Изобретение относится к длительному хранению двигателей, преимущественно авиационных, и может быть использовано в отраслях народного хозяйства, где применяются газотурбинные двигатели.
Проблема снижения затрат на техническое обслуживание авиационной техники в процессе ее эксплуатации и хранения, защиты окружающей среды от загрязнений отработанными горючесмазочными материалами и снижении времени подготовки к применению самолетов, находящихся на длительном хранении, является актуальной.
Известны консервирующие смеси для внутренней консервации авиационных двигателей, представляющие из себя консервационные масла типа МК-8, МС-8РК, трансформаторное (см. двухконтурный ТРД, инструкция по эксплуатации. М.: Машиностроение, 1977).
Недостатками известных консервационных масел являются низкие их характеристики горения, при сжигании которых в камере сгорания авиационного двигателя происходит образование нагара на форсунках, ухудшение распыла топлива и, как следствие, прогары сопловых лопаток турбины. Отмеченные недостатки известных консервационных масел не позволяют использовать их в качестве топлива на запуске авиационного двигателя, что приводит к необходимости слива топлива из внутренних полостей агрегатов и его утилизацию в процессе внутренней консервации двигателя и к существенному усложнению технологии внутренней его расконсервации.
Известен способ внутренней консервации авиационного двигателя консервационным маслом, включающий подготовку двигателя к внутренней консервации, закрытие перекрывного крана, слив керосина из топливных агрегатов и его утилизацию, проливку топливной системы консервационным маслом через штуцер консервации, продувку азотом системы кислородной подпитки, ложные запуски двигателя для консервирования внутренних полостей его топливной системы и холодную прокрутку для удаления из газовоздушного тракта излишков консервационного масла (см. Двухконтурный ТРДФМ, Инструкция по эксплуатации. М.: Машиностроение, 1997).
Известен способ внутренней расконсервации авиационного двигателя, законсервированного консервационным маслом, включающий его подготовку к внутренней расконсервации, закрытие перекрывного крана, слив консервационного масла из топливных агрегатов и его утилизацию, проливку топливной системы двигателя керосином, продувку азотом системы его кислородной подпитки, расконсервацию топливной системы с помощью ложных запусков и холодную прокрутку для удаления топлива из газовоздушного тракта (см. Двухконтурный ТРД ФМ, Инструкция по эксплуатации. М.: Машиностроение, 1977).
Недостатками известных способов внутренней консервации и расконсервации авиационного двигателя являются высокая стоимость технического обслуживания двигателя, необходимость слива и утилизации топлива при внутренней консервации и консервационного масла при внутренней расконсервации, приводящей к загрязнению окружающей среды горючесмазочными материалами и большое время подготовки самолета, находящегося на длительном хранении.
Технической задачей изобретения является устранение указанных недостатков известных консервационных масел и известных способов внутренней консервации и расконсервации авиационного двигателя путем использования консервирующей смеси с лучшими характеристиками горения, позволяющими использовать ее в качестве топлива на запуске авиационного двигателя и тем самым исключить слив и утилизацию топлива при внутренней консервации и консервационного масла при внутренней расконсервации и существенно упростить способ его внутренней расконсервации.
Поставленная задача достигается тем, что:
- консервирующая смесь для внутренней консервации авиационного двигателя при длительном хранении, содержащая консервационное масло, дополнительно содержит керосин при следующем соотношении компонентов, мас.%: консервационное масло - 15, керосин - 85;
- в способе внутренней консервации авиационного двигателя для длительного хранения, включающем подготовку двигателя к внутренней консервации, продувку азотом системы кислородной подпитки, подачу консервирующей смеси, ложные запуски двигателя и холодную прокрутку, после продувки азотом проводят земной запуск с подачей консервирующей смеси, содержащей, мас.%: консервационное масло - 15, керосин - 85;
- при этом ложные запуски осуществляют с 3-4 разовыми перемещениями ручки управления двигателем от упора "Малого газа" до "Полного форсажа" и обратно;
- в способе внутренней расконсервации авиационного двигателя после длительного хранения, включающем продувку азотом системы кислородной подпитки и холодную прокрутку двигателя;
- а после холодной прокрутки двигателя осуществляют земной запуск с использованием консервирующей смеси, содержащей, мас.%: консервационное масло - 15, керосин - 85.
В процессе внутренней консервации двигателя шланги, соединяющие консервационную установку со штуцером консервации, необходимо пролить консервирующей смесью до удаления из них свободного воздуха. Дополнительная подача консервирующей смеси через штуцера полостей слива, расположенные в верхних частях топливных агрегатов, может обеспечить более полную замену топлива в тупиковых полостях агрегатов, а значит повысить качество консервации их узлов и деталей. Для осуществления предложенного способа внутренней консервации двигателя используются средства наземного обслуживания, предназначенные для эксплуатации соответствующего типа самолета.
Предложенная консервирующая смесь на основе консервационного топлива имеет лучшие, в сравнении с известной консервирующей смесью на основе консервационного масла, характеристики горения, позволяющие использовать ее в качестве топлива при работе двигателя на режиме земного запуска, и в связи с этим исключить из способов внутренней консервации и расконсервации двигателя следующие технологические операции:
при консервации - слив керосина из топливных агрегатов и его утилизацию, так как указанный керосин будет сжигаться в камере сгорания при земном запуске двигателя;
при расконсервации - подготовку двигателя к внутренней расконсервации, закрытие перекрывного крана, слив консервационного масла из внутренних полостей топливных агрегатов и его утилизацию, проливку топливной системы керосином с его утилизацией, так как используемая консервирующая смесь будет сжигаться в камере сгорания в процессе земного запуска двигателя.
Следовательно, предложенная консервирующая смесь на основе авиационного топлива и способы внутренней консервации и расконсервации авиационного двигателя существенно повышают его эксплуатационную технологичность и культуру технического обслуживания, так как исключают необходимость технологического слива и утилизации отработанных горючесмазочных материалов, что снижает загрязнение окружающей среды отработанными горюче- смазочными материалами и сокращает более чем в 10 раз время подготовки двигателя к применению после длительного хранения.
Для исключения выделения из консервирующей смеси воздуха и воды в свободном состоянии при воздействии больших перепадов температур окружающей среды, достигающие в экстремальных случаях 80oС, хранить законсервированные двигатели целесообразно с открытым перекрывным краном, соединяющим топливный бак самолета с внутренними полостями агрегатов, поддерживая в последних постоянное давление при хранении двигателя.
Использование предложенного технического решения повысит надежность топливной системы авиационного двигателя и ее долговечность, а замена консервационного масла на предложенную консервирующую смесь только при одной внутренней консервации всего парка эксплуатируемых двигателей даст экономию более 8 млн.руб.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ХРАНЕНИЯ В СОСТАВЕ САМОЛЕТА АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С ЗАПОЛНЕННОЙ ТОПЛИВОМ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМОЙ | 1999 |
|
RU2198828C2 |
ДРЕНАЖНАЯ СИСТЕМА АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2190109C2 |
Способ консервации авиационных газотурбинных двигателей | 2018 |
|
RU2692131C1 |
СПОСОБ КОНСЕРВАЦИИ ТОПЛИВОРЕГУЛИРУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ | 1981 |
|
RU2067680C1 |
Защитная смазочная композиция | 2021 |
|
RU2779026C1 |
СПОСОБ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПО СОСТОЯНИЮ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2318703C2 |
Способ консервации дизельного двигателя внутреннего сгорания | 2021 |
|
RU2778398C1 |
Способ консервации двигателя внутреннего сгорания с мокрым картером | 1982 |
|
SU1126631A1 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПИТАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ НАЗЕМНОЙ АЭРОДРОМНОЙ УСТАНОВКИ | 1970 |
|
SU277561A1 |
Способ промывки цилиндров при консервации двигателей внутреннего сгорания | 2023 |
|
RU2814741C1 |
Изобретение относится к длительному хранению двигателей, преимущественно авиационных, и может быть использовано в отраслях народного хозяйства, где применяются газотурбинные двигатели. Консервирующая смесь содержит консервационное масло и керосин при следующем соотношении компонентов, мас.%: консервационное масло - 15, керосин - 85. Способ внутренней консервации авиационного двигателя включает подготовку двигателя к внутренней консервации, продувку азотом системы кислородной подпитки, подачу консервирующей смеси, ложные запуски двигателя и холодную прокрутку, при этом после продувки азотом проводят земной запуск с подачей консервирующей смеси. Способ внутренней расконсервации авиационного двигателя после длительного хранения включает продувку азотом системы кислородной подпитки, холодную прокрутку двигателя и земной запуск с использованием консервирующей смеси. Технический результат: снижение стоимости, технического обслуживания двигателя, отсутствие слива и утилизации топлива, упрощение способов консервации и расконсервации авиационного двигателя. 3 с. и 1 з.п. ф-лы.
Двухконтурный ТРД ФМ | |||
Инструкция по эксплуатации | |||
- М.: Машиностроение, 1977, с.174-176, 179-182 | |||
КОНСЕРВАНТ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЗАБОЙНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В ПЕРИОД ХРАНЕНИЯ | 1997 |
|
RU2121524C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ РЕЗЬБОВЫХ ДЕТАЛЕЙ ОТ КОРРОЗИИ | 1992 |
|
RU2048608C1 |
Установка для холодной ломки проката | 1973 |
|
SU479572A1 |
Авторы
Даты
2003-03-27—Публикация
1999-01-29—Подача