Изобретение относится к области технической диагностики и эксплуатации судовых дизель-генераторных агрегатов (ДГА). Цель изобретения - снижение расхода топлива судовых ДГА путем контроля технического состояния ДГА и соответствия применяемого топлива штатному дизельному топливу, использованному при стендовых испытаниях ДГА, с минимальными затратами в процессе эксплуатации без вывода ДГА из действия по значению перерасхода топлива или разности удельных расходов топлива в конкретных режимах работы. При наличии недопустимого перерасхода топлива определяются причины его возникновения и принимаются соответствующие меры (техническое обслуживание, ремонт, использование штатного дизельного топлива) по устранению причин.
Существующие методы [1, 2] позволяют оценивать перерасход топлива судового ДГА путем расчета коэффициентов эффективности топливоиспользования сравнением всех режимов нагрузки ДГА по топливоиспользованию с одним оптимальным (с учетом рекомендаций завода-изготовителя) режимом электрической нагрузки ДГА. При таком сравнении независимо от технического состояния ДГА и качества используемого топлива всегда будет определяться перерасход топлива в режимах при значениях мощности и cosϕ электрической нагрузки, отличающихся от их оптимальных значений.
Предлагаемый способ предполагает определение перерасхода топлива в конкретном режиме работы ДГА при заданных значениях мощности Р и коэффициента мощности cosϕ электрической нагрузки в виде разности расхода топлива, измеренного по показаниям штатного расходомера, и расхода топлива, рассчитанного по паспортным данным ДГА. Решение этой задачи усложняется тем, что в паспортных данных обычно приводятся результаты заводских испытаний при активной электрической нагрузке (cosϕ=l), а судовая электрическая нагрузка активно-индуктивная, и cosϕ может быть существенно меньше единицы. В связи с этим для определения перерасхода топлива необходимо получить аналитические зависимости расхода и удельного расхода топлива ДГА от мощности и cosϕ электрической нагрузки, которые позволят рассчитать расход топлива, соответствующий паспортным данным ДГА (исправный ДГА со штатным дизельным топливом) при фактических значениях мощности и cosϕ.
Перерасход топлива при его наличии может быть определен на основе паспортных данных ДГА. Например, для судового ДГА с синхронным бесщеточным генератором HF С6506-14Е фирмы Hyundai и дизелем MAHB8W6L23/30H с частотой вращения 720 об/мин в паспортных данных приведены результаты испытаний при разной активной электрической нагрузке (cosϕ=l) с указанием выходной мощности дизеля РД, кВт, выходной мощности генератора РГ, кВт, КПД генератора ηГ, %, расхода топлива Q, кг/ч и номинальных значениях мощности дизеля РДН=801 кВт и электрической мощности генератора РГН=763 кВт. По этим данным определяются удельный расход топлива по отношению к мощности дизеля qД=103 Q/ РД, г/кВт⋅ч и по отношению к мощности генератора qГ=103 Q/ РГ, г/кВт⋅ч, а также потери мощности в генераторе РПГ=(РД - РГ), кВт; полученный результаты приведены в табл. 1., а на фиг. 1 построены соответствующие графические зависимости. Табл. 1
Анализ паспортных данных табл. 1 фиг. 1 показывает, что расход топлива ДГА изменяется пропорционально выходной мощности дизеля РД, и поэтому может быть представлен линейной зависимостью от мощности дизеля в виде
где QПОСТ, кг/ч - постоянная составляющая расхода, соответствующая расходу топлива на холостом ходу при РД=0;
Kд, кг/(кВт⋅ч) - постоянный коэффициент.
В судовом синхронном генераторе при изменении нагрузки и неизменных напряжении и частоте электрического тока потери мощности согласно табл. 1 могут быть представлены квадратичной функцией в виде
где РП, кВт - постоянная составляющая потерь мощности, соответствующая потерям в генераторе на холостом ходу:
I, А - ток нагрузки;
KГ, кВт/А2 - постоянный коэффициент.
Значения QПОСТ, РП, I и KГ вычисляются по результатам испытаний ДГА при разной нагрузке.
При известной активной мощности РГ и коэффициенте мощности cosϕ ток нагрузки синхронного генератора определяется по формуле
где U, В - напряжение генератора.
Расход топлива, соответствующий паспортным данным ДГА и фактическим значениям cosϕ и РГ, определяют с учетом (1)-(3) по формуле
Расход топлива (4) будет соответствовать паспортным данным ДГА, приведенным к фактическому значению cosϕ, если в (4) постоянные QПОСТ, РП и KГ определены по паспортным данным, то есть при исправном ДГА и штатном дизельном топливе.
Наличие перерасхода топлива в анализируемом режиме работы ДГА за счет снижения уровня технического состояния или пониженного качества используемого топлива определяют путем сравнения расхода топлива, рассчитанного по формуле (4), с измеренным его значением QЭ(РГ, cosϕ)
По измеренному значению расхода топлива и паспортному его значению, приведенному к фактическим величинам РГ и cosϕ, рассчитываются соответствующие значения qЭ и qП удельного расхода топлива по отношению к мощности генератора
г/(кВт⋅ч) и абсолютные значению расхода топлива в единицах массы или объема за определенное время работы ДГА в рассматриваемом режиме, а также экономические потери при наличии перерасхода топлива.
В качестве примера определения перерасхода топлива может быть рассмотрен судовой ДГА, результаты испытаний которого приведены в тебл. 1. По данным табл. 1 с использованием метода наименьших квадратов формула (4) представляется в виде
Пусть нужно определить перерасход топлива рассматриваемого судового ДГА при его работе со следующими осредненными значениями измеренных в судовых условиях показателей: РГ=461,54 кВт; U=450 В; cosϕ=0,83; QЭ=105,9 кг/ч; qЭ=229,6 г/(кВт⋅ч)
Результат расчета по формуле (6) будет
и соответственно перерасход топлива составит
что в процентом соотношении будет
и за сутки работы ДГА в таком режиме перерасход топлива по отношению к мощности генератора составит
ΔQ(24 ч)=ΔQ⋅24=7,36⋅24=176,6 кг.
Значения удельного расхода топлива по отношению к мощности генератора будут
Основными причинами наличия перерасхода топлива являются снижение уровня технического состояния ДГА и использование дизельного топлива пониженного качества, поэтому по результатам контроля перерасхода топлива можно оценивать уровень технического состояния ДГА и качество используемого топлива.
Контроль перерасхода топлива может осуществляться непрерывно в автоматическом режиме, если информацию о значениях мощности РГ и cosϕ электрической нагрузки, а также расхода топлива QЭ вводить непосредственном в компьютерную диагностическую модель - уравнения (4), (5), с соответствующих датчиков и измерительных приборов. При полуавтоматическом режиме необходимая информация вводится оператором вручную.
ЛИТЕРАТУРА
1. Петухов В.А. Совершенствование оценки эффективности топливоиспользования в судовых дизельных установках/ В.А. Петухов// Двигателестроение. 1988. - №6. - с. 40-42.
2. Можаев О.С., Попов Е.С. Топливная эффективность судовой электростанции //Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Морская техника и технология. - 2014. - №.3. - с. 69-75.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЗАГРУЗКИ АВТОНОМНО РАБОТАЮЩЕГО СУДОВОГО ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРНОГО АГРЕГАТА | 2024 |
|
RU2824176C1 |
СПОСОБ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАГРУЗКИ МЕЖДУ ПАРАЛЛЕЛЬНО РАБОТАЮЩИМИ СУДОВЫМИ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРНЫМИ АГРЕГАТАМИ | 2017 |
|
RU2645387C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕМ ПРИ ПЕРЕГОНЕ ЭКСКАВАТОРА | 2018 |
|
RU2670964C9 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДА ДЕФЕКТА В СУДОВЫХ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРНЫХ АГРЕГАТАХ | 2009 |
|
RU2417916C1 |
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РАСХОДА ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2014 |
|
RU2568526C1 |
Способ диагностики контура низкого давления ДВС посредством автоматизированного расчёта диагностических параметров | 2022 |
|
RU2786293C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2015 |
|
RU2591556C1 |
Электронная панель управления дизель-генераторным агрегатом (ЭПУ ДГА) | 2018 |
|
RU2675714C1 |
Способ повышения эффективности судовой электростанции | 2022 |
|
RU2784445C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО АГРЕГАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО АГРЕГАТА | 2003 |
|
RU2253030C1 |
Изобретение относится к области технической диагностики и эксплуатации судовых дизель-генераторных агрегатов (ДГА). Способ определения перерасхода топлива с целью определения технического состояния и соответствия используемого топлива штатному дизельному топливу ДГА заключается в том, что для конкретных режимов работы результаты измерений расхода топлива, активной мощности, коэффициента мощности по показаниям штатных измерительных приборов вводят в математическую устанавливающую связь расхода топлива исправного ДГА при использовании штатного дизельного топлива с мощностью и электрической нагрузки. Перерасход топлива в рассматриваемом режиме работы ДГА определяется в виде разности измеренного и рассчитанного расходов топлива. Осуществление происходит без выведения ДГА из действия и может реализовываться полуавтоматически путем введения вручную в компьютерную диагностическую модель значений мощности и электрической нагрузки и расхода топлива по показаниям штатных измерительных приборов и автоматически при введении этих значений в компьютерную модель с помощью соответствующих датчиков. Достигается контроль технического состояния ДГА и соответствие используемого топлива штатному дизельному топливу. 1 табл., 1 ил.
Способ определения перерасхода топлива в судовых дизель-генераторных агрегатах (ДГА) для контроля уровня технического состояния ДГА и соответствия используемого топлива штатному топливу, отличающийся тем, что с целью упрощения процедуры определения перерасхода топлива и возможности ее реализации в процессе эксплуатации ДГА расход топлива QП(PГ, cosϕ), соответствующий паспортным данным ДГА (при коэффициенте мощности нагрузки cosϕ=l), представляют в функции от значения мощности РГ и cosϕ электрической нагрузки
где Qпост, кг/ч - постоянная составляющая расхода, соответствующая расходу топлива на холостом ходу ДГА;
KД, кг/(кВт⋅ч) и KГ, кВт/А2 - постоянные коэффициенты, определяемые по паспортным данным ДГА;
U, В - напряжение генератора;
Рпост, кВт - постоянная составляющая потерь мощности, соответствующая потерям в генераторе на холостом ходу;
по показаниям штатных приборов измеряют мощность РГ и cosϕ электрической нагрузки, а также расход топлива QЭ(РГ, cosϕ); результаты этих измерений вводят в компьютерную модель QП(PГ, cosϕ), с помощью которой определяют перерасход топлива в рассматриваемом режиме работы ДГА
и при необходимости удельный расход топлива, соответствующий паспортным данным ДГА
г/(кВт⋅ч),
и в рассматриваемом режиме
г/(кВт⋅ч).
СПОСОБ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАГРУЗКИ МЕЖДУ ПАРАЛЛЕЛЬНО РАБОТАЮЩИМИ СУДОВЫМИ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРНЫМИ АГРЕГАТАМИ | 2017 |
|
RU2645387C1 |
US 20140097683 A1, 10.04.2014 | |||
RU 2012136112 A, 27.02.2014 | |||
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ И РЕГИСТРАЦИИ РАСХОДА ТОПЛИВА НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ | 2012 |
|
RU2505861C1 |
Авторы
Даты
2019-11-12—Публикация
2019-01-10—Подача