Изобретение относится к области художественного эмалирования, конкретнее к технологии получения изображений на эмалевой поверхности.
Из области художественного эмалирования известен способ живописи по эмали [Флёров А.В. Техника художественной эмали, чеканки и ковки: учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 1986. - С. 50-53]. Согласно этому способу лицевая поверхность изделия, подлежащая росписи, покрывается тонким слоем эмали, которая должна служить фоном; в настоящее время это чаще всего светлые тона (белый, голубой). Эмаль наносят обычным мокрым способом, следя за тем, чтобы слой был возможно ровнее и тоньше, тщательно просушивают и обжигают. Эту операцию повторяют 2-3 раза, пока поверхность изделия не станет совершенно гладкой и ровной. Оборотную сторону изделия покрывают контрэмалью, чтобы изделие не коробилось. Сначала наносят контрэмаль на внутреннюю поверхность сферы, затем пластину высушивают, переворачивают контрэмалью вниз и на лицевую сторону наносят грунтовую эмаль. После просушки эмаль обжигают до образования слабобугристой поверхности. После первого обжига в образованные углубления закладывают еще слой эмали до образования ровной поверхности и обжигают до образования ровной блестящей поверхности. По ней пишут сначала более тугоплавкими красками, а после обжига используют легкоплавкие.
По другому способу обратную сторону металлической основы покрывают контрэмалью, а перед нанесением расписных эмалей сначала прокладывают белой эмалью фон, т.е. грунтуют [Новиков В.П., Павлов B.C. Ручное изготовление ювелирных украшений. - Л.: Политехника, 1991. - С. 166-167]. За два-три приема нанесение-обжиг добиваются прокладки покровного слоя эмали особой чистоты цвета. Роспись рисунка осуществляется заранее подготовленными живописными (надглазурными) красками или эмалями с помощью кисточки или чертежного пера. Последовательность выполнения эмалевого рисунка (отдельных его фрагментов) строго зависит от температуры плавления используемых красок (эмалей). В первую очередь прорисовывают участки красками (эмалями), имеющими самую высокую температуру плавления, и производят обжиг, затем повторяют в порядке убывания температур плавления красок (эмалей).
Указанные способы позволяют получать цветные живописные изображения, но требуют для достижения необходимого результата сложной подготовки основы под роспись, многократных обжигов, основанных на последовательном понижении температур плавления эмалей. Это значительно усложняет технологический процесс получения живописной вставки, увеличивает материальные, временные, энерго- и трудо- затраты.
Также известен способ формирования живописного изображения на эмалевой поверхности, при котором тонкопомолотые эмали тонкими слоями накладываются на фоновую эмаль [Мэттьюс Г.Л. Эмали. Эмалирование. Эмальеры / Г.Л. Мэттьюс / Пер. с англ. - Омск: Дедал-Пресс, 2006. - с. 108-112, 178]. Согласно этому способу на лицевую сторону медного диска с нанесенной на оборотную сторону контрэмалью насеивается равномерный слой эмалевого порошка и обжигается. Предлагается использовать глухие эмали светлых оттенков (белого или пастельного). Возможно, потребуется нанесение второго слоя фоновой эмали. Живописная эмаль смешивается с биндером и дистиллированной водой, либо с маслом (лавандовым или гвоздичным) и наносится на эмалевую подложку тонкими кисточками разного размера. Для получения большей густоты окраски и непрозрачности рекомендуется наносить несколько тонких слоев живописной эмали, обжигая каждый слой после его нанесения.
Данный способ позволяет получать цветные живописные изображения, но также требует для достижения необходимого результата многократных обжигов. Кроме того, увеличение количества обжигов, как правило, повышает вероятность возникновения дефектов на эмалевой поверхности. Во всех указанных выше способах в качестве основы под роспись предлагается использовать эмаль светлых тонов (белой, голубой, пастельных оттенков), что уменьшает средства художественной выразительности.
По еще одному способу порошок цветной эмали наносят непосредственно на металлическую подложку, на покрытие из фольги или на подготовленный слой грунтовой эмали без металлических перегородок и обжигают так, чтобы эмаль расплавилась и образовала плотное покрытие [Бреполь Э. Художественное эмалирование / Пер. с нем. И.В. Кузнецовой; Ред. Л.З. Засухина. - Л.: Машиностроение, Ленинград, отд., 1986. - С. 84-85]. Для этого на медную подложку сначала наплавляют контрэмаль, лицевую сторону очищают до металлического блеска. Для нанесения предварительного рисунка на медную подложку контуры цветных плоскостей цветного эскизного рисунка переводят на кальку и с помощью копировальной бумаги переносят на подложку. В случае необходимости медную подложку можно предварительно покрыть слоем белой эмали, тогда линии будут выделяться резче. С помощью пробного обжига следует убедиться, что выбранные эмали подходят для данных композиций и их интервалы обжига совпадают. После нанесения на подложку цветных эмалей работы ведутся в последовательности, описанной в п. 6.3.3 [Бреполь Э. Художественное эмалирование / Пер. с нем. И.В. Кузнецовой; Ред. Л.З. Засухина. - Л.: Машиностроение, Ленинград, отд., 1986. - С. 61-63]. Согласно этому пункту в соответствии с художественным замыслом кисточкой или шпателем наносят увлажненную эмаль. Покрытая эмалью поверхность должна точно соответствовать контуру рисунка. При работе необходимо соблюдать правильную степень увлажненности эмали.
По решаемой задаче этот способ является наиболее близким и принят за прототип.
Цель изобретения - формирование декоративных изображений на металлической поверхности или обожженной грунтовой эмали путем последовательного нанесения цветных слоев сухой порошковой эмали.
Поставленная цель решается следующим образом. В способе получения декоративной эмалевой поверхности горячего отверждения на металлической поверхности по аналогии с прототипом на обратную сторону подготовленной металлической поверхности наносят контрэмаль, с лицевой стороны на чистую металлическую поверхность или слой грунтовой эмали наносят изображение различными цветными сухими порошковыми эмалями с совпадающим интервалом обжига. Но в отличие от прототипа в качестве грунтовой эмали используют эмаль любого цвета и прозрачности. При формировании декоративного изображения используют сухую порошковую эмаль. Структурные составляющие изображения в виде элементов и деталей рисунка наносят в один или несколько слоев в любой последовательности, в том числе рядом друг с другом, а также друг на друга.
Таким образом, заявляемый способ отличается от прототипа тем, что:
- в качестве грунтовой эмали используют эмаль любого цвета и прозрачности;
- формирование декоративного изображения осуществляют сухой порошковой эмалью;
- структурные составляющие изображения наносят в один или несколько слоев в любой последовательности.
Эти отличия подтверждают новизну заявляемого способа.
В качестве грунтового слоя используют эмаль любого цвета и прозрачности, а не слой эмали белого цвета, что существенно расширяет средства художественной выразительности, так как увеличивается возможный диапазон цветов и оттенков различной прозрачности.
Формирование декоративного изображения осуществляют сухой порошковой эмалью, а не увлажненным эмалевым порошком. Данный прием позволяет исключить операцию сушки эмалевого слоя перед обжигом.
Структурные составляющие изображения наносят в один или несколько слоев в любой последовательности (в том числе рядом друг с другом, перекрывая друг друга, а также друг на друга), а не в определенные контуры плоскостей цветного эскизного рисунка, что также расширяет средства художественной выразительности.
Способ реализуется следующим образом.
На предварительно подготовленную металлическую поверхность с обратной стороны наносят и обжигают контрэмаль. С лицевой стороны на металлическую поверхность или обожженный слой грунтовой эмали любого цвета и прозрачности в соответствии с художественным замыслом последовательно наносят цветные слои сухой порошковой эмали и обжигают. Количество наносимых слоев сухой порошковой эмали может быть больше или равно одному. Структурные составляющие изображения (элементы и детали рисунка) наносят в любой последовательности, в том числе рядом друг с другом, перекрывая друг друга, а также друг на друга. При этом следят за равномерностью получаемого в итоге эмалевого слоя, чтобы не было перепадов по высоте.
ПРИМЕРЫ КОНКРЕТНОГО ИСПОЛНЕНИЯ
Во всех случаях используют эмали Дулевского красочного завода1 1 http://www.dkz.ru/production/emali-yuvelirnye/emali-yuvelirnye/ (ДКЗ), которые благодаря единому интервалу обжига, для большинства это 790±20°С, прекрасно подходят для формирования живописного изображения на эмалевой поверхности. Сухие порошковые эмали получают путем дробления и растирания эмалевых плиток, при формировании изображения учитывают совместимость сухих порошковых эмалей друг с другом по коэффициенту термического расширения. В качестве источника вдохновения служили картины известных художников импрессионистов (Фиг. 1-6).
1. Формирования живописного изображения по мотивам произведения Клода Моне «Сан-Джорджо Маджоре в сумерках» (Фиг. 1).
На предварительно подготовленную поверхность медного образца прямоугольной формы с размерами: длина 25 мм, ширина 20 мм, толщина 1 мм (без нанесения и обжига грунтового эмалевого слоя) в соответствии с художественным замыслом в один слой наносят сухую порошковую эмаль разных цветов вплотную друг другу, без нахлеста (глухие эмали: голубая №28, желтая №22, красно-оранжевая №132, красная №134, серая №33) и обжигают. Образец до обжига (Фиг. 1а). Образец после обжига (Фиг. 1б). После обжига образец охлаждают на воздухе.
2. Формирования живописного изображения по мотивам фрагмента произведения Винсента Ван Гога «Звездная ночь» (Фиг. 2).
На предварительно подготовленную поверхность медного образца трапециевидной формы с размерами: верхнее основание 15 мм, нижнее основание 26 мм, высота 19 мм, толщина 1 мм (без нанесения и обжига грунтового эмалевого слоя) в соответствии с художественным замыслом в один слой наносят сухую порошковую эмаль двух цветов вплотную друг другу, без нахлеста (глухие эмали: синяя №91, красная №134), затем на полученное изображение без промежуточного обжига в соответствии с художественным замыслом наносят сухую порошковую эмаль (глухие эмали: желтая №22, желтая №34, красно-оранжевая №132, красная №134) и обжигают. Образец до обжига (Фиг. 2а). Образец после обжига (Фиг. 2б). После обжига образец охлаждают на воздухе.
3. Формирования живописного изображения по мотивам произведения Винсента Ван Гога «Пшеничное поле с кипарисами» (Фиг. 3).
На предварительно подготовленную поверхность медного образца прямоугольной формы с размерами: длина 28 мм, ширина 21 мм, толщина 1 мм (без нанесения и обжига грунтового эмалевого слоя) в соответствии с художественным замыслом наносят первый слой сухой порошковой эмали (глухие эмали: синяя №91, темно-зеленая №101, голубая №28, желтая №22) и обжигают. Образец до обжига (Фиг. 3а). Образец после обжига (Фиг. 3б). На полученное эмалевое покрытие в соответствии с художественным замыслом наносят второй слой сухой порошковой эмали (глухие эмали: белая №12, голубая №28, оранжевая №131, зеленая №100) и обжигают. Образец до обжига (Фиг. 3в). Образец после обжига (Фиг. 3г). После каждого обжига образец охлаждают на воздухе.
4. Формирования живописного изображения по мотивам произведения Винсента Ван Гога «Звездная ночь» (Фиг. 4).
На предварительно подготовленную поверхность медного образца прямоугольной формы с размерами: длина 35 мм, ширина 24 мм, толщина 1 мм влажным способом наносят грунтовый слой эмали (глухие эмали: синяя №91, темно-голубая №67), просушивают и обжигают. Образец до обжига (Фиг. 4а). Образец после обжига (Фиг. 4б). На полученное эмалевое покрытие в соответствии с художественным замыслом наносят второй слой сухой порошковой эмали (глухая белая эмаль №12) и обжигают.Образец до обжига (Фиг. 4в). Образец после обжига (Фиг. 4 г). На полученное эмалевое покрытие в соответствии с художественным замыслом наносят третий слой сухой порошковой эмали (глухая желтая эмаль №34) и обжигают. Образец до обжига (Фиг. 4д). Образец после обжига (Фиг. 4е). На полученное эмалевое покрытие в соответствии с художественным замыслом наносят четвертый слой сухой порошковой эмали (глухие эмали: серая №33, красно-оранжевая №132; прозрачная оранжевая эмаль №133) и обжигают. Образец до обжига (Фиг. 4ж). Образец после обжига (Фиг. 4з). После каждого обжига образец охлаждают на воздухе.
5. Формирования живописного изображения по мотивам произведения Винсента Ван Гога «Звездная ночь над Роной» (Фиг. 5).
На предварительно подготовленную поверхность медного образца прямоугольной формы с размерами: длина 35 мм, ширина 24 мм, толщина 1 мм влажным способом наносят грунтовый слой эмали (глухие эмали: синяя №91, темно-голубая №67), просушивают и обжигают. Образец до обжига (Фиг. 5а). Образец после обжига (Фиг. 5б). На полученное эмалевое покрытие в соответствии с художественным замыслом наносят второй слой сухой порошковой эмали (глухая белая эмаль №12) и обжигают. Образец до обжига (Фиг. 5в). Образец после обжига (Фиг. 5 г). На полученное эмалевое покрытие в соответствии с художественным замыслом наносят третий слой сухой порошковой эмали (глухие эмали: желтая №22, желтая №34, серая № 33) и обжигают. Образец до обжига (Фиг. 5д). Образец после обжига (Фиг. 5е). На полученное эмалевое покрытие в соответствии с художественным замыслом наносят четвертый слой сухой порошковой эмали (глухие эмали: темно-голубая №67, серая №33) и обжигают. Образец до обжига (Фиг. 5ж). Образец после обжига (Фиг. 5з). На полученное эмалевое покрытие в соответствии с художественным замыслом наносят пятый слой сухой порошковой эмали (глухие эмали: темно-голубая №67, серая №33, оранжевая №131) и обжигают. Образец до обжига (Фиг. 5и). Образец после обжига (Фиг. 5к). После каждого обжига образец охлаждают на воздухе.
6. Формирования живописного изображения по мотивам произведения Винсента Ван Гога «Оливковая роща» (Фиг. 6).
На предварительно подготовленную поверхность медного образца прямоугольной формы с размерами: длина 34 мм, ширина 21 мм, толщина 1 мм влажным способом наносят грунтовый слой эмали (глухие эмали: желтая №34, красно-оранжевая №132), просушивают и обжигают. Образец до обжига (Фиг. 6а). Образец после обжига (Фиг. 6б). На полученное эмалевое покрытие в соответствии с художественным замыслом наносят второй слой сухой порошковой эмали (глухая темно-зеленая эмаль №100) и обжигают. Образец до обжига (Фиг. 6в). Образец после обжига (Фиг. 6г). На полученное эмалевое покрытие в соответствии с художественным замыслом наносят третий слой сухой порошковой эмали (глухая серая эмаль №33) и обжигают. Образец до обжига (Фиг. 6д). Образец после обжига (Фиг. 6е). На полученное эмалевое покрытие в соответствии с художественным замыслом наносят четвертый слой сухой порошковой эмали (глухая красно-оранжевая эмаль №132) и обжигают. Образец до обжига (Фиг. 6ж). Образец после обжига (Фиг. 6з). На полученное эмалевое покрытие в соответствии с художественным замыслом наносят пятый слой сухой порошковой эмали (глухая белая эмаль №12) и обжигают. Образец до обжига (Фиг. 6и). Образец после обжига (Фиг. 6к). После каждого обжига образец охлаждают на воздухе.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЦВЕТНОЙ РОСПИСИ ПО ЭМАЛЕВОЙ ПОВЕРХНОСТИ | 2018 |
|
RU2695404C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА ЭМАЛЕВОЙ ПОВЕРХНОСТИ С ЭФФЕКТОМ ГЛУБИНЫ | 2018 |
|
RU2700897C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ РЕЛЬЕФНОЙ ЖИВОПИСНОЙ ЭМАЛИ | 2018 |
|
RU2702529C1 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ЭМАЛЕВОГО ПОКРЫТИЯ | 2019 |
|
RU2717135C1 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ЭМАЛЕВОГО ПОКРЫТИЯ С ОБЪЁМНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ | 2019 |
|
RU2703089C1 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО ЭМАЛЕВОГО ПОКРЫТИЯ С ЭФФЕКТОМ СТЕРЕОСКОПИИ | 2019 |
|
RU2717426C1 |
СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ КЕРАМИЧЕСКОГО ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПАННО И КИСТЬ ДЛЯ НЕГО | 2004 |
|
RU2264300C1 |
СПОСОБ ИМИТАЦИИ ПЕРЕГОРОДЧАТОЙ ЭМАЛИ | 2023 |
|
RU2827347C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ ЭМАЛЕВОЙ ПОВЕРХНОСТИ МЕТАЛЛОВ | 2013 |
|
RU2549792C2 |
МОЗАИЧНОЕ ИЗДЕЛИЕ А.Л.МАНДЖОСА | 2002 |
|
RU2213667C1 |
Изобретение относится к области художественного эмалирования горячего отверждения, в частности к технологии получения изображений на эмалевой поверхности, и может найти применение в области изготовления ювелирно-художественных изделий и сувениров. Способ включает нанесение и обжиг контрэмали на обратную сторону предварительно подготовленной металлической поверхности, при этом с лицевой стороны на металлической поверхности или металлической поверхности с обожженным слоем грунтовой эмали формируют изображение путем нанесения разных цветных эмалей и обжига. Формирование изображения осуществляют сухими порошковыми эмалями с совпадающим интервалом обжига. Структурные составляющие изображения в виде элементов и деталей рисунка формируют последовательным нанесением сухих порошковых эмалей в один или несколько слоев, включающим нанесение сухих порошковых эмалей разных цветов рядом друг с другом, перекрывая друг друга и друг на друга. В качестве грунтовой эмали используют эмаль любого цвета и прозрачности. Способ обеспечивает формирование декоративных изображений на металлической поверхности или обожженной грунтовой эмали. 6 ил., 6 пр.
Способ получения декоративной эмалевой поверхности горячего отверждения на металлической поверхности, включающий нанесение и обжиг контрэмали на обратную сторону предварительно подготовленной металлической поверхности, при этом с лицевой стороны на металлической поверхности или металлической поверхности с обожженным слоем грунтовой эмали формируют изображение путем нанесения разных цветных эмалей и обжига, отличающийся тем, что формирование изображения осуществляют сухими порошковыми эмалями с совпадающим интервалом обжига, причем структурные составляющие изображения в виде элементов и деталей рисунка формируют последовательным нанесением сухих порошковых эмалей в один или несколько слоев, включающим нанесение сухих порошковых эмалей разных цветов рядом друг с другом, перекрывая друг друга и друг на друга, при этом в качестве грунтовой эмали используют эмаль любого цвета и прозрачности.
БРЕПОЛЬ Э | |||
Художественное эмалирование | |||
Пер | |||
с нем | |||
И.В | |||
Кузнецовой | |||
Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1986, сc | |||
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЦВЕТНОЙ РОСПИСИ ПО ЭМАЛЕВОЙ ПОВЕРХНОСТИ | 2018 |
|
RU2695404C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ РЕЛЬЕФНОЙ ЖИВОПИСНОЙ ЭМАЛИ | 2018 |
|
RU2702529C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ДЕТАЛИ | 1994 |
|
RU2131483C1 |
Способ декорирования эмалированных металлических изделий | 1983 |
|
SU1125292A1 |
JP 2002348683 A, 04.12.2002. |
Авторы
Даты
2025-02-11—Публикация
2024-01-09—Подача