Изобретение относится к играм на досках, преимущественно к шахматам, а также к области психофизиологии и педагогики спорта, в частности к методам тренировки спортсменов, занимающихся шахматами, и может быть использовано в шахматных школах при оценке качества подготовки шахматистов.
Сфера теории игр превратилась в самостоятельную отрасль науки виртуального мировоззрения. Особое место занимает теория и практика интеллектуальных игр.
Обучение тактическому мышлению спортсменов включает моделирование и последующий анализ игровых ситуаций с использованием карточек, при этом карточки из разных наборов моделируют игровую ситуацию последовательно в динамике (Патент №2366480, А63В 69/00, «Способ тренировки игроков спортивных игр»). Однако этот способ не может быть применен для оценки качества подготовки шахматистов.
Известен способ подготовки шахматистов, включающий проведение теоретических занятий, изучение методов самонастройки на игру, проведение самонастройки в зависимости от типа нервной системы, делают упражнения на управление вниманием, выполняя ежедневные упражнения, развивающие концентрацию внимания, проводят тестирование внимания путем проверки отклика с помощью устройства, содержащего манипуляторы типа джойстика для правой и левой рук, содержащих кнопки управления, процессор, содержащий блок памяти и программное средство подсчета времени отклика на нажатие кнопок, а также индикаторную лампочку, по загоранию которой начинают тест, для выполнения которого предъявляют серию сигналов со случайным распределением разных фигур на мониторе, при появлении которых нажимают кнопки на джойстике, и в зависимости от результата тестирования, появляющегося на мониторе, судят о готовности (качестве подготовки) к соревнованиям, при этом при времени отклика не более 59-65 секунд делают вывод о хорошей подготовленности (качестве). Это техническое решение является наиболее близким по технической сущности и взятым за прототип. (Патент РФ №2537827, G09B 19/00 - прототип).
Однако данный способ обладает некоторым недостатком, обусловленным тем, что фиксация времени отклика на случайное (не более 59-65 сек.) распределение фигур на мониторе имеет запаздывание, которое зависит от реакции контролирующего персонала, что снижает объективность оценки качества подготовки.
Технический результат изобретения - получение объективной оценки качества подготовки шахматиста с одновременным сокращением времени тестирования.
Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе оценки качества подготовки шахматистов, включающем проведение теоретических занятий по изучению техники игры, последующее выполнение игры со случайным распределением фигур на мониторе, тестирование и последующую оценку качества подготовки по информационному показателю, согласно изобретению, в качестве случайного распределения фигур на мониторе используют ключевые позиции различных шахматных партий, которые принимают за стартовые, задают эталонное количество ходов от ключевой позиции до финальной выигрышной позиции над соперником за отрезок времени не более 5 минут, фиксируют все ходы тестируемого, выделяют количество правильно сделанных ходов за 5 минут, определяют информационный показатель, в качестве которого принимают процент правильно сделанных ходов относительно эталонного количества ходов, и при значении 50-70% делают вывод о хорошем качестве подготовки, а при значении более 70% - об отличном качестве, при этом в качестве соперника используют или опытного тренера по шахматам или компьютерную шахматную программу.
Для наглядности пояснения сути изобретения представлено пять заданий (с.с. 5, 6, 7, 8, 9), в каждом из которых:
А - заданная стартовая ключевая позиция с указанием кто выигрывает (белые) за время 5 мин. (время фиксируется с момента выведения стартовой ключевой позиции на монитор);
Б - эталонное количество правильных ходов для достижения выигрыша за заданный отрезок времени 5 мин;
В - все ходы (общее количество) тестируемого шахматиста в течение 5 мин., плюсом (+) выделены правильно сделанные ходы;
Г - оценка качества подготовки шахматиста. По программе компьютер выдает количество правильно сделанных ходов тестируемым за 5 мин. (В - ходы с +) и процент правильно сделанных ходов за 5 мин. по отношению к эталонному количеству (Б) и дает объективную оценку о качестве подготовки шахматиста.
Способ оценки качества подготовки шахматистов реализуется следующим образом.
Требуется оценить уровень подготовки шахматистов. Для этого проводят теоретические занятия с обучаемыми, показывая различные шахматные партии, которые шахматист изучает и запоминает, развивая свое внимание и повышая уровень игры.
В процессе теоретических занятий осуществляют случайное распределение фигур на мониторе или на шахматной доске, т.е. показывают различные партии и просят закончить их с определенной стартовой ключевой позиции до финальной выигрышной позиции.
Проведение теоретических занятий, как правило, осуществляется в течение недели. Как показала практика, большинство партий с любой стартовой позиции до окончания партии не превышает 5 мин.
Через неделю теоретических занятий оценивают качество подготовки шахматистов, для чего проводят тестирование по приведенному выше алгоритму. Для оценки качества подготовки шахматистов одновременно приглашается в аудиторию группа из, как вариант, десяти человек. Количество аттестуемых обусловлено количеством компьютеров с шахматными программами.
Пример. Необходимо оценить качество подготовки шахматиста №1, которому представляют ключевую позицию конкретного дебюта (стартовая позиция, как вариант задание 1). Фиксируют время начала выполнения задания. Эталонное количество ходов для этой стартовой позиции известно известно экзаменатору (Б = 9). Тестируемый с этого момента продолжает шахматную игру или с компьютером или с опытным шахматным тренером, предварительно получив задание (А) каким цветом фигур (белыми или черными) он играет до выигрыша. По истечении 5 минут фиксируют (и экзаменатор, и тестируемый) общее количество сделанных шахматных ходов (В = 9), выделяя правильно сделанные ходы (В+ = 9). Определяют информационный показатель (ИП = В:Б×100%) - процент правильно сделанных ходов относительно эталонного количества на решение заданной стартовой позиции. По первому заданию качество подготовки шахматиста № 1 оценено как «отлично».
Для объективной оценки тестируемому предлагаются еще не менее 4 стартовых позиций различных шахматных партий, по результатам решения каждой из которых рассчитывают ИП - процент правильно сделанных ходов относительно эталонного количества ходов (табл. 1). Подсчитывают среднее значение (68,9%) информационного показателя по пяти ключевым позициям различных партий (заданий) и делают окончательный вывод о качестве подготовки шахматиста (табл. 1) - «хорошее» (ИП = 50-70%).
Заявленным способом были протестированы 10 чел. Результаты представлены в тал. 2. В столбце 2 табл. 2 приведено суммарное количество эталонных ходов, по 5 заданиям. В столбце 3 табл. 2 приведено суммарное количество правильно сделанных ходов в 5 заданиях (В+).
В столбце 4 табл. 2 приведено среднее значение информационного показателя - % правильно сделанных ходов относительно эталонного количества по 5 заданиям.
Как видно из результатов таб. 2, качество подготовки тестируемых №2, №4 и №5 отличное (ИП > 70%), тестируемых №1, №3, №6, №7 - хорошее (50% < ИП < 70%), а тестируемые №8 и №10 имеют удовлетворительное качество (ИП < 50%).
Шахматистам с удовлетворительной оценкой качества подготовки (менее 50%) дается 2-4 недели для подготовки и затем проводится повторное тестирование. Шахматисты с хорошими и отличными результатами качества подготовки принимаются в группу обучения, где уровень сложности заданий постепенно повышают.
Изобретение «Способ оценки качества подготовки шахматистов» позволяет опытным любителям шахмат оценить свои навыки игры в шахматы. При получении низких % показателей - игрок изучает теорию игры в шахматы, повышает свое шахматное мастерство, что способствует переходу шахматиста-любителя в категорию профессионалов, приобретя системное мышление (авторы изобретения относят это к базовому мышлению).
Применение изобретения позволит объективно оценивать качество подготовки шахматистов (процент правильно сделанных ходов при решении заданий) за относительно короткий промежуток времени подготовки шахматистов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ШАХМАТИСТОВ | 2013 |
|
RU2537827C1 |
Устройство для игры в продвинутые шахматы | 2021 |
|
RU2765456C1 |
Способ подготовки шахматистов, занимающихся быстрыми шахматами | 2016 |
|
RU2635857C1 |
Устройство для игры в дистанционные шахматы | 2021 |
|
RU2761770C1 |
Устройство для игры в парные шахматы | 2021 |
|
RU2770697C1 |
Устройство для обучения игре в шахматы | 1986 |
|
SU1361606A1 |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИГРОЙ В ШАХМАТЫ | 2000 |
|
RU2180137C2 |
Электронная шахматная доска и способ ее работы | 2017 |
|
RU2640171C1 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОТЕРЕЙ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1996 |
|
RU2080138C1 |
НАСТОЛЬНАЯ ИГРА "РУССКИЕ ТАВРЕЛИ" | 1996 |
|
RU2091110C1 |
Изобретение относится к играм на досках, преимущественно к шахматам, а также к области психофизиологии и педагогики спорта, в частности к методам тренировки спортсменов, занимающихся шахматами, и может быть использовано в шахматных школах при оценке качества подготовки шахматистов. Согласно изобретению проводят тестирование, теоретические занятия по изучению техники игры (используют либо показ различных шахматных партий на компьютере, либо альбомы с полным решением и разбором партий). Кроме того, осуществляют показ различных дебютов и предоставляют обучаемому закончить партию от ключевой позиции до выигрыша. При оценке качества подготовки шахматистов каждому предоставляют ключевую позицию какого-либо дебюта (стартовая позиция). Фиксируют время начала выполнения ходов до выигрышной позиции. По истечении 5 минут фиксируют все ходы, сделанные тестируемым шахматистом. Выделяют из них правильно сделанные ходы, т.е. соответствующие эталонным ходам, и определяют информационный показатель (ИП) - процент правильно сделанных ходов за 5 минут относительно эталонного количества ходов до финальной выигрышной позиции, и при ИП = 50-70% оценивают качество подготовки «хорошим», а при ИП = 70% - «отличным». За эталонное количество ходов от ключевой позиции до выигрышной за 5 минут принимают количество ходов, которые делает или опытный шахматист, имеющий высокую квалификацию, или компьютерная программа. ИП определяют как среднюю величину по не менее чем пяти заданиям. Технический результат изобретения - получение объективной оценки качества подготовки шахматистов. 2 табл., 1 пр.
Способ оценки качества подготовки шахматистов, включающий проведение теоретических занятий по изучению техники игры, последующее выполнение игры со случайным распределением фигур на мониторе, тестирование и последующую оценку качества подготовки по информационному показателю, отличающийся тем, что в качестве случайного распределения фигур на мониторе используют ключевые позиции различных шахматных партий, которые принимают за стартовые, задают эталонное количество ходов от ключевой позиции до финальной выигрышной позиции над соперником за отрезок времени не более 5 минут, фиксируют все ходы тестируемого, выделяют количество правильно сделанных ходов за 5 минут, определяют информационный показатель, в качестве которого принимают процент правильно сделанных ходов относительно эталонного количества ходов, и при значении 50-70% делают вывод о хорошем качестве подготовки, а при значении более 70% - об отличном качестве, при этом в качестве соперника используют или опытного тренера по шахматам, или компьютерную шахматную программу.
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ШАХМАТИСТОВ | 2013 |
|
RU2537827C1 |
US 20090104988 A1, 23.04.2009 | |||
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАХМАТЫ | 1997 |
|
RU2155624C2 |
Способ подготовки шахматистов, занимающихся быстрыми шахматами | 2016 |
|
RU2635857C1 |
Авторы
Даты
2019-09-02—Публикация
2018-02-21—Подача