, поперечные дренажные отводы, а также водоотводные лотки, установленные в местах расположения водоотводящих выпусков.

Недостатком данной конструкции дороги является большой расход щебня, который идет не только на отсыпку балластной призмы, но также и на создание подстилающего слоя с его жестким ядром треугольной формы, не говоря уже об увеличении протяженности дренажных систем, заполненных щебнем.

При работе над изобретением решалась задача повышения экономичности предлагаемой конструкции дороги за счет увеличения жизненного цикла щебеночных материалов, входящих в ее состав.

Технический результат достигается тем, что в конструкции дороги, включающей земляное полотно, дорожную одежду, балластную призму с подстилающим слоем, выполненным в форме треугольного жесткого ядра из прочных легко уплотняемых зернистых материалов, обладающих дренирующими свойствами, обочины, дренажную систему, заполненную щебнем с фракциями 20-40 мм и уложенную в теле земляного полотна вдоль оси дороги, поперечные дренажные отводы и водоотводные лотки, установленные в местах размещения водоотводящих выпусков, дорожная одежда выполнена в виде рельсошпальной решетки, опирающейся на балластную призму, которая, как и жесткое ядро ее подстилающего слоя, заполнена кубовидным щебнем с фракциями 25-60 мм, выполненным из горных пород магматического происхождения с добавлением в него вяжущего материала, а основная площадка земляного полотна отделена от опирающегося на нее щебня слоем дренажного иглопробивного геотекстиля.

Суть технического решения разъясняется с помощью чертежей:

Фиг. 1. - Поперечное сечение однопутной железной дороги.

Фиг. 2. - Поперечное сечение двухпутной железной дроги.

Земляное полотно 1 дороги включает в себя основную площадку 2 с нанесенным на нее подстилающим слоем 3, выполненным в форме треугольного жесткого ядра 4 из прочных легко уплотняемых зернистых материалов, обладающих дренирующими свойствами, балластную призму 5, рельсошпальную решетку 6, обочины 7, дренажную систему 8, заполненную щебнем с фракциями 20-40 мм и уложенную в теле земляного полотна 1 вдоль оси 9 дороги, поперечные дренажные отводы 10 и водоотводные лотки 11, установленные в местах размещения водоотводящих выпусков 12. Для того, чтобы предотвратить возможность проникновения грунта с поверхности земляного полотна 1 в пределы подстилающего слоя 3, этот слой 3 отделен от основной площадки 2 земляного полотна1 слоем 13 дренажного иглопробивного геотекстиля, например, марки ИП - 200.

На балластную призму 5 опирается рельсошпальная решетка 6.

Как показано на фиг.2, на двухпутном земляном полотне оба пути 14 и 15 располагаются на общей балластной призме 16, а их подстилающий слой разделен на два самостоятельных участка 17 и 18, каждый из которых имеет свое треугольное ядро 19 и 20 в подстилающем слое, а также свою собственную дренажную систему 21 и 22.

При разработке мероприятий по повышению экономичности предлагаемой нами конструкции за счет продления жизненного цикла используемого в ней щебня учитывалось, что, чем больше частиц в массе насыпного материала взаимодействуют между собой не острыми углами и ребрами, а плоскими поверхностями, тем медленнее измельчается этот материал и дольше служит. Изучение этой закономерности в свое время привело специалистов к созданию кубовидных щебней, у которых подавляющее число фракций в условиях вибрационных нагрузок от проходящих поездов чаще всего оказываются прижатыми друг к другу плоскими гранями, которые в процессе эксплуатации не выкрашиваются, а постепенно стираются в пыль под действием сил трения. Превращение каменной породы в пыль - это длительный процесс. Поэтому по износостойкости кубовидные щебни в 1,5-2 раза превосходят все общеизвестные сорта щебней традиционных форм и видов.

Однако жизненный цикл щебня зависит не только от износостойкости материала его фракций, но и от конструктивных факторов, влияющих на его эксплуатацию. В частности, интенсивность износа двух плоских поверхностей, трущихся друг о друга под действием вибрационных нагрузок, зависит от скоростей, частот и амплитуд их взаимного перемещения. Чтобы снизить скорости, частоты и амплитуды этих вибраций, в предлагаемой конструкции предусмотрено добавление в щебень балластного 5 и подстилающего 3 слоев вяжущего материала, например, битума марки МГ 70/130, который будет выполнять демпфирующие свойства. А чтобы битум не утратил своих демпфирующих свойств вследствие загрязнения подстилающего слоя 3 грунтом земляного полотна, основная площадка 2 отделена от опирающегося на нее щебня слоем дренажного иглопробивного геотекстиля 13, например, марки ИП-200, который хорошо пропускает воду сверху вниз, но препятствует движению частиц грунта во встречном направлении.

Конструкция работает следующим образом. Ее высокая прочность и морозоустойчивость объясняется тем, что влага, которая в процессе строительства или эксплуатации проникает в зону треугольного жесткого ядра 4, выполненного из уплотненного дренирующего материала, отводится с помощью дренажной системы 8 в осушительный или водный бассейн (на фиг. не показан). Влажность грунта и щебня в течение всего жизненного цикла щебня не превышает оптимального значения.

Поскольку продление этого цикла в нашей конструкции достагается на основе замены рядовых щебней кубовидными, нами был проведен сравнительный анализ стоимости тех и других на рынке нерудных материалов.

В среднем, разность цен кубометра предлагаемого нами кубовидного щебня из горных пород магматического происхождения и обычного гранитного щебня не превышает 10%. Следовательно, предлагаемую нами конструкцию, которая в состоянии обеспечить удвоение межремонтных сроков пути от одной замены щебня до другой можно признать достаточно экономичной.

Похожие патенты RU2690593C1

название год авторы номер документа
КОНСТРУКЦИЯ ДОРОГИ 2014
  • Лищук Петр Никифорович
RU2573892C1
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 2012
  • Лищук Петр Никифорович
RU2516408C1
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 2012
  • Лищук Петр Никифорович
RU2516603C1
КОНСТРУКЦИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА 2004
  • Ярмолинский Аполенар Ианович
  • Пегин Павел Анатольевич
  • Ярмолинский Владимир Аполенарович
RU2288986C2
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 1993
  • Лукачев Николай Николаевич
  • Новиков Александр Александрович
RU2046871C1
КОНСТРУКЦИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2014
  • Абдулхасанова Зилия Рашитовна
  • Скутина Ольга Леонидовна
RU2557276C1
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ СОТОВОЙ ДОРОГИ 2015
  • Добрынин Владимир Евгеньевич
  • Пелипенко Николай Андреевич
RU2597349C1
Автомобильная дорога 2021
  • Анпилов Сергей Михайлович
RU2755102C1
СПОСОБ УСИЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 2010
  • Грицык Валерий Иванович
  • Окост Максим Викторович
RU2448212C2
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ 2011
  • Арсеньев Дмитрий Анатольевич
  • Основин Евгений Владимирович
RU2492290C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 690 593 C1

Реферат патента 2019 года Конструкция дороги

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении земляного полотна железных, автомобильных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов в районах вечной мерзлоты, характеризующихся глубоким сезонным промерзанием грунтов и высоким уровнем залегания грунтовых вод. Конструкция дороги включает земляное полотно, дорожную одежду, балластную призму с подстилающим слоем, выполненным в форме треугольного жесткого ядра из прочных легко уплотняемых зернистых материалов, обладающих дренирующими свойствами, обочины, дренажную систему, заполненную щебнем с фракциями 20-40 мм и уложенную в теле земляного полотна вдоль оси дороги, поперечные дренажные отводы и водоотводные лотки, установленные в местах размещения водоотводящих выпусков. Дорожная одежда выполнена в виде рельсошпальной решетки, опирающейся на балластную призму, которая, как и жесткое ядро ее подстилающего слоя, заполнена кубовидным щебнем с фракциями 25-60 мм, выполненным из горных пород магматического происхождения с добавлением в него вяжущего материала. Основная площадка земляного полотна отделена от опирающегося на нее щебня слоем дренажного иглопробивного геотекстиля. Технический результат состоит в повышении экономичности предлагаемой конструкции дороги за счет увеличения жизненного цикла щебеночных материалов, входящих в ее состав. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 690 593 C1

Конструкция дороги, включающая земляное полотно, дорожную одежду, балластную призму с подстилающим слоем, выполненным в форме треугольного жесткого ядра из прочных легко уплотняемых зернистых материалов, обладающих дренирующими свойствами, обочины, дренажную систему, заполненную щебнем с фракциями 20-40 мм и уложенную в теле земляного полотна вдоль оси дороги, поперечные дренажные отводы и водоотводные лотки, установленные в местах размещения водоотводящих выпусков, отличающаяся тем, что дорожная одежда выполнена в виде рельсошпальной решетки, опирающейся на балластную призму, которая, как и жесткое ядро ее подстилающего слоя, заполнена кубовидным щебнем с фракциями 25-60 мм, выполненным из горных пород магматического происхождения с добавлением в него вяжущего материала, а основная площадка земляного полотна отделена от опирающегося на нее щебня слоем дренажного иглопробивного геотекстиля.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2690593C1

КОНСТРУКЦИЯ ДОРОГИ 2014
  • Лищук Петр Никифорович
RU2573892C1
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 2012
  • Лищук Петр Никифорович
RU2516408C1
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ 1992
  • Кулижников А.М.
  • Сажинов А.М.
RU2035536C1
СПОСОБ БЫСТРОГО ФИКСИРОВАНИЯ ПРОЯВЛЕННЫХ ГАЛОГЕНИДОСЕРЕБРЯНЫХ ФОТОСЛОЕВ 0
SU166235A1
Фильера для прядения расплавов из синтетических линейных высокополимеров 1957
  • Фриц Болланд
SU109467A1
JP 2005163448 A, 23.06.2005.

RU 2 690 593 C1

Авторы

Говоров Вадим Владимирович

Громов Андрей Николаевич

Дядюшкин Николай Васильевич

Даты

2019-06-04Публикация

2017-07-19Подача