Изобретение относится к области художественного эмалирования, конкретнее к технологии получения изображений на эмалевой поверхности.
Из области художественного эмалирования известен способ живописи по эмали [Флеров А.В. Техника художественной эмали, чеканки и ковки: учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 1986. - С. 50-53]. Согласно этому способу на внутреннюю поверхность металлической основы сначала наносят контрэмаль, затем пластину переворачивают контрэмалью вниз и на лицевую сторону наносят грунтовую эмаль. По ней пишут сначала более тугоплавкими красками, а после обжига используют легкоплавкие.
Данный способ отличается трудоемкостью и требует кропотливости. Простые произведения, выполненные 2-3 красками, требуют не менее 3-4 обжигов, а сложные многоплановые композиции требуют многократных прописей и после каждой повторной прописи очередного обжига (семь обжигов и более).
Также известен способ формирования живописного изображения на эмалевой поверхности [Мэтьюс Г.Л. Эмали. Эмалирование. Эмальеры / Г.Л. Мютьюс/ Пер. с англ. - Омск: Дедал-Пресс, 2006. - с. 178.]. Согласно этому способу тонкопомолотые эмали тонкими слоями накладываются на фоновую эмаль. Каждый слой после нанесения обжигается. Недостатком является то, что слишком толстый слой живописной эмали может растрескаться в результате обжига.
По другому способу на эмалевую подложку с нанесенной на оборотную сторону контрэмалью кистями разного размера наносят подготовленный для рисунка эмалевый замес. Необходимо наносить тонкие слои, так как толстые во время обжига растрескиваются. Для получения большей густоты окраски и непрозрачности рекомендуется наносить несколько тонких слоев живописной эмали, обжигая каждый слой после его нанесения. [Мэтьюс Г.Л. Эмали. Эмалирование. Эмальеры / Г.Л. Мютьюс/ Пер. с англ. - Омск: Дедал-Пресс, 2006. - с. 111].
Указанные способы позволяют получать цветные живописные изображения, но требуют для достижения необходимого результата многократных обжигов. Это значительно усложняет технологический процесс получения живописной вставки, увеличивает материальные, временные и энерго- и трудозатраты. Кроме того, увеличение количества обжигов, как правило, повышает вероятность возникновения дефектов на эмалевой поверхности.
По еще одному способу [Мэтьюс Г.Л. Эмали. Эмалирование. Эмальеры / Г.Л. Мютьюс/ Пер. с англ. - Омск: Дедал-Пресс, 2006. - с. 111] на эмалевую подложку с нанесенной на оборотную сторону контрэмалью за один раз можно наносить сразу все эмали разных цветов, отобранные для рисунка. Если окажется, что один из цветов имеет тенденцию «проникновения» в рядом расположенную краску, рекомендуется подсушить одну краску, прежде чем прокладывать рядом с ней соседнюю. В заключение просохший эмалевый диск с нанесенным живописным изображением обжигается в предварительно разогретой печи.
По решаемой задаче этот способ является наиболее близким и принят за прототип.
Однако указанный способ не позволяет свободно моделировать живописное изображение, т.е. прокладывать мазки (участки) эмали в любой последовательности в соответствии с художественным замыслом. Эмаль каждого цвета прокладывается в отдельную, отведенную для нее область, согласно нанесенному рисунку, что сужает декоративные качества формируемого живописного изображения. Кроме того, формирование живописного изображения весьма продолжительно во времени из-за необходимости просушки соседних слоев. Все описанные выше способы подразумевают использование в качестве металлической основы выпуклых пластин правильной (круг, овал, квадрат и т.п.) или простой геометрической формы. Фиг. 1 - Эмалевые миниатюры, выполненные на металлических основах правильных и простых геометрических форм.
Технической проблемой изобретения - получение живописных изображений, выполненных в один прием росписи цветными эмалевыми красками на металлической основе произвольной выпуклой формы.
Поставленная техническая проблема решается следующим образом. По аналогии с прототипом на обратную сторону подготовленной металлической поверхности наносится контрэмаль, с лицевой стороны прокладывается слой грунтовой эмали, на который затем наносится изображение различными цветными эмалевыми красками. Но в отличие от прототипа роспись осуществляется по эмалированной металлической поверхности произвольной выпуклой формы в один прием без промежуточных просушек. Кроме того, структурные составляющие изображения (элементы и детали рисунка, мазки) можно наносить в любой последовательности, в том числе рядом друг с другом, а также друг на друга.
Таким образом, заявляемый способ отличается от прототипа тем, что:
- в качестве рабочей поверхности используется металлическая основа произвольной выпуклой формы;
- роспись осуществляется в один прием без промежуточных просушек;
- структурные составляющие изображения можно наносить в любой последовательности в соответствии с художественным замыслом.
Эти отличия подтверждают новизну заявляемого способа.
Рабочая поверхность представляет собой металлическую основу произвольной выпуклой формы, а не правильной или простой геометрической формы.
Роспись осуществляется по эмалированной металлической поверхности в один прием без промежуточных просушек, что значительно сокращает продолжительность изготовления расписной вставки.
Структурные составляющие изображения можно наносить в любой последовательности, в том числе рядом друг с другом, а также друг на друга.
Способ реализуется следующим образом.
На предварительно подготовленную металлическую поверхность произвольной выпуклой формы наносятся и обжигаются: с обратной стороны - контрэмаль, с лицевой стороны - грунтовый слой эмали. На полученное грунтовое покрытие в один прием без промежуточных просушек и обжигов наносится живописное изображение с помощью цветных эмалевых красок в соответствии с художественным замыслом. Структурные составляющие изображения (элементы и детали рисунка, мазки) можно наносить в любой последовательности, в том числе рядом друг с другом, а также друг на друга. Полученное изображение тщательно просушивается, обжигается и охлаждается на воздухе.
Эмалевые краски плотной (сметанообразной) консистенции представляют собой растертые в тонкий порошок эмали, смешанные с машинным маслом, которые быстро наносятся с помощью заостренной кисти небольшими мазками. Во избежание размывания нижних слоев росписи не рекомендуется проводить кистью по одному месту несколько раз.
ПРИМЕРЫ КОНКРЕТНОГО ИСПОЛНЕНИЯ
Во всех случаях использовались эмали производства Австрии.
1. «Спящий котенок» (фиг. 2а). На предварительно подготовленную поверхность медного образца произвольной выпуклой формы наносится глухая белая эмаль (марки 200 AV WHITE, Тпл=770-820°С) и обжигается. На полученное эмалевое покрытие в один прием наносится живописное изображение красно-оранжевой, темно-коричневой и черной эмалевыми красками (Schauer email Тпл=780-810°С), смешанными с машинным маслом до сметанообразной консистенции, просушивается, обжигается и охлаждается на воздухе.
2. «Зимний пейзаж» (фиг. 2б). На предварительно подготовленную поверхность медного образца произвольной выпуклой формы наносится глухая белая эмаль (марки 200 AV WHITE, Тпл=770-820°С) и обжигается. На полученное эмалевое покрытие в один прием наносится живописное изображение синей, зеленой, черной, желтой эмалевыми красками и краской ультрамарин (Schauer email Тпл=790-810°С), смешанными с машинным маслом до сметанообразной консистенции, просушивается, обжигается и охлаждается на воздухе.
3. «Африканский слон» (фиг. 2в). На предварительно подготовленную поверхность медного образца произвольной выпуклой формы наносится глухая белая эмаль (марки 200 AV WHITE, Тпл=770-820°С) и обжигается. На полученное эмалевое покрытие в прием этап наносится живописное изображение желтой, красно-оранжевой, темно-коричневой и черной эмалевыми красками (Schauer email Тпл=780-810°С), смешанными с машинным маслом до сметанообразной консистенции, просушивается, обжигается и охлаждается на воздухе.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ РЕЛЬЕФНОЙ ЖИВОПИСНОЙ ЭМАЛИ | 2018 |
|
RU2702529C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА ЭМАЛЕВОЙ ПОВЕРХНОСТИ С ЭФФЕКТОМ ГЛУБИНЫ | 2018 |
|
RU2700897C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ ЭМАЛЕВОЙ ПОВЕРХНОСТИ МЕТАЛЛОВ | 2013 |
|
RU2549792C2 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ЭМАЛЕВОГО ПОКРЫТИЯ | 2019 |
|
RU2717135C1 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ЭМАЛЕВОГО ПОКРЫТИЯ С ЭФФЕКТОМ СТЕРЕОСКОПИИ | 2019 |
|
RU2717426C1 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ЭМАЛЕВОГО ПОКРЫТИЯ С ОБЪЁМНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ | 2019 |
|
RU2703089C1 |
СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ КЕРАМИЧЕСКОГО ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПАННО И КИСТЬ ДЛЯ НЕГО | 2004 |
|
RU2264300C1 |
МОЗАИЧНОЕ ИЗДЕЛИЕ А.Л.МАНДЖОСА | 2002 |
|
RU2213667C1 |
СПОСОБ РОСПИСИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ | 1998 |
|
RU2155172C2 |
Способ эмалирования стальных изделий | 1982 |
|
SU1073335A1 |
Изобретение относится к области художественного эмалирования горячего отверждения, в частности к технологии получения изображений на эмалевой поверхности, и может найти применение в области изготовления ювелирно-художественных изделий и сувениров. Способ получения декоративной эмалевой поверхности горячего отверждения на металлической основе включает предварительное прокладывание с обратной стороны основы слоя контрэмали, а с лицевой стороны - слоя грунтовой эмали, на который наносят живописное изображение различными цветными эмалевыми красками, смешанными с машинным маслом до сметанообразной консистенции. Живописное изображение в способе выполняют на металлической основе произвольной выпуклой формы росписью, которую осуществляют в один прием без промежуточных просушек и обжигов, при этом структурные составляющие изображения при росписи наносят в любой последовательности в соответствии с художественным замыслом, в том числе рядом друг с другом и друг на друга. Изобретение позволяет значительно сократить продолжительность изготовления декоративной эмалевой поверхности с живописным изображением на металлической основе произвольной выпуклой формы. 2 ил., 3 пр.
Способ получения декоративной эмалевой поверхности горячего отверждения на металлической основе, включающий предварительное прокладывание с обратной стороны основы слоя контрэмали, с лицевой стороны - слоя грунтовой эмали, на который наносится изображение различными цветными эмалевыми красками, смешанными с машинным маслом до сметанообразной консистенции, отличающийся тем, что изображение выполняют на металлической основе произвольной выпуклой формы росписью, которую осуществляют в один прием без промежуточных просушек и обжигов, при этом структурные составляющие изображения при росписи наносят в любой последовательности, включающей нанесение рядом друг с другом и друг на друга.
БРЕПОЛЬ Э | |||
Художественное эмалирование/Пер | |||
с нем | |||
И.В | |||
Кузнецовой | |||
Ред | |||
Л.З | |||
Засухина/Э | |||
Бреполь | |||
- Л.: Машиностроение, Ленинград, отд., 1986, с | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1921 |
|
SU84A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ ЭМАЛЕВОЙ ПОВЕРХНОСТИ МЕТАЛЛОВ | 2013 |
|
RU2549792C2 |
Способ декорирования эмалированных изделий | 1986 |
|
SU1388459A1 |
JP 57023061 A, 06.02.1982 | |||
DE 19827070 A1, 23.12.1999. |
Авторы
Даты
2019-07-23—Публикация
2018-06-25—Подача