Описываемое изобретение относится к устройствам противоторпедной защиты надводных кораблей и судов.
Известна торпеда, как средство огневого поражения морской цели, имеющая боевую часть с зарядом взрывчатого вещества, бортовые системы управления и обнаружения цели, служащие для поиска цели, ее обнаружения и наведения на цель, сближения с ней на дистанцию срабатывания взрывного устройства, энергетическую установку, обеспечивающую работу приборов управления и органов движения, двигательную установку и движитель [1-Торпеда. Военно-морской словарь /Гл. ред. В.Н. Чернавин. - М.: Воениздат, 1989. -511 с. С. 431].
В целях борьбы с торпедами противника на кораблях применяют различные устройства, воздействующие на их систему управления и обнаружения, а также направленные на механическое разрушение корпуса торпеды и ее приборов или создающие механические препятствия на пути движения торпеды.
Для противодействия системам управления и обнаружения торпед используют средства радиоэлектронного (гидроакустического) подавления, дрейфующие или самоходные приборы помех [2 - Имитационные средства. Военно-морской словарь /Гл. ред. В.Н. Чернавин. - М.: Воениздат, 1989. - 511 с. С. 159]. Данные устройства создают помехи системам обнаружения торпед и дают возможность кораблю выйти из зоны их действия. Однако бортовые системы управления и обнаружения современных торпед получили способность распознавать ложные цели и учитывать работу приборов помех, применение которых становится менее эффективным.
Для механического воздействия на корпус и приборы торпед на кораблях применяют оружие: реактивные системы залпового огня и глубинные бомбы, антиторпеды, а также средства их кинетического поражения [3 - Новиков А.В., Евдокимов А.Л., Долбилин Р.В. О реактивных системах залпового огня в морском подводном оружии // Морская радиоэлектроника, № 4, 2008. С. 58-62], [4 - Котов А.С.Еще одна сверхмалая торпеда // Подводное морское оружие. Выпуск 7. - СПб.: Гидроприбор, 2006], [5 - Кинетический пучковый снаряд «Кимры». Патент RU 2413922. - М.: ФИПС, 2011]. Оружие характеризуется повышенной опасностью и требует оборудования на корабле специальных помещений для его хранения. Данное обстоятельство существенно ограничивает возможности его размещения на корабле.
Механические препятствия на пути движения торпед можно создавать с применением защитных боновых заграждений или сетей [6 - Ю.Ф. Каторин. Уникальная и парадоксальная военная техника / Ю.Ф. Каторин, Н.Л. Волковский, В.В. Тарнавский. - СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2003. - 686 с, ил. С. 18]. Однако боновые заграждения и сети обладают малой мобильностью и не могут применяться кораблями на ходу, что и составляет их главный недостаток. В то же время сеть имеет свои достоинства: она не взрывопожароопасна и неприхотлива в эксплуатации. К тому же ее мобильность может быть достигнута за счет использования буксировщика - самоходного подводного аппарата, например, подводного транспортировщика, применяемого для перевозки в воде боевых пловцов, выполненного на базе торпеды и не имеющего боевой части с зарядом взрывчатого вещества [7 - Миронов Е., Мельников Ю., Кузьмицкий М. Под водой на «Сирене» // Военный парад. - 2001. - № 5. - С. 24-26].
В качестве прототипа изобретения принят подводный транспортировщик противоторпедной сети, имеющий контейнер для ее хранения, натяжное или демпфирующее устройство, контактное устройство, приборы управления, энергосиловую установку, источник тока, органы управления, движитель, газогенератор, надувную камеру и сигнальные устройства [8 - Устройство противоторпедной защиты корабля. Заявка на изобретение № 2015114265 / А.В. Новиков и др. - М.: ФИПС, 2016. Бюл. № 31]. В нем, как и в «Сирене», в составе приборов управления не указано наличие курсоуказателя и глубиномера, позволяющих транспортировщику следовать по заданному маршруту и на заданной глубине, а также не прописаны устройства для ввода курса и глубины в приборы управления. Если «Сиреной» управляет водитель (оператор) и ему нет надобности в этих устройствах, то для автономного подводного аппарата, которым является транспортировщик, они крайне необходимы. Отсутствие данных устройств является существенным недостатком прототипа. О другом его недостатке говорит неопределенность используемого устройства для хранения и пуска транспортировщика с надводного корабля или судна. Применение штатных торпедных аппаратов или пусковых установок для хранения и пуска транспортировщиков противоторпедной сети не целесообразно, так как их количество на корабле строго ограничено, а использование мест, предназначенных для штатного вооружения корабля, снижает его боевые возможности. Указанные замечания подчеркивают недостатки прототипа изобретения.
Целью изобретения является разработка устройства защиты корабля от торпеды, размещаемого на боевых кораблях и вспомогательных судах Военно-морского флота, позволяющего при обнаружении торпедной атаки осуществлять перехват торпеды противника и уводить ее с траектории наведения на корабль или судно.
Для достижения цели изобретения предлагается устройство защиты корабля от торпеды, включающее подводный транспортировщик противоторпедной сети, имеющий контейнер, демпфирующее и контактное устройства, приборы управления, энергетическую установку и/или источник тока, двигатель, движитель, рули, газогенератор, надувную камеру и сигнальные устройства, отличающееся тем, что дополнительно в состав приборов управления транспортировщика включаются глубиномер и курсоуказатель, устанавливаются устройства ввода глубины и курса в приборы управления транспортировщика с электрическим и/или ручным приводом, транспортировщик дополнительно оборудуется плавучим якорем, для его хранения и пуска используется одноименное устройство, выполняемое наводящимся автоматически и/или вручную и располагаемое на верхней палубе, командирском или сигнальном мостиках.
Транспортировщик выполняется в малых габаритах, что позволяет упростить его установку и эксплуатацию на корабле или судне, загрузить в необходимом количестве и разместить, на командирском или сигнальном мостике и на верхней палубе. Устройство для его хранения и пуска выполняется поворотным или наводящимся с прицельным приспособлением, ручным или дистанционным управлением. Оно представляет собой трубу соответствующего размера для размещения в ней транспортировщика, закрепленную на поворотной платформе с основанием. Для выпуска транспортировщика используется выталкивающая сила, получаемая за счет давления газов или применения механического толкателя.
На фиг. 1 показан основной элемент устройства защиты корабля от торпеды - транспортировщик противоторпедной сети. Цифрами обозначены: 1 - корпус транспортировщика, 2 - контейнер, 3 - сеть, 4 - крепления контейнера к корпусу транспортировщика, 5 - контактное устройство, 6 - демпфирующее устройство, 7 - рулевые машинки, 8 - двигатель, 9 - энергетическая установка, 10 - надувная камера, 11 - сигнальное устройство (микроракеты), 12 - устройства ввода глубины и курса в приборы управления, 13 - плавучий якорь, 14 - приборы управления, 15 - гибкая связь, 16 - газогенератор, 17 - рули, 18 - движитель, 19 - крышка контейнера.
Устройство защиты корабля от торпеды работает следующим образом.
На корабле (судне) обнаруживают торпеду противника с помощью гидроакустических, оптических или иных средств подводного наблюдения, используемых на корабле (судне) или летательном аппарате, вводят в приборы управления подводного транспортировщика противоторпедной сети глубину и курс движения навстречу торпеде, наводят устройство хранения и пуска с хранящимся в нем транспортировщиком по направлению на торпеду и выпускают транспортировщик в воду.
После попадания транспортировщика в воду запускается его энергетическая установка (9), двигатель (8) и движитель (18). Транспортировщик начинает движение навстречу торпеде противника. Набегающий поток воды воздействует на выступающие края крышки (19) контейнера (2), открывает ее и, уложенная в контейнер противоторпедная сеть (3), изготовленная из эластичного и прочного материала, вытягивается под напором воды из контейнера, расправляется и преобразуется в противоторпедный сетевой трал.
Устройства ввода глубины и курса в приборы управления транспортировщиком (12) с ручным и/или электрическим приводом вместе с глубиномером и курсоуказателем обеспечивают требуемую пространственную ориентацию в воде и движение в заданную точку. В качестве глубиномера применяют гидростатические, инерционные или иные датчики, определяющие глубину места движущегося подводного аппарата.
Плавучий якорь (13) создает дополнительную силу гидродинамического сопротивления движению торпеды, попавшей в сеть, в случае, когда противотяги транспортировщика для торможения торпеды недостаточно ввиду его малого размера или когда его энергетическая установка (9) прекратила свою работу.
Демпфирующее устройство (6) предотвращает обрыв сети при попадании в нее торпеды, а в случае превышения расчетного усилия пружин, соответствующего затраливанию торпеды, срабатывает контактное устройство (5), включающее газогенератор (16) для подачи газа в надувную камеру (10).
Надувная камера (10) наполняется газом и всплывает, отделяясь от транспортировщика (1) и оставаясь закрепленной к нему гибкой связью (15). Она придает образовавшейся связке «торпеда - транспортировщик» дополнительные силы: положительную плавучесть и силу гидродинамического сопротивления.
Совокупность действующих на торпеду сил - тяги торпеды и ее плавучести, противотяги и плавучести транспортировщика, плавучести и сопротивления надувной камеры, сопротивления плавучего якоря, - входит в противоречие с вырабатываемыми ее бортовой системой управления командами на развороты рулей, и торпеда сходит с траектории наведения.
Сигнальные устройства (11), например, микроракеты, запускаются с транспортировщика после затраливания торпеды и служат для визуального обозначения ее места.
Техническим результатом изобретения является устройство защиты корабля от торпеды, позволяющее при обнаружении торпедной атаки осуществлять перехват торпеды противника и уводить ее с траектории наведения на корабль или судно, обеспечивая их безопасность и являющееся относительно простым, малогабаритным и безопасным в эксплуатации средством.
Источники информации, использованные при выявлении изобретения и составлении его описания:
1. Торпеда. Военно-морской словарь /Гл. ред. В.Н. Чернавин. - М.: Воениздат, 1989.-511 с. С. 431.
2. Имитационные средства. Военно-морской словарь /Гл. ред. В.Н. Чернавин. -М.: Воениздат, 1989. - 511 с. С. 159.
3. Новиков А.В., Евдокимов А.Л., Долбилин Р.В. О реактивных системах залпового огня в морском подводном оружии // Морская радиоэлектроника, № 4, 2008. С. 58-62.
4. Котов А.С. Еще одна сверхмалая торпеда. // Подводное морское оружие. Выпуск 7. - СПб.: Гидроприбор, 2006.
5. Кинетический пучковый снаряд «Кимры». Патент RU 2413922. - М.: ФИПС, 2011.
6. Ю.Ф. Каторин. Уникальная и парадоксальная военная техника / Ю.Ф. Каторин, Н.Л. Волковский, В.В. Тарнавский. - СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2003. - 686 с, ил. С. 18.
7. Миронов Е., Мельников Ю., Кузьмицкий М. Под водой на «Сирене» // Военный парад, № 5, 2001. С. 24-26.
8. Устройство противоторпедной защиты корабля. Заявка на изобретение № 2015114265 / А.В. Новиков и др. - М.: ФИПС, 2016. Бюл. № 31.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРОТИВОТОРПЕДНОЙ ЗАЩИТЫ КОРАБЛЯ ИЛИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2015 |
|
RU2639298C2 |
Подводный аппарат с сетевым тралом | 2019 |
|
RU2724218C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ НАДВОДНОГО КОРАБЛЯ И СУДНА ОТ ПОРАЖЕНИЯ ТОРПЕДОЙ | 2019 |
|
RU2733732C1 |
АВТОНОМНЫЙ НЕОБИТАЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ ДЛЯ ОЧИСТКИ МОРСКИХ РАЙОНОВ ОТ ПЛАВАЮЩИХ ПОДВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ | 2020 |
|
RU2753658C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ПРОТИВОТОРПЕДНОЙ ЗАЩИТЫ НАДВОДНОГО КОРАБЛЯ | 2015 |
|
RU2657593C2 |
РАДИОБУЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2017 |
|
RU2688544C1 |
СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ ВЗРЫВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЗВУКА | 2017 |
|
RU2681964C2 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ НАДВОДНОГО КОРАБЛЯ ОТ ТОРПЕДЫ | 2020 |
|
RU2746085C1 |
СПОСОБ ОХРАНЫ ПОДВОДНОГО ОБЪЕКТА | 2016 |
|
RU2659213C2 |
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА С АВТОНОМНЫМ НЕОБИТАЕМЫМ ПОДВОДНЫМ АППАРАТОМ-МИНОЙ | 2018 |
|
RU2714274C2 |
Изобретение относится к устройствам противоторпедной защиты надводных кораблей и судов. Устройство защиты корабля от торпеды включает в себя подводный транспортировщик противоторпедной сети, имеющий контейнер, демпфирующее и контактное устройства, приборы управления, энергетическую установку и/или источник тока, двигатель, движитель, рули, газогенератор, надувную камеру и сигнальные устройства. Дополнительно в состав приборов управления транспортировщика включаются глубиномер и курсоуказатель. Устанавливаются устройства ввода глубины и курса в приборы управления транспортировщика с электрическим и/или ручным приводом. Транспортировщик дополнительно оборудуется плавучим якорем. Для хранения транспортировщика и пуска используется одноименное устройство, выполняемое наводящимся автоматически и/или вручную и располагаемое на верхней палубе, командирском или сигнальном мостиках. Достигается обеспечение безопасности корабля или судна. 1 ил.
Устройство защиты корабля от торпеды, включающее подводный транспортировщик противоторпедной сети, имеющий контейнер, демпфирующее и контактное устройства, приборы управления, энергетическую установку и/или источник тока, двигатель, движитель, рули, газогенератор, надувную камеру и сигнальные устройства, отличающееся тем, что дополнительно в состав приборов управления транспортировщика включаются глубиномер и курсоуказатель, устанавливаются устройства ввода глубины и курса в приборы управления транспортировщика с электрическим и/или ручным приводом, транспортировщик дополнительно оборудуется плавучим якорем, для его хранения и пуска используется одноименное устройство, выполняемое наводящимся автоматически и/или вручную и располагаемое на верхней палубе, командирском или сигнальном мостиках.
СПОСОБ ПРОТИВОТОРПЕДНОЙ ЗАЩИТЫ КОРАБЛЯ ИЛИ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ | 2015 |
|
RU2639298C2 |
US 4972776 A, 27.11.1990 | |||
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОХРАНЯЕМОЙ АКВАТОРИИ ОТ ПОДВОДНЫХ ДИВЕРСАНТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2269449C1 |
RU 2014104395 A, 20.08.2015. |
Авторы
Даты
2019-10-22—Публикация
2018-09-19—Подача