Способ консервации авиационных газотурбинных двигателей Российский патент 2019 года по МПК B64F5/40 B64F5/50 

Описание патента на изобретение RU2692131C1

Предложенное изобретение относится к способу внутренней консервации авиационных газотурбинных двигателей, без прокрутки от турбостартера, находящихся как в составе самолета, так и снятых с него.

Известна установка для внутренней консервации или расконсервации малоразмерных авиационных двигателей газотурбинных двигателей, содержащая, модуль электропитания, размещенный на корпусе, включающий автономный источник электроэнергии, электрически связанный с модулем электропитания и модулем управления состоящий из пульта управления и устройством пуска, программно-операционное устройство и емкости для размещения жидких рабочих средств, (см., например, патент РФ №62089, кл. B64F 5/00, от 2007 г.).

Недостатком известного устройства является то, что для обеспечения внутренней консервации ГТД необходимо изготовление и использование дорогостоящей установки.

Известна также установка для консервации расконсервации авиационных двигателей и самолетных агрегатов, содержащая тележку на колесном ходу, смонтированный на тележке модуль электропитания, содержащий автономный источник, электрически соединенный с модулем электропитания, модуль управления с пультом, программно-операционным устройством и блоком управления, емкость для газообразной среды, модуль для рабочих сред, содержащий емкости для жидких рабочих сред, используемых при консервации или расконсервации, каждая из которых оснащена нагревательным элементом и датчиком температуры, (см., патент РФ №169998, кл B64F 5/00, 2017 г.).

Недостатком известного устройства является то, что для обеспечения внутренней консервации ГТД необходимо изготовление и использование дорогостоящей установки.

Наиболее близким к предложенному изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ консервации авиационных двигателей, в котором предполагается выполнение внутренней консервации только в составе самолета с прокруткой от турбостартера на специально оборудованных для этого площадках, а также с использованием устройства-установки А0327У-0000, позволяющей выполнять консервацию двигателя без прокрутки от турбостартера как на самолете, так и вне его.

Недостатком технологии внутренней консервации авиационного двигателя с использованием устройства-установки А0327У-0000 является необходимость изготовления дорогостоящего гидравлического стенда, обеспечивающего подачу в двигатель консервационного масла с высоким давлением.

Техническим результатом изобретения является возможность выполнения консервации двигателя как на самолете, так и вне его без применения установки А0327У-0000.

Указанный технический результат достигается тем, что способе внутренней консервации авиационных газотурбинных двигателей без прокрутки от турбостартера на снятом двигателе, заключающемся в подаче и прокачивании масла в агрегаты топливной системы двигателя под давлением устройством, в качестве устройства подачи и прокачивания масла в агрегаты топливной системы двигателя под давлением используется электропривод, смонтированный на фланец коробки двигательных агрегатов на место установки углового привода от коробки самолетных агрегатов, предварительно демонтировав стопорное кольцо и рессору из коробки двигательных агрегатов для исключения зацепления с шестерней, передающей вращение на шестерню и далее на рессору, соединяющую коробку двигательных агрегатов с центральным приводом и ротором высокого давления двигателя, при этом вращение от установленного электропривода передается на все агрегаты топливной автоматики с параметрами по частоте вращения от коробки самолетных агрегатов, исключив при этом прокрутку ротора высокого давления, на двигателях, имеющих повреждения газовоздушного тракта, а также в случае заклинивания роторов.

Сущность предложенного способа поясняется рисунками, где:

на рис 1 - изображена коробка двигательных агрегатов;

рис. 2 - разрез Б-Б на рис. 1;

рис. 3 - корпус опор компрессора;

рис. 4 - схема названий агрегатов.

Способ внутренней консервации авиационных двигателей типа РД-33 без прокрутки от турбостартера на снятом двигателе обеспечивается путем монтажа на коробку двигательных агрегатов (см. Рис. 1 и Рис. 2), на фланец 4 электропривода на место установки углового привода от коробки самолетных агрегатов (КСА), предварительно демонтировав стопорное кольцо 5 и рессору 6 из коробки двигательных агрегатов для исключения зацепления с шестерней 1, передающей вращение на шестерню 7 и далее на рессору 2 (см. Рис. 3), соединяющую КДА с центральным приводом и ротором РВД двигателя. Вращение от электропривода, установленного на КДА будет передаваться на шестерни 2 и 3 и соответственно на все агрегаты топливной автоматики. На самолете для реализации данного способа потребуется дополнительно демонтировать угловой привод.

Электропривод с параметрами по частоте вращения от КСА и установленный на КДА обеспечит работу всех агрегатов топливной системы двигателя, исключив при этом прокрутку ротора РВД, что также необходимо на двигателях имеющих повреждения газовоздушного тракта, а также в случае заклинивания роторов.

Для данного способа консервации потребуется имеющаяся в эксплуатации установка типа А2115-000, электропривод и электронный блок внешних сигналов (БВС), аналогичный, применяемому в установке А0327У-0000. Технология внутренней консервации топливной автоматики двигателя данным способом по своему содержанию и требованиям будет соответствовать технологии, предусмотренной Руководством по технической эксплуатации на двигатель.

Штатная технология консервации авиационных двигателей в составе самолета с прокруткой ротора высокого давления двигателя предусматривает использование установки типа А2115-0000, заправленной консервирующей жидкостью, которая с низким давлением порядка 2-3 кгс/см2 подается в топливную систему двигателя при закрытом пожарном кране самолета, с целью исключения попадания топлива из топливных баков самолета в топливную систему двигателя.

При этом осуществляется прокрутка ротора РВД двигателя от турбостартера с одновременной подачей сигналов по соответствующей циклограмме от самолетного блока АПД (автомата пуска двигателя) на исполнительные механизмы агрегатов топливной системы, для обеспечения попадания консервирующей жидкости во все полости агрегата За время прокрутки ротора РВД консервирующая жидкость прокачивается через все агрегаты топливной системы выдавливая остатки топлива наружу в емкости через сливные рукава, установленные на проставке агрегата ДЦН-78. Данная технология возможна только на двигателях установленных на самолете и не имеющих повреждения газовоздушного тракта.

Используемая в настоящее время установка А0327У-0000 обеспечивает внутреннюю консервацию агрегатов топливной системы двигателя без прокрутки от турбостартера как на самолете, так и вне его. Данная установка исключает применение штатной установки типа А2115-0000 так как в ней установлен маслобак соответствующего объема, а имеющийся плунжерный насос высокого давления, имитирующий работу насосов установленных на коробке двигательных агрегатов, обеспечивает необходимый уровень давлений в агрегаты топливной системы двигателя, для обеспечения высокого качества консервации.

Установленный в установке блок внешних сигналов (функционально аналогичен агрегату АПД) по соответствующей циклограмме обеспечивает подачу сигналов на исполнительные механизмы агрегатов топливной системы.

Похожие патенты RU2692131C1

название год авторы номер документа
Способ работы коробки двигательных агрегатов (КДА) двухвального двухконтурного турбореактивного двигателя (ТРД) и КДА, работающая этим способом; способ работы насоса-регулятора КДА ТРД и насос-регулятор, работающий этим способом; способ работы форсажного насоса КДА ТРД -и форсажный насос, работающий этим способом; способ работы суфлёра центробежного КДА ТРД и суфлёр центробежный, работающий этим способом 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Бибаева Анна Викторовна
  • Семенов Вадим Георгиевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Шишкова Ольга Владимировна
RU2630927C1
Способ работы коробки двигательных агрегатов (КДА) двухвального двухконтурного турбореактивного двигателя (ТРД); способ работы насоса плунжерного КДА ТРД и насос плунжерный, работающий этим способом; способ работы двигательного центробежного насоса КДА ТРД и двигательный центробежный насос, работающий этим способом; способ работы маслоагрегата КДА ТРД и маслоагрегат, работающий этим способом 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Семенов Вадим Георгиевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Бибаева Анна Викторовна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2630928C1
КОНСЕРВИРУЮЩАЯ СМЕСЬ И СПОСОБЫ ВНУТРЕННЕЙ КОНСЕРВАЦИИ И РАСКОНСЕРВАЦИИ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ДАННОЙ КОНСЕРВИРУЮЩЕЙ СМЕСЬЮ 1999
  • Комаров В.М.
RU2201474C2
Способ работы коробки двигательных агрегатов (КДА) турбореактивного двигателя (ТРД) и КДА, работающая этим способом (варианты), способ работы насоса форсажного КДА ТРД и насос форсажный, работающий этим способом 2017
  • Балуков Евгений Витальевич
  • Бибаева Анна Викторовна
  • Кондратов Александр Анатольевич
  • Семёнов Вадим Георгиевич
RU2656478C1
СПОСОБ ХРАНЕНИЯ В СОСТАВЕ САМОЛЕТА АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ЗАПОЛНЕННОЙ ТОПЛИВОМ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМОЙ 1999
  • Комаров В.М.
RU2198828C2
Единый механизм передачи крутящего момента агрегатам газотурбинного двигателя (варианты) 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Бибаева Анна Викторовна
  • Дёмина Любовь Ивановна
  • Куприк Виктор Викторович
  • Сембиева Роза Идиятулловна
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Турков Александр Борисович
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2642955C1
Коробка двигательных агрегатов (КДА) турбореактивного двигателя, узел КДА турбореактивного двигателя (варианты) 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Бибаева Анна Викторовна
  • Сембиева Роза Идиятулловна
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2635227C1
Способ работы маслоагрегата турбореактивного двигателя (ТРД) и маслоагрегат ТРД, работающий этим способом (варианты) 2017
  • Бибаева Анна Викторовна
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2656479C1
СПОСОБ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПО СОСТОЯНИЮ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Ерегин Владимир Васильевич
RU2318703C2
Коробка двигательных агрегатов (КДА) турбореактивного двигателя (ТРД), корпус КДА, главная коническая передача (ГКП) КДА, ведущее колесо ГКП КДА, ведомое колесо ГКП КДА, входной вал КДА 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Аманов Руслан Рамилевич
  • Бибаева Анна Викторовна
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2635125C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 692 131 C1

Реферат патента 2019 года Способ консервации авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к внутренней консервации авиационных газотурбинных двигателей. Способ внутренней консервации авиационных газотурбинных двигателей без прокрутки от турбостартера на снятом двигателе заключается в подаче и прокачивании масла в агрегаты двигателя под высоким давлением. В качестве устройства подачи масла в двигатель под высоким давлением используется электропривод. Электропривод монтируется на фланец (4) коробки двигательных агрегатов на место установки углового привода от коробки самолетных агрегатов. При этом предварительно демонтируется стопорное кольцо (5) и рессора (6) из коробки двигательных агрегатов для исключения зацепления с шестерней (1). Вращение от установленного электропривода передается на шестерни и на все агрегаты топливной автоматики с параметрами по частоте вращения от коробки самолетных агрегатов. Изобретение позволяет выполнить консервацию двигателя как на самолете, так и вне самолета. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 692 131 C1

Способ внутренней консервации авиационных газотурбинных двигателей без прокрутки от турбостартера на снятом двигателе, заключающийся в подаче и прокачивании масла через агрегаты двигателя под высоким давлением устройством, отличающийся тем, что в качестве устройства для осуществления подачи и прокачивания масла в агрегаты двигателя под высоким давлением используется электропривод, смонтированный на фланец коробки двигательных агрегатов на место установки углового привода от коробки самолетных агрегатов, предварительно демонтировав стопорное кольцо и рессору из коробки двигательных агрегатов для исключения зацепления с шестерней, передающей вращение на шестерню и далее на рессору, соединяющую коробку двигательных агрегатов с центральным приводом и ротором высокого давления двигателя, при этом вращение от установленного электропривода передается на все агрегаты топливной автоматики с параметрами по частоте вращения от коробки самолетных агрегатов, исключив при этом прокрутку ротора высокого давления, на двигателях, имеющих повреждения газовоздушного тракта, а также в случае заклинивания роторов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2692131C1

Устройство для изготовления труб общего назначения из различных пластмасс 1950
  • Оберман Д.Л.
  • Пясик И.Б.
  • Новиков В.Т.
SU92405A1
Ламповый генераратор 1940
  • Модель З.О.
SU62089A1
SU 1160678 A1, 27.01.1996
US 20160349762 A1, 01.12.2016
US 4059123 A1, 22.11.1977.

RU 2 692 131 C1

Авторы

Космынин Анатолий Васильевич

Даты

2019-06-21Публикация

2018-04-23Подача