УЗЕЛ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2019 года по МПК F16C27/00 F02C7/06 F16C33/66 

Описание патента на изобретение RU2692511C1

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и энергетического машиностроения, преимущественно к системам смазки и охлаждения подшипниковых опор газотурбинных двигателей и может быть использована для увеличения эффективности смазки и охлаждения подшипников, например, высокотемпературных авиационных газотурбинных двигателей, где применение охлаждения масло-воздушной смесью не представляется возможным, вследствие специфичных условий работы, таких как работа, в агрессивной газовой среде или применение в спецтехнике, где не допускается попадание масла в проточную полость.

Известен узел опоры газотурбинного двигателя (патент РФ №172603 МПК F16C 27/00, опубл. 14.07.2017) содержащий корпус, шарикоподшипник с наружным и внутренним кольцами, при этом с обоих торцов шарикоподшипника образованы полости, содержащие смазку, в одной из полостей расположено графитовое кольцо, которое с одной торцевой стороны сопряжено при помощи осевой пружины и направляющего штифта с крышкой, размещенной в корпусе опоры, а с другой стороны упирается в выступ втулки, установленной на валу. Недостатками известной конструкции является то, что невозможно подобрать требуемую скорость износа графитового кольца, вследствие нестабильности шероховатости. При этом, надежность подвода смазки резко снижается в течение требуемого ресурса. Продукты износа из зоны трения не удаляются.

Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретения, является обеспечение надежной работы опоры газотурбинного двигателя и, следовательно, всего двигателя, работающего в специфичных условиях в течение длительного времени, путем обеспечения стабильных условий смазки и охлаждения подшипника, за счет создания и циркуляции пылевого графитового облака по изолированной траектории вокруг подшипника.

Дополнительным техническим решением является дросселирование потока графитовой пылевой смеси на входе в подшипник.

Технический результат достигается тем, что в узле опоры газотурбинного двигателя, содержащем корпус, шарикоподшипник с наружным и внутренним кольцами, установленный на полом валу ротора, в стенках которого выполнены отверстия, при этом торцевые поверхности внутреннего кольца сопряжены с втулками, также установленные на полом валу ротора, а с обоих торцов шарикоподшипника, при помощи крышки и стенок корпуса, образованы входная и выходная полости, содержащие графитовую смазку, в отличие от известного в стенке крышки выполнены специальные отверстия для восполнения графитом воздушно - графитовой смеси и продувки полостей, в стенках корпуса шарикоподшипника выполнены пазы для прохождения охлаждающего воздуха, во входной полости на входе в подшипник расположена диафрагма, содержащая элемент организации, дросселирования и охлаждения пылевого графитового облака, а в выходной полости на выходе из подшипника расположен элемент для создания и циркуляции пылевого графитового облака и охлаждения воздуха на входе в подшипник, при этом во входной полости между втулкой и корпусом и в выходной полости между втулкой и крышкой установлены с зазорами комбинированные уплотнения для стравливания излишков воздуха. Элемент для создания и циркуляции пылевого графитового облака и охлаждения воздуха на входе в подшипник выполнен в виде импеллера с профилированными лопатками. Элемент организации, охлаждения и дросселирования пылевого графитового облака выполнен в виде отверстий.

Заявленное решение поясняется чертежами, на которых изображено:

фиг. 1 - конструкция узла опоры вала ГТД в разрезе;

фиг. 2 - конструкция узла опоры вала ГТД в разрезе с указанием направления циркуляции пылевого графитового облака вокруг подшипника;

фиг. 3 - вид А;

фиг. 4 - вид Б;

фиг. 5 - конструкция узла опоры вала ГТД в разрезе с указанием направления охлаждающего потока воздуха, направленного на охлаждение внутреннего кольца подшипника;

фиг. 6 - конструкция узла опоры вала ГТД в разрезе с указанием направления охлаждающего потока воздуха, направленного на охлаждение внешнего кольца подшипника.

Узел опоры газотурбинного двигателя (фиг. 1) содержит корпус 1, шарикоподшипник 2 с наружным 3 и внутренним 4 кольцами, установленный на полом валу 5 ротора, в стенках которого выполнены отверстия 6, необходимые для обеспечения охлаждения его внутреннего кольца 4. Торцевые поверхности внутреннего кольца сопряжены с втулками 7 и 8, также установленные на полом валу 5 ротора, а с обоих торцов шарикоподшипника, при помощи крышки 9 и стенок корпуса, образованы входная 10 и выходная 11 полости, содержащие графитовую смазку. В выходной полости 11 расположен импеллер 12, который необходим для обеспечения циркуляции пылевого графитового облака и создания зоны локального разряжения воздуха перед подшипником 2. Во входной полости 10 расположена диафрагма 13 с выполненными отверстиями 14 и 15, необходимые для организации, охлаждения и дросселирования пылевого графитового облака. В полостях 10 и 11 установлены уплотнения вращающего вала комбинированного типа, включающее в себя импеллерные уплотнения 16 и 17, препятствующие расходованию графитового порошка в подшипниковой опоре, и маслосгонную резьбу 18. Для эффективной работы данной схемы, импеллерные уплотнения 16 и 17 должны быть идентичны. В корпусе подшипника 1 выполнены пазы 19, для прохождения графитовой смеси над верхним кольцом 3 подшипника. К корпусу 1 присоединена крышка 9 с коллектором трубопроводов 20 для прохода охлаждающего воздуха над верхним кольцом подшипника 3 и над пазами 19. В крышке подшипника 9 располагаются два отверстия с присоединенными трубопроводами 21, необходимые для восполнения в ходе работы и полной замены графитового порошка, а также для продувки полостей.

Узел опоры газотурбинного двигателя работает следующим образом.

Перед началом работы в полость 11 за подшипником 2 через отверстия 21 в стенке крышки 9 подается графитовый порошок. Далее, при увеличении частоты вращения вала 5 начинает вращаться импеллер 12, который создает в полости 11 пылевое графитовое облако, а также уплотнения импеллерного типа 16 и 17, которые удерживают графитовое облако во внутренней замкнутой полости вокруг подшипника 2. При работе, пылевое графитовое облако через пазы 19 в корпусе 1 подшипника 2 попадает через профилируемые отверстия 15 в диафрагме 13 в полость 10 на входе в подшипник 2. Далее, графитовая смесь проходит через дросселирующие отверстия 14 в диафрагме 13, где поток воздушно-графитовой смеси достигает максимального снижения температуры за счет специально подобранного диаметра дросселирующих отверстий, поступает в подшипник 2 и обратно в полость 11, тем самым создается непрерывная циркуляции пылевого графитового облака, при помощи которого, происходит смазка, удаление продуктов износа и эффективное охлаждение подшипника 2 опоры газотурбинного двигателя, работающего в специфических условиях, где применение масляной системы охлаждения невозможно. Количество графита, подаваемого в полость 11 за подшипником 2 рассчитывается из условий эксплуатации двигателя. Перед началом последующего цикла, полости 10 и 11 продуваются через специальные отверстия 12, выполненные в стенке 9, после чего восполняют запас графита через те же отверстия 21. При необходимости, восполнение графитовой массы и продувка возможны и в работе газотурбинного двигателя.

В результате, при работе газотурбинного двигателя в узел опоры осуществляется непрерывный подвод, непосредственно в зону трения, графитового порошка и охлаждение потока воздуха, проходящего через подшипник. На выходе из подшипника установлен импеллер, который обеспечивает циркуляцию пылевого графитового облака и создает разряжение воздуха в зоне установки подшипника. На корпусе подшипника выполнены пазы для прохождения графитовой смеси над верхним кольцом подшипника. В диафрагме выполнены дроссельные отверстия для организации дросселирования и охлаждения потока воздушно-графитовой пыли на входе в подшипник. Восполнение графитового порошка и продувка полостей при замене графитового порошка осуществляется через коллектор трубопроводов. Уплотнение вращающего вала комбинированного типа, включающее в себя импеллерные уплотнения, которые препятствует расходованию графитового порошка в подшипниковой опоре, выполняя роль пылезащитного устройства.

Таким образом, предложенная конструкция узла опоры газотурбинного двигателя обеспечивает возможность эффективной смазки и охлаждения подшипника опоры газотурбинного двигателя, позволяет уменьшить тепловыделения в рабочих зонах подшипника, что снижает теплонапряженность опоры газотурбинного двигателя в результате равномерного задросселированного подвода пылевого графитового облака к подшипнику и циркуляции пылевого графитового облака по замкнутому контуру без потерь. Изобретение обеспечивает многорежимность работы узла опоры ротора двигателя в условиях высоких температур окружающих деталей в специфичных условиях, где применение масляной смазки не предоставляется возможным.

Похожие патенты RU2692511C1

название год авторы номер документа
УЗЕЛ МЕЖВАЛЬНОЙ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Колобов Геннадий Иванович
  • Критский Василий Юрьевич
RU2303148C1
Газодинамическое уплотнение опоры ротора газотурбинного двигателя 2019
  • Вовк Михаил Юрьевич
  • Кулалаев Виктор Валентинович
  • Марчуков Евгений Ювинальевич
RU2720057C1
Опора вала ротора компрессора низкого давления газотурбинного двигателя (варианты), корпус опоры вала ротора и корпус шарикоподшипника опоры вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2614020C1
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА ТУРБИНЫ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ДВУХВАЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Колобов Геннадий Иванович
  • Критский Василий Юрьевич
RU2312997C2
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1999
  • Иванов В.В.
  • Кузнецов В.А.
RU2153611C1
РОТОРНО-ЛОПАТОЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2009
  • Хакимов Виктор Алексеевич
RU2413853C1
Опора вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя (варианты), каскад уплотнений опоры вала ротора, узел опоры вала ротора, контактная втулка браслетного уплотнения вала ротора, маслоотражательное кольцо вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Багаутдинов Аняс Мухаммедович
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2614017C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Генералов Николай Петрович
RU2463464C1
Опора вала ротора компрессора низкого давления турбореактивного двигателя (варианты), цилиндрическая составляющая вала ротора, внешний стяжной элемент вала ротора 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Кулагин Владимир Николаевич
  • Сахибгареев Альфред Галеевич
  • Тарвердян Феликс Леникович
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614018C1
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПРИВОД С ПЕРЕДНЕЙ ОПОРОЙ КОМПРЕССОРА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2023
  • Хасанов Рафис Зафарович
  • Тайсин Александр Сергеевич
RU2812551C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 692 511 C1

Реферат патента 2019 года УЗЕЛ ОПОРЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и энергетического машиностроения, преимущественно к системам смазки и охлаждения подшипниковых опор газотурбинных двигателей, и может быть использовано для увеличения эффективности смазки и охлаждения подшипников, например, высокотемпературных авиационных газотурбинных двигателей, где применение охлаждения масловоздушной смесью не представляется возможным, вследствие специфичных условий работы, таких как работа в агрессивной газовой среде или применение в спецтехнике, где не допускается попадание масла в проточную полость. Узел опоры газотурбинного двигателя содержит корпус, шарикоподшипник с наружным и внутренним кольцами, установленный на полом валу ротора, в стенках которого выполнены отверстия, при этом торцевые поверхности внутреннего кольца сопряжены с втулками, также установленными на полом валу ротора. С обоих торцов шарикоподшипника, при помощи крышки и стенок корпуса, образованы входная и выходная полости, содержащие графитовую смазку, в отличие от известного в стенке крышки выполнены специальные отверстия для восполнения графитом воздушно-графитовой смеси и продувки полостей, в стенках корпуса шарикоподшипника выполнены пазы для прохождения охлаждающего воздуха. Во входной полости на входе в подшипник расположена диафрагма, содержащая элемент организации, дросселирования и охлаждения пылевого графитового облака, а в выходной полости на выходе из подшипника расположен элемент для создания и циркуляции пылевого графитового облака и охлаждения воздуха на входе в подшипник. При этом во входной полости между втулкой и корпусом и в выходной полости между втулкой и крышкой установлены с зазорами комбинированные уплотнения для стравливания излишков воздуха. Элемент для создания и циркуляции пылевого графитового облака и охлаждения воздуха на входе в подшипник выполнен в виде импеллера с профилированными лопатками. Элемент организации, охлаждения и дросселирования пылевого графитового облака выполнен в виде отверстий. Технический результат: обеспечение надежной работы опоры газотурбинного двигателя и, следовательно, всего двигателя, работающего в специфичных условиях в течение длительного времени, путем обеспечения стабильных условий смазки и охлаждения подшипника, за счет создания и циркуляции пылевого графитового облака по изолированной траектории вокруг подшипника. Дополнительным техническим решением является дросселирование потока графитовой пылевой смеси на входе в подшипник. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 692 511 C1

1. Узел опоры газотурбинного двигателя, содержащий корпус, шарикоподшипник с наружным и внутренним кольцами, установленный на полом валу ротора, в стенках которого выполнены отверстия, при этом торцевые поверхности внутреннего кольца сопряжены с втулками, также установленными на полом валу ротора, а с обоих торцов шарикоподшипника, при помощи крышки и стенок корпуса, образованы входная и выходная полости, содержащие графитовую смазку, отличающийся тем, что в стенке крышки выполнены специальные отверстия для восполнения графитом воздушно-графитовой смеси и продувки полостей, в стенках корпуса шарикоподшипника выполнены пазы для прохождения охлаждающего воздуха, во входной полости на входе в подшипник расположена диафрагма, содержащая элемент организации, охлаждения и дросселирования пылевого графитового облака, а в выходной полости на выходе из подшипника расположен элемент для создания и циркуляции пылевого графитового облака и охлаждения воздуха на входе в подшипник, при этом во входной полости между втулкой и корпусом и в выходной полости между втулкой и крышкой установлены с зазорами комбинированные уплотнения для стравливания излишков воздуха.

2. Узел опоры газотурбинного двигателя по п. 1, отличающийся тем, что элемент для создания и циркуляции пылевого графитового облака и охлаждения воздуха на входе в подшипник выполнен в виде импеллера с профилированными лопатками.

3. Узел опоры газотурбинного двигателя по п. 1, отличающийся тем, что элемент организации, охлаждения и дросселирования пылевого графитового облака выполнен в виде отверстий.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2692511C1

0
SU172603A1
ПЕРЕНОСНЫЙ СТАНОК ДЛЯ РАСТОЧКИ ГОРЛОВИН 0
SU177740A1
ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2383790C1
Препарат - настойка аралии маньчжурской 1959
  • Алешкина Л.А.
  • Губина Г.П.
  • Трутнева Е.А.
  • Турова А.Д.
  • Шретер А.И.
SU126056A1
Светочувствительная композиция 1981
  • Либерзон Розалия Михайловна
  • Иванова Тамара Васильевна
  • Золин Владимир Михайлович
  • Зубков Александр Владимирович
  • Дмитриева Нинель Дмитриевна
SU991356A1

RU 2 692 511 C1

Авторы

Никифоров Владимир Анатольевич

Холманова Марина Александровна

Даты

2019-06-25Публикация

2018-07-16Подача