Способ использования транспортного комплекса из наземной бронированной машины и вертолета Российский патент 2019 года по МПК F41H13/00 F41H7/03 B64D1/22 

Описание патента на изобретение RU2703322C1

Группа изобретений относится к области вооружения, с комплексным использованием наземных бронированных машин модульной конструкции (танков, самоходных артиллерийских установок, разведывательно-дозорных машин, штабных машин и т.д.) и летательных аппаратов вертикального взлета и посадки в качестве средств обеспечения.

Известны наземные бронированные машины модульной конструкции, при этом принцип модульности составляет современную приоритетную концепцию. Наиболее «расхожий» тому пример - российский танк на базе модульной платформы «Армата» [1. Виктор Баранец // Комсомольская правда. - URL http://www.kp.md/daily/26381.4/3259466/?geoid=26 (Дата выкладки 14.05.2015)] и предшествующие проекты [2. RU 2274819, МПК F41H 7/00, 20.04.2006].

Модульный принцип позволяет оперативно выбирать/изменять состав и тактико-технические характеристики (ТТХ) машины, варьируя их возможностями, а капсульная концепция существенно повышает живучесть экипажа.

Тем ни менее, проблема эвакуации экипажа вышедшей/выведенной из строя машины в экстремальной ситуации остается серьезной проблемой [3. Семенов А.Г. Концепция наземного транспортного комплекса с эвакокапсулой / А.Г. Семенов. - СПб.: Изд-во политехн, ун-та, 2017. - 242 с. - С. 7-8].

Известен ряд технических решений по «самостоятельной» (автономной) эвакуации бронекапсул с дееспособным экипажем «самоходом по грунту» [4. RU 2504728 С1, МПК F41H 7/00, 20.01.2014; 5. RU 2617016 С1, МПК F41H 7/00, B62D 63/00. 19.04.2017; 6. RU 2612070 С1, МПК F41H 7/00, B62D 63/00, 02.03.2017].

Однако они относительно сложны с точки зрения механики и в чрезвычайных ситуациях не исключены несрабатывания из-за вероятных повреждений. А в случае недееспособного экипажа эвакуация «своим ходом» вообще исключена.

В последние годы заметное развитие получила и концепция комплекса военного назначения в составе танка и дрона обеспечения при этом танке [7. Проект БПЛА «Птеродактиль»: дополнительное средство наблюдения для танков. - URL: https://topwar.ru/104653-proekt-bpla-pterodaktil-dopolnitelnoe-sredstvo-nablyudeniya-dlya-tankov.html; 8. Создаваемый привязной беспилотник будет работать с разной бронетехникой. - URL: https://ria.ru/arms/20161125/1482216781.html].

Однако дрон обеспечения, будучи малогабаритным беспилотным летающим аппаратом (БПЛА), эффективен как средство наблюдения и разведки, но имеет, естественно, весьма малую грузоподъемность (как недостаток в свете последующей формулировки проблемы и задачи заявляемой группы изобретений).

Наиболее близким к заявляемой группе изобретений по назначению и совокупности существенных признаков аналогом (прототипом) является группа изобретений «Боевой комплекс из танка и вертолета, способ его использования», защищенный патентом Российской Федерации [9. RU 2662568 С1, МПК F41H 13/00; F41H 7/00, 26.07.2018].

Им защищены и в нем описаны взаимосвязанные общим изобретательским замыслом два объекта промышленной собственности - устройство и способ.

Известное устройство-прототип (см. п. 1 формулы прототипа 4), названное «боевым комплексом», состоит из танка и вертолета обеспечения, при этом танк выполнен из двух модулей: транспортно-управляющего и модуля вооружения, совмещаемого с транспортно-управляющим, с возможностью замены модуля вооружения вертолетом обеспечения, а вертолет обеспечения выполнен с возможностью оснащения танка резервным модулем вооружения и возможностью дозаправки танка. А за рамками формулы, в описании устройства поминается наличие бронекапсулы в составе транспортно-управляющего модуля.

Здесь ограничение возможных наземных объектов и комплексов в целом только «боевыми» вполне коррелирует с признаком «модуль вооружения» (с боекомплектом). Это же можно сказать и о сужении «танк», но не столь оправданно. Приданные вертолету две функции, а именно пополнения боекомплекта и дозаправки топливом, полезны, не исключаются с позиций заявляемого изобретения, но и в данном случае имеют косвенное к нему отношение. Главным же недостатком, с позиций заявляемого изобретения, является обозначенная выше (см. [2]) проблема эвакуации экипажа в экстремальных условиях, особенно на «нейтральной полосе» поля боя и в тылу противника. Бронекапсула не отнесена к «отсоединяемым модулям» с возможностью транспортировки вертолетом обеспечения. Более того, о такой проблеме даже не упоминается.

Проблемой (и, соответственно, задачей) первого изобретения из заявляемой группы является создание такого устройства (совокупности существенных конструктивных признаков) комплекса, причем с расширенным спектром самого наземного объекта в его составе, которое позволило бы в экстремальных ситуациях эвакуировать экипаж обездвиженной наземной машины прямо в бронекапсуле, независимо от того, живы ли еще эвакуируемы или нет. Это было бы полезно и по соображениям не допустить захвата противником «закрытой» (секретной) документации и матчасти, находящейся в бронекапсуле, особенно в случае, если речь идет о штабной машине. Таким образом, в более общей формулировке, задача - улучшить ТТХ комплекса путем обеспечения возможности эвакуации экипажа непосредственно в бронекапсуле «собственным» вертолетом обеспечения.

Обозначенная проблема снимается (задача решается) тем, что в комплексе военного назначения, включающем в себя наземную бронированную машину, состоящую из оперативно отделяемых модулей, с бронекапсулой для экипажа, а также вертолета обеспечения, выполненного с возможностью удаления модуля вертолетом обеспечения, согласно заявляемому изобретению-устройству, бронекапсула выполнена как один из упомянутых модулей наземной бронированной машины, с возможностью ее эвакуации, вместе с экипажем, вертолетом обеспечения.

Суть изобретения проиллюстрирована: на фиг. 1 упрощенно показаны наземная бронированная машина с отделяемой бронекапсулой как одним из модулей и вертолет обеспечения в составе комплекса; на фиг. 2 - процесс эвакуации экипажа наземной бронированной машины не-посредственно в капсуле вертолетом обеспечения (по воздуху).

Заявляемый комплекс военного назначения включает в себя (см. фиг. 1), во-первых, наземную бронированную машину (НБМ), состоящую из оперативно отделяемых модулей - как правило, шасси 1 (гусеничного, колесного или иного), боевого отделения (съемного вынесенного вооружения с боекомплектом или боекомплекта отдельно) 2, и (в обязательном порядке) бронекапсулы 3 (как один из упомянутых модулей НБМ) для размещения в ней экипажа НБМ. Отделяемые модули (в том числе бронекапсула 3, боевого отделения и/или его фрагмента 2) взаимосвязаны фиксаторами 4.

Так как конкретное конструктивное обеспечение возможности оперативного отсоединения/присоединения (стыковки/расстыковки) модуля 3 здесь не имеет принципиальных отличий от других модулей, например 2), представляется не обязательным идти дальше описания прототипа в этой части. Тем более что способы и устройства таких взаимосвязей широко известны для специалистов не только транспортных отраслей, но и инженеров-машиностроителей вообще. Тем ни менее, они показаны условно на фиг. 1, 2 (поз. 4).

Во-вторых, комплекс включает в себя второй объект - вертолет обеспечения (ВО) 5, выполненный с возможностью удаления (в данном случае правильнее сказать - эвакуации), по крайней мере, бронекапсулы 3. Как правило, вместе с экипажем, независимо от физического (физиологического) состояния членов экипажа.

Известный способ-прототип, названный, «способом использования боевого комплекса», включает

- во-первых (см. п. 2 формулы прототипа), первоначальное оснащение модуля вооружения танка возимым боезапасом и размещением модуля вооружения на транспортно-управляющем модуле, причем после израсходования первоначального боезапаса модуль вооружения удаляют с транспортно-управляющего модуля танка вертолетом обеспечения, заменяют новым боевым модулем, доставляемым и устанавливаемым вертолетом обеспечения, а использованный модуль вооружения захватывают вертолетом и доставляют для переоснащения;

- во-вторых (см. п. 3 формулы прототипа), включает первоначальную заправку танка топливом, причем после исчерпания запаса топлива танка вертолет стыкуют с танком обеспечения и выполняют дозаправку танка топливом.

Поскольку способ-прототип тесным образом привязан к описанному выше устройству-прототипу, то и его недостатки и нюансы соответствуют перечисленным в характеристике устройства-прототипа. Способу-прототипу также свойственны недостаточно высокие ТТХ и возможности, несмотря на все его положительные качества.

Соответственно, аналогичны и проблема с задачей.

В приложении к способу, обозначенная проблема снимается (задача решается) тем, что (см. фиг. 2) в способе использования комплекса военного назначения, включающем предварительное размещение экипажа НБМ в бронекапсуле 3, согласно заявляемому изобретению-способу, при необходимости эвакуации экипажа, последнюю осуществляют путем отделения (с расстыковкой разъемов межмодульных коммуникаций и расфиксацией фиксаторов 4) бронекапсулы 3 от НБМ, захвата бронекапсулы 3 посредством ВО 5 и последующего ее (бронекапсулы 3) удаления им (т.е. вертолетом 5) транспортировкой по воздуху, преимущественно на гибкой(их) связи(ях).

Технический и специальный (военный) результаты от использования заявляемой группы изобретений заключаются в создании устройства комплекса, причем с расширенным спектром самого наземного объекта в его составе, которое позволяет в экстремальных ситуациях эвакуировать экипаж обездвиженной наземной машины прямо в бронекапсуле. При этом немаловажно и то, что снижается вероятность захвата противником «закрытой» (секретной) документации и матчасти, находящейся в бронекапсуле, особенно в случае, если речь идет о штабной машине. Таким образом, в более общей формулировке, улучшаются ТТХ комплекса путем обеспечения возможности эвакуации экипажа непосредственно в бронекапсуле «собственным» вертолетом обеспечения.

Похожие патенты RU2703322C1

название год авторы номер документа
Объект бронетехники с капсулой для экипажа, эвакуируемой вертолетом 2019
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2723352C1
Способ временного повышения проходимости наземного транспортного средства с базовым шасси и самоходной эвакокапсулой 2017
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2675482C1
БРОНИРОВАННЫЙ НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС 2012
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2504728C1
Наземный транспортный комплекс 2016
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2612070C1
Наземный транспортный комплекс с бортовой самоходной эвакокапсулой 2015
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2617016C1
Способ форсирования участка местности с малой несущей способностью наземным транспортным средством с вертолетом сопровождения 2019
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2729527C1
Способ использования бортового комплекса противоракетной обороны летательного аппарата в качестве дополнительного средства поражения наземных и / или морских целей с воздуха 2020
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2735801C1
Способ защиты экипажа и оборудования наземного бронированного транспортного комплекса с колёсной самоходной обитаемой эвакокапсулой 2019
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2710867C1
АВТОНОМНЫЙ КОМПЛЕКС БРОНИРОВАННЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН 2003
  • Беляков В.Ф.
  • Кормильцев Н.В.
  • Куракин Б.М.
  • Лесин В.А.
  • Ребриков В.А.
  • Терещенко В.И.
  • Федота В.И.
RU2242699C2
БРОНИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ С ДИНАМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТОЙ И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕМ 2013
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2514965C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 703 322 C1

Реферат патента 2019 года Способ использования транспортного комплекса из наземной бронированной машины и вертолета

Изобретение относится к области вооружения, в частности к конструкциям боевых машин и способам их использования совместно с вертолетами. Транспортный комплекс военного назначения включает в себя наземную бронированную машину (НБМ), состоящую из оперативно отделяемых модулей - шасси (1), боевого отделения или его фрагмента для боеукладки (2), и бронекапсулы (3) для размещения в ней экипажа. Способ использования комплекса включает предварительное размещение экипажа НБМ в бронекапсуле (3). При необходимости эвакуации экипажа последнюю осуществляют путем отделения бронекапсулы (3) посредством фиксаторов (4) от НБМ, захвата бронекапсулы (3) вертолетом и последующего ее удаления, транспортировкой по воздуху. Обеспечивается повышение тактико-технических характеристик и возможностей комплекса, безопасности экипажа. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 703 322 C1

Способ использования транспортного комплекса из наземной бронированной машины и вертолета, включающий предварительное размещение экипажа наземной бронированной машины в бронекапсуле, отличающийся тем, что при необходимости эвакуации экипажа последнюю осуществляют путем отделения бронекапсулы от наземной бронированной машины, захвата бронекапсулы вертолетом и последующего ее удаления им по воздуху.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2703322C1

Наземный транспортный комплекс 2016
  • Семенов Александр Георгиевич
RU2612070C1
Боевой комплекс из танка и вертолёта, способ его использования 2017
  • Бабицкий Борис Соломонович
RU2662568C1
DE 102013101632 A1, 21.08.2014
US 9952022 B2, 24.04.2018.

RU 2 703 322 C1

Авторы

Семенов Александр Георгиевич

Даты

2019-10-16Публикация

2018-08-07Подача