УСТРОЙСТВО АВТОНОМНОГО ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ Российский патент 2019 года по МПК F03D9/11 H02S10/12 H02J15/00 

Описание патента на изобретение RU2692866C1

Изобретение относится к области электротехники и энергетики, в частности к автономным системам электроснабжения переменным током, при использовании энергии ветра и солнца и может быть использовано для электропитания удаленных от электрических сетей объектов, например, объектов минерально-сырьевого комплекса

Известна система бесперебойного энергоснабжения (патент №78012 опубл. 24.03.2008), содержащая источники электроэнергии, в том числе, по меньшей мере, один возобновляемый - солнечную батарею, генератор электроэнергии, двигатель внутреннего сгорания с устройством подачи топлива, аккумуляторные батареи, инвертор напряжения накопленной энергии, силовой коммутатор, нагрузку, блок управления, отличающаяся тем, что подключение каждого возобновляемого источника электроэнергии к аккумуляторной батарее осуществлено через конвертор напряжений, связанный с блоком управления, а аккумуляторные батареи подключены через инвертор к силовому коммутатору, а последний через стабилизатор - к электросети; устройство подачи топлива - двигатель внутреннего сгорания - генератор переменного тока образуют цепь резервного питания, вход которой подключен к блоку управления, а выход - через силовой коммутатор - к нагрузке; в качестве второго возобновляемого источник электроэнергии использован ветроэлектрогенератор.

Недостатком устройства является резервирование источника электроэнергии с помощью генератора, приводимого в действие с помощью двигателя внутреннего сгорания, который создает броски тока при запуске на входе аккумуляторов или нагрузки, что снижает срок службы аккумуляторов, снижает качество выдаваемой электроэнергии, а также снижает возможности автономности установки. Двигатель внутреннего сгорания должен быть обеспечен также горюче-смазочными материалами, которые расходуются в процессе эксплуатации системы и требуют возобновления запасов. Так дизельный генератор мощность 25 кВт расходует 10-12 литров топлива в час, что составляет около 240 литров в сутки. С учетом необходимых запасов топлива автономность подобной системы может составлять максимум несколько суток, после чего потребуется вновь доставлять топливо, переливать его в накопительные цистерны, что невозможно без участия человека. Дизель-генератор расходует также масло, охлаждающую жидкость и требует периодической замены фильтров. Автономной такую систему назвать невозможно. Также, работа двигателя внутреннего сгорания приводит к появлению выхлопа и неизбежных утечек горюче-смазочных материалов, что снижает экологичность системы. Известную систему нельзя ставить, например, в охраняемых заповедниках. Наличие шума от работы двигателя также ограничивает эксплуатационные возможности известной системы.

Известна ветроэлектрическая установка БРИЗ 5000 комплекс «Бриз-Дизель» (Техническая документация http://teploplen.com/veter.html).

Комплекс состоит из ветрогенератора "Бриз 5000", устройства контроля заряда с балластным сопротивлением и эл. тормозом, комплекта аккумуляторов 8 штук, инвертора, дизель-генератора и блока автоматики дизель-генератора. Установка предназначена для электроснабжения объектов, расположенных в зонах со слабыми или непостоянными ветрами -от 3 м/с.Может работать и как дополнение к уже имеющейся электрической сети.

Недостатком устройства является резервирование источника электроэнергии с помощью генератора, приводимого в действие с помощью двигателя внутреннего сгорания, который создает броски тока при запуске на входе аккумуляторов или нагрузки, что снижает срок службы аккумуляторов, снижает качество выдаваемой электроэнергии, а также снижает возможности автономности установки. Двигатель внутреннего сгорания должен быть обеспечен также горюче-смазочными материалами, которые расходуются в процессе эксплуатации системы и требуют возобновления запасов. Работа двигателя внутреннего сгорания приводит к появлению выхлопа и неизбежных утечек горюче-смазочных материалов, что снижает экологичность системы. Известную систему нельзя ставить, например, в охраняемых заповедниках. Наличие шума от работы двигателя также ограничивает эксплуатационные возможности известной системы. Также постоянно изменяющийся ток заряда АКБ, а также импульсные токи при порывистом ветре ведут к ускоренному износу аккумуляторов. В связи с особенностями переходных процессов, происходящих в аккумуляторах, в частности, за счет плавности изменения ЭДС на электродах и высокого внутреннего сопротивления, АКБ не могут накопить импульсные заряды, а так же выдать высокий выходной ток в начальный момент из-за падения напряжения.

Известна автономная система бесперебойного электроснабжения (патент RU №2262790, опубл. 20.10.2005), использующая возобновляемый источник энергии, содержащая, по крайней мере, одну ветротурбину переменной скорости вращения, жестко связанную с генератором переменного тока, вспомогательный электрический потребитель, выполненный в виде аккумуляторной батареи, соединенный с генератором переменного тока устройством регулирования мощности, дизель, механически связанный с синхронным генератором, образующие дизель-генераторную установку, отличающаяся тем, что в системе сформировано два независимых источника электроснабжения, соединенных между собой блоком переключения, функцию одного из них выполняет дизель-генераторная установка, снабженная системой автоматического регулирования активной мощности, функцию другого - синхронный компенсатор с устройством разгона и системой автоматического регулирования скорости, аккумуляторная батарея, соединенная с синхронным компенсатором посредством двухкомплектного реверсивного тиристорного преобразователя постоянного тока, который при превышении мощности ветротурбины над мощностью нагрузки управляется в системе автоматической стабилизации скорости синхронного компенсатора, а в режиме, когда мощность ветротурбины меньше мощности нагрузки и аккумуляторная батарея разряжена, - в системе стабилизации активной мощности дизель-генераторной установки; функцию генератора переменного тока выполняет многоскоростная асинхронная машина, управляемая блоком выбора режима, задающего его рабочую скорость в функции активной мощности.

Недостатком устройства является резервирование источника электроэнергии с помощью генератора, приводимого в действие с помощью двигателя внутреннего сгорания, который создает броски тока при запуске на входе аккумуляторов или нагрузки, что снижает срок службы аккумуляторов, снижает качество выдаваемой электроэнергии, а также снижает возможности автономности установки. Двигатель внутреннего сгорания должен быть обеспечен также горюче-смазочными материалами, которые расходуются в процессе эксплуатации системы и требуют возобновления запасов. Так дизельный генератор мощность 25 кВт расходует 10-12 литров топлива в час, что составляет около 240 литров в сутки. С учетом необходимых запасов топлива автономность подобной системы может составлять максимум несколько суток, после чего потребуется вновь доставлять топливо, переливать его в накопительные цистерны, что невозможно без участия человека. А использование многоскоростного асинхронного генератора ведет к увеличению массогабаритных характеристик ветрогенератора, что ведет к усложнению конструкции опоры-мачты, а также структуры управления, что в свою очередь уменьшает надежность системы и увеличение стоимости системы. Также сложность всей системы, содержащей 4 электрических машины, 2 преобразователя частоты, сложность механической части системы, системы управления и силовой части ведут к увеличению общей массы и размеров установки, стоимости изготовления и обслуживания.

Известна мобильная система автономного электропитания (патент RU №2452637, опубл. 10.06.2012) принятая за прототип, содержащая ветрогенератор, преобразователь солнечной энергии в электрическую, аккумуляторные батареи, выходы которых через инвертор напряжения и распределительное устройство подключены к нагрузке, узел управления, узел радиоканала с антенной связи, подключенный к узлу управления и удаленный центральный пункт управления. Входы-выходы управления узла управления подключены к соответствующим входам-выходам управления инвертора и распределительного устройства. Аккумуляторные батареи содержат, по меньшей мере, три секции. Ветрогенератор и преобразователь солнечной энергии в электрическую соединены с секциями аккумуляторных батарей через блок заряда аккумуляторных батарей, вход управления которого подключен к выходу узла управления. Корпус системы выполнен в виде установленного на колесном шасси вагончика, при этом колесное шасси снабжено крепежными элементами для транспортировки вагончика по воздуху. Колесное шасси снабжено также прицепным узлом для крепления к тягачу. В транспортном состоянии системы ветрогенератор находится внутри вагончика, а в развернутом состоянии закреплен в торцевой части вагончика или на крыше.

Недостатком известного решения является то, что постоянно изменяющийся ток заряда АКБ за счет прямого подключение через выпрямитель к ветрогенератору и преобразователю солнечной энергии, а также импульсные токи при порывистом ветре ведут к ускоренному износу аккумуляторов. В связи с особенностями переходных процессов, происходящих в аккумуляторах, в частности, за счет плавности изменения ЭДС на электродах и высокого внутреннего сопротивления, АКБ не могут накопить импульсные заряды, а также выдать высокий выходной ток в начальный момент из-за падения напряжения.

Техническим результатом является увеличение срока службы аккумуляторов, заряжаемых от источников непостоянного напряжения, повышение использования вырабатываемой источниками энергии и расширение эксплуатационных возможностей за счет обеспечения автономности работы длительное время и увеличенного ресурса работы устройства.

Технический результат достигается тем, что дополнительно введены блок заряда суперконденсаторов и блок суперконденсаторов, при этом блок заряда суперконденсаторов подключен входом параллельно блоку заряда аккумуляторных батарей к ветрогенератору и преобразователю солнечной энергии в электрическую, а выходом соединен со входом блока суперконденсаторов, выход которого соединен с входом блока заряда аккумуляторных батарей.

Устройство автономного электропитания поясняется следующей фигурой:

фиг. 1 - структурная схема установки, где:

1- ветрогенератор;

2 - солнечные батареи;

3 - аккумуляторные батареи (АКБ);

4 - инвертор напряжения;

5 - распределительное устройство;

6 - узел управления;

7 - блок заряда АКБ;

8 - блок заряда суперконденсаторов;

9 - блок суперконденсаторов.

Устройство автономного электропитания содержит ветрогенератор 1 и солнечные батареи 2, которые преобразовывают солнечную энергию в электрическую, выходы которых подключены ко входу блок заряда АКБ 7 и параллельно ко входу блока заряда суперконденсаторов 8, выход блока заряда АКБ 7 соединен со входом аккумуляторных батарей (АКБ) 3, а выход блока заряда суперконденсаторов 8 соединен со входом блока суперконденсаторов 9, выходы аккумуляторных батарей (АКБ) 3 соединены со входом инвертора напряжения 4, выход блока суперконденсаторов 9, соединен с входом блока заряда АКБ 7, выходы которого подключены ко входу АКБ 3 и инвертора напряжения 4. Выход инвертора напряжения 4 соединен со входом распределительного устройства 5, которое имеет клеммы подключения нагрузки. Узел управления 6 соединен входами и выходами с блоком заряда АКБ 7 и блоком заряда суперконденсаторов 8, а также с инвертором напряжения 4 и распределительным устройством 5.

При появлении ветра и/или солнечного света, ветер начинает вращать ветроколесо ветрогенератора 1, соединенное с валом генератора на постоянных магнитах, который вырабатывает напряжение, параллельно с ним преобразователь солнечной энергии 2 вырабатывает напряжение, при попадании на него солнечного света. Напряжение подается на вход блока заряда АКБ 7 и блока заряда суперконденсаторов 8. Момент появления напряжения на входах блоков заряда регистрируется узлом управления 6 и подает сигнал на заряд блока суперконденсаторов 9. После полного заряда блока суперконденсаторов 9, узел управления 6 подает сигнал на заряд АКБ 3. Когда узел управления 6 регистрирует отсутствие напряжения на входе

блока заряда суперконденсаторов 8 от генерирующих элементов 1 и 2, он подает сигнал на блок заряда АКБ 7 на подачу напряжения через вход блока 7 с выхода блока суперконденсаторов 9 для зарядки АКБ 3. Постоянное напряжение с выхода АКБ 3 и/или блока заряда АКБ 7 подается на выход инвертора напряжения 4, в котором преобразуется в переменное напряжение и с выхода инвертора напряжения 4 подается на вход распределительного устройства 5. При резком повышении потребления тока нагрузкой, например, в моменты пуска оборудования, для компенсации просадки напряжения на выходе инвертора напряжения 4, потребляется энергия, запасенная на обкладках суперконденсаторов блока суперконденсаторов 9, путем подачи напряжения с выхода блока 9 на вход блока АКБ 7.

Преимущества использования устройства, основанного на гибридном блоке накопителя энергии, состоящего из АКБ и суперконденсаторов, состоит в том, что оно позволяет повысить ресурс и время работы АКБ и повысить использования вырабатываемой генерирующими элементами энергии.

Похожие патенты RU2692866C1

название год авторы номер документа
МОБИЛЬНАЯ СИСТЕМА АВТОНОМНОГО ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ 2010
  • Тупиков Николай Григорьевич
  • Федяинов Владимир Николаевич
RU2452637C1
СИСТЕМА АВТОНОМНОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ С КОМБИНИРОВАННЫМ НАКОПИТЕЛЕМ ЭНЕРГИИ 2019
  • Масолов Владимир Геннадьевич
  • Масолов Николай Владимирович
  • Муравлев Алексей Игоревич
  • Обухов Сергей Геннадьевич
RU2726735C1
Устройство управления энергоснабжением для жилых домов, коммерческих и промышленных объектов с использованием сетевых, вспомогательных и возобновляемых источников электрической энергии и их комбинаций и способ интеллектуального управления подключением источников электроэнергии 2018
  • Ероховец Михаил Валерьевич
RU2692083C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ АВТОНОМНОЙ КОНТЕЙНЕРНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЕЙ И СИСТЕМА ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Батраков Глеб Викторович
RU2598864C1
СИСТЕМА БЕСПЕРЕБОЙНОГО ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ 2013
  • Козлов Сергей Федорович
RU2524355C1
Способ управления гибридной электростанцией 2021
  • Дарьенков Андрей Борисович
  • Слузов Антон Павлович
RU2773234C1
Объединенная система пуска и сглаживания графиков нагрузок автономных газопоршневых и дизель-генераторных установок с использованием аккумуляторных батарей большой мощности 2020
  • Бахтеев Камиль Равилевич
  • Федотов Александр Иванович
  • Мисбахов Ринат Шаукатович
RU2736272C1
Объединенная система пуска и сглаживания графиков нагрузок группы автономных газопоршневых и дизель-генераторных установок с использованием аккумуляторных батарей большой мощности 2020
  • Бахтеев Камиль Равилевич
  • Мисбахов Ринат Шаукатович
  • Федотов Александр Иванович
RU2738159C1
ВЕТРОДИЗЕЛЬНАЯ СИСТЕМА АВТОНОМНОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ 2015
  • Артюхов Иван Иванович
  • Степанов Сергей Федорович
  • Ербаев Ербол Тулегенович
  • Молот Светлана Викторовна
RU2588613C1
Защищенная от внешних воздействий энергоустановка автономного электроснабжения 2021
  • Бобрышев Андрей Владимирович
  • Никитенко Геннадий Владимирович
  • Коноплев Евгений Викторович
  • Коноплев Павел Викторович
  • Пермяков Анатолий Викторович
RU2773678C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 692 866 C1

Реферат патента 2019 года УСТРОЙСТВО АВТОНОМНОГО ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ

Изобретение относится к области электротехники и энергетики. Устройство автономного электропитания содержит ветрогенератор, преобразователь солнечной энергии в электрическую, блок заряда аккумуляторных батарей, аккумуляторные батареи, выходы которых присоединены через инвертор напряжения и распределительное устройство к нагрузке, и узел управления, при этом дополнительно введены блок заряда суперконденсаторов и блок суперконденсаторов, при этом блок заряда суперконденсаторов подключен входом параллельно блоку заряда аккумуляторных батарей к ветрогенератору и преобразователю солнечной энергии в электрическую, а выходом соединен с входом блока суперконденсаторов, выход которого соединен с входом блока заряда аккумуляторных батарей. Изобретение направлено на увеличение срока службы аккумуляторов, повышение использования вырабатываемой источниками энергии. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 692 866 C1

Устройство автономного электропитания, содержащее ветрогенератор, преобразователь солнечной энергии в электрическую, блок заряда аккумуляторных батарей, аккумуляторные батареи, выходы которых соединены через инвертор напряжения и распределительное устройство к нагрузке, и узел управления, отличающееся тем, что дополнительно введены блок заряда суперконденсаторов и блок суперконденсаторов, при этом блок заряда суперконденсаторов подключен входом параллельно блоку заряда аккумуляторных батарей к ветрогенератору и преобразователю солнечной энергии в электрическую, а выходом соединен с входом блока суперконденсаторов, выход которого соединен с входом блока заряда аккумуляторных батарей.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2692866C1

Зажимное приспособление (неволька) для соединения каната лебедки с кабелем, спускаемым по стволу шахты 1955
  • Ахметзянов Ф.Т.
SU106054A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ МНОГОТОЧЕЧНОГО ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ 0
SU168497A1
Способ и устройство для очистки пара в барабанных парогенераторах 1938
  • Блинов К.А.
  • Сухарев Е.И.
SU56084A1
Инструмент с шарнирно-подпружиненным креплением режущего элемента к державке 1958
  • Ильин П.П.
SU121646A1
Пневматический податчик перфоратора 1959
  • Алексеев В.А.
SU128412A1
CN 1966975 A, 23.05.2007
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА КОНСЕРВОВ "ДЕРЕВЕНСКИЙ СУП" СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Квасенков Олег Иванович
RU2306001C1

RU 2 692 866 C1

Авторы

Жданкин Егор Викторович

Устинов Денис Анатольевич

Бельский Анатолий Алексеевич

Даты

2019-06-28Публикация

2018-06-08Подача