Изобретение относится к области электроэнергетики, а именно к способам и устройствам для предотвращения падения человека при подъеме и спуске на опорах воздушных линий электропередачи, то есть в более общем аспекте к способам и средствам спасения человеческой жизни
Известна переносная каретка для подъема на железобетонные опоры линий электропередачи, включающая кузов для рабочего, петлевой хомут и привод для подъема каретки с двумя парами колес с шинами для защемления на опоре, установленными с возможностью вращения в разные стороны относительно опоры, при этом привод снабжен ножными педалями, связанными тросо-блочной системой со спаренной обгонной муфтой, взаимодействующей с редуктором, передающим момент на колеса с шинами, а петлевой хомут выполнен в виде троса с зубьями на концевой жесткой части, взаимодействующими с опорой [2].
Данное устройство (переносная каретка) предназначено только для подъема рабочего на железобетонные опоры (нельзя применять на металлических, деревянных и другого типа опор), что существенно ограничивает функциональные возможности этого технического решения. Кроме того, оно очень сложно по конструкции, фактически представляет собой транспортное средство и применять его в полевых условиях затруднительно.
Известны также устройства, обеспечивающие защиту человека от падения при подъеме, спуске и работе на опорах воздушных линий электропередачи, содержащие лестницу или приспособление лестничного типа, по которым монтажник поднимается на опору или спускается с нее, предохранительный пояс, состоящий из поясного ремня, соединительного фала и амортизационного механизма, зафиксированного на стойке лестницы и не позволяющего монтажнику сорваться с лестницы (в случае падения человек повисает на соединительном фале, закрепленном одним концом на поясном ремне, а другим концом в амортизационном механизме) [8], [9].
Основной недостаток вышерассмотренных устройств состоит в том, что процесс подъема и спуска с такими устройствами осуществляется не непрерывно, а с остановками на закрепление устройств на перекладинах лестниц на каждом высотном уровне, на которых необходимо производить соответствующие монтажные или ремонтные работы. Такая технология осуществления монтажных и ремонтных работ на воздушных линиях электропередачи малопроизводительна и трудоемка, а также не гарантирует стопроцентной безопасности линейного монтажника.
Заявитель ставил перед собой задачу исключить вышеуказанные недостатки известных технических решений аналогичного назначения, то есть, существенно упростить и сделать более безопасным подъем и спуск на опорах воздушных линий электропередачи. Вышеотмеченный положительный технический результат был достигнут за счет новой совокупности существенных конструктивных признаков заявленного способа предотвращения падения человека при подъеме и спуске на опорах воздушных линий электропередачи и устройства для его осуществления, представленной в нижеследующей формуле изобретения: «способ предотвращения падения человека при подъеме и спуске на опорах воздушных линий электропередачи, заключающийся в возможности плавного безостановочного перемещения линейного монтажника как вверх, так и вниз по опоре до места необходимого выполнения им монтажных или ремонтных работ, достигаемого за счет обеспечения непрерывного движения вверх и вниз страховочного улавливающего бегунка по Т-образному профилю, закрепленному вдоль всей высоты опоры или обеспечения непрерывного движения вверх вниз страховочной улавливающей каретки по прямоугольному желобу С-образного профиля, при этом страховочный улавливающий бегунок и страховочная улавливающая каретка движутся по Т-образному и С-образному профилям, соответственно, синхронно с перемещением линейного монтажника вверх или вниз по опоре, а при срыве линейного монтажника с опоры мгновенно прекращают свое движение, предотвращая тем самым его падение с опоры линии; устройство защиты человека при подъеме и спуске на опорах воздушных линий электропередачи представляет собой страховочное улавливающее приспособление в виде бегунка, состоящего из составного корпуса, выполненного, по меньшей мере, с двумя симметрично расположенными относительно продольной оси боковыми частями, снабженными саночными полозьями, имеющими возможность движения по Т-образному профилю, закрепленному вдоль всей высоты опоры, между которыми расположена средняя часть Т-образной формы, скрепляющая боковые части корпуса, ручки с фигурным выступом, закрепленной на корпусе, и поглотителя энергии, выполненного в виде текстильного ремня, сложенного в несколько обернутых плотным целлофаном слоев и расположенного внутри страховочной петли, один конец которой свободно зафиксирован в отверстии ручки, а второй конец связан соединительным фалом с предохранительным поясом линейного монтажника; на упомянутом Т-образном профиле закреплены перекладины лестничного типа, расположенные вдоль всей его длины; перекладины лестничного типа выполнены в виде болтов; боковые части корпуса скреплены с его составной средней частью посредством втулок с заклепками из нержавеющей стали; Т-образный профиль выполнен как тавр или как тавровая балка или как тавр тепличный или как тавровый тепличный профиль; устройство защиты человека при подъеме и спуске на опорах воздушных линий электропередачи представляет собой страховочную улавливающую каретку, имеющую возможность передвижения по Сообразному профилю, закрепленному вдоль всей высоты опоры, состоящую из колесного шасси с расположенным в средней его части подвижным зубом, узла крепления в виде плоского выступа, соединенного с вышеупомянутым зубом и через промежуточное звено с ленточным демпфером падения, выполненным в виде сложенного в несколько слоев страховочного ремня, обернутого плотным полиэтиленом, петлей связанного с соединительным карабином, имеющим откидной запор и своим крюком подсоединенным к страховочному поясу линейного монтажника, при этом желоб С-образного профиля выполнен с набором последовательно расположенных по его длине отверстий, а каретка снабжена дополнительным поглотителем, смягчающим действие динамических нагрузок, возникающих при ударе каретки о возможные препятствия; на упомянутом С-образном профиле закреплены перекладины лестничного типа, расположенные вдоль всей его длины; перекладины лестничного типа снабжены болтами, предназначенными для обглегчения передвижения линейного монтажника; размер отверстий в желобе Сообразного профиля соответствует размеру подвижного зуба колесного шасси каретки таким образом, чтобы обеспечить его жесткую фиксацию в отверстии для моментального прекращения падения линейного монтажника; вышеуказанный дополнительный поглотитель изготовлен из резиновой ленты или иного материала, характеризующегося высокими амортизационными качествами».
Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлен общий вид страховочного улавливающего приспособления в виде бегунка, выполненного согласно настоящему изобретению по 2-му пункту формулы; на фиг. 2 - показан Т-образньш профиль, по которому движется бегунок на фиг. 1; на фиг. 3 - С-образный профиль, закрепленный на опоре, по которому движется страховочная улавливающая каретка, выполненная по 7-му пункту формулы настоящего изобретения, вид спереди; на фиг. 4 - то же, что на фиг. 3, вид сбоку; на фиг. 5 - то же, что на фиг. 3, вид с разворотом на 45°; на фиг. 6 - общий вид страховочной улавливающей каретки с отдельными видами соединительного карабина и петли страховочного пояса линейного монтажника; на фиг. 7 - вид сверху на колесное шасси каретки на фиг. 6.
Заявляемый способ предотвращения падения человека при подъеме и спуске на опорах воздушных линий электропередачи заключается в возможности плавного безостановочного перемещения линейного монтажника, как вверх, так и вниз по опоре, до места необходимого выполнения им монтажных или ремонтных работ. Такая технология работы достигается за счет применения специального устройства, выполняемого в виде страховочного улавливающего бегунка по Т-образному профилю 1, закрепляемому вдоль всей высоты опоры линии или страховочной улавливающей каретки, перемещающейся по прямоугольному желобу С-образного профиля 2, которые используются в зависимости от типа опор и воздушных линий электропередачи, где необходимо вести монтажные или ремонтные работы.
Страховочное улавливающее приспособление представляет собой так называемый бегунок, который обладает способностью движения по Т-образному профилю 1, закрепляемому вдоль всей высоты опоры (фиг.1 и 2). В конструкцию бегунка входят составной корпус 3, имеющий две симметрично расположенные относительно продольной оси боковые части 4, 5 с саночными полозьями 6, между которыми расположена средняя часть 7, закрепляемая на корпусе 3 ручка 8 с фигурным выступом 9, и поглотитель энергии 10. Поглотитель энергии 10 выполняется в виде текстильного ремня, сложенного в несколько обернутых плотным целлофаном слоев и располагаемого внутри страховочной петли 11. Один конец 12 петли 11 поглотителя энергии 10 свободно фиксируется в отверстии 13 ручки 8, а второй конец 14 петли 11 связывается соединительным фалом с предохранительным поясом (не показаны) линейного монтажника. Боковые части 4, 5 корпуса 3 скрепляются с его составной средней частью 7 с помощью втулок 15 с заклепками из нержавеющей стали.
На Т-образном профиле 1 могут быть закреплены перекладины 16 лестничного типа вдоль всей его длины, например, в форме болтов в том случае, если лестницу нет возможности закрепить на опоре (линейный монтажник может подниматься и опускаться с помощью перекладин 16 Т-образного профиля 1).
Т-образный профиль 1 может выполняться, например, как тавр или как тавровая балка или как тавр тепличный или как тавровый тепличный профиль.
Еще один вариант выполнения устройства защиты человека при подъеме и спуске на опорах воздушных линий электропередачи согласно настоящему изобретению может быть применен, когда Т-образный профиль 1 не подходит для работ на опорах воздушных линий электропередачи. В этом случае С-образный профиль 2 закрепляется вдоль всей высоты опоры 17 и по его прямоугольному желобу перемещается страховочная улавливающая каретка. Она состоит из колесного шасси 18 с расположенным в средней его части подвижным зубом 19, узла крепления в виде плоского выступа 20, соединенного с зубом 19 и через промежуточное звено 21 с ленточным демпфером падения 22, выполняемого в виде сложенного в несколько слоев страховочного ремня, обернутого плотным полиэтиленом. Петлей 23 демпфер 22 связан с соединительным карабином 24, имеющим откидной запор 25 и своим крюком 26 подсоединенным к петле 27 страховочного пояса линейного монтажника (не показан).
Желоб С-образного профиля 2 выполняется с набором последовательно расположенных по его длине отверстий, а каретка снабжена дополнительным поглотителем 28, смягчающим действие динамических нагрузок, возникающих при ударе каретки о возможные препятствия. Он изготавливается из резиновой ленты или иного материала, характеризующегося высокими амортизационными качествами.
На С-образном профиле 2 могут быть закреплены перекладины 29 лестничного типа, расположенные вдоль всей его длины, например с болтами 30 для удобства передвижения линейного монтажника (может держаться за них руками).
Размер отверстий в желобе С-образного профиля 2 соответствует размеру подвижного зуба 19 колесного шасси 18 каретки таким образом, чтобы обеспечить его жесткую фиксацию в отверстии для моментального прекращения падения линейного монтажника.
Изобретение работает следующим образом.
Первый вариант изобретения, когда линейный монтажник работает с применением страховочного улавливающего бегунка. В этом случае линейный монтажник поднимается по лестнице, закрепленной на опоре, или, если лестницу невозможно закрепить (или ее по каким-то причинам нет в наличии) по перекладинам 16 Т-образного профиля 1. Линейный монтажник к своему страховочному поясу подсоединяет соединительный фал, второй конец фала соединяет с концом 14 петли 11 поглотителя энергии 10, а конец 12 петли 11 поглотителя энергии 10 фиксирует в отверстии 13 ручки 8 бегунка. Затем саночными полозьями 6 боковых частей 4, 5 корпуса 3 ставит бегунок на Т-образный профиль 1, который предварительно должен быть закреплен на опоре линии, и начинает движение к тому месту, где он должен производить соответствующие работы. Бегунок свободно скользит по Т-образному профилю, так как связан через соединительный фал со страховочным поясом, надетом на талию линейного монтажника.
При падении линейного монтажника соединительный фал его страховочного пояса поворачивает петлю 11 поглотителя энергии 10 по направлению падения человека и сразу же фигурный выступ 9 ручки 8, проходя между боковыми частями 4, 5 корпуса 3 своей внутренней стороной прижимается к горизонтальной полке Т-образного профиля, вдоль которого движется бегунок, и за счет сил трения в процессе сжатия текстильного ремня поглотителя энергии 10 бегунок останавливается, прекращая падение линейного монтажника.
Второй вариант изобретения, когда линейный монтажник работает с применением страховочной улавливающей кареткой. В этом случае линейный монтажник поднимается по лестнице, закрепленной на опоре, или, если лестницу невозможно закрепить (или ее по каким-то причинам нет в наличии) по перекладинам 30 С-образного профиля 2. Страховочная улавливающая каретка колесным шасси 18 устанавливается в прямоугольный желоб С-образного профиля 2 и линейный монтажник начинает движение вверх к месту, где он должен производить монтажные работы. При этом каретка движется вверх с небольшой скоростью (со скоростью подъема линейного монтажника) и подвижной зуб 19 каретки вжат в колесное шасси 18. При обратном спуске линейного монтажника каретка находится ниже ленточного демпфера падения 22 и подвижной зуб 19 снова вжат в колесное шасси 18. При резком срыве человека с опоры ленточный демпфер падения 22 оказывается ниже колесного шасси 18 каретки, тем самым освобождая подвижной зуб 19, который попадает и жестко фиксируется в отверстии прямоугольного желоба С-образного профиля 2, что мгновенно препятствует дальнейшему падению линейного монтажника.
Предлагаемое изобретение (различные его варианты) позволяет обеспечить надежную защиту человека от падения при работах на опорах различного типа воздушных линий электропередачи, при этом заявленное техническое решение позволяет существенно упростить технологический процесс работы линейного монтажника на опорах воздушных линий электропередачи за счет того, что рабочему не приходиться постоянно перезакреплять устройство на каждом уровне проведения соответствующих работ (бегунок или каретка непрерывно движутся синхронно с движением линейного монтажника), а при срыве человека с опоры сразу устройство же прекращает его падение.
Источники информации:
[1]. Описание изобретения к авторскому свидетельству №139065, «Приспособление для подъема на круглые железобетонные столбы», класс 35d 11, заявлено 21.12.1960, опубликовано в «Бюллетене изобретений» №12 за 1961 г.
[2]. Описание изобретения к авторскому свидетельству №260114, «Переносная каретка для подъема на железобетонные опоры», класс 35а 3, заявлено 31.07.1968, опубликовано 22.12.1969. Бюллетень №3.
[3]. Описание изобретения к авторскому свидетельству №978877, «Амортизатор для предохранительного пояса», класс А62В 35/00, заявлено 11.02.1981, опубликовано 07.12.1982. Бюллетень №45.
[4]. Описание изобретения к авторскому свидетельству №1030901, «Устройство для подъема на опоры», класс Н 02G 1/02, заявлено 12.02.1982, опубликовано 23.07.1983. Бюллетень №27.
[5]. Описание изобретения к авторскому свидетельству №1607829, «Текстильный амортизатор», класс А62В 35/00, заявлено 04.12.1987, опубликовано 23.11.1990. Бюллетень №43.
[6]. Описание изобретения к патенту №2113258, «Предохранительный пояс», класс А62В 35/00, А 62 В 1/16, заявлено 10.04.1996, опубликовано 20.06.1998.
[7]. Описание изобретения к патенту №2254891, «Амортизатор», класс А62В 35/00, заявлено 11.02.2004, опубликовано 27.06.2005. Бюллетень №18.
[8]. Патент США №6,161,647, «Fall arresting ladder safety device» класс 182/8; 182/5 (A47L 3/04), опубликован 19.12.2000.
[9]. Европейский патент США №2,514,486 А2, «Arresting device for a fall protection system» класс A 62 В 35/00 (E06C 7/18), опубликован 24.10.2012. Бюллетень №2012/43.
Изобретение относится к электроэнергетике, в частности к способам и устройствам для предотвращения падения человека при подъеме и спуске на опорах воздушных линий электропередачи. Способ заключается в обеспечении безостановочного перемещения линейного монтажника по опоре за счет движения страховочного улавливающего бегунка по Т-образному профилю 1 или движения страховочной улавливающей каретки по С-образному профилю 2. Бегунок состоит из корпуса 3, боковые части 4, 5 которого имеют полозья 6, ручки 8 и поглотителя энергии 10. Поглотитель энергии 10 одним концом 12 фиксируется в отверстии 13 ручки 8, а вторым концом 14 связывается соединительным фалом с предохранительным поясом линейного монтажника. По второму варианту изобретения используется страховочная улавливающая каретка, состоящая из колесного шасси 18 с подвижным зубом 19, узла крепления 20, соединенного с зубом 19 и через промежуточное звено 21 с ленточным демпфером падения 22. Демпфер 22 связан с соединительным карабином 24, своим крюком 26 подсоединенным к петле 27 страховочного пояса линейного монтажника. С-образный профиль 2 выполняется с рядом расположенных по его длине отверстий; а каретка снабжена поглотителем 28, смягчающим действие динамических нагрузок. Страховочный улавливающий бегунок и страховочная улавливающая каретка движутся по Т-образному и С-образному профилям 1 и 2 соответственно, синхронно с перемещением линейного монтажника вверх или вниз по опоре, а при срыве линейного монтажника с опоры мгновенно прекращают свое движение, предотвращая тем самым его падение с опоры линии. Изобретение обеспечивает надежную защиту человека от падения при работах на опорах различного типа воздушных линий электропередачи, а также позволяет существенно упростить технологический процесс работы линейного монтажника на опорах воздушных линий электропередачи за счет того, что рабочему не приходится постоянно перезакреплять устройство на каждом уровне проведения соответствующих работ. 3 н. и 8 з.п. ф-лы, 7 ил.
1. Способ предотвращения падения человека при подъеме и спуске на опорах воздушных линий электропередачи, заключающийся в возможности плавного безостановочного перемещения линейного монтажника как вверх, так и вниз по опоре до места необходимого выполнения им монтажных или ремонтных работ, достигаемого за счет обеспечения непрерывного движения вверх и вниз страховочного улавливающего бегунка по Т-образному профилю, закрепленному вдоль всей высоты опоры, при этом страховочный улавливающий бегунок движется по Т-образному профилю синхронно с перемещением линейного монтажника вверх или вниз по опоре, а при срыве линейного монтажника с опоры мгновенно прекращает свое движение, предотвращая тем самым его падение с опоры линии.
2. Устройство для предотвращения падения человека при подъеме и спуске на опорах воздушных линий электропередачи представляет собой страховочное улавливающее приспособление в виде бегунка, состоящего из составного корпуса, выполненного по меньшей мере с двумя симметрично расположенными относительно продольной оси боковыми частями, снабженными саночными полозьями, имеющими возможность движения по Т-образному профилю, закрепленному вдоль всей высоты опоры, между которыми расположена средняя часть Т-образной формы, скрепляемая с боковыми частями корпуса, ручки с фигурным выступом, закрепленной на корпусе, и поглотителя энергии, выполненного в виде текстильного ремня, сложенного в несколько обернутых плотным целлофаном слоев и расположенного внутри страховочной петли, один конец которой свободно зафиксирован в отверстии ручки, а второй конец связан соединительным фалом с предохранительным поясом линейного монтажника.
3. Устройство по п. 2, в котором на упомянутом Т-образном профиле закреплены перекладины лестничного типа, расположенные вдоль всей его длины.
4. Устройство по п. 3, в котором перекладины лестничного типа выполнены в виде болтов.
5. Устройство по п. 2, в котором боковые части корпуса скреплены с его составной средней частью посредством втулок с заклепками из нержавеющей стали.
6. Устройство по п. 2, в котором Т-образный профиль выполнен как тавр, или как тавровая балка, или как тавр тепличный, или как тавровый тепличный профиль.
7. Устройство для предотвращения падения человека при подъеме и спуске на опорах воздушных линий электропередачи представляет собой страховочную улавливающую каретку, имеющую возможность передвижения по С-образному профилю, закрепленному вдоль всей высоты опоры, состоящую из колесного шасси с расположенным в средней его части подвижным зубом, узла крепления в виде плоского выступа, соединенного с вышеупомянутым зубом и через промежуточное звено с ленточным демпфером падения, выполненным в виде сложенного в несколько слоев страховочного ремня, обернутого плотным полиэтиленом, петлей связанного с соединительным карабином, имеющим откидной запор и своим крюком подсоединенным к страховочному поясу линейного монтажника, при этом желоб С-образного профиля выполнен с набором последовательно расположенных по его длине отверстий, а каретка снабжена дополнительным поглотителем, смягчающим действие динамических нагрузок, возникающих при ударе каретки о возможные препятствия.
8. Устройство по п. 7, в котором на упомянутом С-образном профиле закреплены перекладины лестничного типа, расположенные вдоль всей его длины.
9. Устройство по п. 7, в котором перекладины лестничного типа снабжены болтами, предназначенными для облегчения передвижения линейного монтажника.
10. Устройство по п. 7, в котором размер отверстий в желобе С-образного профиля соответствует размеру подвижного зуба колесного шасси каретки таким образом, чтобы обеспечить его жесткую фиксацию в отверстии для моментального прекращения падения линейного монтажника.
11. Устройство по п. 7, в котором вышеуказанный дополнительный поглотитель изготовлен из резиновой ленты или иного материала, характеризующегося высокими амортизационными качествами.
ОГРАНИЧИТЕЛЬ УГЛА ПОВОРОТА СТВОРКИ | 2013 |
|
RU2514486C1 |
Устройство для подъема на опоры | 1982 |
|
SU1030901A1 |
Предохранительный пояс | 1978 |
|
SU698627A1 |
Изложница с суживающимся книзу сечением и с вертикально перемещающимся днищем | 1924 |
|
SU2012A1 |
US 2003217887 A1, 27.11.2003 | |||
US 2010012424 A1, 21.01.2010 | |||
US 44446944 A, 08.05.1984 | |||
СПОСОБ ЗАМЕНЫ КОЛЕСНЫХ ПАР ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА (ВАРИАНТЫ) | 2016 |
|
RU2626425C1 |
Авторы
Даты
2019-07-08—Публикация
2015-07-07—Подача