Инженерный комплекс для размещения и ограниченного маневрирования стратегически важного объекта Российский патент 2019 года по МПК F41H13/00 

Описание патента на изобретение RU2694358C1

Изобретение относится к инженерным комплексам оборонного назначения, размещаемым на суше, для их функционирования и защиты (с маневрированием) от средств нападения вероятного противника.

При соответствующем высоком уровне угрозы нападения вероятного (в мирное время) или фактического (в военной время) противника есть некая расчетная вероятность попадания средства (средств) нападения в стратегически важный объект на суше, с некоей зоной радиусом R действия опасных поражающих факторов.

Одним из пассивных способов защиты объекта является своевременный оперативный увод (эвакуация) объекта с базовой его позиции, и возможность последующих маневрирования и возврата на базовую позицию для продолжения штатного функционирования.

Другим способом защиты, не противоречащим первому, является маскировка объекта и путей его эвакуации и маневрирования, в том числе от технических средств воздушно-космической разведки противника и систем автоматического наведения его средств поражения [1. RU 2413160 С2, МПК F41H 3/00, 27/02/2011].

Однако, маскировка в принципе не может помочь предотвратить поражение объекта, если средство поражения противника попадет в объект на его базовой позиции.

При этом необходимо помнить, что мобильные стратегически значимые объекты «по определению» предполагают их установку на самоходном шасси - многоколесном, гусеничном, на рельсовом транспортном средстве и т.д. - с силовой (энергетической) установкой (двигателем, трансмиссией и т.д., в том числе с возможностью заднего хода) [2. Тягач для перевозки межконтинентальной баллистической ракеты. URL: https://fishki.net/auto/1247111-tjagach-dlja-perevozki--mezhkontinentalnoj-ballisticheskoj--rakety.html (Дата обращения: 25.10.2018); 3. Самая мобильная ракетная установка: МБР «Тополь-М» мобильного и шахтного базирования. URL: https://www.popmech.ru/weapon/11310-oruzhie-veka-rakety-luchshie-rakety/) Дата обращения: 25.10.2018].

Наиболее близким аналогом (прототипом) заявляемого устройства по назначению и совокупности существенных конструктивных признаков является инженерный комплекс для размещения и ограниченного маневрирования стратегически важного объекта, содержащее базовую позицию, организованную в сооружении (спецсооружении) с оборудованными воротами входом в него и выходом из него, для штатного функционирования объекта, установленного на скоростной транспортной эвакоплатформе с силовой установкой, и эвакотрассу для оперативного увода объекта из сооружения с базовой позиции при угрозе воздействия опасных внешних поражающих факторов [4. RU 2657632 С2, МПК F41H 13/00, 14.06.2018].

В прототипе эвакотрасса выполнена с прямолинейными разнонаправленными участками, выходящими непосредственно от базовой позиции через ворота сооружения наружу, на удаление из расчетной (заданной) зоны воздействия внешних поражающих факторов, с возможностью оперативной эвакуации объекта по любому из этих участков на выбор, в зависимости от особенностей угрозы.

При этом скоростная платформа с объектом размещена на круговой поворотной платформе, за счет которой скоростную платформу с объектом при эвакуации ориентируют напротив выбранного выхода (участка эвакотрассы с воротами сооружения). Комплекс автоматизирован и срабатывает по сигналу оповещения об угрозе поражения извне.

Однако комплекс-прототип, при всех его положительных свойствах, неоправданно усложнен технически (наличие поворотной платформы, естественно, со своим приводом и, соответственно, высокой стоимостью, отложенным сроком ввода в эксплуатацию, пониженной общей надежностью комплекса и потерей дефицитного времени на эвакуацию). Кроме того, отсутствуют сведения о сопутствующих мерах по маскировке комплекса в условиях воздушно-космической разведки вероятного противника.

Задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является повышение технико-эксплуатационных и экономических характеристик и возможностей комплекса.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в инженерном комплексе для размещения и ограниченного маневрирования стратегически важного объекта, содержащем базовую позицию, организованную в сооружении с оборудованными воротами входом в него и выходом из него, для штатного функционирования объекта, установленного на скоростной транспортной эвакоплатформе с силовой установкой, и эвакотрассу для оперативного увода объекта из сооружения с базовой позиции при угрозе воздействия опасных внешних поражающих факторов, согласно заявляемому изобретению, эвакотрасса выполнена замкнутой, с охватом сооружения с базовой позицией в пределах 360° по азимуту, на расстоянии от него вне расчетной зоны воздействия опасных внешних поражающих факторов, с плавным въездом на нее, возможностью маневрирования по ней, съезда с нее и возврата по ней, при потребности и возможности, на базовую позицию.

Решение поставленной задачи достигается также за счет дополнительных признаков (при сформулированной выше основной совокупности признаков):

- эвакотрасса может быть выполнена кольцевой (Это оптимально как по минимизации общей протяженности при минимально допустимой расчетной или заданной удаленности от базовой позиции по угрозе поражения, так и по времени эвакуации и возврата на базовую позицию, в наименьшей степени препятствует реализации скоростных возможностей несущей объект транспортной платформы);

- сооружение со штатной позицией может быть выполнено в виде крытого помещения со средствами маскировки, по меньшей мере, от средств воздушно-космической разведки потенциального противника (Это обеспечивает требования защиты базовой позиции от внешних природных факторов и от средств разведки, включая воздушно-космическую);

- эвакотрасса за пределами сооружения со штатной позицией может быть оборудована средствами маскировки, по меньшей мере, от средств воздушно-космической разведки потенциального противника (Это, в продолжение и развитие отмеченного в предыдущем абзаце, обеспечивает требования защиты от средств разведки, включая воздушно-космическую, саму трассу, все ее участки, а значит комплекса в целом);

- силовая установка скоростной транспортной эвакоплатформы может быть выполнена реверсивной (Это расширяет «географические» возможности эвакуации, в сравнении с основной заявляемой совокупностью признаков изобретения, частично компенсируя свойственную поворотной платформе прототипа способность поворачивать эвакоплатформу на любой угол по азимуту).

Не обнаружены какие-либо устройства (комплексы) с указанными постановкой задачи и совокупностью существенных конструктивных признаков для ее решения.

Устройство заявляемого инженерного комплекса пояснено на чертежах:

на фиг. 1 укрупненно представлена схема сооружения с базовой позицией объекта и фрагменты эвакотрассы, вид в плане, где V - вектор скорости скоростной транспортной эвакоплатформы с силовой установкой и с объектом на ней;

на фиг. 2 - весь комплекс, частный пример с кольцевой осесимметричной эвакотрассой, вид в плане, где R - радиус кольцевой эвакотрассы вне расчетной зоны воздействия опасных внешних поражающих факторов.

На чертежах введены нижеследующие цифровые обозначения (позиции).

1 - стратегически важный объект, например функциональная установка с условным наименованием «фотонный излучатель» в составе воздушно-космических сил; 2 - скоростная транспортная эвакоплатформа, например на базе многоколесного шасси, с силовой установкой для самостоятельного перемещения и размещения объекта 1; 3 - базовая позиция объекта 1 для штатного его функционирования; 4 - сооружение, например замаскированной крытой помещение с позицией 3; 5 - оборудованный воротами первый вход/выход сооружения 4; 6 - оборудованный воротами второй вход/выход сооружения 4; 7 - прямой участок эвакотрассы через первый вход/выход 5; 8 - прямой участок эвакотрассы через второй вход/выход 6; 9 - кольцевая осесимметричная (по отношению к позиции 3) эвакотрасса радиусом R, превышающим радиус расчетной зоны воздействия опасных внешних поражающих факторов (также с центром на позиции 3); 10-13 - участки плавного въезда на кольцевую трассу (кольцевой участок) 9 и съезда с нее (с него).

Инженерный комплекс для размещения и ограниченного маневрирования стратегически важного объекта 1 (см. фиг. 1, 2) содержит базовую позицию 3, организованную в сооружении 4 с оборудованными воротами входом в него и выходом из него - 5-8. Назначение позиции 3 - штатное функционирование объекта при неподвижном основании, При этом объект 1 установлен упомянутым основанием на скоростной (скорость V самостоятельного перемещения по опорной поверхности) транспортной эвакоплатформе 2 с силовой установкой (не показана) и с многоколесной или иной ходовой частью (на фиг. 1, 2 показана шестиколесная ходовая часть).

В состав комплекса входит эвакотрасса (синонимы - эвакуационная трасса, трасса эвакуации) для оперативного увода объекта 1 из сооружения 4 с базовой позиции 3 при угрозе воздействия на объект 1 опасных внешних поражающих факторов.

Эвакотрасса выполнена (см. фиг. 2), в общем случае, замкнутой, с охватом сооружения 4 с базовой позицией 3 в пределах 360° по азимуту, на расстоянии от нее (т.е. от позиции 3) вне расчетной зоны воздействия опасных внешних поражающих факторов - не менее R, с плавным въездом на нее, возможностью маневрирования по ней, съезда с нее и возврата по ней, при потребности и возможности, на базовую позицию 3. Выделены соответствующие участки замкнутой эвакотрассы: основной замкнутый (по периметру) «маневровый» участок 9, прямолинейные участки 7 и 8 (проходящие через ворота 5 и 6), дугообразные участки 10, 11, 12 и 13, плавно соединяющие прямолинейные участки 7 и 8 с «маневровым» участком 9 - въезды на участок 9 / съехды с участка 9.

Дальнейшее описание заявляемого устройства распространяется на частные примеры его реализации, то есть с не обязательными, но рациональными, рекомендуемыми конструктивными признаками.

Так, «маневровый» участок 9 эвакотрассы может быть выполнена кольцевой («кольцевая трасса» 9), осесимметричной по отношению к базовой позиции 3. Именно такой пример и представлен на фиг. 2.

Сооружение 4 со штатной позицией 3 может быть выполнено (см. фиг. 1) в виде крытого помещения (4) со средствами маскировки (не показаны), по меньшей мере, от средств воздушно-космической разведки потенциального противника.

Эвакотрасса за пределами сооружения 4 со штатной позицией 3 (имеются в виду кольцевой или иной замкнутый «маневровый» участок 9 дугообразные участки 10-13 и внешние отрезки прямолинейных участков 7, 8) может быть также оборудована (см. фиг. 2) средствами маскировки (не показаны), по меньшей мере, от средств воздушно-космической разведки потенциального противника.

Силовая установка скоростной транспортной эвакоплатформы 2 может быть выполнена (не показано) реверсивной, например с муфтой переключения в трансмиссии с переднего на задний ход, с поворотной на 180° реактивной силовой установкой в составе транспортной эвакоплатформы, и т.д. в зависимости от конкретного воплощения.

Как правило, весь инженерный комплекс (во всяком случае, в части организации оперативной эвакуации) автоматизирован - аналогично прототипу, в связи с чем в описании системы автоматического управления здесь не нуждается (за рамками предмета изобретения).

Возможны другие частные варианты выполнения способов и устройства в рамках заявленной совокупности существенных признаков.

Заявляемое устройство работает (используют) следующим образом.

По сигналу «эвакуация объекта» («угроза поражения» и т.д. - варианты) запускают, в установленном порядке, в рабочее состояние силовую установку транспортной платформы 2 и устанавливают режим движения последней (например, включают реверс в трансмиссии или, наоборот, не включают его, поворачивают реактивный двигатель или, напротив, оставляют его в исходном положении) в соответствии с выбором того или иного пути эвакуации - выхода (в ворота 5 или 6) из сооружения 4. Открывают соответствующие ворота (5 или 6). Обеспечивают скоростное (V) перемещение транспортной платформы 2 через открытые ворота (показана эвакуация через левые ворота 5) по прямолинейному участку 7 эвакотрассы, с последующим переходом (на выбор, по программе, по команде и т.д.) на один из дугообразных участков 10, 11 и далее - плавно, практически не снижая скорости, -на «маневровый» (в данном случае - кольцевой) участок 9. Таким образом главное сделано - объект 1 оперативно выведен на дистанцию R - за пределы зоны вероятного воздействия опасных внешних поражающих факторов.

Дальнейшее перемещение транспортной платформы 2 с объектом 1 на борту осуществляют в любую точку участка 9 в пределах 360° и назад, например через ворота 6 по участку 8, в зависимости от изменения обстановки в смысле угроз. Не исключено, при реверсивности силовой установки, и изменение направления движения непосредственно на участке 9.

При наличии средств маскировки все маневры транспортной платформы 2 с объектом 1 на борту невидимы для воздушно-космических и иных средств противника (разумеется, с учетом технических возможностей тех и других).

Использование изобретения позволяет повысить технико-эксплуатационные и экономические характеристики и возможности комплекса, конструктивно упростив устройство, уменьшив ее стоимость и сократив сроки ввода в эксплуатацию (исключив поворотную платформу вообще), оптимизировав маневровые качества эвакотрассы (особенно при кольцевом частном примере, сведя к минимуму время перемещения - за счет исключения разворота на месте и использования свойства окружности с минимально допустимым по условиям безопасности радиусом), а также обеспечив маскировку.

Похожие патенты RU2694358C1

название год авторы номер документа
Противотанковая мина "Стрекоза-М" с возможностью пространственного перемещения с зависанием и переворачиванием в воздухе, разведки, нейтрализации и поражения мобильных бронированных целей 2016
  • Павлов Сергей Николаевич
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2628351C1
ЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО БРОНИРОВАННОГО ВОЕННОГО ОБЪЕКТА 2015
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2585915C1
БРОНИРОВАННЫЙ НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС 2012
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2504728C1
СПОСОБ ПАРАШЮТНОГО ДЕСАНТИРОВАНИЯ 2012
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2524875C2
Способ обороны наземных и подземных объектов от воздушных средств нападения с системой самонаведения по рельефу местности 2016
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2626760C1
Способ временного повышения проходимости наземного транспортного средства с базовым шасси и самоходной эвакокапсулой 2017
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2675482C1
Наземный транспортный комплекс 2016
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2612070C1
БРОНИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ С ДИНАМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТОЙ И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕМ 2013
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2514965C1
Способ использования транспортного комплекса из наземной бронированной машины и вертолета 2018
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2703322C1
Способ управления положением свободного конца закрепленной на летательном аппарате гибкой связи с внешним объектом в окружающем пространстве и комплекс для его осуществления 2020
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2751212C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 694 358 C1

Реферат патента 2019 года Инженерный комплекс для размещения и ограниченного маневрирования стратегически важного объекта

Изобретение относится к инженерным комплексам оборонного назначения для их функционирования и защиты от средств нападения вероятного противника. Инженерный комплекс содержит базовую позицию, организованную в сооружении с оборудованными воротами входом в него и выходом из него. Последний установлен на скоростной транспортной эвакоплатформе с силовой установкой. В состав комплекса входит также эвакотрасса для оперативного увода объекта из сооружения с базовой позиции при угрозе воздействия опасных внешних поражающих факторов. Эвакотрасса выполнена замкнутой, с охватом сооружения с базовой позицией в пределах 360° по азимуту, на расстоянии от него вне расчетной зоны воздействия опасных внешних поражающих факторов. Трасса выполнена с плавным въездом на нее, возможностью маневрирования по ней, съезда с нее и возврата по ней. Достигается повышение технико-эксплуатационных и экономических характеристик и возможностей комплекса. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 694 358 C1

1. Инженерный комплекс для размещения и ограниченного маневрирования стратегически важного объекта, содержащий базовую позицию, организованную в сооружении с оборудованными воротами входом в него и выходом из него, для штатного функционирования объекта, установленного на скоростной транспортной эвакоплатформе с силовой установкой, и эвакотрассу для оперативного увода объекта из сооружения с базовой позиции при угрозе воздействия опасных внешних поражающих факторов, отличающийся тем, что эвакотрасса выполнена замкнутой, с охватом сооружения с базовой позицией в пределах 360° по азимуту, на расстоянии от него вне расчетной зоны воздействия опасных внешних поражающих факторов, с плавным въездом на нее, возможностью маневрирования по ней, съезда с нее и возврата по ней, при потребности и возможности, на базовую позицию.

2. Инженерный комплекс по п. 1, отличающийся тем, что эвакотрасса выполнена кольцевой.

3. Инженерный комплекс по п. 1, отличающийся тем, что сооружение со штатной позицией выполнено в виде крытого помещения со средствами маскировки, по меньшей мере, от средств воздушно-космической разведки потенциального противника.

4. Инженерный комплекс по п. 1, отличающийся тем, что эвакотрасса за пределами сооружения со штатной позицией оборудована средствами маскировки, по меньшей мере, от средств воздушно-космической разведки потенциального противника.

5. Инженерный комплекс по п. 1, отличающийся тем, что силовая установка скоростной транспортной эвакоплатформы выполнена реверсивной.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2694358C1

Способ оперативного увода объекта из-под воздействия опасных внешних поражающих факторов 2015
  • Торицын Игорь Валериевич
  • Гвоздев Игорь Евгеньевич
  • Корнеев Дмитрий Васильевич
  • Воронин Александр Александрович
  • Майсак Юрий Вениаминович
  • Шигарева Зоя Петровна
  • Ходненко Игорь Николаевич
RU2657632C2
СПОСОБ МАСКИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ОПЕРАТИВНОСТИ И ЖИВУЧЕСТИ МОБИЛЬНЫХ МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНЫХ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ 2009
  • Адамович Борис Андреевич
  • Дербичев Ахмед-Гири Баматгиреевич
RU2413160C2
СТАРТОВАЯ ПОЗИЦИЯ ДЛЯ САМОХОДНЫХ ПУСКОВЫХ УСТАНОВОК ДЛЯ ЗАПУСКА РАКЕТЫ ПОД УГЛАМИ, БЛИЗКИМИ К ВЕРТИКАЛЬНОМУ УГЛУ 2010
  • Кириленко Николай Яковлевич
RU2425319C1
Способ получения смешанных катализаторов для синтеза метанола 1945
  • Брунс Б.П.
  • Гейман И.Б.
  • Герчикова С.Ю.
  • Чуро Л.Н.
SU65854A1
US 5079048 A, 07.01.1992.

RU 2 694 358 C1

Авторы

Семенов Александр Георгиевич

Даты

2019-07-11Публикация

2018-10-31Подача