ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОРНОЙ МАШИНЫ Российский патент 2019 года по МПК E21C31/02 E21C27/22 

Описание патента на изобретение RU2691802C1

Изобретение относится к области горного дела, в частности к исполнительным органам горных машин, и может быть использовано при проходке горных выработок.

Известен ротор проходческого щита [Описание изобретения к патенту РФ №2250374 от 17.12.2003, МПК E21D 9/08, опубл. 20.04.2005, Бюл. №11], выполненный в виде цилиндрического корпуса, установленного в корпусе проходческого щита, на котором также закреплены несколько приводных двигателей для осуществления вращения ротора.

Его недостатком является необходимость наличия нескольких приводных двигателей для вращения ротора, что приводит к усложнению конструкции исполнительного органа и увеличению его габаритов. При этом возникает также необходимость в согласовании рабочих характеристик приводных двигателей, что приводит к усложнению управлением рабочими характеристиками (скорость резания и т.п.) разрушения горного массива, вследствие чего усложняется процесс их изменения, а КПД передачи энергии понижается из-за применения сложных разветвленных систем гидро- и электроразводки.

Известен исполнительный орган горной машины [Описание изобретения к патенту СССР №1797653 от 30.04.1991, МПК5 Е21С 27/24, опубл. 23.02.1993, Бюл. №7], который включает корпус, жестко связанный с закрепленным на корпусе водилом, приводной вал солнечного колеса и сателлиты, закрепленные на корпусе, причем для компенсации возникающих при разрушении горных пород нагрузок на водиле устанавливаются три подшипника.

К недостаткам этого исполнительного органа следует отнести наличие нескольких подшипников, установленных на водиле, что приводит к увеличению габаритов по оси водила, усложнению конструкции ввиду необходимости наличия конструктивных элементов, служащих для закрепления и регулировки подшипников, усложнению технологии производства исполнительного органа из-за необходимости соблюдения требования соосности всех подшипников. Кроме того, увеличение числа конструктивных элементов негативно сказывается на надежности всей конструкции, размещение всех основных узлов исполнительного органа внутри корпуса усложняет их техническое обслуживание и ухудшает ремонтопригодность всей конструкции. При этом увеличение крутящего момента на исполнительном органе с целью повышения производительности или расширения области применения на более крепкие породы в описанной конструкции неизбежно приведет к дальнейшему увеличению габаритов в виду необходимости использовать подшипники пригодного класса грузоподъемности для компенсации не только крутящего момента, но и повышающихся осевых и радиальных нагрузок.

Известен исполнительный орган врубовой машины [Описание к изобретению США №4035024 от 15.12.19.75, МПК2 E21D 9/10, опубл. 12.07.1977], состоящий из корпуса в виде барабана, расположенной в корпусе многоприводной трансмиссии, выполненной в виде закрытой зубчатой цилиндрической передачи и редуктора, расположенного на выходном валу трансмиссии.

Его недостатком является необходимость наличия нескольких приводных двигателей, что приводит к усложнению конструкции исполнительного органа и увеличению его габаритов. При этом возникает также необходимость в согласовании рабочих характеристик приводных двигателей, что приводит к усложнению управлением рабочими характеристиками разрушения горного массива, вследствие чего усложняется процесс их изменения, а КПД передачи энергии понижается вследствие использования сложных разветвленных систем гидро- и электроразводки. Кроме того, размещение всех основных узлов исполнительного органа внутри корпуса усложняет их техническое обслуживание и ухудшает ремонтопригодность всей конструкции.

Наиболее близким аналогом (прототипом) является исполнительный орган проходческого комбайна [Описание к изобретению РФ №2064042 от 04.02.1993, МПК Е21С 27/24, опубл. 20.07.1996], который состоит из корпуса, размещенной в корпусе трансмиссии, выполненной в виде зубчатой передачи с внутренним зацеплением, у которой внутренний зубчатый венец размещается на корпусе, а внешний зубчатый венец - на выходном валу редуктора, оснащенного двумя рядами подшипников, при этом к редуктору присоединен электродвигатель со стороны, противоположной корпусу.

К его недостаткам следует отнести наличие двух подшипников, установленных на водиле по разные стороны от узла вращения, что приводит к увеличению габаритов по оси водила, усложнению конструкции ввиду необходимости наличия конструктивных элементов, служащих для закрепления и регулировки подшипников, усложнению технологии производства исполнительного органа из-за необходимости соблюдения требования соосности всех подшипников. Кроме того, увеличение числа конструктивных элементов негативно сказывается на надежности, а размещение всех основных узлов исполнительного органа внутри корпуса усложняет их техническое обслуживание и ухудшает ремонтопригодность всей конструкции. К тому же последовательное соединение элементов привода (узел вращения - редуктор-электродвигатель) с одной стороны от корпуса также увеличивает габариты исполнительного органа в осевом направлении. При этом в случае необходимости увеличения производительности или расширения области применения исполнительного органа на более крепкие породы возникает необходимость увеличения крутящего момента на исполнительном органе. В связи с этим его габариты неизбежно увеличатся в виду необходимости использовать подшипники более высокою класса грузоподъемности для компенсации не только крутящего момента, но и повышающихся осевых и радиальных нагрузок. Повышение крутящего момента без потери производительности (то есть без снижения частоты вращения исполнительного органа) означает повышение мощности, и наоборот - повышение мощности без снижения производительности приводит к увеличению крутящего момента, и следовательно, к увеличению габаритов исполнительного органа. Таким образом, в данном техническом решении невозможно совместить компактность конструкции и высокую энерговооруженность исполнительного органа.

Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение -уменьшение габаритов, повышение надежности и ремонтопригодности, упрощение изготовления и технического обслуживания исполнительного органа одновременно с возможностью его обеспечения высокой энерговооруженностью.

Задача может быть решена за счет применения в качестве узла вращения опорно-поворотного подшипника, внешнее кольцо которого закреплено на корпусе, а внутреннее кольцо выполнено с зубчатым венцом планетарной передачи с остановленным водилом, причем количество зубьев соответствует условиям сборки, соосности и соседства для примененной планетарной передачи. Предложенная конструкция позволяет уменьшить число конструктивных элементов за счет сокращения количества подшипников до одного, а также совмещения подшипником функций передачи энергии и движения, то есть функций узла вращения, и компенсации нагрузок, возникающих при разрушении горного массива. А выполнение условий сборки, соосности и соседства обеспечивает эффективную передачу энергии для примененной планетарной передачи за счет реализации многопоточной схемы с высоким КПД.

Кроме того, привод вращения солнечной шестерни выполнен в виде, по меньшей мере, одного приводного двигателя и редуктора, расположенных с противоположных сторон относительно узла вращения, причем вал приводного двигателя проходит через отверстие, выполненное в солнечном колесе, за счет чего уменьшаются габариты исполнительного органа.

Изобретение проиллюстрировано двумя чертежами:

- Фиг. 1 - общий вид исполнительного органа в разрезе;

- Фиг. 2 - сечение А-А Фиг. 1.

Передача энергии от электродвигателя 1 к исполнительному органу, закрепленному на рукояти 2 осуществляется посредством планетарной передачи, причем корпус 3 исполнительного органа выполнен в виде водила 4 с сателлитами 5 планетарной передачи, на корпусе 3 закрепляется редуктор 6 с солнечной шестерней 7, в которой выполнено отверстие 8. Также на корпусе закрепляется внешнее кольцо 9 опорно-поворотного подшипника 10, выполняющего функцию узла вращения за счет того, что его внутренняя сторона выполнена с зубчатым венцом 11, а непосредственно породоразрушающий элемент устанавливается на водиле 4 и выполнен с закрепленным на нем внешним зубчатым венцом 12. При этом электродвигатель 1 соединен с редуктором 6 посредством вала 13, проходящего через отверстие 8 в солнечной шестерне 7.

Компактность описанной конструкции исполнительного органа достигается, во-первых, за счет размещения электродвигателя 1 и редуктора 6 симметрично относительно узла вращения, и, во-вторых, за счет совмещения узлом вращения, выполненным в виде опорно-поворотного подшипника 10, нескольких функций, вследствие чего общее число конструктивных элементов исполнительного органа сокращается. Последнее обстоятельство обуславливает также упрощение технического обслуживания, повышение надежности конструкции и ремонтопригодности предлагаемого технического решения. Причем для его эффективной работы достаточно наличия всего одного электродвигателя, хотя в случае необходимости их число может быть увеличено. Кроме того, предлагаемая конструкция позволяет также использовать основные преимущества планетарных передач для передачи большего в сравнении с другими передачами в конструкциях аналогичных габаритов количества энергии.

Следует отметить, что опорно-поворотные подшипники 10 с внутренним зубчатым венцом 11 являются серийно выпускаемой продукцией, вследствие чего технология изготовления предлагаемого исполнительного органа упрощается и занимает значительно меньше времени, чем при изготовлении аналогов, что также является существенным преимуществом.

Похожие патенты RU2691802C1

название год авторы номер документа
ЛЕБЕДКА С РЕДУКТОРОМ 2011
  • Канцуров Александр Николаевич
RU2468984C1
МОТОР-БАРАБАН ШАБАЛИНА-РЕКУНОВА 2003
  • Шабалин Леонид Андреевич
  • Рекунов Сергей Викторович
RU2271990C2
МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА 1996
  • Потапов В.А.
  • Тимин Ю.Ф.
RU2093453C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВЫСОКОМОМЕНТНЫЙ МНОГООБОРОТНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА 2011
  • Сидоров Пётр Григорьевич
  • Распопов Владимир Яковлевич
  • Дмитриев Андрей Владимирович
  • Пашин Александр Александрович
  • Терёшкин Михаил Владимирович
  • Ведешкин Юрий Владимирович
  • Плясов Алексей Валентинович
RU2457385C1
ПЛАНЕТАРНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ПРОХОДЧЕСКОГО КОМБАЙНА 1993
  • Сорокин И.П.
  • Солод С.В.
  • Павельев В.Б.
RU2078207C1
ГРУЗОВАЯ ЛЕБЕДКА 1996
  • Потапов В.А.
  • Тимин Ю.Ф.
RU2096309C1
ПРИВОД ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ГОРНОГО КОМБАЙНА 1972
SU433282A1
ПЛАНЕТАРНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА 2023
  • Тарасов Александр Эдуардович
  • Прядко Алексей Иванович
  • Тимофеев Андрей Николаевич
  • Новоселов Юрий Александрович
RU2813377C1
МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА 2007
  • Потапов Валентин Алексеевич
  • Тимин Юрий Федорович
  • Макаров Петр Евгеньевич
RU2340544C1
ГИДРОМОТОР-КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1993
  • Окунев В.И.
  • Коршунов В.К.
  • Данильченко А.В.
  • Трубин В.Е.
  • Мостяев И.О.
  • Иванов Н.П.
RU2038226C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 691 802 C1

Реферат патента 2019 года ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОРНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к исполнительному органу горной машины. Техническим результатом является уменьшение габаритов, повышение надежности. Исполнительный орган горной машины включает корпус, выполненный в виде водила с сателлитами планетарной передачи, установленный на корпусе посредством узла вращения разрушающий рабочий орган с размещенным на нем зубчатым венцом планетарной передачи и закрепленный на корпусе привод вращения с солнечной шестерней. В качестве узла вращения применен опорно-поворотный подшипник, внешнее кольцо которого закреплено на корпусе. Внутреннее кольцо выполнено с зубчатым венцом планетарной передачи. Количество зубьев венца соответствует условиям сборки, соосности и соседства для примененной планетарной передачи. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 691 802 C1

1. Исполнительный орган горной машины, включающий корпус, выполненный в виде водила с сателлитами планетарной передачи, установленный на корпусе посредством узла вращения разрушающий рабочий орган с размещенным на нем зубчатым венцом планетарной передачи и закрепленный на корпусе привод вращения с солнечной шестерней, отличающийся тем, что в качестве узла вращения применен опорно-поворотный подшипник, внешнее кольцо которого закреплено на корпусе, а внутреннее кольцо выполнено с зубчатым венцом планетарной передачи, причем количество зубьев венца соответствует условиям сборки, соосности и соседства для примененной планетарной передачи.

2. Исполнительный орган по п. 1, отличающийся тем, что привод вращения солнечной шестерни выполнен в виде, по меньшей мере, одного приводного двигателя и редуктора, расположенных с противоположных сторон относительно узла вращения, причем вал приводного двигателя проходит через отверстие, выполненное в солнечном колесе.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2691802C1

RU 2064042 C1, 20.07.1996
Режущая коронка исполнительного органа горной машины 1991
  • Середняков Георгий Павлович
  • Динкевич Леонид Аркадьевич
  • Скуров Анатолий Георгиевич
  • Гиршович Георгий Александрович
SU1797653A3
Исполнительный орган горного комбайна 1978
  • Кузьмич Игорь Антонович
  • Мерзляков Виктор Георгиевич
  • Рутберг Марк Израилевич
  • Лондон Виталий Наумович
SU777213A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФРЕЗЕРНОЙ ОБРАБОТКИ ГОРНОЙ ПОРОДЫ И ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ, А ТАКЖЕ СПОСОБ ФРЕЗЕРОВАНИЯ ГОРНОЙ ПОРОДЫ ИЛИ ПОДОБНЫХ МАТЕРИАЛОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭТОГО УСТРОЙСТВА 2006
  • Бехем Ульрих Х.
  • Штайнберг Йенс
  • Рашка Йоахим
RU2358104C1
РОТОР ПРОХОДЧЕСКОГО ЩИТА 2003
  • Стогов С.Н.
  • Гильштейн С.Р.
  • Шейнин Е.В.
RU2250374C1
US 4035024 A1, 12.07.1977.

RU 2 691 802 C1

Авторы

Антипов Виктор Васильевич

Даты

2019-06-18Публикация

2018-06-05Подача