СПОСОБ ЗАГРУЗКИ АВТОНОМНО РАБОТАЮЩЕГО СУДОВОГО ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРНОГО АГРЕГАТА Российский патент 2024 года по МПК H02P9/04 F02D25/00 

Описание патента на изобретение RU2824176C1

Изобретение относится к области энергетики, а именно к способам обеспечения оптимальной загрузки судовых дизель-генераторных агрегатов (ДГА).

Известны способы обеспечения оптимальной загрузки судовых ДГА, связанные с изменением режимов работы судовых приемников электрической энергии, выведением из работы судовых приемников электрической энергии, использованием судовых ДГА меньшей или большей мощности и/или их комбинации (см. Виноградов А. А. Исследование распределения нагрузки судовых дизель-генераторных агрегатов при их параллельной работе //Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала СО Макарова. – 2017. – №. 2 (42). – С. 373-379; Виноградов А. А., Сусленникова Е. Ю. Анализ распределения нагрузки дизель-генераторных агрегатов для оптимизации работы судовой электростанции //Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. – 2018. – №. 10. – С. 61-65.)

Недостатком способов является необходимость изменения режимов работы судовых приемников электрической энергии, выведение определенных приемников из эксплуатации и/или изменения количества работающих ДГА, что в свою очередь может ухудшать судовые производственные процессы (снижение КПД, производительности), привести к ограничениям по использованию судовых производственных мощностей или использования моторесурса судовых ДГА.

Среди известных аналогов наиболее близким аналогом предлагаемого изобретения по технической сущности (прототипом) является способ, изложенный в пат. РФ № 2645387, опубл. 21.02.2018.

Способ основан на использовании при выборе нагрузки для параллельно работающих ДГА удельных расходных характеристик (УРТ) обоих ДГА, при этом нагрузку обоих ДГА осуществляют с учетом их фактического технического состояния и коэффициента мощности cosϕ. При заданных общей нагрузке судовой электростанции (СЭС) и cosϕ удельный расход топлива ДГА представляют в виде регрессионной зависимости УРТ от его электрической мощности РГ и cosϕ, корректируемых в процессе эксплуатации с учетом фактического состояния ДГА.

При этом в способе непрерывно измеряют мощность и cosϕ СЭС, результаты измерений и регрессионные зависимости параллельно работающих ДГА вводят в компьютерную модель, в которой на основе анализа возможной нагрузки при заданных мощности СЭС и cosϕ определяют нагрузку для каждого ДГА так, что суммарный УРТ при их параллельной работе будет минимальным.

Недостатком способа является невозможность его использования для обеспечения оптимальной загрузки автономно работающих ДГА.

Технический результат от использования предлагаемого изобретения является обеспечение оптимальной загрузки автономно работающего дизель-генераторного агрегата.

Для достижения указанного технического результата используется следующая совокупность существенных признаков: способ загрузки автономно работающего судового дизель-генераторного агрегата (ДГА), основанный на определении регрессионной зависимости удельного расхода топлива (УРТ) ДГА от вырабатываемой электрической мощности РГ и коэффициента мощности cosϕ судовой электростанции (СЭС) при заданной общей нагрузке СЭС и введении результатов измерений в компьютерную модель, содержащую характеристики зависимости УРТ от мощности и коэффициента мощности для ДГА, по которым при текущем техническом состоянии ДГА определяют область, соответствующую минимальному УРТ, в отличие от прототипа в установившемся режиме работы судового ДГА определяют вырабатываемую им электрическую мощность PГ, при этом, если значение PГ выходит за пределы 65-85% от номинальной мощности, определяют разность Δ (кВт) между текущим значением PГ и значением мощности P0, которой соответствует минимальный УРТ ДГА, и к ДГА подключают нагрузочное устройство мощностью потребления Δ (кВт), с возможностью регулирования мощности, при этом энергию Δ (кВт), сохраняют в аккумуляторных батареях нагрузочного устройства.

Сущность изобретения заключается в том, что оптимальная загрузка ДГА достигается за счет непрерывного измерения электрической мощности и коэффициента мощности судовой электростанции, результаты измерений которых вводятся в компьютерную модель, содержащую характеристику зависимости УРТ от мощности ДГА и коэффициента мощности СЭС и устанавливающую оптимальную загрузку ДГА, соответствующее минимальному удельному расходу топлива этого ДГА. При этом в отличие от известных способов, в которых для обеспечения оптимальной загрузки производится изменение режимов работы судовых приемников электрической энергии или их отключение/включение и использование сторонних судовых ДГА, в заявляемом способе для этих целей осуществляется догружение ДГА в область оптимума в установившемся режиме при известной мощности нагрузки судовой электростанции. Данная характеристика определяется по результатам заводских испытаний, а затем в процессе эксплуатации корректируется. Область оптимума – участок на графике зависимости УРТ ДГА от вырабатываемой электрической мощности и коэффициента мощности, на котором УРТ самый низкий (фиг.1).

Сущность изобретения поясняется графическими материалами, где

на фиг.1 показана зависимость УРТ от вырабатываемой электрической мощности и коэффициента мощности для судового ДГА, работающего автономно,

на фиг.2 – представлен алгоритм последовательности действий, производимых при осуществлении способа.

На фиг.1 представлена зависимость для ДГА с бесщеточным синхронным генератором HF С6506-14Е фирмы Hyundai и дизелем MAHB8W6L23/30H с частотой вращения 720 об/мин при cosφ=1, построенная по данным заводских испытаний перед вводом в эксплуатацию (в паспортных данных приведены результаты испытаний при разной активной электрической нагрузке (cosϕ=l) с указанием выходной мощности дизеля РД, кВт, выходной мощности генератора РГ, кВт, КПД генератора ηГ, %, расхода топлива Q, кг/ч и номинальных значениях мощности дизеля РДН=801 кВт и электрической мощности генератора РГН=763 кВт). Участок АВ - область оптимума. Судовые ДГА проектируются таким образом, что минимальный УРТ в процессе эксплуатации достигается, когда ДГА загружен в пределах 65-85% (область оптимума) от номинальной мощности. Более длительная работа в области оптимума в процессе эксплуатации ДГА обеспечивает длительный срок службы ДГА.

Реализация предлагаемого способа происходит следующим образом.

В установившемся режиме работы судового ДГА определяется вырабатываемая им электрическая мощность PГ. Если значение PГ не попадает в область оптимума АВ (фиг.1), определяется разность Δ (кВт) между текущим значением вырабатываемой электрической мощности PГ и значением мощности P0, которой соответствует минимальный УРТ ДГА. После этого к генератору подключается нагрузочное устройство, мощность потребления которого может регулироваться в заданном диапазоне (0 - Δ(кВт). Энергия, вырабатываемая ДГА сверх необходимой, сохраняется посредством нагрузочного устройства в аккумуляторных батареях высокой емкости для последующего использования. После подключения нагрузочного устройства с выставленной мощностью потребления (Δ (кВт) повторно определяется электрическая мощность PГ, вырабатываемая ДГА, и определяется выполнение условия, при котором значение PГ должно находиться в области оптимума АВ.

Ниже приводится пример выполнения способа для ДГА с бесщеточным синхронным генератором HF С6506-14Е фирмы Hyundai и дизелем MAHB8W6L23/30H. По регрессионной зависимости УРТ ДГА от вырабатываемой электрической мощности и коэффициента мощности при текущем техническом состоянии ДГА определяется область, соответствующая минимальному УРТ. 

Регрессионная зависимость УРТ ДГА от вырабатываемой электрической мощности и коэффициента мощности (1)

, (1),

где

(г/кВт⋅ч) – удельный расход топлива ДГА;

Pг (кВт) – мощность синхронного генератора;

Q (кг/ч) – расход топлива;

– коэффициент мощности нагрузки;

k1 ÷ k6 – постоянные коэффициенты, зависящие от технического состояния ДГА: (г/кВт4⋅ч),

(г/кВт3⋅ч),

, (г/кВт⋅ч),

, (г/ ч),

, (г/кВт2⋅ч),

, (г/кВт2⋅ч),

Kг (кВт/А2),

Kд1 (кг/кВт⋅ч),

Kд2 (кг/кВт2⋅ч);

Q (кг/ч) – расход топлива;

U (В) – напряжение генератора;

Qпост (кг/ч) – постоянная составляющая расхода топлива, соответствующая расходу топлива на холостом ходу.

Для рассматриваемого ДГА:

U=400В; КГ=3,11х10-5; КД1=0,139266; КД2=0,42659х10-4; К1=1,79х10-10; К2=5,53х10-11; К3=139,266; K4=103хQпост=17740; K5=0,042659; K6=0,009

Значение cos(φ) принимаем равным 1.

Выражение (1) примет вид

Для полученного выражения минимальный УРТ, равный 199,85 г/кВтхч, будет при значении потребляемой мощности 585 кВт (определяется нахождением экстремумы функции на промежутке от 0 до 800 кВт), что соответствует загрузке генератора в 77%. При загрузке генератора в 42%, что соответствует вырабатываемой мощности в 320 кВт, УРТ будет составлять 211,24 г/кВтхч, что на 11,39 г/кВтхч больше. Разность между мощностью, соответствующей минимальному УРТ, и фактически вырабатываемой, составляет 265 кВт. Подключаемое нагрузочное устройство настраивается на потребление 265 кВт, что приводит степень загрузки ДГА в область оптимума.

Техническая реализация алгоритма действий, представленного на фиг.2, может быть осуществлена в автоматическом режиме в современных судовых программируемых микропроцессорных системах управления, содержащих широкий набор функций, необходимый для управления электроустановками морского базирования. В полуавтоматическом режиме автономная реализация данного алгоритма позволит использовать полученные результаты в качестве поддержки принятия решения обслуживающим персоналом (вахтенным) о необходимости догружение судового ДГА или уменьшения мощности нагрузочного устройства, или его (нагрузочного устройства) отключения. 

Способ позволяет решить проблему обеспечения оптимальной загрузки автономно работающего судового ДГА с учетом регрессионной зависимости УРТ ДГА от вырабатываемой электрической мощности и коэффициента мощности путем догружения ДГА в область оптимума в установившемся режиме при известной мощности нагрузки судовой электростанции.

Предлагаемое изобретение было создано в составе научно-исследовательских работ, проводимых на кафедре «Судовых автоматизированных электроэнергетических систем» ФБГОУ ВО «Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова». Были произведены расчеты, показавшие возможность использования заявляемого способа в судовых энергетических установках и электроэнергетических системах, что с учетом вышеизложенного позволяет сделать вывод о возможности его промышленного применения.

Похожие патенты RU2824176C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАГРУЗКИ МЕЖДУ ПАРАЛЛЕЛЬНО РАБОТАЮЩИМИ СУДОВЫМИ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРНЫМИ АГРЕГАТАМИ 2017
  • Алексеев Николай Андреевич
  • Виноградов Андрей Александрович
  • Кузнецов Сергей Емельянович
RU2645387C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕРАСХОДА ТОПЛИВА В СУДОВЫХ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРНЫХ АГРЕГАТАХ 2019
  • Алексеев Николай Андреевич
  • Виноградов Андрей Александрович
  • Кузнецов Сергей Емельянович
RU2705865C1
Способ повышения эффективности судовой электростанции 2022
  • Миханошин Виктор Викторович
RU2784445C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ СЕТИ АВТОНОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ 2018
  • Широков Николай Викторович
RU2681201C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДА ДЕФЕКТА В СУДОВЫХ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРНЫХ АГРЕГАТАХ 2009
  • Кузнецов Сергей Емельянович
  • Патюченко Андрей Вячеславович
RU2417916C1
Энергетическая установка промыслового судна 2022
  • Кондрашов Юрий Павлович
RU2781439C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕРАБОТОСПОСОБНОГО ГЕНЕРАТОРНОГО АГРЕГАТА 2018
  • Широков Николай Викторович
RU2686103C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ СУДОВОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 2018
  • Широков Николай Викторович
RU2681522C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ СЕТИ АВТОНОМНОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ 2018
  • Широков Николай Викторович
RU2687290C1
Автономная гибридная энергоустановка 2022
  • Усенко Андрей Александрович
  • Дышлевич Виталий Александрович
  • Бадыгин Ренат Асхатович
  • Штарев Дмитрий Олегович
RU2792410C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 824 176 C1

Реферат патента 2024 года СПОСОБ ЗАГРУЗКИ АВТОНОМНО РАБОТАЮЩЕГО СУДОВОГО ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРНОГО АГРЕГАТА

Изобретение относится к области энергетики, а именно к способам загрузки судовых дизель-генераторных агрегатов (ДГА). Технический результат заключается в обеспечении возможности поддерживать оптимальную степень загрузки автономно работающего ДГА, при которой обеспечивается минимальный удельный расход топлива. Такой результат достигается тем, что в способе, основанном на определении регрессионной зависимости удельного расхода топлива (УРТ) ДГА от вырабатываемой электрической мощности РГ и коэффициента мощности cosϕ судовой электростанции (СЭС) при заданной общей нагрузке СЭС и введении результатов измерений в компьютерную модель, содержащую характеристики зависимости УРТ от мощности и коэффициента мощности для ДГА, по которым при текущем техническом состоянии ДГА определяют область, соответствующую минимальному УРТ, в установившемся режиме работы ДГА определяют вырабатываемую им электрическую мощность PГ, при этом, если значение PГ выходит за пределы 65-85% от номинальной мощности, определяют разность Δ (кВт) между текущим значением PГ и значением мощности P0, которой соответствует минимальный УРТ ДГА, после чего к ДГА подключают нагрузочное устройство мощностью потребления Δ (кВт), с возможностью ее регулирования, при этом энергию Δ (кВт) сохраняют в аккумуляторных батареях нагрузочного устройства. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 824 176 C1

Способ загрузки автономно работающего судового дизель-генераторного агрегата (ДГА), основанный на определении регрессионной зависимости удельного расхода топлива (УРТ) ДГА от вырабатываемой электрической мощности РГ и коэффициента мощности cosϕ судовой электростанции (СЭС) при заданной общей нагрузке СЭС и введении результатов измерений в компьютерную модель, содержащую характеристики зависимости УРТ от мощности и коэффициента мощности для ДГА, по которым при текущем техническом состоянии ДГА определяют область, соответствующую минимальному УРТ, отличающийся тем, что в установившемся режиме работы ДГА определяют вырабатываемую им электрическую мощность PГ, при этом, если значение PГ выходит за пределы 65-85% от номинальной мощности P0, определяют разность Δ (кВт) между текущим значением PГ и значением мощности P0, которой соответствует минимальный УРТ ДГА, после чего к ДГА подключают нагрузочное устройство мощностью потребления Δ (кВт), с возможностью ее регулирования в заданных пределах, при этом энергию Δ (кВт) сохраняют в аккумуляторных батареях нагрузочного устройства, после чего повторно определяют PГ для подтверждения выполнения условия, при котором значение PГ находится в пределах 65-85% P0.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2024 года RU2824176C1

СПОСОБ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАГРУЗКИ МЕЖДУ ПАРАЛЛЕЛЬНО РАБОТАЮЩИМИ СУДОВЫМИ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРНЫМИ АГРЕГАТАМИ 2017
  • Алексеев Николай Андреевич
  • Виноградов Андрей Александрович
  • Кузнецов Сергей Емельянович
RU2645387C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДА ДЕФЕКТА В СУДОВЫХ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРНЫХ АГРЕГАТАХ 2009
  • Кузнецов Сергей Емельянович
  • Патюченко Андрей Вячеславович
RU2417916C1
СПОСОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ СИНХРОННЫМ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРОМ 2011
  • Радченко Петр Михайлович
  • Данилович Антон Петрович
RU2488708C2
US 6359421 B1, 19.03.2002
Станок для изготовления деревянных ниточных катушек из цилиндрических, снабженных осевым отверстием, заготовок 1923
  • Григорьев П.Н.
SU2008A1

RU 2 824 176 C1

Авторы

Виноградов Андрей Александрович

Алексеев Николай Андреевич

Сусленникова Елена Юрьевна

Даты

2024-08-06Публикация

2024-03-04Подача