Устройство для обучения игре в шахматы Советский патент 1987 года по МПК G09B19/22 

Описание патента на изобретение SU1361606A1

Изобретение относится к обучающим устройствам.

Цель изобретения - повышение удобства пользования.

Па фиг. 1 изображено приспособление для контроля, общий вид;нафиг.2- механизм перемещения (клавиша условно не показана), общий вид и вид сбоку; на фиг. 3 - блок информационных карточек,

Устройство для обучения игре в шахматы содержит игровое поле с комплектом шахматных фигур и приспособлеиие для контроля правильности игро- 15 РОЙ ход за белые фигуры, делает его

вых ходов, включающее корпус 1 со смотровыми оклами для игры за белые или черные фигуры, блок информационных карточек 2, установленных в корпусе 1, при этом приспособление имеет механизм перемещения карточек 2, содержащий толкатель 3, установленный в корпусе 1. Приспособление имеет также привод дискретного перемещения толкателя 3, состоящий из барабана 4 с заводным механизмом 5, заводного ключа 6, храпового механизма 7, ключа 8 возврата и клавиши 9 с выступом, взаимодействующим с храповым механизмом 7, при этом барабан 4 установлен в корпусе 1 и связан с толкателем 3 полиспастной системой 10.

Блок карточек 2 подпружинен относительно корпуса 1, причем толкатель 3 взаимодействует с карточкой 2,

Устройство работает следующим образом.

Перед началом игры в шахматы играющий должен изучить определенный деб.ют, например дебют испанской партии с выигрьш1ем белых фигур и запомнить его, насколько это возможно.

На шахматной доске играющий делает первый ход бельми фигурами и записывает его в блокнот.

Нажимая на клавишу 9, воздействуют на храповой механизм 7, при этом барабан 4 под действием заводного механизма 5 проворачивается на одно деление храпового механизма 7 и посредством полиспастной системы 10 перемещает на нужное расстояние толкатель 3, а следовательно, и карточку 2, совмещая информацию, записанную на ней, со смотровым окном в корпусе 1, После прочтения информации вторично нажимают на клавишу 9 и процесс повторяется. По прочтении всей информации на карточке ее вынимают из кор

пуса 1. Посредством ключа 8 возврата толкатель 3 перемещают в исходное положение, а за счет подпружинивания следующая карточка 2 блока занимает место предьщущей и начинает взаимодействовать с толкателем 3, после чего процесс повторяется.

Фактический ход белых фигур, сделанный играющим, сравнивается с ходом белых фигур, указанным на изображении. На шахматной доске играющий делает ход за черные фигуры, записывает его в блокнот, продумывает вто

на доске, записывает в блокнот и нажимает на клавишу 9.

Ниже приводится в качестве примера сыгранная шахматистом-любителем второго разряда партия при помощи устройства,

За основу взята ранее сыгранная по переписке в 1962 году партия между мастерами Беломестных и Бетином,

Результат игры изложен в блокноте

0

5

0

шахматиста-любителя Б-01-ОГ .

1,е2 - е4

2,Kg1 - 3

3,Cfl - Ь5

4,(e4:f5)Kb1-C3

5,КсЗ : е4

6,Kf.3 : е5

7,(Od1-h5+)Ke5:C6

8,С2 - С4

9,d2 - d4

10,Od1 - h5+

11,ФЬ5 - ,Кеб : е7+

13,СЬ5 - е8+

Время белых фигур Партия № ИсП.

е7 - е5 КЬВ - С6 f7 - 5 5 - е4 d7 - d5 d5 - е4 Od8 - d5 Фd5 - g5 Ф§5 : g2

g7 - g6 Kg8 - e7 Kpe8 - 7 Черные сдались 1 ч 15 мин.

Пояснения к сыгранной дартии.

1,Дпя достижения определенных

результатов необходимо изучить и запомнить дебют испанской партии, созать благоприятные условия для игры, сосредоточив максимум внимания,

2,Шахматисту-любителю известно следующее: кто с кем играл; кто и каким цветом фигур выиграл; за кого он играет; название дебюта; максимальное количество ходов - до 25; контрольный ход белых фигур (Ход белых) в процессе игры; ответ черных фигур (Ответ черных) в процессе игры,

3,Для усиления интереса к игре карточке против соответствующих

3

ходов проставляют восклицательные и вопросительные знаки.

4.В прсэцессе игры каждый удачны ход белыми фигурами вызывает значительный интерес (занимательность) и желание сыграть как можно лучше.

5.Если белые фигуры допустили ошибки (такой ход берется в круглые скобки), то рядом записывают ход, который изложен в карточке и корректирует его на шахматной доске.

6.Если ошибочный ход белыми фиграми известен играющему по теории или он оговорен комментарием к данной партии, то такой же ход подчеркивается и не считается ошибочным, например: было 4. (e4:f5)КЬ1-СЗ...; стало 4. (e4:f5)Kb1-C3...

7.Несмотря на допущенные неточности в партии такая игра дает возможность проследить органическую связь между дебютом, миттельшпилем, эндшпилем и прочувствовать усиление атакующего потенциала за белые фигу ры.

8.Предлагается количественная оценка сыгранной партии, учитывающа естественные и бесчисленные развет

вления в игре: а) одна ошибка в сред- JQ ровочной, учебной или развлекательнем на пять ходов дает

оценку отличb ь 5

(1)

б) одна ошибка в среднем на четьфе хода -

хорошо ;

4

Ь : 5

(2)

в) одна ошибка в ,

среднем на три хода удовлетворительно

3 а : Ь 4,

(3)

В формулах (1), (2) и (3) указано: а - количество ходов в данной партии; Ъ - количество ошибок, допущенных играющим.

9. В данной партии шахматист-любитель сыграл на отлично :

13 : 2 5,

где 13 - количество ходов в данной партии;

2 - количество допущенных ошибок;

5 - оценка сыгранной партии - отлично.

10.После этого карточка 2 вынимается из корпуса 1.

11.При переходе игры к второй партии толкатель 3 возвращают в исходное положение при помощи ключа 8 возврата.

Эффективность использования устройства заключается в том, что массо- вому шахматисту-любителю предоставляется уникальная возможность сыграть как бы заочно против вьщающихся шахматных мастеров, гроссмейстеров и чемпионов мира, проникнув в их творческую лабораторию, ощутить радость удачно сыгранных партий, оценить фактическую силу игры,.потенциальные возможности на перспективу и повысить свою квалификацию.

Простота конструкции устройства,, его доступность для массового шахматиста-любителя, дает возможность использовать это устройство при трени35

40

45

50

55

ной игре в шахматы с ограниченным (с часами) или неограниченным (как по переписке) временем в условиях быта, на природе и транспорте, в школах и учебных заведениях, в клубах и кружках.

Формула изобретения

Устройство для обучения игре в шахматы, содержащее игровое поле с комплектом шахматных фигур и приспособление для контроля правильности игровых ходов, включающее корпус со смотровыми окнами и блок информационных карточек, установленный в корпусе, отличающееся тем, что, с целью повьш1ения удобства пользования, приспособление имеет меха- низм перемещения карточек, содержащий толкатель, установленный в корпусе, и привод дискретного перемещения толкателя, при этом блок карточек подпружинен относительно корпуса, а толкатель взаимодействует по меньшей мере с одной карточкой.

Похожие патенты SU1361606A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ШАХМАТИСТОВ 2018
  • Ефимьев Бронислав Родионович
  • Волгин Валерий Николаевич
RU2698922C2
Устройство для предъявления карточек с записью ходов обучающего игре в шахматы прибора 1987
  • Пташенко Анатолий Иванович
SU1501128A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАХМАТЫ 1997
  • Капусткин Н.Ф.
RU2155624C2
Интерактивные шахматы 2023
  • Куимов Алексей Анатольевич
  • Шевцов Егор Сергеевич
  • Семененко Николай Александрович
  • Радионов Дмитрий Михайлович
  • Рябинин Антон Александрович
  • Волков Степан Николаевич
RU2799731C1
ϕ-СОВЕРШЕННЫЕ СУПЕРШАХМАТЫ НА КЛАССИЧЕСКОЙ 64-КЛЕТОЧНОЙ ДОСКЕ 1997
  • Данилов Валентин Петрович
RU2118554C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИГРЫ В ШАХМАТЫ "ШАХМАТЫ ЧЕРНИКОВА" 1998
  • Черников Г.Б.
RU2129897C1
Устройство для игры в парные шахматы 2021
  • Иванов Валерий Филиппович
RU2770697C1
НАСТОЛЬНАЯ ИГРА "РУССКИЕ ТАВРЕЛИ" 1996
  • Стерлигов Дмитрий Львович[Ru]
  • Терехин Андрей Иванович[Ru]
  • Георгиевский Николай Николаевич[Ru]
  • Гурдин Виктор Михайлович[Ru]
  • Косярумов Владимир Иванович[Ru]
  • Хайдаров Жаркен Сафаржанович[Kz]
  • Астафьев Андрей Львович[Ru]
  • Угринович Борис Александрович[Ru]
RU2091110C1
Устройство для игры в продвинутые шахматы 2021
  • Иванов Валерий Филиппович
RU2765456C1
ШАХМАТЫ "АЛАНСКИЕ" 2011
  • Дзгоев Таймураз Камболатович
RU2475289C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 361 606 A1

Реферат патента 1987 года Устройство для обучения игре в шахматы

Изобретение относится к обучающим устройствам и позволяет повысить удобство пользования. Устройство для обучения игре в шахматы, содержащее игровое поле с комплектом шахматных фигур и приспособление для контроля правильности игровых ходов, включающее корпус со смонтированными окнами. блок информационных карточек, установленных в корпусе, механизм перемещения карточек, содержащий толкатель, установленный в корпусе, и привод дискретного перемещения толкателя, содержащий барабан с заводным механизмом, заводные ключи и храповой механизм с клавишей, при этом барабан установлен в корпусе и связан полиспастом с толкателем, а блок карточек подпружинен относительно корпуса. Нажимая на клавишу, воздействуют на храповой механизм, при этом барабан проворачивается на одно деление храпового механизма и посредством полиспаста перемещает на нужное расстояние толкатель, а следовательно, и карточку. 3 ил. (Л со Э5 35 О о:

Формула изобретения SU 1 361 606 A1

0U9.i

2 :

Ю

5 Фиг2

Блок

беломестнык - Бетин

Геллер- ПортишЛ.

Редактор Е.Папп

Фиг.З

Составитель Н.Бочарова Техред А.Кравчук

Заказ 6295/51 Тираж 433Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.,д.А/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная,А

Блок Уг исП.Б-01

Корректор И.Муска

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1361606A1

Патент США № 3792186, кл
Скоропечатный станок для печатания со стеклянных пластинок 1922
  • Дикушин В.И.
  • Левенц М.А.
SU35A1

SU 1 361 606 A1

Авторы

Пташенко Анатолий Иванович

Даты

1987-12-23Публикация

1986-08-11Подача