Изобретение относится к транспортному машиностроению и военной технике, конкретно - к бронированным наземным транспортным комплексам, предназначенным главным образом для ведения военных или контртеррористических операций, главным образом, в полевых условиях. Приоритетная специализация - командно-штабной мобильный комплекс оперативно-тактического звена. Может также использоваться в качестве разведывательно-дозорного мобильного комплекса.
В числе мобильной бронетехники сухопутных вооруженных сил предусмотрены специализированные - командно-штабные и разведывательно-дозорные [1. Вооружение.рф. Каталог военной техники. - URL: https://вооружение.рф/armaments/komandno-shtabnye-mashiny/?ysclid=1zqx1fqd2x299110207; 2. БРДМ-2. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/ BRDM-2]. Это, безусловно, машины высокой проходимости (преимущественно гусеничные, например БМД-1КШ-А, или многоколесные, например Р-149БМР «Кушетка-Б»), хорошо оснащенные средствами наблюдения, связи и оперативных коммуникаций.
Однако именно с коммуникациями, взаимодействием с другими мобильными объектами, стационарными объектами и личным составом силовых структур, особенно в условиях современных технических средств уничтожения таких машин, подавления радиосвязи и др. средств противодействия супротивной стороны, возникают проблемы. Такие машины чревато выдвигать близко к передовой и потенциальным засадам, равно как нецелесообразно, всей машине изучать обстановку на всех возможных разветвлениях маршрута, а при нарушенной радиосвязи - осуществлять оперативную физическую («очную») связь с подчиненными и вышестоящими командирами.
Возможен эскорт из более легких и мобильных машин сопровождения (например, мотоциклов), но тогда возникает проблема ограниченного дальнодействия таких машин сопровождения по показателям, прежде всего, проходимости, энергообеспеченности, информационной взаимосвязи с основной машиной и запаса топлива (особенно остро при использовании электроприводного варианта с аккумуляторными батареями, ибо бесшумность при таких функционалах имеет приоритетное значение).
Поэтому все большее значение в командно-штабной и разведывательно-дозорной практике приобретает концепция мобильных транспортных комплексов в составе основной машины и вспомогательных, более легких и мобильных машин. На флоте, например, давно используют палубные вертолеты, базирующиеся на вертолетной площадке палубы корабля (судна) [3. Вертолетная площадка. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Helicopter_deck], бронетанковую технику применяют с дронами сопровождения, в том числе базирующимися на самой бронетехнике [4. RU 80861 U1, МПК В60Р 3/11, 28.06.2018. «Наземное транспортное средство, оснащенное модулем для хранения и автоматического запуска БЛА»].
В то же время, известны транспортные комплексы в составе бронированной машины (например, основного танка) и транспортной машины с прицепом-трейлером для его доставки к месту проведения антитеррористической или боевой операции, в том числе вариант «танк №1 непосредственно на тягаче и танк №2 на трейлере в городских условиях» [5. Ких-тенко А.В. Успехи и провалы «специальной артиллерии» // http://www.waronline.orq/write/riis-maqestv-tank/chapter2.html, рис. «Перевозка танков FT-17 на автомобиле FU с трейлером. Польша»]. При этом, однако, комплекс излишне громоздок, транспортная машина №1 (грузовой автомобиль-тягач) и тем более трейлер не имеют даже противопульной броневой защиты, а принципиальная возможность эвакуации экипажа машины №1 в случае ее поражения на транспортируемой машине №2 предполагает пересадку экипажа не «за броней».
В области бронетанковой техники укоренилась концепция бронированной машины (танка) с размещением всего экипажа в капсуле, расположенной либо в центральной [6. RU 2138004 С1, МПК F41H 7/02, 20.09.1999], либо в носовой части машины [7. RU 2274819 С1, МПК F41H 7/00, 20.04.2006]. В обоих компоновочных вариантах капсула выполнена с возможностью размещения в ней всего экипажа и возможностью управления из нее комплексом (машиной) и возможностью жизнеобеспечения в ней в известных пределах по срокам и внешних воздействий со стороны противника и зараженности окружающей среды. При такой дифференцированности бронирования получается и «экономия» массогабаритных показателей. Устройство, тем не менее, не позволяет осуществлять автономную (то есть самостоятельную, без технической помощи извне) эвакуацию экипажа с указанной машины после ее поражения противником или иного выхода из строя. Только «своим ходом» под обстрелом, или на пришедших со стороны бронированных транспортных средствах, или буксировкой машины другим транспортным средством экипаж может быть эвакуирован без его выхода из капсулы. Что далеко не всегда возможно. А ведь при этом не исключена и отбуксировка вражеским транспортным средством!
Автором активно продвигается концепция «эвакокапсул» - оснащение капсул средствами самостоятельного отделения от «борта» и автономного перемещения на местности (эвакуации), которая превращает транспортное средство уже в транспортный комплекс «машина+ее эвакокапсула.
Концепция самоходный (мобильных, «самобеглых») капсул актуальна для военной и специальной техники и к настоящему времени подкреплена целой серией проектов на уровне изобретений (автор А.Г. Семенов) [8. RU 2504728 С1, МПК F41H 7/00, 20.01.2014, «Бронированный наземный транспортный комплекс; 9. RU 2612070 С1, МПК F41H 7/00, B62D 63/00, 02.03.2017, «Наземный транспортный комплекс»; 10. RU 2675482 С1, МПК F41H 7/00, B62D 63/00, 19.12.2018 «Способ временного повышения проходимости наземного транспортного средства с базовым шасси и самоходной эва-кокапсулой» и др.; 11. RU 2617016 С1, МПК F41H 7/00, B62D 63/00, «Наземный транспортный комплекс с бортовой эвакокапсулой» / Автор-патентообладатель А.Г. Семенов. Опубл. 19.04.2017]. Наиболее полно и в одном месте «эвакокапсульная» концепция в приложении к наземным транспортным средствам и комплексам приведена в книге [12. Семенов А.Г. Наземные транспортные комплексы Концепция мобильных эвакокапсул: монография - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. - 393 с. - С.306-355], где подробно описаны несколько авторских проектов, включая принятый здесь за прототип (о прототипе отдельно см. ниже по тексту со следующего абзаца).
Однако использовать мобильность эвакокапсулы в штатном режиме функционирования комплекса явно нецелесообразно и носит критически ограниченные возможности.
В «мирной жизни», в области реабилитационной техники известны наземные транспортные комплексы, состоящие из транспортного средства-носителя (автомобиля или мотоносителя) - №1 и инвалидного кресла-коляски - №2 с его бортовым временным размещением на носителе №1 [13. RU 2179938 С1, МПК B62D 39/00, 63/00, 27.02.2002]. Инвалид на электроприводной коляске подъезжает сбоку к автомобилю и дает радиокоманду на погрузку на водительской место за рулем, Устройство автоматически открывает дверцу автомобиля, поворачивает по азимуту аппарель и в вертикальной плоскости вспомогательный задний щиток аппарели; инвалид въезжает на аппарель; устройство возвращает аппарель в исходное состояние вместе с инвалидной коляской и закрывает дверцу. Покидает автомобиль инвалид в обратной последовательности. Очевидно, при этом в принципе не стоит вопрос эвакуации «за броней» в экстремальных условиях.
Все это - аналоги заявляемого изобретения.
Наиболее близким к заявляемому транспортному комплексу устройством (принято за прототип) по назначению и совокупности существенных конструктивных признаков является мобильный транспортный комплекс, содержащий основное транспортное средство с моторно-трансмиссионным отделением с двигателем внутреннего сгорания в носовой части основного транспортного средства, грузовым отделением в кормовой его части, обитаемым отделением (салоном) с посадочными местами (сиденьями) и с системами управления, наблюдения, связи и жизнеобеспечения, в средней его части при возвышении последнего над моторно-трансмиссионным и грузовым отделениями, и источники энергии, а также содержащий два электроприводных вспомогательных транспортных средства, съемно установленных, посредством фиксаторов, в кормовой части по бортам основного транспортного средства с возможностью многократной автономной эксплуатации с базированием на основном транспортном средстве [14. RU 2721640 С1, МПК (2006.01) B60R 9/10, В60Р 3/06, B62D 63/00, 21.05.20, «Наземный транспортный комплекс», автор-патентообладатель Семенов А.Г.].
В устройстве-прототипе: основное транспортное средство выполнено колесным с передним расположением ведущих колес; корпус выполнен без какого-либо бронирования; обитаемое отделение (салон) выполнено(ен) в виде классического автомобильного салона с возможностью совместного размещения водителя и пассажиров (в два ряда), сообщающимся с грузовым отделением (багажником), снабженным задней дверцей (крышкой) задней дверцей (крышкой) багажника центральным люком, четырьмя боковыми дверцами; грузовое отделение (багажник) выполнено закрытым сверху корпусом автомобиля, с продольной центральной площадкой по меньшей мере для быстросъемных спец. сидений, продольно ориентированных и конструктивно совмещенных с рамами вспомогательных транспортных средств, и бортовыми площадками непосредственно слева и справа от центральной с сиденьями (креслами) для пассажиров заднего ряда; при этом вспомогательные транспортные средства выполнены в виде гиростабилизированных электромотор-колесо с возможностью ручного ограниченно-оперативного временного объединения с упомянутыми рамами с сиденьями, с возможностью пересадки людей и автономного «путешествия» вне автомобиля, оставленного на временном приколе без задних колес.
Однако при выполнении командно-штабной или разведывательно-дозорной машины по конструктивной схеме прототипа, не обеспечиваются удовлетворительные тактико-технические возможности и характеристики (ТЭВиХ):
1) популярные у гражданского населения гиростабилизированные электромотор-колеса практически не приспособлены для выраженного бездорожья и напряженной эксплуатации в процессе военных и специальных операций по показателям проходимости, устойчивости, управляемости и энергоемкости (пробега без подзарядки батареи);
2) длительна и трудоемка сборка-разборка вспомогательного транспортного средства на основе моноколеса с отдельно транспортируемой рамой (тем более используемой при этом для организации сиденья в обитаемом отделении основного транспортного средства);
3) предыдущим обусловлены также повышенная опасность жизни и здоровью экипажа на время указанных работ, и низкая вероятность воспользоваться вспомогательными транспортными средствами для эвакуации людей в случае возгорания основного транспортного средства;
4) моноколесо с рамой и сиденьем как транспортное средство рассчитано исключительно на перемещение одного человека;
5) обездвиживание основного транспортного средства на все время автономной работы даже одного вспомогательного транспортного средства из двух, плюс время монтажа-демонтажа колес на основном транспортном средстве;
6) автомобиль не высокой и не повышенной проходимости тоже не приспособлен для выполнения оперативно-тактических военных и специальных задач в полевых условиях;
7) отсутствие даже противопульного бронирования тем более неприемлемо для машин указанного назначения;
8) не предусмотрена возможность размещения носилок с лежачим человеком (груз 200, 300, 400).
Задачей (проблемой), на решение которой направлено заявляемое изобретение (а значит и техническим результатом), является улучшение ТЭВиХ (расширение ТЭВ и улучшение ТЭХ) мобильного транспортного комплекса за счет возможности периодической челночной разведывательной и связной функций вспомогательных транспортных средств и возможности эвакуации на них по крайней мере части экипажа, при сокращении продолжительности подготовительных монтажно-демонтажных работ, адаптации основного и вспомогательных транспортных средств к бездорожью, возможности размещения на каждом вспомогательном транспортном средстве до двух человек вместо одного, принципиальной возможности осуществлять движение одновременно основного транспортного средства и одного или двух вспомогательных, повышения уровня защиты экипажа от средств поражения, возможности размещения носилок с человеком, То есть за счет устранения или уменьшения вышеперечисленных недостатков прототипа.
Указанная задача (проблема) решается тем, что в мобильном бронированном командно-штабном комплексе, содержащем основное транспортное средство с моторно-трансмиссионным отделением с двигателем внутреннего сгорания в носовой части основного транспортного средства, грузовым отделением в кормовой его части, обитаемым отделением с посадочными местами и с системами управления, наблюдения, связи и жизнеобеспечения, в средней его части при возвышении последнего над моторно-трансмиссионным и грузовым отделениями, и источники энергии, а также содержащий два электроприводных вспомогательных транспортных средства, съемно установленных, посредством фиксаторов, в кормовой части по бортам основного транспортного средства с возможностью многократной автономной эксплуатации с базированием на основном транспортном средстве, согласно заявляемому изобретению, основное транспортное средство выполнено гусеничным с передним расположением ведущих колес, корпус выполнен с противопульным бронированием по крайней мере носовой части, обитаемое отделение выполнено в виде капсулы с противоснарядным бронированием спереди и с боков, с противопульной задней стенкой с задним центральным люком, двумя симметрично разнесенными по ширине капсулы верхними люками и донным люком в центре днища, грузовое отделение выполнено открытым сверху, с продольной центральной площадкой по меньшей мере для двух человек, на длине от упомянутого заднего люка капсулы до задней стенки основного транспортного средства, и бортовыми площадками непосредственно слева и справа от центральной, продольно установленными на них посредством упомянутых фиксаторов упомянутыми вспомогательными транспортными средствами и, по меньшей мере, двумя откидными независимо друг от друга аппарелями, конструктивно совмещенными с частями задней стенки корпуса основного транспортного средства, при этом вспомогательные транспортные средства выполнены одноколейными двухколесными с неотде-ляемой в эксплуатации рамой и сиденьем.
Указанная выше цель (проблема) решается также за счет предлагаемых дополнительных признаков и совокупностей признаков, а именно:
- капсула в верхней своей части может содержать поворотную по азимуту башенку с установленным на ней дистанционно управляемым модулем, по крайней мере, с крупнокалиберного пулемета и боекомплектом к нему (это обеспечивает дополнительно более рациональные условия обзорности с оценкой ситуации, а также потенциальную угрозу противнику применением крупнокалиберного пулемета, а значит, повышает безопасность экипажа, командования);
- между упомянутыми двумя аппарелями может быть предусмотрена третья - центральная (это дополнительно облегчает погрузку-разгрузку дополнительных транспортных средств);
- свободные концы аппарелей могут быть снабжены парными роликами с возможностью опоры и качения на грунте в опущенном их положении (это дополнительно позволяет производить погрузочно-разгрузочные операции в части вспомогательных транспортных средств, людей, включая экипаж, а также носилок с человеком при вынужденном движении основного транспортного средства);
- вспомогательные транспортные средства могут быть выполнены в виде электроскутеров со складными двухпозиционными Т-образными рулями и возможностью компактного размещения по ширине левой и правой площадок основного транспортного средства (это в наибольшей мере отвечает задачам разведки, транспортной связи проходимости, устойчивости, грузоподъемности);
- центральная площадка грузового отделения может быть выполнена с возможностью размещения на ней носилок с лежачим человеком (это дополнительно расширяет ТЭВ комплекса в части эвакуации в условиях высокой вероятности образования груза 400, 55 или даже 200).
Среди известных устройств и способов не обнаружены такие, совокупность существенных признаков которых совпадала бы с заявляемой. В то же время, именно за счет последней достигается новый технический результат в соответствии с поставленной задачей.
Четкое разграничение ограничительной и отличительной частей приведенных совокупностей существенных признаков, отражающее результаты сравнительного анализа заявляемого устройства с прототипом, соотносятся с мировым уровнем новизны технического решения. Мировой уровень новизны - первый из триады признаков (критериев) изобретения.
Далее, совокупности отличительных существенных признаков заявляемого комплекса не является простой суммой известных технических результатов применения порознь известных компонентов устройства. Имеет место «эмерджентность», т.е. «сверхэффект» (в патентоведческом значении этого термина), которая(ый) не была(был) очевидным для специалиста из достигнутого уровня техники, разумеется, до рассмотрения заявляемого технического решения. С существенным техническим результатом. Это убедительно демонстрирует изобретательский уровень разработки как второй из триады квалификационных признаков изобретения.
Третий квалификационный признак - промышленная применимость -также неоспорим и вытекает, прежде всего, из того же накопленного опыта проектирования, производства и эксплуатации (практического использования) транспортных средств и комплексов, входящего в их состав оборудования, броневых конструкций.
На чертеже схематически показана компоновка заявляемого бронированного командно-штабного комплекса, вид сверху (в плане), где позициями обозначены:
1 - основное транспортное средство (ОТС); 2 - моторно-трансмиссионное отделение; 3 - грузовое отделение; 4 - обитаемое отделение; 5 - посадочные места (кресла); 6 - источник(и) энергии; 7л и 7п -вспомогательные транспортные средства (ВТС); 8л и 8п - фиксаторы ВТС; 9 л и 9п - гусеничная ходовая часть; 10л и 10п - ведущие колеса; 11 - противопульное бронирование корпуса ОТС; 12 - противоснарядное бронирование капсулы; 13 - задняя стенка капсулы; 14 - центральный люк; 15 л и 15п -верхние люки; 16 - донный люк; 17л, 17п и 17ц - аппарели; 18л и 18п - рамы ВТС; 19л и 19п - сиденья ВТС; 20 - башенка; 21 - крупнокалиберный пулемет: 22 - боекомплект к пулемету; 23л и 23п - парные ролики; 24л и 24п - Е-образные рули ВТС.
Мобильный бронированный командно-штабной комплекс содержит основное транспортное средство (ОТС) 1 с моторно-трансмиссионным отделением 2 с двигателем внутреннего сгорания в носовой части ОТС 1, грузовым отделением 3 в кормовой части ОТС 1, обитаемым отделением 4 с посадочными местами (креслами) 5 для трех - пяти человек (при пяти - в два ряда) и с системами управления, наблюдения, связи и жизнеобеспечения, в средней части ОТС 1. При этом обитаемое отделение 4 возвышается над моторно-трансмиссионным 2 и грузовым 3 отделениями. ОТС 1 содержит также источники энергии 6 (топливо для ДВС в баке или баках, электрический аккумуляторную батарею(еи), связанную(ые) с электрогенератором для восполнения и т.д.).
Комплекс содержит, далее, два электроприводных вспомогательных транспортных средства (ВТС) - левое 7л и правое 7п.Они съемно установлены, посредством фиксаторов 8л (левого) и 8п (правого), в кормовой части по бортам ОТС 1 с возможностью многократной автономной эксплуатации с базированием на ОТС 1.
ОТС 1 выполнено гусеничным (гусеничная ходовая часть 9л, 9п) с передним расположением ведущих колес (звездочек) 10л, 10п.
Корпус ОТС 1 выполнен с противопульным бронированием 11, по крайней мере, носовой части.
Обитаемое отделение 4 выполнено в виде капсулы (4) с противоснаряд-ным бронированием 12 спереди и с боков, с противопульной задней стенкой 13 с задним центральным люком 14, двумя симметрично разнесенными по ширине капсулы 4 верхними люками 15л, 15п и донным люком 16 в центре днища капсулы 4.
Грузовое отделение 3 выполнено открытым сверху, с продольной центральной площадкой 3ц по меньшей мере для двух человек, на длине от заднего люка 14 капсулы 4 до задней стенки (борта) 16 ОТС 1, и бортовыми площадками 3 л и 3п непосредственно слева и справа соответственно от центральной (3ц).
На последних (3л и 3п) продольно установлены посредством фиксаторов 8л и 8п ВТС 7л и 7п соответственно.
Сзади грузовое отделение ограничено по меньшей мере двумя откидными (до опоры на грунт под углом в вертикальной плоскости) независимо друг от друга аппарелями 17л и 17п, конструктивно совмещенными с частями задней стенки корпуса ОТС 1.
При этом ВТС 7л и 7п выполнены одноколейными двухколесными с неотделяемой в эксплуатации рамой 18л, 18п и сиденьем 19л, 19п.
Дальнейшее описание устройства излагает возможные и рекомендуемые (как рациональные, дающие дополнительные, «усиливающие» составляющие технического результата использования изобретения) конструктивные признаки и совокупности признаков.
Капсула 4 в верхней своей части содержит поворотную по азимуту (т.е. в горизонтальной плоскости) башенку 20 с установленным на ней дистанционно управляемым модулем, по крайней мере, с крупнокалиберным пулеметом 21 и боекомплектом к нему в укладке 22.
Между аппарелями 17л и 17п предусмотрена третья - центральная 17ц.
Свободные концы аппарелей 17л и 17п снабжены парными роликами 23л и 23п с возможностью опоры и качения на грунте в опущенном их положении.
ВТС 7л и 7п выполнены в виде электроскутеров со складными двухпозиционными Т-образными рулями 24л, 24п и возможностью компактного размещения по ширине левой 3 л и правой 3п площадок грузового отделения 3.
Центральная площадка 3ц грузового отделения 3 выполнена с возможностью размещения на ней носилок с лежачим человеком (не показаны).
Комплекс работает следующим образом.
Комплекс выдвигается на место выполнения задач в соответствии с его назначением (командно-штабные и/или разведывательно-дозорные функции) в полной технической комплектации, т.е. с закрепленными на площадках 3л и 3п грузового отделения, посредством фиксаторов 8л и 8п соответственно, вспомогательными ВТС 7л и 7п соответственно. Аккумуляторные батареи последних, как правило, полностью предварительно заряжают, в противном случае подзаряжают в пути от бортового (ОТС 1) источника электрической энергии (генератора, приводимого от ДВС, или аккумуляторной батареи ОТС 1). Необходимое количество людей размещаются в обитаемом отделении (капсуле) 4 (в данном примере таковых пять, в креслах 5) и на центральной площадке 3ц грузового отделения 3 (в данном примере таковых 2-4, например два связиста и два автоматчика). Гусеничная ходовая часть 9л, 9п обеспечивает уверенное движение ОТС 1 как по дорогам, так и по бездорожью плюс маневренность вплоть до поворота на месте. Запас топлива (в числе энергоресурсов 6) обеспечивает дальнодействие и беззаправочную продолжительность работы ОТС 1.
Бортовые коммуникации людей осуществляются с использованием люков центрального 14, верхние 15л, 15п и, при необходимости в экстремальных условиях - донного 16. Для наблюдения обстановки и стрельбы обитатели капсулы 4, наряду с обычной теперь телевизионной системой в составе системы управления и наблюдения, используют башенку 20 и дистанционно управляемый пулемет 21 на ней с боекомплектом 22. Дополнительно при необходимости применяют стрелковое оружие, прежде всего автоматчиками в грузовом отделении 3. Дифференцированное противопульная броня 11 ОТС 1 и также дифференцированная противоснарядная броня 12 капсулы 4 защищает комплекс (главным образом людей на нем) от средств поражения противника.
Комплекс (конкретно ОТС 1) может быть при необходимости доосна-щен(о) блоками динамической защиты.
На позиции (в конце маршрута) и/или периодически по мере надобности (в том числе на развилках дорог), например для очной связи с подчиненными или «соседними» командирами, используют один или оба ВТС 7л, 7п. для чего опускают (с расфиксацией и поворотом) соответствующую(ие) аппарель(и) 17л, 17п и (желательно) 17ц, раскладывают Т-образные рули 24л, 24п, по крайней мере, по их ширине, расфиксируют фиксатор(ы) 8л, 8п и вручную спускают ВТС 7л, 7п на грунт (не исключено медленное перемещение ОСН 1 при этом и, как следствие, качение роликов 23л, 23п по грунту). Садятся на ВТС 7л, 7п и едут на задание с возвратом (если выживут).
По возвращении грузятся по аппарелям задним ходом с фиксацией рамы(ам) 18л, 18п в исходном положении и, при необходимости включают подзарядку аккумуляторных батарей.
При необходимости транспортировки на носилках груза 300, 400 или 200 на носилках, этот «груз» размещают на площадке 3ц.
В случае необходимости тотальной эвакуации экипажа с подбитого или неисправного по техническим причинам ОТС 1, возможно также использовать ВТС 7л, 7п (разумеется, при их исправности), штатно по два человека на скутер, экстремально - больше.
Таким образом, имеет место улучшение ТЭВиХ (расширение ТЭВ и улучшение ТЭХ) мобильного транспортного комплекса за счет возможности периодической челночной разведывательной и связной функций вспомогательных транспортных средств и возможности эвакуации на них по крайней мере части экипажа, при сокращении продолжительности подготовительных монтажно-демонтажных работ, адаптации основного и вспомогательных транспортных средств к бездорожью, возможности размещения на каждом ВТС до двух человек вместо одного, принципиальной возможности осуществлять движение одновременно ОТС и одного или двух ВТС, повышения уровня защиты экипажа от средств поражения, возможности размещения носилок с человеком, То есть за счет устранения или уменьшения вышеперечисленных недостатков прототипа.
Представляется целесообразным (для идентификации этого, по существу, концепта) предусмотреть название комплексу - «Букашка», фонетически опираясь на аббревиатуру полного названия «БКШК» (Бронированный Командно-Штабной Комплекс), по аналогии, например, с упомянутой в обзоре Р-149БМР «Кушетка-Б» и не упомянутыми БМП-1КШ «Поток-2», БМД-1КШ «Сорока».
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Наземный транспортный комплекс | 2016 |
|
RU2612070C1 |
БРОНИРОВАННЫЙ НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2012 |
|
RU2504728C1 |
Транспортный комплекс с бронированной эвакокапсулой | 2024 |
|
RU2839869C1 |
Наземный транспортный комплекс с бортовой самоходной эвакокапсулой | 2015 |
|
RU2617016C1 |
Способ временного повышения проходимости наземного транспортного средства с базовым шасси и самоходной эвакокапсулой | 2017 |
|
RU2675482C1 |
БРОНИРОВАННАЯ БЕСКАПОТНАЯ КАБИНА С ПРОТИВОМИННОЙ ЗАЩИТОЙ | 2013 |
|
RU2517935C1 |
Объект бронетехники с капсулой для экипажа, эвакуируемой вертолетом | 2019 |
|
RU2723352C1 |
Объект бронетехники с обитаемой бронированной капсулой и вынесенным пушечно-пулеметным вооружением | 2016 |
|
RU2620287C1 |
МОДУЛЬНЫЙ БРОНЕАВТОМОБИЛЬ | 2022 |
|
RU2801086C1 |
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2007 |
|
RU2404400C2 |
Изобретение относится к бронированным наземным транспортным комплексам. Мобильный бронированный командно-штабной комплекс содержит основное транспортное средство (ОТС) с моторно-трансмиссионным отделением с ДВС в носовой части, грузовым отделением в кормовой части, обитаемым отделением с посадочными местами и с системами управления, наблюдения, связи и жизнеобеспечения в средней части. Обитаемое отделение возвышается над моторно-трансмиссионным и грузовым отделениями. ОТС содержит также источники энергии. Комплекс содержит два электроприводных вспомогательных транспортных средства (ВТС) - левое и правое. Они съемно установлены посредством фиксаторов в кормовой части по бортам ОТС с возможностью многократной автономной эксплуатации с базированием на ОТС. ОТС выполнено гусеничным с передним расположением ведущих колес. Корпус ОТС выполнен с противопульным бронированием носовой части. Обитаемое отделение выполнено в виде капсулы с противоснарядным бронированием спереди и с боков, с противопульной задней стенкой с задним центральным люком, двумя симметрично разнесенными по ширине капсулы верхними люками и донным люком в центре днища капсулы. Грузовое отделение выполнено открытым сверху и с бортовыми площадками. На последних продольно установлены посредством фиксаторов ВТС. Сзади грузовое отделение ограничено по меньшей мере двумя откидными независимо друг от друга аппарелями, конструктивно совмещенными с частями задней стенки корпуса ОТС. При этом ВТС выполнены одноколейными двухколесными с неотделяемой в эксплуатации рамой и сиденьем. Достигается улучшение тактико-технических возможностей и характеристик мобильного транспортного комплекса. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Мобильный бронированный командно-штабной комплекс, содержащий основное транспортное средство с моторно-трансмиссионным отделением с двигателем внутреннего сгорания в носовой части основного транспортного средства, грузовым отделением в кормовой его части, обитаемым отделением с посадочными местами и с системами управления, наблюдения, связи и жизнеобеспечения в средней его части при возвышении последнего над моторно-трансмиссионным и грузовым отделениями и источники энергии, а также содержащий два электроприводных вспомогательных транспортных средства, съемно установленных посредством фиксаторов в кормовой части по бортам основного транспортного средства с возможностью многократной автономной эксплуатации с базированием на основном транспортном средстве,
отличающийся тем, что
основное транспортное средство выполнено гусеничным с передним расположением ведущих колес,
корпус выполнен с противопульным бронированием по крайней мере носовой части,
обитаемое отделение выполнено в виде капсулы с противоснарядным бронированием спереди и с боков, с противопульной задней стенкой с задним центральным люком, двумя симметрично разнесенными по ширине капсулы верхними люками и донным люком в центре днища,
грузовое отделение выполнено открытым сверху, с продольной центральной площадкой по меньшей мере для двух человек, на длине от упомянутого заднего люка капсулы до задней стенки основного транспортного средства, и бортовыми площадками непосредственно слева и справа от центральной,
продольно установленными на них посредством упомянутых фиксаторов упомянутыми вспомогательными транспортными средствами и, по меньшей мере, двумя откидными независимо друг от друга аппарелями, конструктивно совмещенными с частями задней стенки корпуса основного транспортного средства,
при этом вспомогательные транспортные средства выполнены одноколейными двухколесными с неотделяемой в эксплуатации рамой и сиденьем.
2. Комплекс по п. 1, отличающийся тем, что капсула в верхней своей части содержит поворотную по азимуту башенку с установленным на ней дистанционно управляемым модулем, по крайней мере, с крупнокалиберного пулемета и боекомплектом к нему.
3. Комплекс по п. 1, отличающийся тем, что между упомянутыми двумя аппарелями предусмотрена третья - центральная.
4. Комплекс по п. 1, отличающийся тем, что свободные концы аппарелей снабжены парными роликами с возможностью опоры и качения на грунте в опущенном их положении.
5. Комплекс по п. 1, отличающийся тем, что вспомогательные транспортные средства выполнены в виде электроскутеров со складными двухпозиционными Т-образными рулями и возможностью компактного размещения по ширине левой и правой площадок основного транспортного средства.
6. Комплекс по п. 1, отличающийся тем, что центральная площадка грузового отделения выполнена с возможностью размещения на ней носилок с лежачим человеком.
Мобильный наземный пункт управления, сбора, обработки и передачи информации | 2020 |
|
RU2768941C1 |
Наземный транспортный комплекс с бортовой самоходной эвакокапсулой | 2015 |
|
RU2617016C1 |
БРОНИРОВАННАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ КОМАНДНО-ШТАБНАЯ МАШИНА | 1996 |
|
RU2086895C1 |
КОМАНДНО-ШТАБНАЯ МАШИНА | 2009 |
|
RU2407166C1 |
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЕ СТРАХУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО БЕГУЩЕЙ ДОРОЖКИ | 1995 |
|
RU2088291C1 |
PH 22020050333 U1, 12.08.2020. |
Авторы
Даты
2025-05-19—Публикация
2024-08-26—Подача