Способ эвакуации пассажиров с ограниченными возможностями в ходьбе из тоннеля метрополитена и устройство для его осуществления Российский патент 2019 года по МПК A61G5/08 B61D15/00 B61D49/00 

Описание патента на изобретение RU2709290C1

Изобретение относится к области подвижного состава метрополитена и может быть использовано при эвакуации из тоннеля метрополитена пассажиров с ограниченными возможностями в ходьбе при возникновении в перегонном тоннеле экстремальных ситуаций, связанных с остановкой поезда.

При рассмотрении технической литературы выявлен ряд технических решений, относящихся к указанной проблематике.

Известен вагон метрополитена, оборудованный устройством для эвакуации пассажиров, включающий размещение в нише торцевой стены пассажирского салона устройства для эвакуации пассажиров, состоящего из снабженных поручнями площадки и складной секционной лестницы, которые шарнирно закреплены на конце Г-образного поворотного рычага с возможностью вращения вокруг него (патент на полезную модель RU 99755, кл. B61D 23/00, опубл. 27.11.2010 г., бюл. №33).

Известно также устройство для аварийного выхода из вагона метро, включающее дверцу, установленную на лобовой части вагона, съемную лестницу и механизм крепления лестницы к лобовой части вагона в рабочем положении (патент на изобретение RU 2641407, кл. B61D 23/00, опубл. 17.01.2018 г., бюл. №2).

Основным недостатком указанных устройств является отсутствие в них технических решений, обеспечивающих возможность эвакуации из тоннеля метрополитена пассажиров с ограниченными возможностями в ходьбе.

Известно нормативно-техническое требование, согласно которому при новом проектировании и реконструкции объектов метрополитена следует предусматривать для инвалидов и маломобильных групп населения (МГН) технические средства или мероприятия, обеспечивающие передвижение в пассажирских зонах и в тоннелях при эвакуации из поезда, остановившегося на перегоне, в соответствии с требованиями нормативных документов (СП 120.13330.2012 «Метрополитены. Актуализированная редакция СНиП 32-02-2003», редакция с изменениями №№1, 2, пункт 5.5.1.1, 2012 г. ).

Недостатками данного нормативно-технического требования являются:

отсутствие конкретных технических решений по способу эвакуации из тоннеля метрополитена пассажиров с ограниченными возможностями в ходьбе;

отсутствие конкретных технических решений по техническим устройствам, используемым для эвакуации из тоннеля метрополитена пассажиров с ограниченными возможностями в ходьбе.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является нормативно-техническое требование, согласно которому для эвакуации из тоннеля метрополитена пострадавших и маломобильных людей следует использовать тележки, которые должны храниться в шкафах, оборудуемых на станциях метрополитена (Организация работы станции метрополитена. Учебное пособие для работников Службы движения (ДСП и ДСЦП). ГУП «Московский метрополитен». Служба профориентации, обучения и развития персонала. Учебно-производственный центр. Москва, 2018 г. ).

Основным недостатком данного нормативно-технического требования является сложность своевременной подачи тележек для эвакуации из тоннеля метрополитена пассажиров с ограниченными возможностями в ходьбе ввиду большой длины перегонных тоннелей и необходимости подачи этих тележек во встречном направлении движения эвакуируемых пассажиров, что, с большой долей вероятности, вызовет заторы и приведет к дополнительному нанесению вреда здоровью эвакуируемых пассажиров.

Задача, решаемая в изобретении, заключается в разработке технологии, обеспечивающей удобство и оперативность эвакуации из тоннеля метрополитена пассажиров с ограниченными возможностями в ходьбе с использованием компактных ручных транспортных средств, предназначаемых для оснащения поездов метрополитена.

Технический результат изобретения заключается в повышении возможностей для своевременной и безопасной эвакуации из тоннеля метрополитена пассажиров с ограниченными возможностями в ходьбе.

Поставленная задача решается, а технический результат достигается в результате того, что способ эвакуации пассажиров с ограниченными возможностями в ходьбе из тоннеля метрополитена заключаются в том, что:

- для обеспечения удобства и оперативности эвакуации пассажиров с ограниченными возможностями в ходьбе используют компактные ручные транспортные средства (рельсовые складные тележки), которые в сложенном положении помещают в пеналы, закрепляемые на лобовой части каждого головного вагона поезда (например, по четыре пенала);

- после остановки поезда в тоннеле метрополитена поочередно открывают пеналы, достают из каждого из них рельсовую складную тележку и приводят ее в рабочее положение;

- помещают на рельсовую складную тележку пассажиров с ограниченными возможностями в ходьбе;

- перемещают вручную рельсовую складную тележку к близлежащей платформе станции метрополитена и перегружают на нее пассажиров с ограниченными возможностями в ходьбе;

- повторяют перечисленные действия при эвакуации из тоннеля метрополитена других пассажиров с ограниченными возможностями в ходьбе.

Поставленная задача решается, а технический результат достигается также в результате того, что устройство для эвакуации пассажиров с ограниченными возможностями в ходьбе из тоннеля метрополитена включает корпус рельсовой складной тележки и брезентовое полотнище с прикрепленными к нему складными лагами, причем:

- корпус рельсовой складной тележки содержит две установленные по его краям в продольном направлении складные опорные балки, подвижно соединенные между собой с помощью двух складных поперечин, по две подвижно прикрепленные к каждой складной опорной балке колесные опоры с колесами, при этом каждая складная опорная балка выполнена из двух равных по длине составных частей, соединенных между собой в нижней части рельсовой складной тележки с помощью опорной петли, каждая складная поперечина выполнена в виде коленного соединения из двух равных по длине составных частей, скрепленных между собой на шарнире с возможностью фиксации их на общей прямой линии при приведении корпуса рельсовой складной тележки в рабочее положение, и посредством поворотных осей подвижно соединена с соответствующими составными частями складных опорных балок; для обеспечения компактности корпуса рельсовой складной тележки в сложенном положении коленные соединения складных поперечин установлены по направлению друг к другу, каждая колесная опора с колесом при помощи колесной петли подвижно присоединена к нижней грани соответствующей составной части складной опорной балки с возможностью фиксации ее в рабочем положении;

- брезентовое полотнище выполнено с возможностью перекрытия горизонтальной проекции находящегося рабочем положении корпуса рельсовой складной тележки, к нижней части брезентового полотнища на равном удалении от его соответствующих боковых сторон и друг от друга прикреплены две складные лаги, каждая из которых выполнена из двух равных по длине составных частей.

Изобретение поясняется фиг. 1-7.

На фиг. 1 схематично изображена рельсовая складная тележка в рабочем положении, вид сверху (позиция I а).

На фиг. 2 схематично изображена рельсовая складная тележка в рабочем положении, вид сбоку (позиция I б).

На фиг. 3 схематично изображена рельсовая складная тележка в рабочем положении, вид с торцевой части (позиция I в).

На фиг. 4 схематично изображена рельсовая складная тележка в сложенном положении, вид сверху (позиция II а).

На фиг. 5 схематично изображена рельсовая складная тележка в сложенном положении, вид сбоку (позиция II б).

На фиг. 6 схематично изображена рельсовая складная тележка в сложенном положении, вид с торцевой части (позиция II в).

На фиг. 7 схематично изображено размещение пеналов для складных тележек на лобовой части головного вагона поезда.

На фиг. 1-7 применены следующие обозначения:

1 - складная опорная балка;

2 - колесо;

3 - колесная опора;

4 - колесная петля;

5 - складная поперечина;

6 - складная лага;

7 - брезентовое полотнище;

8 - опорная петля;

9 - рукоятка;

10 - поворотная ось;

11 - шарнир;

12 - пенал.

Способ эвакуации пассажиров с ограниченными возможностями в ходьбе из тоннеля метрополитена и устройство для его осуществления реализуются следующим образом.

Выполняют монтаж корпуса рельсовой складной тележки (не показан). Для этого подвижно соединяют между собой две равные по длине составные части каждой из двух складных опорных балок 1 при помощи опорной петли 8, прикрепляемой к нижней грани каждой из этих составных частей. Две равные по длине составные части каждой из двух складных поперечин 5 соединяют между собой при помощи шарнира 11, образуя в результате коленное соединение с возможностью фиксации этих составных частей на общей прямой линии при приведении корпуса рельсовой складной тележки (не показан) в рабочее положение. Свободные концы складных поперечин 5 присоединяют на поворотных осях 10 к соответствующим составным частям складных опорных балок 1 таким образом, чтобы для обеспечения компактности корпуса рельсовой складной тележки (не показан) в сложенном положении коленные соединения складных поперечин 5 были направлены друг к другу. К нижней грани каждой составной части каждой складной опорной балки 1 присоединяют на колесной петле 4 колесную опору 3 с колесом 2 с возможностью фиксации ее в рабочем положении. Каждое колесо 2 выполняют с двумя бортами по ширине рельса. При этом колесные опоры 3 с колесами 2 устанавливают таким образом, чтобы в сложенном положении они помещались во внутренней полости корпуса рельсовой складной тележки (не показан) и не соприкасались друг с другом. Посередине составных частей первой по ходу движения складной поперечины 5 присоединяют рукоятку 9.

Брезентовое полотнище 7 выполняют с возможностью перекрытия горизонтальной проекции находящегося рабочем положении корпуса рельсовой складной тележки (не показан). К нижней части брезентового полотнища 7 на равном удалении от его соответствующих боковых сторон и друг от друга прикрепляют две складные лаги 6, каждая из которых выполнена из двух равных по длине составных частей.

Корпус рельсовой складной тележки (не показан) и брезентовое полотнище 7 с прикрепленными к нему складными лагами 6 в сложенном положении помещают в пенал 12, закрепленный на лобовой части каждого головного вагона поезда.

После остановки поезда в тоннеле под руководством одного из членов бригады открывают пенал 12 и достают из него корпус рельсовой складной тележки (не показан) и брезентовое полотнище 7 с прикрепленными к нему складными лагами 6.

Составные части складных опорных балок 1 поворачивают до отказа на опорных петлях 8, раздвигают коленные соединения складных поперечин 5 на поворотных осях 10 и шарнирах 11 до фиксации на общей прямой линии их составных частей. Колесные опоры 3 с колесами 2 поворачивают на колесных петлях 4 до их фиксации в рабочем положении.

Устанавливают корпус рельсовой складной тележки (не показан) на рельсы, раскладывают и укладывают на него брезентовое полотнище 7 с прикрепленными к нему складными лагами 6. Края брезентового полотнища 7 закрепляют на крюках (не показаны), установленных на верхних гранях складных опорных балок 1.

Под руководством одного из членов бригады поезда на брезентовое полотнище 7 помещают (сидя и/или лежа) пассажиров с ограниченными возможностями в ходьбе.

К рукоятке 9 прилагают ручные тяговые усилия и перемещают рельсовую складную тележку (не показана) к близлежащей платформе станции метрополитена, где производят перегрузку пассажиров с ограниченными возможностями в ходьбе.

Таким образом, в результате реализации предложенного технического решения обеспечивается возможность повышения своевременности и безопасности эвакуации из тоннеля метрополитена пассажиров с ограниченными возможностями в ходьбе.

Похожие патенты RU2709290C1

название год авторы номер документа
Ограждение для предотвращения падения пассажиров с платформ метрополитена и железной дороги 2019
  • Паутов Валерий Иванович
RU2701367C1
Барьер безопасности для пассажирской платформы метрополитена и железной дороги 2019
  • Паутов Валерий Иванович
RU2701078C1
Платформенное раздвижное ограждение для станций метрополитена 2021
  • Паутов Валерий Иванович
RU2763062C1
Станционное платформенное раздвижное ограждение метрополитена 2021
  • Паутов Валерий Иванович
RU2771395C1
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА С ЛИНЕЙНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ "ТРАНСЛИД-МИИТ" 2001
  • Левин Б.А.
  • Андрияка В.Н.
  • Григорович А.М.
  • Мавлянбеков Ю.У.
RU2206465C1
Устройство для подъёма и спуска людей с ограниченными возможностями в ходьбе по лестничным маршам 2020
  • Паутов Валерий Иванович
RU2727984C1
АВАРИЙНАЯ ВАГОННАЯ ТЕЛЕЖКА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ КУЗОВА ВАГОНА МЕТРО 2016
  • Аверьянов Владимир Валентинович
  • Дроздов Олег Олегович
  • Качалин Игорь Алексеевич
  • Матвеев Александр Анатольевич
  • Шамаев Алексей Александрович
RU2623368C1
ПОДЪЕМНИК 1993
  • Давыдов А.В.
  • Каменев В.Г.
RU2061648C1
Коляска с функцией подъёма по лестницам для людей с ограниченными возможностями в ходьбе 2019
  • Паутов Валерий Иванович
RU2688289C1
Способ возведения трехсводчатой станции метрополитена закрытого способа производства работ пилонного типа 2020
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
  • Фадеева Вера Борисовна
RU2729474C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 709 290 C1

Реферат патента 2019 года Способ эвакуации пассажиров с ограниченными возможностями в ходьбе из тоннеля метрополитена и устройство для его осуществления

Группа изобретений относится к области средств для эвакуации и способам их применения и может быть использовано при эвакуации из тоннеля метрополитена пассажиров с ограниченными возможностями в ходьбе. Устройство для эвакуации уложено в пеналы и крепится на лобовой части головных вагонов. Устройство содержит корпус складной тележки и брезентовое полотнище с прикрепленными к нему складными лагами. Тележка содержит колесные опоры, предназначенные для передвижения по рельсам. При необходимости эвакуации из тоннеля открывают пеналы и собирают тележку. На брезентовое полотнище помещают пассажиров с ограниченными возможностями в ходьбе и перемещают тележку к месту эвакуации. Достигается повышение оперативности эвакуации пассажиров из тоннеля. 2 н.п. ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 709 290 C1

1. Способ эвакуации пассажиров с ограниченными возможностями в ходьбе из тоннеля метрополитена, заключающийся в том, что:

- на лобовой части каждого головного вагона поезда закрепляют пеналы, например, по четыре пенала, в каждый из которых помещают в сложенном положении корпус рельсовой складной тележки и брезентовое полотнище с прикрепленными к нему складными лагами;

- после остановки поезда в тоннеле метрополитена поочередно открывают пеналы и достают из каждого из них корпус рельсовой складной тележки и брезентовое полотнище с прикрепленными к нему складными лагами;

- корпус рельсовой складной тележки приводят в рабочее положение, раскладывая его сначала в продольном, а затем в поперечном направлениях и устанавливают корпус рельсовой складной тележки на рельсы;

- раскладывают брезентовое полотнище с прикрепленными к нему складными лагами и укладывают его на корпус рельсовой складной тележки, размещая складные лаги на складных поперечинах, закрепляют края брезентового полотнища на складных опорных балках корпуса рельсовой складной тележки;

- на брезентовое полотнище помещают сидя и/или лежа пассажиров с ограниченными возможностями в ходьбе;

- с помощью рукоятки вручную перемещают рельсовую складную тележку к близлежащей платформе станции метрополитена и перегружают на нее пассажиров с ограниченными возможностями в ходьбе;

- повторяют перечисленные действия при эвакуации из тоннеля метрополитена других пассажиров с ограниченными возможностями в ходьбе.

2. Устройство для эвакуации пассажиров с ограниченными возможностями в ходьбе из тоннеля метрополитена, характеризующееся тем, что оно включает корпус рельсовой складной тележки и брезентовое полотнище с прикрепленными к нему складными лагами, причем:

- корпус рельсовой складной тележки содержит две установленные по его краям в продольном направлении складные опорные балки, подвижно соединенные между собой с помощью двух складных поперечин, по две подвижно прикрепленные к каждой складной опорной балке колесные опоры с колесами, при этом каждая складная опорная балка выполнена из двух равных по длине составных частей, соединенных между собой в нижней части рельсовой складной тележки с помощью опорной петли, каждая складная поперечина выполнена в виде коленного соединения из двух равных по длине составных частей, скрепленных между собой на шарнире с возможностью фиксации их на общей прямой линии при приведении корпуса рельсовой складной тележки в рабочее положение, и посредством поворотных осей подвижно соединена с соответствующими составными частями складных опорных балок; для обеспечения компактности корпуса рельсовой складной тележки в сложенном положении коленные соединения складных поперечин установлены по направлению друг к другу, каждая колесная опора с колесом при помощи колесной петли подвижно присоединена к нижней грани соответствующей составной части складной опорной балки с возможностью фиксации ее в рабочем положении;

- брезентовое полотнище выполнено с возможностью перекрытия горизонтальной проекции находящегося в рабочем положении корпуса рельсовой складной тележки, к нижней части брезентового полотнища на равном удалении от его соответствующих боковых сторон и друг от друга прикреплены две складные лаги, каждая из которых выполнена из двух равных по длине составных частей.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2019 года RU2709290C1

CN 206705554 U, 05.12.2017
0
SU159263A1
CN 107830807 A, 23.03.2018
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОГО ВЫХОДА ИЗ ВАГОНА МЕТРО 2016
  • Тотиев Александр Казбекович
  • Милованов Иван Геннадьевич
  • Жиганов Александр Николаевич
  • Смирнов Денис Алексеевич
  • Горелов Сергей Александрович
RU2641407C1
US 8683634 B2, 01.04.2014.

RU 2 709 290 C1

Авторы

Паутов Валерий Иванович

Даты

2019-12-17Публикация

2019-04-10Подача