СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ТУРБОМАШИНЫ К АВТОКОЛЕБАНИЯМ Российский патент 2019 года по МПК F04D29/38 

Описание патента на изобретение RU2709236C1

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано при доводке газотурбинного двигателя (ГТД) для обеспечения динамической прочности высоконагруженных лопаток осевых компрессоров.

Автоколебания небандажированного лопаточного венца ГТД, вызванные механической связанностью колебаний, опасны по своим последствиям. Механическая связанность колебаний может возникнуть между изгибной и крутильной формами колебаний, между тяжелыми лопатками и податливым диском, а также между соседними лопатками. При этом может возбудиться тот или иной вид автоколебаний. Для обеспечения устойчивости лопаток к автоколебаниям необходимо снизить механическую связанность колебаний.

Между крутильными и изгибными формами колебаний существует связь, выражающаяся в том, что при изгибных колебаниях возникают деформации кручения и наоборот. Это происходит из-за несовпадения в общем случае центров масс сечений с центрами жесткости тех же сечений и приводит к возникновению изгибно-крутильных колебаний. Такие формы колебаний особенно характерны при близости собственных частот по изгибным и крутильным формам (Динамика и прочность авиационных двигателей и энергетических установок. Учеб. / А.А. Иноземцев, М.А. Нихамкин, В.Л. Сандрацкий. - М.: Машиностроение, 2008. - Т. 4. С. 114.: ил. (Серия: Газотурбинные двигатели).

Вывод об устойчивости лопатки к автоколебаниям делают по значению выбранного критерия устойчивости. Критерий устойчивости может определяться разными зависимостями, представленными графически, в виде формул, таблиц и пр., имеющими свои допустимые значения. Например, известен критерий устойчивости, представляющий собой отношение частот изгибной и крутильной форм колебаний. Вывод об устойчивости к автоколебаниям делают при его значении не менее 20% (Технический перевод ЦИАМ №11721. Вопросы конструирования больших лопаток вентилятора. 1971 г.).

В качестве критерия устойчивости используют, например, коэффициент связанности колебаний, введенный Л.И. Мандельштамом (Мандельштам Л.И. Лекции по теории колебаний. М. Наука, 1972.). Устойчивость лопаток к автоколебаниям подтверждается ее отстройкой от изгибно-крутильной связанности частот за счет их раздвижки (удаления друг от друга).

Например, критерий устойчивости к автоколебаниям и его допустимые значения приведены в источнике Srinivasan A.V. Flutter and resonant vibration characteristics of engine blades. - Paper presented at the International gas turbine and aeroengine congress, Orlando, Florida. - June 2 - June 5, 1997. 36 p. (P. 10).

Известен способ обеспечения устойчивости рабочих лопаток турбомашины к автоколебаниям, при котором отстраивают исходную лопатку от автоколебаний с учетом допустимых конструктивных ограничений, определяют критерий устойчивости, по которому делают вывод об устойчивости к автоколебаниям (описание изобретения к патенту РФ №2184878 МПК F04D 29/38, опубл. 10.07.2002. Бюл. №19).

Отстраивают исходную лопатку от автоколебаний путем выполнения локального утолщения (в виде капли) на выходной кромке на торце пера. Вводят ограничения по массе и объему локального утолщения, которые выбирают расчетным или экспериментальным путем. В качестве критерия устойчивости к автоколебаниям (критерий изгибно-крутильной связанности) используют отношение первой крутильной ко второй изгибной форм колебаний, при этом частота первой крутильной формы колебаний должна быть ниже частоты второй изгибной формы колебаний.

Способ обеспечивает устойчивость лопаточного венца к изгибно-крутильным автоколебаниям на стадии проектирования и требует определения первой и второй изгибной и первой крутильной форм собственных колебаний лопатки и соответствующих им частот.

Известен способ обеспечения устойчивости рабочих лопаток турбомашины к автоколебаниям, при котором отстраивают исходную лопатку от автоколебаний с учетом допустимых конструктивных ограничений, определяют критерий устойчивости, по которому делают вывод об устойчивости к автоколебаниям (описание изобретения к патенту РФ №2533526 МПК F04D 29/38, опубл. 20.11.2014. Бюл. №32).

В известном способе отстройку от автоколебаний выполняют за счет снижения механической связанности форм колебаний путем изгиба пера лопатки в сторону спинки, при этом форма изгиба соответствует первой изгибной форме собственных колебаний исходной лопатки. Вводят ограничения по массовым и габаритным характеристикам лопатки. В качестве критерия устойчивости используют отношение разности частот второй и третьей форм колебаний к среднему значению этих частот, вывод об устойчивости делают при его значении не менее 15%.

Данный способ также повышают устойчивость лопаточного венца к изгибно-крутильным автоколебаниям за счет снижения механической связанности на стадии проектирования и требуют определения частот и форм колебаний лопатки.

Наиболее близким к предлагаемому является способ обеспечения устойчивости рабочих лопаток турбомашины к автоколебаниям, при котором отстраивают исходную лопатку от автоколебаний с учетом допустимых конструктивных ограничений, определяют критерий устойчивости, по которому делают вывод об устойчивости к автоколебаниям (Е.М. Беккер, М.А. Сидоркин, Р.А. Шипов. К вопросу о повышении устойчивости лопаток осевых компрессоров к крутильному флаттеру / Аэроупругость лопаток турбомашин / ЦИАМ. - 1985. -№1127 (3). - С. 115-121).

Снижение механической связанности в способе достигается путем увеличения хорды в тех сечениях лопатки, где это способствует увеличению крутильной жесткости, при этом осевые габариты лопатки в периферийном и втулочном сечениях остаются неизменными («бочкообразная форма» лопатки). Вводят конструктивные ограничения по осевым габаритам (уширению) лопаток. В качестве критерия устойчивости используют число Струхаля, определяемое по частоте собственных колебаний лопатки по крутильной форме.

Для исключения автоколебаний по изгибной форме необходимо, чтобы значение числа Струхаля выбиралось, например, в соответствии с рекомендациями (Srinivasan A.V. Flutter and resonant vibration characteristics of engine blades.- Paper presented at the International gas turbine and aeroengine congress, Orlando, Florida. - June 2 - June 5, 1997. 36p.(P. 10)). В том случае, когда это не удается осуществить рекомендуется использовать или направленную разночастотность, или бандажирование лопаток полками. По этой причине дозвуковые срывные автоколебания на консольных лопатках компрессоров на эксплуатационных режимах в последнее время встречается редко. Исключение могут быть случаи, когда диск является податливым, вследствие чего частоты форм колебаний снижаются, приобретая при этом дополнительную крутильную составляющую колебаний.

Однако данный способ, также как и другие известные способы, применим на стадии проектирования и требует определения частот и форм колебаний лопатки. Кроме того он является дополнительным к введению направленной разночастотности лопаток.

Технической задачей изобретения является повышение устойчивости лопатки к автоколебаниям на стадии доводки ГТД за счет снижения механической связанности колебаний путем оптимизации конструкции лопатки без определения частот и форм колебаний.

Технический результат, достигаемый изобретением - повышение жесткости лопатки за счет сближения центра масс и центра жесткости в сечении лопатки, требующем усиления.

Технический результат достигается тем, что в способе обеспечения устойчивости рабочих лопаток турбомашины к автоколебаниям, при котором отстраивают исходную лопатку от автоколебаний с учетом допустимых конструктивных ограничений, определяют критерий устойчивости, по которому делают вывод об устойчивости к автоколебаниям, в отличие от известного, предварительно для исходной лопатки определяют сечение, требующее усиления, задают допустимую дополнительную массу лопатки, отстраивают исходную лопатку от автоколебаний путем распределения дополнительной массы в области предварительно определенного сечения, при этом в качестве критерия устойчивости используют относительное сближение центра масс и центра жесткости сечения отстроенной лопатки по сравнению с исходной лопаткой, при значении которого не менее заданного делают вывод об устойчивости к автоколебаниям.

Об устойчивости лопатки к автоколебаниям делают вывод при значении критерия устойчивости не менее 0,35.

Способ поясняется чертежами, на которых изображены: фиг. 1 - исходная лопатка с выбранным сечением, фиг. 2 - положение центра масс (х) и центра жесткости (о) выбранного сечения для исходной лопатки, фиг. 3 - положение центра масс (х) и центра жесткости (о) выбранного сечения для отстроенной лопатки.

Способ осуществляют следующим образом.

Исходя из необходимости повышения динамической прочности лопатки (фиг. 1) выбирают проблемное сечение исходной лопатки, требующее усиления - увеличения жесткости. Данное сечение лопатки определяют в процессе доводки ГТД, например, по результатам лабораторных исследований или динамического тензометрирования лопаток (наличие высоких напряжений в проблемном сечении лопатки) или на основании результатов металлургического исследования (наличие признаков многоцикловой усталости) и пр.

Задают допустимую дополнительную массу для исходной лопатки с учетом ограничения по массе, определенного для лопатки, например, конструкторской документацией.

Для выбранного сечения исходной лопатки определяют расстояние между центром масс (х) и центром жесткости (о) (фиг. 2), например, с использованием метода конечных элементов в системе ANSYS (Басков К.А. ANSYS: справочник пользователя. М: ДМК Пресс, 2005. - 640 с.).

Выполняют отстройку исходной лопатки от автоколебаний путем распределения дополнительной массы в области выбранного сечения (фиг. 3). Определяют расстояние между центром масс и центром жесткости выбранного сечения у отстроенной лопатки.

В качестве критерия устойчивости к автоколебаниям используют относительное сближение центра масс и центра жесткости выбранного сечения для отстроенной лопатки по сравнению с исходной лопаткой.

Поскольку уровень вибрационных напряжений при автоколебаниях зависит от степени демпфирования лопаточного венца (прежде всего, от аэродинамического демпфирования при взаимодействии лопаток с потоком и конструкционного демпфирования в замках лопаток), то для разных практических случаев устойчивость лопаток к автоколебаниям может обеспечиваться при различных значениях относительного сближения центра масс и центра жесткости выбранного сечения исходной лопатки (при слабом демпфировании относительное сближение центров больше, чем при высоком). Однако большое сближение центров достигается ценой наращивания большей массы. Поэтому для отстройки от автоколебаний относительное сближение центра масс и центра жесткости в проблемном сечении (требующем усиления) лопатки определяется исходя из допустимой дополнительной массы, которую распределяют в области проблемного сечения лопатки для сближения центров. Поэтому для отстройки лопаточного венца от автоколебаний рекомендуется, чтобы значение критерия устойчивости (заданное) составляло не менее 0,35 (35%). При меньшем относительном сближении центров эффект получается несущественным.

Определяют критерий устойчивости, при значении которого не менее заданного значения делают ввод об устойчивости к автоколебаниям.

Способ был реализован при прочностной доводке ГТД для рабочей лопатки компрессора. Исходя из необходимости повышения динамической прочности лопатки выбрали ее проблемное сечение, требующее усиления (добавления массы): высота расположения сечения (фиг. 1) составляла 32% (28 мм) от подошвы замка. Допустимая дополнительная масса для исходной лопатки по конструкторской документации составила 13 граммов. Для исходной лопатки расстояние между центрами масс и жесткости выбранного сечения приняли за 100%. Выполнили отстройку исходной лопатки от автоколебаний путем распределения дополнительной массы в области выбранного сечения лопатки. Утолщение сечения в сторону корыта распределенное по ширине пера, увеличило площадь сечения лопатки по сравнению с исходной на 22%. Расстояние между центрами для отстроенной лопатки составило 3/4 от соответствующего расстояния для исходной лопатки. Значение критерия устойчивости - относительное сближение центров масс и жесткости выбранного сечения для отстроенной лопатки по сравнению с исходной лопаткой - составило 0,75 (75%) и превысило заданное значение 0,35 (35%). Для рассмотренного случая этого было достаточно для обеспечения устойчивости лопаточного венца к автоколебаниям. Проведенные исследования показали, что такая лопатка обладает достаточным запасом устойчивости к автоколебаниям.

Предлагаемый способ позволяет в процессе прочностной доводки ГТД без определения частот и форм колебаний повысить устойчивость лопаточного венца к автоколебаниям путем распределения допустимой дополнительной массы за счет сближения центра массы с центром жесткости для сечения лопатки, требующего увеличения жесткости исходя из требований динамической прочности.

Похожие патенты RU2709236C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ТУРБОМАШИНЫ К АВТОКОЛЕБАНИЯМ 2013
  • Посадов Владимир Владимирович
  • Посадов Владимир Валентинович
  • Фирсов Андрей Владимирович
RU2533526C1
РАБОЧАЯ ЛОПАТКА ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА 2000
  • Некрасов С.С.
  • Медов Ю.В.
RU2184878C1
ПОЛАЯ ЛОПАТКА ВЕНТИЛЯТОРА 2008
  • Потапов Сергей Давидович
RU2382911C1
СПОСОБ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ЛОПАТОК РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ 2014
  • Посадов Владимир Валентинович
  • Посадов Владимир Владимирович
  • Багров Сергей Владимирович
RU2590983C2
СПОСОБ ОТСТРОЙКИ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ ОТ АВТОКОЛЕБАНИЙ (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Михайлов Александр Леонидович
  • Посадов Владимир Валентинович
RU2317419C2
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ РАСКРУТКИ И АМПЛИТУДЫ КРУТИЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОЛЕБАНИЙ ЛОПАТОК ТУРБОМАШИН И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Данилин Александр Иванович
  • Лофицкий Игорь Вадимович
  • Данилин Сергей Александрович
  • Чернявский Аркадий Жоржевич
  • Серпокрылов Михаил Иванович
  • Арефьева Ольга Викторовна
RU2337330C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ КОЛЕБАНИЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ 2008
  • Посадова Ольга Львовна
  • Фирсов Андрей Владимирович
  • Посадов Владимир Валентинович
RU2395068C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ВИДА АЭРОУПРУГИХ КОЛЕБАНИЙ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ 2009
  • Хориков Анатолий Алексеевич
RU2402751C1
ЛОПАТКА ОСЕВОЙ ЛОПАТОЧНОЙ МАШИНЫ 2012
  • Каримбаев Тельман Джамалдинович
  • Луппов Алексей Анатольевич
  • Макаева Екатерина Александровна
  • Афанасьев Дмитрий Викторович
RU2495255C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСТОТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1968
  • Р. Л. Зайдельман
SU220985A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 709 236 C1

Реферат патента 2019 года СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ТУРБОМАШИНЫ К АВТОКОЛЕБАНИЯМ

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано при доводке газотурбинного двигателя для обеспечения динамической прочности высоконагруженных лопаток осевых компрессоров. Технический результат - повышение жесткости лопатки за счет сближения центра масс и центра жесткости в сечении лопатки, требующем усиления. Технический результат достигается тем, что в способе обеспечения устойчивости рабочих лопаток турбомашины к автоколебаниям, при котором отстраивают лопатку от автоколебаний с учетом допустимых конструктивных ограничений, определяют критерий устойчивости, по которому делают вывод об устойчивости к автоколебаниям. Предварительно для исходной лопатки определяют сечение, требующее усиления, задают допустимую дополнительную массу лопатки, отстраивают исходную лопатку от автоколебаний путем распределения дополнительной массы в области определенного сечения, при этом в качестве критерия устойчивости используют относительное сближение центра масс и центра жесткости сечения отстроенной лопатки по сравнению с исходной лопаткой, при значении которого не менее заданного делают вывод об устойчивости к автоколебаниям. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 709 236 C1

1. Способ обеспечения устойчивости рабочих лопаток турбомашины к автоколебаниям, при котором отстраивают исходную лопатку от автоколебаний с учетом допустимых конструктивных ограничений, определяют критерий устойчивости, по которому делают вывод об устойчивости к автоколебаниям, отличающийся тем, что предварительно для исходной лопатки определяют сечение, требующее усиления, задают допустимую дополнительную массу лопатки, отстраивают исходную лопатку от автоколебаний путем распределения дополнительной массы в области предварительно определенного сечения, при этом в качестве критерия устойчивости используют относительное сближение центра масс и центра жесткости сечения отстроенной лопатки по сравнению с исходной лопаткой, при значении которого не менее заданного делают вывод об устойчивости к автоколебаниям.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что об устойчивости лопатки к автоколебаниям делают вывод при значении критерия устойчивости не менее 0,35.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2709236C1

СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ТУРБОМАШИНЫ К АВТОКОЛЕБАНИЯМ 2013
  • Посадов Владимир Владимирович
  • Посадов Владимир Валентинович
  • Фирсов Андрей Владимирович
RU2533526C1
ЛОПАТКА РАБОЧЕГО КОЛЕСА РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Мовмыга Дмитрий Алексеевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Узбеков Андрей Валерьевич
RU2596915C1
CN 104235062 A, 24.12.2014
Лопатка осевого компрессора 1981
  • Беккер Ефим Моисеевич
  • Гаврилов Сергей Алексеевич
  • Гудков Юрий Карпович
  • Сидоркин Михаил Аркадьевич
  • Шипов Роллан Алексеевич
SU1030581A1

RU 2 709 236 C1

Авторы

Посадов Владимир Валентинович

Посадова Ольга Львовна

Безруков Леонид Александрович

Зафранский Лев Иосифович

Даты

2019-12-17Публикация

2019-02-25Подача