СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА В ПОЛОСТИ МЕЖДУ КОНИЧЕСКИМ КОРПУСОМ СИЛОВОЙ ТУРБИНЫ ДВИГАТЕЛЯ АЛ-31СТН И ВНУТРЕННИМ КОРПУСОМ УЛИТКИ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА Ц1-16Л/76-1,44 Российский патент 2019 года по МПК F02C3/32 F02C7/18 F01D25/30 

Описание патента на изобретение RU2696521C1

Изобретение относится к области газовой промышленности и может быть использовано при эксплуатации газоперекачивающего агрегата ГПА-Ц1-16Л/76-1,44 (далее по тексту ГПА) в составе с газотурбинным двигателем АЛ-31СТН (далее по тексту ГТД) в условиях компрессорных станций.

Недостатком существующей конструкции является нагрев корпуса силовой турбины ГТД до высокой температуры (свыше 260°С), что, в свою очередь, приводит к перегреву масла в задней опоре силовой турбины, ухудшению его физико-химических показателей, потере уплотнительных свойств резиновых колец в масляной полости задней опоры силовой турбины и образованию коксовых отложений. Образовавшиеся при перегреве масла продукты коксования скапливаются в сетчатых фильтрах блока откачивающих насосов задней опоры силовой турбины. В связи с засорением сетчатых фильтров происходит переполнение опоры маслом, что приводит к отсутствию возможности эксплуатации модуля силовой турбины ГТД. Полное удаление продуктов коксования возможно только при разборке силовой турбины в условиях завода - изготовителя. Ранее данный недостаток в условиях компрессорных станций не устранялся, сведения о подобных технических решениях в известных источниках из области техники отсутствуют.

Задачей изобретения является повышение надежности работы силовой турбины ГТД за счет исключения коксования масла.

Технический результат - снижение температуры воздуха в полости между коническим корпусом силовой турбины ГТД и внутренним корпусом улитки ГПА до нормативной.

Поставленная задача решается, а технический результат достигается путем обеспечения расхода воздуха между коническим корпусом силовой турбины ГТД и внутренним корпусом улитки ГПА за счет увеличения зазора между корпусом силовой турбины и внутренним корпусом улитки и демонтажа плавающего кольца, соединяющего конический корпус силовой турбины и внутренний корпус улитки ГПА.

На фиг. 1 представлена конструкция силовой турбины. На фиг. 2 представлено плавающее кольцо 5, установленное между внутренним корпусом улитки 8 и корпусом подшипника задней опоры силовой турбины 9, а также радиальный зазор - Δ1.

На фиг. 3 представлены элементы ГТД, обеспечивающие осевой зазор у между внутренним корпусом улитки 8 и внутренней проточной частью силовой турбины 7, а также радиальный зазор - Δ2 между этими элементами, необходимый для организации воздушного потока.

Предложенный способ реализуется следующим образом: с конического корпуса силовой турбины 1 демонтируется перегородка отсеков 2, промежуточный вал 3, полумуфта двигателя 4 и плавающее кольцо 5. За счет смещения корпуса улитки, между коническим корпусом силовой турбины 1 и внутренним корпусом улитки 8 выставляется зазор между этими элементами (радиальный зазор - Δ2), с помощью которого увеличивается воздухообмен, созданный эжекцией продуктов сгорания 6 газотурбинной установки.

На фиг. 4 представлена линейная зависимость температуры воздуха в полости силовой турбины ГТД и времени работы ГПА до реализации данного способа.

На фиг. 5 представлена линейная зависимость температуры воздуха в полости силовой турбины ГТД и времени работы ГПА после реализации данного способа.

Похожие патенты RU2696521C1

название год авторы номер документа
Газоперекачивающий агрегат (ГПА), способ охлаждения газотурбинного двигателя (ГТД) ГПА и система охлаждения ГТД ГПА, работающая этим способом, направляющий аппарат системы охлаждения ГТД ГПА 2018
  • Арефьев Михаил Романович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Лобов Дмитрий Анатольевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Рубин Лев Исакович
  • Сабиров Айрат Байзавиевич
  • Семивеличенко Евгений Александрович
RU2675729C1
ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИЙ АГРЕГАТ 2022
  • Кадыров Ильдар Ринатович
  • Константинов Алексей Евгеньевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Кужеев Адель Рафисович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Романенков Павел Георгиевич
  • Шарипов Шамиль Гусманович
RU2794302C1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОКСОВАНИЯ МАСЛА В ОПОРЕ ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, РАБОТАЮЩЕГО В СОСТАВЕ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА, ЛИБО ЭНЕРГОУСТАНОВКИ ДЛЯ ПРИВОДА ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРА 1994
  • Копылов И.С.
  • Вертьянов В.М.
  • Горелов Ю.Г.
  • Трянов А.Е.
RU2105177C1
Газоперекачивающий агрегат (ГПА), газоход тракта выхлопа ГПА и входной узел газохода тракта выхлопа ГПА 2018
  • Арефьев Михаил Романович
  • Гиззатуллин Феликс Федратович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Лобов Дмитрий Анатольевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Рубин Лев Исакович
  • Шишкова Ольга Владимировна
RU2675969C1
Способ охлаждения вала трансмиссии газотурбинного привода и элементов КИП и устройство для его осуществления 2017
  • Зарипов Юлай Мидхатович
  • Криворучко Александр Сергеевич
  • Перевозчиков Алексей Юрьевич
RU2704659C2
ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИЙ АГРЕГАТ 2015
  • Болотин Николай Борисович
RU2625885C2
ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИЙ АГРЕГАТ 2015
  • Болотин Николай Борисович
RU2610631C1
ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИЙ АГРЕГАТ 2020
  • Болотин Николай Борисович
RU2764940C1
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КОМПРЕССОРНОЙ СТАНЦИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2000
  • Важенин Ю.И.
  • Иванов И.А.
  • Матросов В.И.
  • Михаленко С.В.
  • Тимербулатов Г.Н.
RU2170369C1
ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИЙ АГРЕГАТ 2020
  • Болотин Николай Борисович
RU2758172C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 696 521 C1

Реферат патента 2019 года СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА В ПОЛОСТИ МЕЖДУ КОНИЧЕСКИМ КОРПУСОМ СИЛОВОЙ ТУРБИНЫ ДВИГАТЕЛЯ АЛ-31СТН И ВНУТРЕННИМ КОРПУСОМ УЛИТКИ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА Ц1-16Л/76-1,44

Изобретение относится к области газовой промышленности и может быть использовано при эксплуатации ГПА-Ц1-16Л/76-1,44 с двигателем АЛ-31СТН как способ снижения температуры воздуха между корпусом силовой турбины двигателя АЛ-31СТН и внутренним корпусом улитки ГПА-Ц1-16Л/76-1,44 в системе отвода продуктов сгорания. Способ снижения температуры воздуха в полости между коническим корпусом силовой турбины газотурбинного двигателя и внутренним корпусом улитки газоперекачивающего агрегата заключается в том, что демонтируют плавающее кольцо, установленное между внутренним корпусом улитки и коническим корпусом силовой турбины газотурбинного двигателя, и за счет смещения корпуса улитки увеличивают зазор между коническим корпусом силовой турбины и внутренним корпусом улитки, чем увеличивают воздухообмен в полости между коническим корпусом силовой турбины и внутренним корпусом улитки, созданный эжекцией продуктов сгорания. Достигается повышение надежности работы силовой турбины двигателя АЛ-31СТН за счет исключения коксования масла. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 696 521 C1

Способ снижения температуры воздуха в полости между коническим корпусом силовой турбины газотурбинного двигателя и внутренним корпусом улитки газоперекачивающего агрегата, заключающийся в том, что демонтируют плавающее кольцо, установленное между внутренним корпусом улитки и коническим корпусом силовой турбины газотурбинного двигателя, и за счет смещения корпуса улитки увеличивают зазор между коническим корпусом силовой турбины и внутренним корпусом улитки, чем увеличивают воздухообмен в полости между коническим корпусом силовой турбины и внутренним корпусом улитки, созданный эжекцией продуктов сгорания.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2696521C1

СПОСОБ ВЫПУСКА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ИЗ ГАЗОВОЙ ТУРБИНЫ И ВЫПУСКНАЯ СИСТЕМА, ИМЕЮЩАЯ ОПТИМИЗИРОВАННУЮ КОНФИГУРАЦИЮ 2013
  • Аммон Фабиан
  • Бриссон Александр
  • Краб Ги
  • Демоли Жак
  • Уссей Лоран
  • Мюно Жюльен
RU2635001C2
ВЫХЛОПНАЯ УЛИТКА ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 1999
  • Карандашов Б.М.
  • Митин Е.М.
RU2209319C2
WO 03037715 A1, 08.05.2003
ЭЖЕКТОРНАЯ СИСТЕМА МАСЛЯНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДЛЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1997
  • Андреас Винтер
  • Фолькер Хибель
  • Андреас Корус
RU2131380C1
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2015
  • Канахин Юрий Александрович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Стародумова Ирина Михайловна
RU2596896C1

RU 2 696 521 C1

Авторы

Долгополов Андрей Викторович

Ковалев Сергей Владимирович

Румянцев Дмитрий Николаевич

Шумилин Евгений Михайлович

Даты

2019-08-02Публикация

2018-05-17Подача