НАТЯЖИТЕЛЬ ЦЕПИ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2019 года по МПК F16H7/08 

Описание патента на изобретение RU2702210C1

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для натяжения цепи, и может найти применение в механизме трансмиссии транспортного средства.

Из уровня техники известны следующие решения.

Известен натяжитель цепи трансмиссии (патент на полезную модель РФ № 77839, опубликованный 10.11.2008), входящий в конструкцию описанного снегохода и выполненный плавающим, подпружиненным.

Также известен натяжитель цепи трансмиссии (патент на полезную модель Китая № 2643079, опубликованный 22.09.2004), включающий поворотный рычаг, один конец которого шарнирно соединен с кронштейном через штифт, а другой конец поворотного рычага свободен. Шпиндельный вал снабжен пружиной кручения; два конца торсионной пружины крепятся к кронштейну и качающему рычагу; вал штифта снабжен цепным колесом; свободный конец поворотного рычага снабжен цепным колесом.

Недостаток известных натяжителей состоит в том, что предусмотрено натяжение только одной части цепи, без компенсации провисания другой части цепи, что не обеспечивает достаточную надежность и ставит в необходимость частый контроль за натяжением цепи.

Техническая проблема, решаемая предлагаемым изобретением, заключается в необходимости разработки конструкции натяжителя цепи, позволяющего повысить надежность работы трансмиссии.

Поставленная задача решается введением в конструкцию трансмиссии натяжителя, состоящего из двух подпружиненных блоков, контролирующих степень натяжения обеих частей цепи.

Технический результат заключается в повышении долговечности и надежности работы трансмиссии за счет надежного демпфирования колебаний цепи при рывках передачи мощности, а также увеличения длины охвата цепью звездочки двигателя и колесных осей, с которой осуществляется передача мощности.

Заявленный технический результат достигается за счет конструкции натяжитель цепи трансмиссии транспортного средства, содержащей первый и второй монтажные элементы, каждый из которых выполнен из проштампованной и изогнутой металлической полосы, с формированием оснований на противоположных краях полос, предназначенных для закрепления на корпусе транспортного средства, при этом, каждое из оснований сопряжено со стойкой, установленной, под углом к соответствующему основанию, а стойки одного монтажного элемента соединены между собой перемычками, при этом высота стоек выбирается с обеспечением нахождения перемычек в одной плоскости, параллельной плоскости расположения ведомой и ведущей звездочек трансмиссии транспортного средства, а углы между основаниями и соответствующими стойками выбираются с обеспечением прилегания оснований к корпусу транспортного средства, нижняя стойка первого монтажного элемента со стороны противоположной второму монтажному элементу и верхняя стойка второго монтажного элемента сто стороны, противоположной первому монтажному элементу, каждая выполнена с ушком, выступающим за плоскость расположения перемычек со стороны, противоположной стороне расположения стойки, на первой перемычке, вблизи линии прохождения верхней ветви цепи трансмиссии транспортного средства и на второй перемычке, вблизи линии прохождения нижней ветви цепи трансмиссии транспортного средства расположены оси, закрепленные перпендикулярно плоскости расположения перемычек, с закрепленными на осях рычагами, каждый из которых выполнен из штампованной и изогнутой металлической полосы с формированием на каждом рычаге ушек, расположенных в плоскостях, перпендикулярных плоскостям, в которых расположены плоскости перемычек, при этом ушко первого рычага расположено со стороны, противоположной стороне расположения второго монтажного элемента, ушко второго рычага расположено со стороны, противоположной стороне расположения первого монтажного элемента, на рычагах, на равном расстоянии от осей, на которых закреплены соответствующие рычаги, закреплены четыре натяжные звездочки с возможностью вращения в плоскости, совпадающей с плоскостью, в которой расположены с возможностью вращения звездочки трансмиссии транспортного средства, а ушки первого рычага и стойки первого монтажного элемента, а также ушки второго рычага и стойки второго монтажного элемента соединены между собой пружинами таким образом, что при прохождении соответствующих ветвей цепи между звездочками соответствующего рычага пружины находятся в натянутом состоянии при любом направлении вращения звездочек трансмиссии транспортного средства, а ушки рычагов располагаются между ветвями цепи трансмиссии транспортного средства.

В частном случае реализации изобретения первая и вторая стойки объединены и выполнены в виде единой пластины с отверстиями, части краев которых частично совпадают с краями стоек.

Демпфирование цепи при рывках передачи мощности обеспечивается за счет того, что при натяжении одной части цепи провисающую часть цепи автоматически запасовывает блок натяжителя, рычаг которого расположен со стороны, противоположной натягиваемой цепи. Таким образом, блоки натяжителей, включающие рычаги и натяжные звездочки, а также пружины, соединяющие рычаги с опорами монтажных пластин, обеспечивают поддержку цепей трансмиссии беспрерывно и не позволяют провисать части цепи, противоположной натягиваемой части. Расположение ушек рычагов между ветвями цепи трансмиссии транспортного средства в любой момент вращения цепи обеспечивает изолированность одной части цепи, а также блока натяжения этой части цепи от другой части цепи.

Далее решение поясняется ссылками на фигуры, на которых приведено следующее.

Фиг. 1 – общий вид натяжителя.

Фиг. 2 – положение блока натяжителя в момент прослабления части цепи.

Фиг. 3 – положение блока натяжителя в момент натяжения части цепи.

Фиг. 4 – вид натяжителя с единой монтажной пластиной.

Натяжитель цепи трансмиссии транспортного средства содержит первый 1 и второй 2 монтажные элементы, каждый из которых выполнен из проштампованной и изогнутой металлической полосы. Кроме того, монтажные полосы могут представлять собой участки одной монтажной пластины (фиг.4).

Монтажные элементы 1 и 2 имеют основания 3 и 4 (соответственно) на противоположных краях полос, предназначенных для закрепления на корпусе транспортного средства. Каждое из оснований 3 и 4 сопряжено со стойкой 5 (первого монтажного элемента 1) и стойкой 6 (монтажного элемента 2), установленной, под углом к соответствующему основанию.

Стойки 5 соединены между собой перемычкой 7, а стойки 6 – перемычкой 8. Высота стоек выбирается с обеспечением нахождения перемычек в одной плоскости, параллельной плоскости расположения ведомой и ведущей звездочек трансмиссии транспортного средства, а углы между основаниями и соответствующими стойками выбираются с обеспечением прилегания оснований к корпусу транспортного средства.

Нижняя стойка 5 первого монтажного элемента 1 со стороны противоположной второму монтажному элементу 2 выполнена с ушком 9. Верхняя стойка второго монтажного элемента со стороны, противоположной первому монтажному элементу 1 выполнена с ушком 10. Каждое из ушек 9 и 10 выполнено выступающим за плоскость расположения перемычек со стороны, противоположной стороне расположения стойки.

На первой перемычке 7, вблизи линии прохождения верхней ветви цепи трансмиссии транспортного средства и на второй перемычке 8, вблизи линии прохождения нижней ветви цепи трансмиссии транспортного средства расположены оси 13 и 14, закрепленные перпендикулярно плоскости расположения перемычек.

На осях 13 шарнирно закреплены рычаги 15 и 16 соответственно. Рычаги выполнены из штампованной и изогнутой металлической полосы с формированием на каждом рычаге ушек 17 и 18, расположенных в плоскостях, перпендикулярных плоскостям, в которых расположены плоскости перемычек.

Ушко 17 первого рычага 15 расположено со стороны, противоположной стороне расположения второго монтажного элемента 2, а ушко 18 второго рычага 16 расположено со стороны, противоположной стороне расположения первого монтажного элемента.

На рычагах 15 и 16, на равном расстоянии от осей, на которых закреплены соответствующие рычаги, закреплены четыре натяжные звездочки 19 с возможностью вращения в плоскости, совпадающей с плоскостью, в которой расположены с возможностью вращения звездочки трансмиссии транспортного средства.

Ушки 17 и 9, а также ушки 18 и 10 соединены между собой пружинами 20 таким образом, что при прохождении соответствующих ветвей цепи между звездочками соответствующего рычага пружины находятся в натянутом состоянии при любом направлении вращения звездочек трансмиссии транспортного средства, а ушки 17 и 18 рычагов располагаются между ветвями цепи трансмиссии транспортного средства.

Устройство работает следующим образом.

Как показано на фиг.1, при вращении цепи трансмиссии против часовой стрелки (что соответствует движению вездехода вперед), происходит натяжение верхней части цепи (фиг. 3), соответственно нижняя часть цепи провисает и в этот момент посредством пружины нижний блок натяжителя запасовывает прослабленную часть цепи (фиг.2). При вращении цепи по часовой стрелке (что соответствует движению вездехода назад), работа блоков натяжителя происходит в обратной последовательности.

Похожие патенты RU2702210C1

название год авторы номер документа
ТРАНСМИССИЯ СНЕГОХОДА 2022
  • Койнов Сергей Владимирович
RU2794007C1
СНЕГОБОЛОТОХОД 2023
  • Черняк Александр Владимирович
  • Кузнецов Антон Евгеньевич
  • Кардаполов Виталий Михайлович
RU2801955C1
Устройство рубки движущейся ленты древесного шпона с ножом и узлом его натяжения, включая механизм вертикального перемещения прижимного вала с натяжителем цепи 2021
  • Жерновников Илья Вячеславович
RU2807977C2
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ СХОДА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2004
  • Дементьев Игорь Вадимович
  • Ванцев Сергей Сергеевич
  • Исайчев Николай Григорьевич
  • Букин Михаил Николаевич
  • Петров Александр Анатольевич
RU2279369C2
Контроллер натяжения цепи для двухколесных велосипедов с ручным приводом 2020
  • Логинов Игорь Владимирович
RU2744996C1
УСТРОЙСТВО УДЕРЖАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ НА СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Чекаев Анатолий Михайлович
RU2547121C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ВРАЩАТЕЛЬНОГО МОМЕНТА НА ВЕДУЩЕЕ КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2021
  • Евграфов Николай Васильевич
RU2766930C1
Устройство для фиксации цепи скребкового конвейера 1982
  • Кравцов Александр Иванович
  • Сигалов Леонид Наумович
  • Носов Виталий Семенович
  • Аккерман Фридрих Маркович
  • Линицкий Виктор Георгиевич
  • Загоруйко Аркадий Петрович
SU1055705A1
УСТРОЙСТВО УДЕРЖАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ НА СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2013
  • Чекаев Анатолий Михайлович
RU2542837C1
Тележка гусеничная сменная для трактора 2017
  • Холстин Олег Владимирович
  • Масленников Дмитрий Георгиевич
RU2658505C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 702 210 C1

Реферат патента 2019 года НАТЯЖИТЕЛЬ ЦЕПИ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для натяжения цепи. Натяжитель цепи трансмиссии транспортного средства содержит два монтажных элемента, выполненных из металлической полосы, с формированием оснований на противоположных краях. Каждое из оснований сопряжено со стойкой, установленной под углом к соответствующему основанию, а стойки одного монтажного элемента соединены между собой перемычками. Стойки выполнены с ушками, выступающими за плоскость расположения перемычек со стороны, противоположной стороне расположения стойки. На первой перемычке, вблизи линии прохождения верхней ветви цепи трансмиссии транспортного средства и на второй перемычке, вблизи линии прохождения нижней ветви цепи трансмиссии транспортного средства расположены оси, закрепленные перпендикулярно плоскости расположения перемычек. На осях закреплены рычаги, каждый из которых выполнен из металлической полосы с формированием на каждом рычаге ушек, расположенных в плоскостях, перпендикулярных плоскостям, в которых расположены плоскости перемычек. На рычагах, на равном расстоянии от осей, закреплены четыре натяжные звездочки. Ушки первого рычага и стойки первого монтажного элемента, а также ушки второго рычага и стойки второго монтажного элемента соединены между собой пружинами. Достигается повышение надежности. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 702 210 C1

Натяжитель цепи трансмиссии транспортного средства, содержащий первый и второй монтажные элементы, каждый из которых выполнен из проштампованной и изогнутой металлической полосы, с формированием оснований на противоположных краях полос, предназначенных для закрепления на корпусе транспортного средства, при этом каждое из оснований сопряжено со стойкой, установленной под углом к соответствующему основанию, а стойки одного монтажного элемента соединены между собой перемычками, нижняя стойка первого монтажного элемента со стороны, противоположной второму монтажному элементу, и верхняя стойка второго монтажного элемента со стороны, противоположной первому монтажному элементу, каждая выполнена с ушком, выступающим за плоскость расположения перемычек со стороны, противоположной стороне расположения стойки, на первой перемычке, вблизи линии прохождения верхней ветви цепи трансмиссии транспортного средства и на второй перемычке, вблизи линии прохождения нижней ветви цепи трансмиссии транспортного средства расположены оси, закрепленные перпендикулярно плоскости расположения перемычек, с закрепленными на осях рычагами, каждый из которых выполнен из штампованной и изогнутой металлической полосы с формированием на каждом рычаге ушек, расположенных в плоскостях, перпендикулярных плоскостям, в которых расположены плоскости перемычек, при этом ушко первого рычага расположено со стороны, противоположной стороне расположения второго монтажного элемента, ушко второго рычага расположено со стороны, противоположной стороне расположения первого монтажного элемента, на рычагах, на равном расстоянии от осей, на которых закреплены соответствующие рычаги, закреплены четыре натяжные звездочки с возможностью вращения в плоскости, совпадающей с плоскостью, в которой расположены с возможностью вращения звездочки трансмиссии транспортного средства, а ушки первого рычага и стойки первого монтажного элемента, а также ушки второго рычага и стойки второго монтажного элемента соединены между собой пружинами таким образом, что при прохождении соответствующих ветвей цепи между звездочками соответствующего рычага пружины находятся в натянутом состоянии при любом направлении вращения звездочек трансмиссии транспортного средства, а ушки рычагов располагаются между ветвями цепи трансмиссии транспортного средства.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2702210C1

ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С МУСКУЛЬНЫМ ПРИВОДОМ 1992
  • Жучков Владимир Петрович
  • Левицкий Леонид Иванович
RU2043241C1
ГИБРИДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2016
  • Ю Симидзу
  • Такаси Андо
  • Такеси Кисимото
  • Масая Амано
RU2643079C1
US 3977266 A1, 31.08.1976
НАТЯЖНОЕ УСТРОЙСТВО 2003
  • Михайлов Г.И.
  • Попов Б.А.
RU2243430C1

RU 2 702 210 C1

Авторы

Чечнев Олег Валентинович

Кононов Олег Вячеславович

Даты

2019-10-04Публикация

2018-09-25Подача