Изобретение относится к ракетостроению и учитывает все возрастающие требования по повышению совершенства конструкций ракетных двигателей, надежности и безопасности их работы.
Известна конструкция ракетного двигателя твердого топлива [1], состоящего из камеры сгорания с сопловым блоком в критическом сечении раструба сопла которого установлен сопловой вкладыш с мембраной, перед ним, пороховой заряд, воспламенитель на мембране (Фахрутдинов И.Х. "Ракетные двигатели твердого топлива. - М.: Машиностроение, 1981, стр. 4-5, рис. 1.1).
Однако данная конструкция двигателя при всех своих достоинствах имеет существенный недостаток - это невозможность запуска малогабаритной ракеты оператором с рук, из-за большой ударной звуковой волны в момент старта ракеты, что приведет к выходу из строя оператора - его контузии, кроме того сильный звук демаскирует боевую позицию.
Известна конструкция ракетного двигателя на твердом топливе, состоящего из корпуса с теплозащитным покрытием, соплового днища, переднего днища, заряда твердого топлива, воспламенительного устройства, поворотного сопла с сопловым вкладышем и заглушкой в расширяющейся части сопла (Винницкий А.М. Ракетные двигатели на твердом топливе. - М.: Машиностроение, 1973, стр. 15 - 19, рис. 1.13). Однако и данная конструкция двигателя при всех своих достоинствах обладает теми же недостатками, что и аналог [1], а именно большой ударной звуковой волной при старте ракеты.
Известен ракетный двигатель на твердом топливе, состоящий из корпуса с многосопловым днищем с заглушками в расширяющейся части сопел, заряда твердого топлива и воспламенительного устройства (патент США N 3020710 от 13.02.1962 г.).
Данная конструкция двигателя обладает теми же недостатками, что и приведенные выше аналоги.
Поэтому. учитывая все перечисленные выше недостатки, задачей изобретения является снижение ударной звуковой волны при старте малогабаритной ракеты и возможность ее пуска оператором с рук из специального устройства, без ущерба для здоровья оператора, по сравнению с аналогом и прототипом.
Это достигается тем, что в ракетном двигателе твердого топлива корпус двигателя выполнен за одно целое с сопловым днищем, а днище многосопловым с заглушками в каждом сопле, при этом заглушки выполнены с центральными сквозными отверстиями, закрытыми пробками или мембранами.
Сущность изобретения заключается в том, что данная конструкция ракетного двигателя на твердом топливе обеспечивает снижение мощности ударной звуковой волны, в два этапа, за счет оригинальной конструкции заглушек, установленных в многосопловом днище.
На прилагаемом чертеже приведена предлагаемая конструкция ракетного двигателя на твердом топливе, где:
1 - корпус двигателя,
2 - многосопловое днище,
3 - воспламенительное устройство,
4 - заглушка,
5 - пробка или мембрана,
6 - пороховой заряд,
7 - сопло.
Работа ракетного двигателя на твердом топливе осуществляется следующим образом.
В корпусе двигателя 1 при сбрабатывании воспламенительного устройства 3 происходит воспламенение порохового заряда 6, образующиеся пороховые газы создают давление внутри двигателя, действуя на заглушку 4 с пробками 5, установленные в каждом сопле 7 многосоплового днища 2.
При достижении определенного давления сначала происходит вскрытие пробок, а затем и заглушек и их унос через раструб каждого сопла. Работа двигателя быстротечна, т.е. доли секунды, но если проследить его работу во времени, то снижение ударной звуковой волны происходит в два этапа:
1-й этап - по мере нарастания давления пороховых газов в камере двигателя происходит вскрытие пробок (мембран), установленных в заглушках каждого сопла, при этом сила ударной звуковой волны незначительна, так как расход газа через отверстия в заглушках очень мал.
Горячие пороховые газы, истекая через отверстия в заглушках, разогревают воздух за сопловым объемом, плотность которого уменьшается, из законов физики знаем, чем больше плотность окружающей среды, тем выше мощность и скорость распространения ударной звуковой волны и наоборот;
2-й этап - по мере нарастания давления и достижения расчетной величины происходит вскрытие основных заглушек и истечение пороховых газов в уже разогретую воздушную среду за сопловым объемом, за счет чего снижается вторичная ударная звуковая волна. Вскрытие заглушек в два этапа на основании экспериментальных данных позволяет значительно снизить мощность ударной звуковой волны, а для данной конструкции двигателя примерно в два раза.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2005 |
|
RU2297547C1 |
Способ тушения горящих газовых, нефтяных и газонефтяных фонтанов и устройство для его осуществления | 2023 |
|
RU2824872C1 |
ИМПУЛЬСНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2001 |
|
RU2211937C2 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1997 |
|
RU2135812C1 |
СПОСОБ ЗАПУСКА РЕАКТИВНОГО СНАРЯДА И КОМПЛЕКС ВООРУЖЕНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩИЙ ЕГО | 2000 |
|
RU2167385C1 |
МЕХАНИЗМ УДЕРЖАНИЯ РАКЕТЫ В ПУСКОВОМ КОНТЕЙНЕРЕ | 2005 |
|
RU2284000C1 |
Способ стрельбы ракетным выстрелом и ракетный выстрел, реализующий его | 2021 |
|
RU2777290C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1993 |
|
RU2053401C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1996 |
|
RU2124138C1 |
СПОСОБ СТРЕЛЬБЫ ЗЕНИТНОЙ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТОЙ И РАКЕТА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2001 |
|
RU2191985C2 |
Реактивный двигатель на твердом топливе состоит из корпуса с многосопловым днищем с заглушками в расширяющейся части сопел, заряда твердого топлива и воспламенительного устройства. Корпус двигателя выполнен за одно целое с сопловым днищем. Каждая заглушка выполнена с центральным сквозным отверстием, закрытым пробкой или мембраной. Данная конструкция ракетного двигателя обеспечивает снижение уровня мощности ударной звуковой волны в два этапа за счет оригинальной конструкции заглушек, установленных в многосопловом днище. 1 ил.
Ракетный двигатель на твердом топливе, состоящий из корпуса с многосопловым днищем с заглушками в расширяющейся части сопел, заряда твердого топлива и воспламенительного устройства, отличающийся тем, что корпус двигателя выполнен за одно целое с сопловым днищем, при этом каждая заглушка выполнена с центральным сквозным отверстием, закрытым пробкой или мембраной.
US 3020710 A, 13.02.1962 | |||
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1995 |
|
RU2111372C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1995 |
|
RU2100635C1 |
ГАЗОГЕНЕРАТОР НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ | 1995 |
|
RU2100064C1 |
Транспортное средство, приводимое в действие мускульной силой человека | 1986 |
|
SU1468814A1 |
Устройство для измерения межбандажного расстояния и установки фрез колесофрезерного станка | 1988 |
|
SU1537469A1 |
US 4023356 A, 17.05.1977 | |||
Устройство для допускового контроля сопротивлений | 1986 |
|
SU1401400A1 |
Авторы
Даты
2001-01-10—Публикация
1999-01-27—Подача