РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЕ ДНИЩЕ МНОГОИМПУЛЬНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ Российский патент 2019 года по МПК F02K9/28 

Описание патента на изобретение RU2704058C1

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к многоимпульсным твердотопливным ракетным двигателям, и может быть использовано при создании ракет.

Разделительное днище в составе многоимпульсного ракетного двигателя твердого топлива, в частности двухимпульсного, состоящего из цилиндрического корпуса, стартовой и маршевой камер с пороховыми канальными зарядами и сопла. Разделительное днище расположено между камерами и представляет собой монолитную конструкцию с группами отверстий, симметрично расположенными относительно продольной оси и закрытыми плоскими тонкостенными мембранами, герметично закрепленными на разделительном днище и имеющими теплозащитное покрытие. Группы отверстий располагаются произвольно относительно каналов заряда маршевой ступени, а их размер выбирается из соотношений, указанных в настоящем изобретении, подтвержденных стендовыми испытаниями.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому положительному эффекту является двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива (патент России №2390646 МПК F02K 9/28 (2006/01), содержащий цилиндрический корпус, стартовую и маршевую камеры с пороховыми канальными зарядами, разделительное днище, устройство вскрытия днища и сопло. Устройство вскрытия выполнено в виде симметрично расположенных относительно продольной оси двигателя на днище сферических перфорированных заглушек, выгнутых в сторону маршевой камеры, причем со стороны стартовой камеры заглушка взаимодействует с тонкостенной мембраной, повторяющей форму заглушки, герметично закрепленной по периферии на заглушке и имеющей теплозащитное покрытие, при этом заглушки расположены напротив каналов порохового заряда маршевой камеры.

Недостатком этого устройства является следующее.

Для получения оптимальных внутрибаллистических характеристик на старте, обычно используют максимально возможное рабочее давление в камере сгорания стартового режима. При этом давлении напряжения, возникающие в конструкции разделительного днища, близки к допустимым с учетом запаса прочности.

В разделительном днище выполнен ряд основных отверстий, в которые затем вставляются перфорированные заглушки, которые обеспечивают герметизацию стартовой камеры. В случае использования заряда маршевой камеры, имеющего сложную форму, например с количеством каналов (щелей) более 6, соответствующее увеличение количество отверстий под заглушки, располагаемые напротив каналов (щелей) заряда приводит к снижению прочности разделительного днища в местах перемычек между отверстиями за счет их утонения и деформации днища в сторону маршевой камеры на недопустимую величину, что существенно снижает надежность работы двигателя.

Целью изобретения является повышение прочности и надежности двигателя.

Поставленная цель достигается тем, что разделительное днище в составе многоимпульсного ракетного двигателя твердого топлива, содержащего цилиндрический корпус, стартовую и маршевую камеры с пороховыми канальными зарядами и сопло, выполнено монолитным с группами отверстий, не более шести, расположенными симметрично относительно продольной оси двигателя, закрытыми плоскими тонкостенными мембранами, герметично закрепленными по периферии отверстий и имеющими теплозащитное покрытие, при этом группы отверстий могут располагаться в произвольном положении относительно каналов (щелей) маршевого заряда, а их суммарный размер в начале работы маршевой камеры и толщина мембраны выбираются из соотношений:

n⋅Sотв≥1,45Sкр,

min⋅τср≥Ркс⋅R⋅K,

где n - общее число отверстий;

Sотв - площадь отверстия;

Sкр - площадь критического сечения сопла;

δmin- минимальная толщина мембраны;

τср - предельное напряжение на срез материала мембраны;

Ркс - давление в стартовой камере;

R - радиус отверстия;

K - коэффициент запаса прочности.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображен общий вид устройства, на фиг. 2 - возможное расположение каналов (щелей) в заряде маршевой камеры, на фиг. 3 - расположение отверстий в днище, на фиг. 4 - конструкция днища, на фиг. 5 - мембрана с насечками.

Устройство (фиг. 1) содержит камеру сгорания 1 с твердотопливным зарядом 2, обеспечивающим стартовый режим, камеру сгорания 3 с твердотопливным зарядом 4, обеспечивающим маршевый режим. В заряде 4 выполнены щелевые каналы 6 (фиг. 2).

Стартовая (1) и маршевая (3) камеры разделены днищем 5. Разделительное металлическое днище 5 защищено теплоизоляцией 12 со стороны стартовой камеры и теплоизоляцией 13 со стороны маршевой камеры (фиг. 4). В днище (фиг. 3) выполнены шесть групп отверстий, суммарное проходное сечение которых составляет 1,45Sкр, что обеспечивает дозвуковое истечение продуктов сгорания и надежную работу маршевой ступени. Со стороны стартовой камеры группы отверстий 9 закрыты тонкостенными плоскими мембранами 7 с теплоизоляцией 8 (фиг. 4).

На мембране 7 нанесены радиальные лепестковые насечки 11 (фиг. 5), позволяющие обеспечить ее стабильное вскрытие при достижении заданного давления в маршевой камере.

Для истечения продуктов сгорания из стартовой и маршевой камер используется одно сопло 10 с площадью критического сечения Sкр.

Предлагаемое устройство работает следующим образом. Включение стартовой и маршевой камер производится последовательно. При включении стартовой камеры давление продуктов сгорания стремится продавить тонкостенную мембрану через отверстия в разделительном днище, создавая максимальные напряжения по периметру отверстия.

При работе стартовой камеры для предотвращения вскрытия мембраны расчетной принимается нагрузка от воздействия давления на локальный участок мембраны, соответствующий площади одного отверстия, что позволяет применить для герметизации тонкостенную плоскую мембрану.

При включении маршевой камеры продукты сгорания, проникая через отверстия, воздействуют на мембрану по всей ее площади, вскрывают ее и, проникая в стартовую камеру, истекают через сопло.

Применение в мембране радиальных насечек позволяет обеспечить их стабильное вскрытие при достижении определенного давления.

Проведенными стендовыми испытаниями подтверждено, что суммарная проходная площадь в разделительном днище, составляющая 1,45 Sкр, обеспечивает дозвуковое истечение продуктов сгорания при работе маршевой камеры и надежную работу двигателя.

Предложенное техническое решение позволяет повысить надежность и прочность двигателя путем применения простых конструктивных решений.

Похожие патенты RU2704058C1

название год авторы номер документа
ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2008
  • Граменицкий Михаил Дмитриевич
  • Волков Олег Куприянович
  • Рыбаулин Сергей Николаевич
  • Лопатин Александр Павлович
  • Блинова Евгения Павловна
RU2390646C1
МНОГОРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2019
  • Гайдаров Дмитрий Дмитриевич
  • Граменицкий Михаил Дмитриевич
  • Зыбин Павел Игоревич
  • Рыбаулин Сергей Николаевич
  • Салин Сергей Владимирович
  • Сорокин Владимир Алексеевич
RU2715453C1
МНОГОРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2019
  • Сорокин Владимир Алексеевич
  • Граменицкий Михаил Дмитриевич
  • Рыбаулин Сергей Николаевич
  • Салин Сергей Владимирович
  • Зыбин Павел Игоревич
  • Гайдаров Дмитрий Дмитриевич
RU2715450C1
Двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива 2017
  • Белобрагин Борис Андреевич
  • Аляжединов Вадим Рашитович
  • Борисов Олег Григорьевич
  • Захаров Олег Львович
  • Попов Сергей Викторович
  • Павлов Евгений Константинович
  • Каширкин Александр Александрович
  • Ерохин Владимир Евгеньевич
  • Базарный Алексей Николаевич
  • Евланов Андрей Александрович
RU2687500C1
Ракетный двигатель активно-реактивного снаряда 2016
  • Архипов Владимир Афанасьевич
  • Коноваленко Алексей Иванович
  • Перфильева Ксения Григорьевна
  • Жуков Александр Степанович
  • Бондарчук Сергей Сергеевич
RU2620613C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1996
  • Соколов Г.Ф.
  • Морозов В.Д.
  • Махонин В.В.
  • Пленков В.С.
RU2124138C1
ДВУХРЕЖИМНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2010
  • Куценко Геннадий Васильевич
  • Амарантов Георгий Николаевич
  • Шамраев Виктор Яковлевич
  • Гусева Галина Николаевна
  • Никитин Вячеслав Валерьевич
  • Самохин Владимир Степанович
  • Сорокин Владимир Алексеевич
  • Граменицкий Михаил Дмитриевич
  • Волков Олег Куприянович
  • Францкевич Владимир Платонович
  • Шувалов Вячеслав Васильевич
  • Семенов Андрей Владимирович
RU2445492C1
Двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива 2022
  • Смирнов Александр Владимирович
  • Власов Алексей Владимирович
  • Евланов Андрей Александрович
  • Стариков Александр Владимирович
  • Захаров Сергей Олегович
RU2790916C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ 1999
  • Шипунов А.Г.
  • Кузнецов В.М.
  • Давыдов М.Н.
  • Худяков В.И.
  • Махонин В.В.
RU2161718C2
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1997
  • Сурначев А.Ф.
  • Соколов Г.Ф.
  • Морозов В.Д.
  • Филимонов Г.Д.
  • Махонин В.В.
RU2135812C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 704 058 C1

Реферат патента 2019 года РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЕ ДНИЩЕ МНОГОИМПУЛЬНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ

Разделительное днище многоимпульсного ракетного двигателя твердого топлива, содержащего корпус, стартовую и маршевую камеры с пороховыми канальными зарядами. Днище выполнено монолитным с группами перфорированных отверстий, симметрично расположенных относительно продольной оси и закрытых плоскими тонкостенными мембранами, герметично закрепленными на разделительном днище и имеющими теплозащитное покрытие. Группы перфорированных отверстий в монолитном разделительном днище располагаются произвольно относительно каналов (щелей) заряда маршевой камеры, а размер отверстий выбирается из соотношений, защищаемых настоящим изобретением. Изобретение позволяет повысить прочность и надежность ракетного двигателя и снизить трудоемкость изготовления. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 704 058 C1

Разделительное днище многоимпульсного ракетного двигателя твердого топлива, содержащего цилиндрический корпус, стартовую и маршевую камеры с пороховыми канальными зарядами, сопло, отличающееся тем, что разделительное днище выполнено монолитным с группами отверстий, не более шести групп, расположенными симметрично относительно продольной оси двигателя, закрытыми плоскими тонкостенными мембранами, герметично закрепленными по периферии отверстий и имеющими теплозащитное покрытие, при этом группы отверстий располагаются в произвольном положении относительно каналов (щелей) маршевого заряда, а их суммарный размер в начале работы маршевой камеры и толщина мембраны выбираются из соотношений:

nSотв≥1,45Sкр,

min⋅τср≥Ркс⋅R⋅K,

где n - общее число отверстий;

Sотв - площадь отверстия;

Sкр - площадь критического сечения сопла;

δmin- минимальная толщина мембраны;

τср - предельное напряжение на срез материала мембраны;

Ркс - давление в стартовой камере;

R - радиус отверстия;

К - коэффициент запаса прочности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2704058C1

ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2008
  • Граменицкий Михаил Дмитриевич
  • Волков Олег Куприянович
  • Рыбаулин Сергей Николаевич
  • Лопатин Александр Павлович
  • Блинова Евгения Павловна
RU2390646C1
US 3879942 A, 29.04.1975
Способ контроля степени заполяризованности пьезокерамических элементов 1974
  • Бронников Анатолий Никифорович
SU1138923A1
ВСЕСОЮЗНАЯ 0
  • Авторы Изобретени
SU372139A1
0
SU161009A1

RU 2 704 058 C1

Авторы

Граменицкий Михаил Дмитриевич

Куликов Александр Юрьевич

Липаткин Алексей Михайлович

Макаревский Дмитрий Игоревич

Даты

2019-10-23Публикация

2018-11-20Подача