Изобретение относится к настольным играм на клетчатых квадратных полях, а именно к играм типа шахмат, фигуры и доски которых назывались на Древней Руси таврелями и тавлеями.
Широко известна настольная игра в шахматы, содержащая доску с разбитым на черные и белые клетки полем, объемные фигуры и пешки в виде небольших статуэток светлого и темного цветов.
Это игра имеет ряд очевидных недостатков:
Во-первых, игра в шахматы требует знания теории и практики, на что уходят годы постоянных тренировок и поэтому она малодоступна для начинающих игроков.
Во-вторых, современные шахматы давно уже стали спортом для избранных интеллектуалов и многие шахматные дебюты планируются на десять ходов вперед и, если не следовать такой жесткой логике игры, то проигрыш почти неизбежен, что резко снижает интерес к шахматному творчеству.
В-третьих, одним из существенных недостатков известных шахмат является явно надуманное правило превращения пешки, вступившей на последнюю горизонталь доски, в любую фигуру того же цвета по личному желанию игрока, кроме самого короля. Так, в одной партии игры могут появиться сразу несколько ферзей, которых нет в наборе фишек, и их заменяют другими фигурами, что часто приводит к путанице и неразберихе. Очевидно, что конструкция известных пешек, да и самих фигур не отвечает самому устройству игры, не говоря уже о технике современной шахматной композиции, которой уже "тесно в футляре" фигур и плоской форме их движения по ровной доске.
Известна настольная игра типа шахмат, фишки которой выполнены в виде кубических форм с изображением на их поверхности шахматных фигур. Эти фигуры-кубики прочно устанавливаются в ячейки доски, а вся игра ведется по тем же правилам (патент США N 4 147 362, кл. A 63 F 3/02, 1979). Известна также игра типа шахмат, фишки которой тоже выполнены в виде кубиков, на одной грани которых изображен символ фигуры, а на другой направления ходов этой фигуры, которые она может совершать по доске (патент Франции N 2 149 627, кл. A 63 F 3/02, 1973).
Указанные игры с шахматными кубиками, несомненно, можно успешно применять для обучения детей шахматам, однако они мало привлекательны для любителей шахмат, так как ничего нового в конструкцию, устройство и технику игры они не вносят. Это лишь своеобразная демонстрационная модель известных шахмат.
Известна русская игра в столбовые шашки, фишки которой имеют средства соединения одна с другой для создания многоярусной фишки при взятия одной шашкой другую (Саргина Д.И. Устав игры в русские шашки. М. 1915, 396 а.). Для уничтожения такой "многоэтажной" фишки требуется столько ходов соперника, сколько шашек она содержит (SU, авт. свид. N 1 214 116, кл. A 63 F 3/02, 1986). Эта шашечная игра отличается от шахмат по своей сути и, разумеется, не может решить задачу повышения интереса к шахматам.
Наиболее близким аналогом к заявленному изобретению является настольная игра в шахматы, содержащая игровую доску, разбитую на ряды чередующихся светлых и темных клеток, и два набора игровых фишек, символизирующих шахматные фигуры, установленные в исходной позиции в противолежащих крайних рядах, и пешки, установленные в исходной позиции в следующем от крайнего ряду, при этом фишки, символизирующие фигуры, имеют средство соединения одной с другой в вертикальной плоскости (патент ФРГ N 2 710 793, кл. A 63 F 3/02, 1987).
Очевидным недостатком этой игры является выполнение фишек в виде объемных фигур, что при составлении многоярусной сложной фишки затрудняет обзор доски. Шахматы теряют свою наглядность и простоту передвижения фигур. Особой проблемой является превращение проходной пешки в виде "многоэтажной" фигуры в ферзя при ходе ее на последнюю горизонталь. При этом устройство и техника игры в шахматы остается прежней, что снижает творческий интерес к игровой деятельности, подчиненной строгим законам "железной" логики, где начинающий игрок всегда проигрывает любителю шахмат, не говоря о гроссмейстерах и мастерах.
Настоящее изобретение решает задачу повышения игрового интереса к шахматам, улучшения наглядности фишек и обзорности доски, увеличения мобильности фигур и пешек, расширению их комбинационных возможностей и свободы передвижения за счет создания и специального "расклада" многоярусных фишек на одной клетке доски. Особой задачей данного изобретения является устранение такого очевидного недостатка известных шахмат, как самовольное превращение пешек в любые фигуры, кроме короля, зависящее только от желания играющего. Такого нет ни в одной другой игре что нарушает основной закон игровой деятельности закон материального равенства в средствах и формах игры (Технологии игры, Рига, издание МВО Латвийской ССР, 1990, 56 с.).
Для достижения этого технического результата в игре "Русские таврели" каждая фишка выполнена в виде цилиндрического или многогранного диска. При этом на верхнем основании и боковых гранях фишек, символизирующих шахматные фигуры и пешки, нанесены соответствующие этим фигурам обозначения, а на нижнем же основании каждой фишки, символизирующей пешку, нанесено обозначение фигуры, за которой она расположена на доске в исходной позиции. При этом средство сцепления фишек для их соединения и целесообразного рассоединения выполнено в виде соответствующих выступов и гнезд. В качестве средства сцепления фишек могут быть использованы магнитные материалы, липучие поверхности и зажимы.
На фиг. 1 изображена игровая доска-шашечница с набором темных и светлых фишек; на фиг. 2 фишка, символизирующая пешку, вид сверху, вид сбоку, вид снизу; на фиг. 3 соединенные в столбик фишки; на котором вместе с символом ферзя дан символ коня, обозначающие древнерусскую шахматную фигуру "Ферзь всяческая"; на фиг. 5 разверстка одной из двух игральных костей, выполненных в виде шестигранного кубика, на гранях которого изображены пять символов шахматных фигур и один символ пешки.
Следует сразу же отметить, что фигура "Ферзь всяческая" сильнее обычного ферзя (см. фиг. 6 диаграмму движения фигуры "Ферзь всяческая"), так как она имеет право ходить не только как общеизвестный ферзь, но и как конь, перепрыгивающий через занятые клетки доски (Игры и развлечения. Кн. 2, М. Молодая гвардия, 1990, с. 72).
Игра состоит из игровой доски 1 и двух одинаковых наборов игровых фишек 2 светлого и темного цветов. Каждый набор содержит количество фишек, соответствующее их числу и значению в известных шахматах. Каждая фишка выполнена в виде цилиндрического или многогранного диска, имеющего средства соединения один с другим в вертикальной плоскости при помощи цилиндрических выступов и гнезд (фиг. 2 и 3).
На верхнем основании и боковой поверхности фишек, символизирующих фигуры, нанесены обозначения шахматных фигур, а на нижней основании фишек, символизирующих только пешки, нанесено изображение той фигуры, за которой располагается эта пешка в исходном положении на игровой доске. Только на нижнем основании королевской пешки вместе с символом ферзя изображен символ коня, обозначающий древнерусскую фигуру "Ферзь всяческая", которая в шахматной нотации обозначается как "ФК". При объявлении мата своему королю эта пешка автоматически переворачивается и превращается в нового короля, если до объявления мата она не была захвачена.
В "Русские таврели" играют два соперника, каждый со своим набором фишек. Цель игры поставить королю соперника мат. Ходы фигур и пешек, правила шаха, пата и мата, коротких и длинных рокировок, "битых полей" совершаются по правилам известных шахмат, за исключением фигуры "Ферзь всяческая", которая передвигается и атакует фигуры соперника и как ферзь, и как конь (фиг. 6).
Право первого хода в каждой партии игры определяется следующим образом: игру начинает тот из соперников, кому при одновременном броске шахматных костей (фиг. 5) выпадает на верхнюю грань кубиков символ фигуры, стоящей выше по шахматной иерархии, а именно по схеме сверху-вниз: король ферзь ладья слон конь пешка. При выпадении одинаковых фигур шахматные кости перебрасываются.
После первого хода ходы делаются по очереди. В отличии от известных шахмат фишки своих фигур могут "ходить и стоять" на фишках своих и чужих фигур, соединяясь в столбики-башни (см. фиг. 3). Таким же образом фишки своих фигур, разумеется, при своем ходе могут свободно "сходить" (сниматься сверху или раскладываться по частям) с башни, оставляя в ней свои фигуры, которые тут же восстанавливают свои атакующие способности. Такая особенность "Русских таврелей" создает небывалые ранее возможности для проведения стремительных атак и защит, маневров, комбинаций и композиций. При этом запрещается ставить свои фишки только на фишку своего короля.
Положение мата королю соперника выражается накрытием его фишки атакующей "шахующей" фишкой. В "Русских таврелях" короли имеют гораздо больше возможностей ухода от шаха путем "хождения" по своим фигурам или освобождения низлежащей фишки для закрытия шаха. Как и в известных шахматах, в этой игре возможно и положение пата, когда при своем ходе король никуда не может пойти, в том числе и на свои фишки, находящиеся под ударами фишек соперника. Только в этом случае объявляется ничейный результат. Следует сказать, что в "Русских таврелях" других ничьих практически не бывает, что свидетельствует о большом игровом интересе к ней.
Второй отличительной особенностью от известных шахмат является то, что "уничтоженные" фигуры соперника не снимают с доски, а производят их захват "в плен" путем накрытия атакующей фишкой верхнего основания атакованной фишки соперника.
К примеру, на фиг. 3 показана башня из трех фишек, образовавшаяся в результате захвата белой ладьи черным ферзем, которого затем накрыла фишка белого коня. Теперь при своем ходе белые имеют реальную возможность "освободить из плена" свою ладью ходом своего коня вместе с плененным черным ферзем на свободную клетку доски или на верхнее основание своей фишки.
Таким образом, игроки имеют право снимать с башни верхнюю фишку вместе со своими и чужими фишками, то есть ходить башней по частям или целиком. Важно то, что часть или вся башня "ходят" и атакуют по правилам передвижения самой верхней фишки в башне.
Это, как уже отмечалось, дает принципиально новые возможности для стремительных операций и убыстряет всю динамику игры. Скорость игры в "Русские таврели" намного выше известных шахмат, так как за один ход могут передвигаться сразу несколько фигур в одной башне, то есть с одной клетки доски.
Наиболее сильными ударными и скоростными возможностями обладают спаренные или сдвоенные фишки-столбики, такие как ферзь и ладья, ферзь и слон, две ладьи и два коня, которые обладают удивительной способностью возврата на свою фишку, которая "поддерживала" их атаку. Так, в отличии от известных шахмат, где белые и черные слоны одного цвета никогда не пересекаются, сдвоенные фишки слонов представляют собой отличный ударный тандем. Кроме того, спаренные фишки слона и пешки являются надежной защитой и слона, и пешки, особенно, при скрытых ударах от башни соперника. Что касается строенных и даже счетверенных фишек-столбиков, то они обладают уникальными качествами и в защите, и в атаке, и в позиционной борьбе за "господство в центре поля".
Третьей и наиболее важной особенностью "Русских таврелей" является то, что пешка, продвинутая на последнюю горизонталь, превращается только в ту фигуру, которая уже обозначена на ее нижнем основании "донышке" путем обычного переворачивания фишки. Королевская пешка, продвинутая на последнюю горизонталь доски при переворачивании превращается в самую могущественную фигуру "Ферзь всяческая", которая ходит и атакует и как ферзь, и как конь. Остальные же пешки, ставшие фигурами, при пленении фишками соперника переворачиваются обратно и снова становятся прежними пешками, правда, уже в плену.
Таким образом, рассмотренное техническое решение игры позволяет ликвидировать основной недостаток известных шахмат самовольное превращение проходных пешек в любые фигуры, кроме короля, и тем самым внести в игру новые фигуры и правила, которые значительно повышают интерес к шахматной игре, расширяют ее тактико-технические и творческие границы. "Русские таврели" по своим стратегическим и функциональным возможностям превосходят обычную шахматную игру и являются объемной интерпретацией игровой формы интеллектуально-интуитивной деятельности.
Для повышения эмоциональных и занимательных качеств "Русских таврелей" в целях обучения и развлечений в ней применяют игральные кости в виде кубиков с символами шахматных фигур и пешек на гранях. Здесь вся игра принимает вероятностный характер, а два шахматных кубика используются как средство случайного выбора "ходящей" фишки.
Игра в такие "случайные" таврели начинается с одновременного броска соперниками двух шахматных кубиков. Первым ходит тот, у кого на верхней грани кубика выпала фигура, стоящая выше по следующей шахматной иерархии: король ферзь ладья слон конь пешка. Ход совершается той фигурой, которая выпала при первом броске, а затем ходит та, что стоит ниже по указанной иерархии фигур. После этого соперники снова бросают шахматные кубики одновременно и снова ходит тот, у кого выпала более высокая фигура, которой игрок и должен действовать. Затем, разумеется, совершает ход соперник низшей фишкой, какую показал его кубик. Так и ведется эта удивительно азартная игра.
Отметим, что при шахе атакованный соперник кубик не бросает, а просто уводит короля от нападения. Кубик же бросает напавший игрок и смело ходит той фигурой, которая выпала на кубике. Все рассмотренные особенности "Русских таврелей" действуют и в этой "случайной" игре, в том числе и новые правила превращения пешек на последней горизонтали. Цель игры та же поставить мат королю соперника.
Отметим лишь правило передачи хода нижестоящим фигурам. Если на кубике выпал символ фигуры, которой нет у игрока, то он имеет право ходить фигурой, стоящей ниже только что выпавшей на один ранг. Во всех других случаях игрок пропускает ход. Фигура же "Ферзь всяческая" имеет право ходить при выпадении символов ферзя и коня соответственно. Рокировки при выпадении символа короля или ладьи.
С введением в "Русские таврели" факторов случайности игра становится азартнее известных шахмат, но по-прежнему способствует развитию логического и творческого мышления, а также умению предвидеть различные варианты исходов событий, связанный с элементами везения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИГРЫ В ШАХМАТЫ "ШАХМАТЫ ЧЕРНИКОВА" | 1998 |
|
RU2129897C1 |
ШАХМАТЫ "АЛАНСКИЕ" | 2011 |
|
RU2475289C1 |
ИГРА В ВОЕННЫЕ ШАХМАТЫ | 2004 |
|
RU2280486C2 |
ИГРА "ШАХМАТЫ 12 • 12" | 1995 |
|
RU2111784C1 |
НАСТОЛЬНАЯ ИГРА "СТОКЛЕТОЧНЫЕ ШАХМАТЫ" (ВЕРСИЯ В.И.ДУБРОВСКОГО) | 2002 |
|
RU2207178C1 |
ШАХМАТЫ С ПОДВИЖНЫМИ КЛЕТКАМИ ИГРОВОГО ПОЛЯ | 2019 |
|
RU2707590C1 |
НАСТОЛЬНАЯ ИГРА "ПОЛЕННИЦА" | 1996 |
|
RU2108838C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЪЕМНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ИГР "СПЕЙС ЧЕСС" | 1992 |
|
RU2097086C1 |
СПОСОБ ИГРЫ В ВОЕННЫЕ ШАХМАТЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1997 |
|
RU2123371C1 |
ϕ-СОВЕРШЕННЫЕ СУПЕРШАХМАТЫ НА КЛАССИЧЕСКОЙ 64-КЛЕТОЧНОЙ ДОСКЕ | 1997 |
|
RU2118554C1 |
Использование: в настольных играх, в частности в играх на досках. Сущность изобретения: настольная игра содержит игровую доску, разбитую на ряды чередующихся светлых и темных клеток, и два одинаковых набора игровых фишек разного цвета, каждая из которых выполнена в виде диска с возможностью соединения одна с другой в вертикальной плоскости и символизирует шахматные фигуры и пешки. На верхнем основании и боковой поверхности фишек, символизирующих шахматные фигуры, нанесены соответствующие этим фигурам обозначения, а на нижнем основании каждой фишки, символизирующей пешку, нанесено обозначение фигуры, соответствующее той фигуре, за которой она расположена на доске в исходной позиции и в которую она должна быть превращена при ее ходе на последнюю горизонталь. Настольная игра может быть снабжена по меньшей мере двумя, имеющими закругленные углы, одинаковыми кубиками, на грани которых нанесены символы шахматных фигур и пешек. Игровая доска может быть разделена на 36 клеток, а именно 6 клеток по вертикали и 6 клеток по горизонтали доски. 3 з. п. ф-лы, 6 ил.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОКЛАДКИ ПЕННЫХ ОПОРНЫХ ПОЛОС ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ОТЖИГА | 2019 |
|
RU2710793C1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1997-09-27—Публикация
1996-05-14—Подача