Способ сооружения проходов в пилонных станциях метрополитена глубокого заложения Российский патент 2019 года по МПК E21D9/00 E02D29/00 

Описание патента на изобретение RU2691420C1

Изобретение относится к строительству пилонных станций метрополитенов глубокого заложения и может быть использовано для устройства проходов в пилонных станциях метрополитена глубокого заложения в глинистых грунтах полутвердой и твердой консистенции.

Известен способ сооружения проходов в пилонных станциях метрополитена глубокого заложения (Нечаев, Н.А. Постройка тоннелей метрополитенов [Текст] / Н.А. Нечаев, А.А. Чижов. - Москва: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1958. - 292 с), содержащий следующие этапы производства работ:

- проходят путевые и средний станционные тоннели;

- демонтируют нижний центральный тюбинг временного заполнения рамы проема;

- из образовавшегося проема проходят нижнюю штольню на всю длину прохода с деревянной крепью из окладов с затяжками стен и кровли;

- проходят боковую заходку до середины пилона на деревянной крепи, демонтируя по мере проходки тюбинги временного заполнения рамы проема;

- устанавливают опалубку и бетонируют нижнюю часть пилона;

- аналогично проходят на деревянной крепи и бетонируют нижнюю часть противоположного от прохода пилона;

- демонтируют верхний центральный тюбинг временного заполнения рамы проема;

- из образовавшегося проема проходят верхнюю штольню на всю длину прохода с деревянной крепью из окладов с затяжками стен и кровли;

- раскрывают калотту на три пары лонгарин, опирающихся на тюбинги с затяжками кровли, опуская пяты свода прохода до забетонированных участков пилона;

- устанавливают опалубку и бетонируют верхнюю часть пилонов, пяты свода и свод прохода;

- после набора прочности бетона свода демонтируют центральные тюбинги временного заполнения рамы проема;

- разрабатывают грунт в центральной и лотковой части прохода;

- бетонируют лотковую часть прохода.

Недостатком данного способа является возможность возникновения осадок дневной поверхности за счет разуплотнения грунта вследствие ручной проходки, длительного оставления выработки на временном креплении и гниения отдельных деревянных элементов временной крепи, оставляемых в заобделочном пространстве.

Также недостатком данного способа является низкая производительность работ, ввиду длительности и трудоемкости совершаемых операций по разработке грунта вручную и возведению временной деревянной крепи.

Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению является способ сооружения проходов в пилонных станциях метрополитена глубокого заложения (Фролов, Ю.С. Метрополитены [Текст]: учебник для вузов / Ю.С. Фролов, Д.М. Голицынский, А.П. Ледяев; ред. Ю.С. Фролов. -Москва: Желдориздат, 2001. - 528 с), содержащий следующие этапы производства работ:

- проходят путевые и средний станционные тоннели;

- демонтируют верхний центральный тюбинг временного заполнения рамы проема;

- из образовавшегося проема проходят верхнюю штольню на всю длину прохода с деревянной крепью из окладов с затяжками стен и кровли;

- раскрывают калотту на три пары лонгарин с затяжками кровли; при этом стойки в калотте опираются на грунт;

- устанавливают опалубку и бетонируют верхнюю часть стен и свод прохода;

- после набора прочности бетона свода демонтируют остальные тюбинги временного заполнения рамы проема;

- разрабатывают грунт в центральной части прохода с креплением стен выработки деревянными рошпанами;

- устанавливают опалубку и бетонируют стены прохода;

- разрабатывают грунт в лотковой части прохода;

- бетонируют лотковую часть прохода.

В этом способе операции по сооружению монолитного свода прохода, под защитой которого разрабатывают грунт и бетонируют обделку прохода, производят вручную на временной деревянной крепи, что не решает проблемы возможных осадок дневной поверхности, длительности и трудоемкости работ.

Задача изобретения - минимизация осадок дневной поверхности и повышение производительности работ за счет совершения операций по разработке грунта и бетонированию обделки прохода под защитой экрана из стальных труб, сооружаемого на стадии проходки среднего станционного тоннеля.

Технический результат достигается тем, что в способе устройства проходов в пилонных станциях метрополитена глубокого заложения выполняют проходку путевых и среднего станционных тоннелей, демонтаж тюбингов временного заполнения рамы проема, разработку грунта прохода с креплением калотты окладами, а стен выработки рошпанами, установку опалубки и бетонирование обделки прохода, при этом во время проходки среднего станционного тоннеля в зонах над проходами пробуривают буровой установкой скважины до контакта с обделкой путевого станционного тоннеля, в которые устанавливают стальные трубы и заполняют их цементно-песчаным раствором, оклады выполняют в виде двутавровых рам, а рошпаны выполняют в виде стальных труб, которые заполняют цементно-песчаным раствором; причем бетонирование обделки прохода выполняют за один прием.

Вся совокупность существенных признаков позволяет использовать изобретение для устройства проходов в пилонных станциях метрополитена глубокого заложения в глинистых грунтах полутвердой и твердой консистенции, минимизируя осадки дневной поверхности и повышая производительность работ.

Сущность изобретения поясняется чертежами:

- фиг. 1: поперечный разрез пилонной станции на этапе сооружения среднего станционного тоннеля и устройства защитного экрана из труб в зоне над проходом;

- фиг. 2: продольный разрез по оси среднего станционного тоннеля на этапе сооружения среднего станционного тоннеля и устройства защитного экрана из труб в зоне над проходом;

- фиг. 3: поперечный разрез пилонной станции на этапе сооружения временной крепи прохода;

- фиг. 4: поперечный разрез прохода на этапе устройства временной крепи прохода.

Во время проходки среднего станционного тоннеля 1 в зонах над проходами 2 пробуривают буровой установкой 3 скважины до контакта с обделкой 4 путевого станционного тоннеля 5, в которые устанавливают стальные трубы 6 и заполняют их цементно-песчаным раствором. Затем производят демонтаж верхних тюбингов временного заполнения рамы проема. Из образовавшегося проема с помощью демонтажной машины (типа BROKK) проходят калотту 7 на всю длину прохода с дополнительной крепью из окладов 8, представляющих собой двутавровые рамы. Производят демонтаж центральных и лотковых тюбингов временного заполнения рамы проема. С помощью демонтажной машины разрабатывают грунт в центральной и лотковой частях прохода с креплением стен выработки рошпанами из стальных труб 9, которые заполняют цементно-песчаным раствором. Устанавливают опалубку и бетонируют обделку прохода за один прием.

Применение защитного экрана из труб позволяет минимизировать осадки дневной поверхности, а использование стальных элементов временной крепи исключает разуплотнение грунта в заобделочном пространстве. Вместе с тем грунт прохода разрабатывают демонтажной машиной, а бетонирование обделки прохода выполняют за один прием, что в совокупности значительно повышает производительность работ по сооружению прохода.

Похожие патенты RU2691420C1

название год авторы номер документа
ТРЕХСВОДЧАТАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА КОЛОННОГО ТИПА И СПОСОБЫ ЕЕ ВОЗВЕДЕНИЯ (УСТРОЙСТВО И СПОСОБЫ ЮРКЕВИЧА П.Б.) 2012
  • Юркевич Павел Борисович
RU2510444C2
Трехсводчатая станция метрополитена закрытого способа производства работ пилонного типа 2022
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Фадеева Вера Борисовна
RU2795446C1
Способ сооружения пилонной станции метрополитена закрытым способом производства работ на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов 2023
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
RU2824544C1
Способ возведения трехсводчатой станции метрополитена закрытого способа производства работ пилонного типа 2020
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
  • Фадеева Вера Борисовна
RU2729474C1
Способ сооружения станции метрополитена глубокого заложения на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов 2023
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
RU2825811C1
Способ создания верхнего поперечного примыкания подходного тоннеля к существующей пилонной станции метрополитена, сооружаемого без перерыва эксплуатации станции 2020
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
  • Фадеева Вера Борисовна
RU2745310C1
Двухсводчатая станция метрополитена пилонного типа, сооружаемая закрытым способом работ 2019
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
  • Фадеева Вера Борисовна
RU2735506C1
Способ возведения трехпролетной станции метрополитена открытого способа производства работ с боковым расположением пассажирских платформ и с двухпутным перегонным тоннелем 2018
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Доненко Екатерина Евгеньевна
RU2692518C1
Способ сооружения станции метрополитена закрытым способом производства работ на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов 2023
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Фадеева Вера Борисовна
RU2810984C1
Трехсводчатая станция метрополитена закрытого способа производства работ колонного типа 2022
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
RU2802893C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 691 420 C1

Реферат патента 2019 года Способ сооружения проходов в пилонных станциях метрополитена глубокого заложения

Изобретение относится к строительству пилонных станций метрополитенов глубокого заложения и может быть использовано для устройства проходов в глинистых грунтах полутвердой и твердой консистенции. Техническим результатом изобретения является минимизация осадок дневной поверхности и повышение производительности работ. Способ устройства проходов в пилонных станциях метрополитена глубокого заложения содержит следующие этапы производства работ: во время проходки среднего станционного тоннеля в зонах над проходами пробуривают буровой установкой скважины до контакта с обделкой путевого станционного тоннеля. В скважины устанавливают стальные трубы и заполняют их цементно-песчаным раствором. Затем производят демонтаж верхних тюбингов временного заполнения рамы проема. Из образовавшегося проема с помощью демонтажной машины проходят калотту на всю длину прохода с дополнительной крепью из окладов, представляющих собой двутавровые рамы. Производят демонтаж центральных и лотковых тюбингов временного заполнения рамы проема. С помощью демонтажной машины разрабатывают грунт в центральной и лотковой частях прохода с креплением стен выработки рошпанами из стальных труб, которые заполняют цементно-песчаным раствором. Устанавливают опалубку и бетонируют обделку прохода за один прием. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 691 420 C1

Способ устройства проходов в пилонных станциях метрополитена глубокого заложения, включающий проходку путевых и среднего станционных тоннелей, демонтаж тюбингов временного заполнения рамы проема, разработку грунта прохода с креплением калотты окладами, а стен выработки - рошпанами, установку опалубки и бетонирование обделки прохода, отличающийся тем, что во время проходки среднего станционного тоннеля в зонах над проходами пробуривают буровой установкой скважины до контакта с обделкой путевого станционного тоннеля, в которые устанавливают стальные трубы и заполняют их цементно-песчаным раствором, оклады выполняют в виде двутавровых рам, а рошпаны выполняют в виде стальных труб, которые заполняют цементно-песчаным раствором; причем бетонирование обделки прохода выполняют за один прием.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2691420C1

МАКОВСКИЙ Л
В
Городские подземные транспортные сооружения
М., Стройиздат, 1979, с
Ручной ткацкий станок 1922
  • Лягин Н.М.
SU339A1
Способ проходки тоннеля 1981
  • Василенко Евстафий Андреевич
  • Василенко Игорь Евстафиевич
  • Алихашкин Владимир Алексеевич
  • Молодцов Георгий Викторович
  • Абросов Алексей Андреевич
  • Гаврилов Новомир Селиверстович
  • Горский Сергей Зиновьевич
  • Гуназа Борис Георгиевич
  • Каменский Владимир Борисович
SU1016519A1
ТОННЕЛЬ И СПОСОБ ЕГО СООРУЖЕНИЯ 2013
  • Гончаров Виктор Викторович
RU2558551C2
Способ наложения изоляции из порошкообразного фтсрпласта-4 или других аналогичных ему по технологическим свойствам материалов на проводник 1955
  • Басов Н.А.
SU103817A1
Противофильтрационный экран 1976
  • Илюшин Виктор Фролович
SU642416A1

RU 2 691 420 C1

Авторы

Коньков Александр Николаевич

Самокутяев Дмитрий Петрович

Сокорнов Антон Александрович

Даты

2019-06-13Публикация

2018-06-04Подача